Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ладимир ‘едосеев

   /   

Vladimir Fedoseev

   /
             
‘отографи€ ¬ладимир ‘едосеев (photo Vladimir Fedoseev)
   

ƒень рождени€: 01.01.1932 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, ———–
¬озраст: 91 год

√ражданство: –осси€

Ўоу портит вкусы зрителей

дирижер

»звестнейший российский дирижер, художественный руководитель Ѕольшого симфонического оркестра им. „айковского ¬ладимир ‘едосеев отмечает в нынешнем сезоне сразу два юбиле€: свое 75-летие и 50-летие творческой де€тельности. „ествовани€ дирижера пройдут и в ћоскве, и на «ападе, где он проводит сегодн€ большую часть времени. ќ том, какой видитс€ ему политическа€ и музыкальна€ жизнь –оссии, почему все труднее остановить процесс сближени€ классической оперы и эстрадного шоу, ¬ладимир ‘≈ƒќ—≈≈¬ рассказал ЂЌовым »звести€мї.

01.11.2007

Ц  ак вы относитесь к тому, что многие оперные певцы и классические музыканты сейчас выступают на стадионах, исполн€ют попул€рную музыку?

¬ладимир ‘едосеев фотографи€
¬ладимир ‘едосеев фотографи€

Ц Ќе вижу ничего плохого в том, что музыканты выступают на стадионах, где их слышит гораздо больше людей, и исполн€ют не только серьезную, но и попул€рную музыку. ¬ советские времена наш оркестр не раз выступал на стадионах. ј Ђ–еквиемї ¬ерди € исполн€л на стадионе в —токгольме: в хоре было 2000 человек, а певцы приехали из 20 стран мира. —лушател€м нравитс€ более свободна€ атмосфера. Ќе зр€ в јнглии так попул€рны променадные концерты в Ђ–ой€л фестивал холлеї. “ам нет кресел, во врем€ концертов публика прогуливаетс€ или стоит, держа в руках бокалы с напитками. Ќа променадных концертах не раз выступали замечательные оркестры и великие дирижеры. »х программы чаще всего построены по принципу сэндвича.

Ц  ак это?

Ц ¬начале звучит попул€рна€ музыка, в середине Ц что-то новое, не знакомое слушател€м, а в конце Ц оп€ть попул€рные произведени€. я считаю, что это гениальна€ традици€. ѕопасть на променадный концерт в јнглии очень престижно. я мечтаю сделать в –оссии что-нибудь подобное, но пока мою идею никто не поддерживает.

Ц «начит, концертов Ѕольшого симфонического оркестра (Ѕ—ќ) в ћоскве, на открытом воздухе, скорее всего, не будет?

Ц ¬се не так безнадежно. ¬ начале сент€бр€ наш оркестр дал на  расной площади концерт с лучшими скрипачами мира. —ейчас мы пытаемс€ устроить в  ремле концерт песен военных лет, восстановив песни и музыку, которые исполн€ли в ту пору. Ќадеюсь, что кто-то из слушателей тоже вспомнит эти песни и будет петь вместе с нами. —овместное хоровое пение, соборность Ц это русска€ историческа€ традици€.

Ц ј вам нравитс€, когда оперные певцы превращают свои концерты в шоу?

Ц Ќет, мне очень не нрав€тс€ попытки оперных певцов привлекать публику не только своим исполнением, а какими-то эффектными штучками. Ётот процесс, к сожалению, трудно остановить, и он наносит большой вред насто€щему классическому искусству. Ќа эстраде шоу гораздо смотритс€ уместнее. ’от€ и там оно портит вкусы зрителей. ћне всегда казалось, что все, о чем € сейчас говорил, Ц это насильственна€ американизаци€ искусства, своего рода культурный секонд-хенд. Ѕоротьс€ с ним почти невозможно, он проникает во все страны. Ќапример, мне очень при€тно слушать негрит€нский джаз, но в јмерике и с местными музыкантами. ј когда наши начинают им подражать, получаетс€ пр€мо противоположный результат.

Ћучшие дн€

Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:123681
Ёрнесто „е √евара
јлександр —окуров: »сконна€ натура кинематографа
ѕосетило:10535
јлександр —окуров
–азработчик пистолета ““ и винтовки —¬“
ѕосетило:9305
‘едор “окарев

Ц я очень удивилась, когда во врем€ концерта на  расной площади, о котором вы говорили, скрипач ћаксим ¬енгеров вдруг встал за дирижерский пульт.

Ц ¬ тот вечер он по каким-то причинам не мог играть на скрипке.  ажетс€, она была не в пор€дке. Ќо выступление ¬енгерова было за€влено в программе концерта, и он спросил мен€: могу ли € участвовать в концерте как дирижер? я согласилс€.

Ц ¬ последнее врем€ многие исполнители-солисты, игравшие на разных инструментах, стали дирижировать оркестрами?

Ц  онечно, каждый из дирижеров вначале был музыкантом и, как правило, играет на каком-нибудь инструменте. Ќо дирижерское искусство даетс€ далеко не каждому, и обучить ему очень трудно, поскольку это довольно таинственна€ професси€.   сожалению, многие известные музыканты считают, что быть дирижером гораздо легче: вместо того чтобы играть на скрипке восемь часов в день, можно посидеть и позаниматьс€ с партитурой.

Ц ¬ чем заключаетс€ тайна профессии дирижера?

Ц ” разных дирижеров по-разному звучит один и тот же оркестр.  онечно, у всех разна€ манера дирижировать, но дело здесь не в движени€х рук, а в чем-то другом. я на прот€жении 33 лет специально занимаюсь тем, чтобы звук оркестра стал теплым, богатым и глубоким. » добиваюсь неплохих результатов не только с нашим оркестром, но и с другими. я выступаю с ними как приглашенный дирижер. Ќо € уезжаю, и звук исчезает.

Ц ¬ чем разница между об€занност€ми руководител€ оркестра в –оссии и на «ападе?

Ц –уководитель оркестра в –оссии в первую очередь администратор, и только потом Ц художник. Ёто ответственный человек, который должен заботитьс€ об услови€х жизни и работы музыкантов, об их зарплатах, все врем€ что-то пробивать и доставать. Ќа «ападе все наоборот: дирижер Ц прежде всего, художник. ¬сем остальным, в том числе и администрированием, занимаютс€ совершенно другие люди. –абота€ в ¬ене, € занималс€ программами, репертуаром и отвечал за качество оркестра. ¬ ћоскве должен делать все сам, от начала и до конца.

Ц Ѕыть музыкантом оркестра на «ападе почетнее, чем в –оссии?

Ц “ам очень много оркестров, и у музыкантов, работающих в них, есть возможность играть в квартетах, трио, ансамбл€х, выступать со своими программами и участвовать в конкурсах. ѕоэтому их хорошо знают слушатели. ” нас музыканты, работающие в оркестре, могут только преподавать.  амерным музицированием занимаютс€ специально созданные дл€ этого коллективы.

Ц ‘инансовое положение у наших музыкантов тоже непростое. ¬ этом году в провинциальных оркестрах даже были забастовки из-за грантов.

Ц ћузыканты забывают, что грант Ц это не зарплата, а преми€ за хорошую работу. Ќе нужно их путать.   тому же грантом оркестра распор€жаетс€ только его художественный руководитель.

Ц ¬ам не хочетс€ снова стать руководителем какого-нибудь западного оркестра?

Ц Ќедавно € получил приглашение возглавить молодежный оркестр ¬ерди в ћилане, но пока раздумываю. Ёто очень больша€ ответственность и работа, отнимающа€ много времени и сил. —ейчас, приезжа€ выступать с ¬енским симфоническим оркестром как приглашенный дирижер, € готовлю свою программу и отвечаю только за нее. “ак работать гораздо легче.

Ц ѕочему у вас до сих пор нет ни своего фестивал€ в ћоскве, ни, к примеру, телепередачи?

Ц я не из тех людей, которые могут ловко все организовать. ” некоторых дирижеров и музыкантов есть еще и административные таланты, а у мен€ их нет.   тому же € не тусовщик и ни в каких компани€х не состою. ” Ѕ—ќ есть фестиваль-конкурс Ђќрфеумї, который раз в два года проходит в ÷юрихе. ¬ рамках фестивал€ наш оркестр дает несколько концертов и представл€ет публике молодых российских и европейских музыкантов.

Ц ¬ последние годы качество звукозаписи становитс€ все лучше и лучше. ¬ы не боитесь, что со временем люди перестанут ходить на концерты, и будут только покупать диски?

Ц ћне кажетс€, что сейчас складываетс€ абсолютно противоположна€ ситуаци€. ¬се большие €понские и немецкие звукозаписывающие фирмы терп€т фиаско, а некоторые вообще исчезают. –ынок перенасыщен запис€ми одинаковых сочинений и похожих друг на друга музыкантов. Ќекоторых артистов рекламируют через записи, но часто оказываетс€, что их голоса или качество исполнени€ не соответствуют запис€м. ” людей все чаще возникает желание больше слушать живую музыку, даже если ее исполнение не всегда идеально.

Ц Ќо ведь меломаны собирают целые коллекции с запис€ми опер.

Ц — запис€ми опер ситуаци€ несколько ина€.  онечно, многие великие певцы ушли, но талантливых людей по-прежнему немало.  роме того, в мире ставитс€ много неизвестных опер, которые незнакомы публике. —имфоническую музыку Ѕетховена она знает гораздо лучше. ѕоэтому ее могут заинтересовать разве что записи √ерберта фон  аро€на (сейчас их снова переиздают).

Ц ѕравда ли, что многие ваши записи исчезли?

Ц ƒа, в советское врем€ мы каждый мес€ц делали определенное количество записей в так называемый Ђ«олотой фондї. „асть из них выпускали на пластинках. ѕосле перестройки в один Ђпрекрасныйї момент они исчезли. Ђ«олотой фондї был огромным: в нем хранились уникальные записи Ўостаковича и ѕрокофьева, великих исполнителей, и все они по непон€тным причинам пропали.

Ц » никто не знает, где они?

Ц  акие-то ловкие люди прибрали их к рукам и продали фирмам, теперь распростран€ют их на «ападе.

Ц ¬ы встречали эти записи в продаже?

Ц ƒа, € за границей видел такие записи. »х продавали по очень дешевой цене. ѕон€тно, что оркестр не получил за это никакого гонорара.

Ц Ќа ваших концертах обычно выступают замечательные певцы. »х имена неизвестны в –оссии, но вс€кий раз оказываетс€, что это насто€щие профессионалы с очень красивыми голосами.  ак вы их выбираете?

Ц ѕевцов нужно не выбирать, за ними нужно просто охотитьс€, чтобы их пригласитьЕ

Ц ј в –оссии сейчас есть хорошие певцы?

Ц ¬ –оссии очень много талантливых людей, наделенных даром петь. Ќо, к сожалению, им приходитс€ нелегко: школа исчезает, дирижеры о них практически забыли, великие концертмейстеры исчезли. ѕевцу приходитс€ пробиватьс€ самосто€тельно: если хватает ума, он чего-то достигает. ѕоэтому срок творческой жизни многих исполнителей сокращаетс€ до минимума. ѕевец уезжает на «апад, где хорошо плат€т, при этом заставл€€ петь разные, совершенно не подход€щие дл€ голоса партии, быстро Ђвыжмутї голос, а потом выбрасывают.

Ц ¬ы следите за тем, что сейчас происходит в –оссии? —мотрите телевизор?

Ц   сожалению, € смотрю только политические программы. —тараюсь пон€ть, что нас сейчас окружает, чего от нас хот€т и что будет дальше. –осси€ дл€ всего мира как бела€ ворона. Ќашу страну не очень люб€т, ее вли€ние хот€т сократить. –азмышлени€ об этом отражаютс€ на моей работе.

Ц Ќо ведь музыка вне политики...

Ц ¬о-первых, она интернациональна. ћы только что приехали из јнглии, где нас встречали, как дорогих гостей. », кроме того, мне кажетс€, что музыка Ц единственный €зык, способный заставить людей помен€ть взгл€ды. ѕоэтому музыкант Ц очень ответственна€ професси€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:9481
јлексей Ѕаталов
„етырехкратный победитель т€желейшего в мире марафона
ѕосетило:10257
ћохамад јхансал
Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:123681
Ёрнесто „е √евара

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru