Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр  алам

   /   

Alexander Kalam

   /
             
‘отографи€ јлександр  алам (photo Alexander Kalam)
   

Ўвейцари€

√ражданство: Ўвейцари€

Ѕиографи€

художник.

“ворчество ј.  алама св€зано с рождением нового направлени€ в швейцарской пейзажной живописи, с созданием типа романтизированного эпического альпийского пейзажа.

13.10.2008

¬ швейцарском искусстве начина€ с XVIII века традиционно прин€то выдел€ть две линии, €вл€ющие собой провинциальные ответвлени€ ведущих европейских школ. —уществует даже крайн€€ точка зрени€, котора€ вовсе отказывает Ўвейцарии в существовании самосто€тельного искусства. ≈ще в начале XX века английский художник и критик ћакс Ѕирбом писал о швейцарцах: "ќни не произвели ни одного художника, ни одного музыканта; только придворных, гидов, официантов... Ёто из€щный и бесполезный цветок цивилизации".

ќднако швейцарска€ живопись все же дала истории искусства  онрада ¬итца и ”рса √рафа в эпоху ¬озрождени€, а в XVIII веке портретистов с европейским именем ∆.-Ё. Ћио-тара, ј. √раффа, ј.  ауфман. XIX век принес с собой оживление художественной жизни, расширение контактов не только с ‘ранцией и √ерманией, но и с јвстрией, јнглией, –оссией. —писок известных за пределами страны швейцарских художников пополнилс€ в XIX веке именами √енри ‘юсли, Ўарл€ √лейра, јлександра  алама, јрнольда Ѕеклина, ‘ердинанда ’одлера.

“ворчество ј.  алама св€зано с рождением нового направлени€ в швейцарской пейзажной живописи, с созданием типа романтизированного эпического альпийского пейзажа.  алам изображал в своих произведени€х величественные панорамы горных массивов ("„етыре времени года", ∆енева, ћузей истории и искусства), суровые и неприступные вершины ("ћонтроз", 1843, Ќевшатель, ћузей), непроходимые лесные чащи ("≈ли в горах", ћосква, √ћ»» имени ј.—.ѕушкина), живописные горные озера ("ќзеро четырех кантонов", ∆енева, ћузей истории и искусства). Ќо  алам открыл дл€ живописи не только новый мотив. ќн разработал принципиально новую по сравнению с классическим пейзажем XVII века систему видописани€. »менно ей художник был об€зан своей громкой европейской славой, впрочем, довольно непродолжительной. ∆ивописна€ система пейзажей  алама носила компромиссный характер, соответствующий переходному периоду в европейской живописи середины XIX века. ѕроизведени€  алама соедин€ли в себе романтический мотив естественной, не облагороженной человеком природы и "картинность", эффект живописи с натуры и построение по "законам искусства".

јлександр  алам родилс€ в небольшом городке ¬еве на ∆еневском озере в семье бедного каменотеса. ѕосле смерти отца он перебралс€ в ∆еневу, где сначала обучалс€ семейному ремеслу, а в 1830 году поступил в мастерскую известного художника ‘рансуа ƒидэ. —трого говор€, именно ƒидэ был первым в искусстве Ўвейцарии живописцем романтических и патетических альпийских ландшафтов. Ќо только с по€влением  алама этот тип пейзажа обрел тот вид, который заставил говорить об "альпийской пейзажной школе".  алам быстро превзошел своего учител€, зан€л его место во главе женевской художественной школы и уже в 1837 году выступил в √амбурге с картиной "Ћес около јвранша", котора€ положила начало его стремительному восхождению к славе.

≈вропейское признание пришло к  аламу после того, как на выставке 1839 года в парижском —алоне была показана картина "√роза на ’андеке" (∆енева, ћузей истории и искусства). ќна произвела насто€щую сенсацию, поразив воображение французских зрителей величавой патетикой изображенного буйства стихий и безукоризненным композиционным мастерством. ‘ранцузский путешественник, видевший эту картину дес€ть лет спуст€ уже в ∆еневе, передавал свое впечатление в восторженных славослови€х  аламу и альпийскому пейзажу: " алам питал свой гений созерцанием грандиозной природы. ≈го талант, суровый и строгий, вдохновл€етс€ скорее чувствами, нежели искусством.  акое величественное см€тение! “ак и слышишь, как воет ветер в этих глубоких ущель€х; грозовые тучи нависают над самой землей; а ниже угадываетс€ темна€ голова гиганта, который словно бы вызвал всю эту бурю". "√роза на ’андеке" стала знаменем "школы  алама", образцом целой серии альпийских видов, которыми на прот€жении четверти века художник снабжал ≈вропу.

«алог успеха пейзажей  алама состо€л в узнаваемости деталей, в реалистической достоверности признаков конкретной местности. ќтказавшись от атрибутов классического пейзажа: руин, мифологических персонажей, €ркого ровного солнечного света, -  алам разработал взамен собственные рецепты, создал универсальную пейзажную концепцию. ќн соедин€л в картине уголки разных видов, получа€ в результате некий средний "искусственный" пейзаж ("√орный пейзаж", ѕариж, Ћувр). “ем не менее эти составленные из натурных фрагментов ландшафты с их чисто сценической импозантностью и условной цветовой перспективой, построенной на постепенном разбеливании тона при изображении далей, сохран€ли иллюзию подлинной, "дикой и необузданной" природы. Ёта иллюзи€ достигалась благодар€ тому, что  алам с неизменным мастерством строил "интригу" своих произведений. »гра световых контрастов придавала драматическое напр€жение сочиненному в мастерской виду, сообщала ему дыхание жизни.

 алам имел репутацию "создател€ альпийской живописи, величайшего швейцарского пейзажиста и одного из лучших европейских художников своего века". ќн неоднократно удостаивалс€ наград на международных выставках, в 1842 году был произведен в кавалеры ордена ѕочетного Ћегиона, был избран членом —анкт-ѕетербургской и Ѕрюссельской јкадемий. ’удожник совершал поездки в √ерманию и Ќидерланды (1839), јнглию (1840), ‘ранцию (1842), »талию (1845). ќн изучал творчество голландских пейзажистов XVII века, Ќ.ѕуссена и  .Ћоррена, знакомилс€ с современной английской пейзажной школой, с опытом барбизонцев во ‘ранции. Ќо при этом он оставалс€ верен своей системе синтетического пейзажа, преобража€ по его законам натурные зарисовки разных стран и местностей. ќстрота видени€, точность рисунка, вкус и техническое совершенство  алама про€вились в большей степени в его офортах и литографи€х, где он был не так сильно св€зан тиранической волей разработанного им типа картины.

¬ 50-е годы XIX века вли€ние  алама распространилось широко, почти в каждой европейской стране находились его последователи. ¬ –оссии, например, "школе  алама" принадлежало целое поколение пейзажистов, среди них такие известные в свое врем€ художники, как ј. ». ћещерский, ¬. ƒ. ќрловский, ѕ. ј. —уходольский. ≈вропейские "каламисты" весьма успешно примен€ли приемы швейцарского художника дл€ изображени€ своей национальной природы.

Ћучшие дн€

ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:9962
–идли —котт
ёрий –оманенко - самый опытный космонавт
ѕосетило:6352
ёрий –оманенко
Ѕескрайний космос и Ђ«вездные войныї
ѕосетило:5378
ƒжон ”иль€мс

¬ 1863 году знаменитый живописец отправилс€ на лечение в ћентону, где умер в следующем году от туберкулеза. ¬ 1865 году на посмертной распродаже картин  алама в ѕариже, где оставались в основном небольшие подготовительные этюды и эскизы, общий доход от аукциона составил фантастическую по тем временам сумму в 180 тыс€ч франков. Ќо уже спуст€ дес€тилетие уподобление  аламу стало в художественной критике синонимом порицани€, а полотна некогда прославленного пейзажиста выгл€дели надуманными и условными на фоне дальнейшего развити€ европейской пейзажной живописи.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

 оролева спринта
ѕосетило:17739
Ћюдмила  ондратьева
Ќаталь€ –агозина. Ѕиографи€
ѕосетило:13360
Ќаталь€ –агозина
Ћегенда, рожденна€ в √онконге
ѕосетило:16455
ƒжеки „ан

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru