Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил  леофас ќгинский

   /   

Mihail Oginskiy

   /
             
‘отографи€ ћихаил  леофас ќгинский (photo Mihail Oginskiy)
   

ƒень рождени€: 25.09.1765 года
ћесто рождени€: √узув, , ћазовецкое воеводство ,ѕольша
ƒата смерти: 15.10.1833 года
ћесто смерти: ‘лоренци€, »тали€
¬озраст: 68 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

ѕольский, белорусский и российский политический де€тель, известный композитор, граф.

ѕольский, белорусский и российский политический де€тель, известный композитор, граф.

26.05.2008

ѕолитической де€тельностью зан€лс€ в 1789 году. — 1790 года посол –ечи ѕосполитой в √олландии, с 1791 Ч в јнглии, в 1793Ч1794 -казначей ¬ Ћ. ¬ 1794 году участвовал в белорусско-польском восстании во главе сформированного им батальона егерей. ѕосле поражени€ восстани€ эмигрировал в  онстантинополь, где становитс€ активным де€телем белорусско-польской эмиграции, затем переехал в ѕариж. ¬ ѕариже контактировал с “алейраном и французской директорией с целью восстановлени€ независимости –ечи ѕосполитой. ѕосле ослаблени€ надежд на восстановление независимости и объ€вленной амнистии в 1802 вернулс€ в –оссию и поселилс€ в деревне «алесье на территории современного —моргонского района (Ѕеларусь). ¬ 1807 году встречаетс€ с Ќаполеоном в »талии. ¬ 1810 году ќгинский переезжает в ѕетербург и становитс€ сенатором –оссийский империи, активно занимаетс€ политикой. ¬ 1810Ч1812 годах Ч доверенное лицо императора јлександра I, ѕредлагает последнему проект создани€ ¬еликого кн€жества Ћитовского в составе –оссийской империи, который, однако, был отвергнут.

ћихаил  леофас ќгинский фотографи€
ћихаил  леофас ќгинский фотографи€

¬ 1817 году ќгинский переезжает в ¬ильнюс. ¬ 1823 году пошатнувшеес€ здоровье вынуждает его переехать в »талию, где он прожил последние 10 лет жизни.

 омпозиторский талант про€вилс€ у ќгинского в 1790-е годы. ¬ этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Ќаибольшую известность получил полонез Ђѕрощание с –одинойї (i) (полонез ќгинского) (польск. Pozegnanie Ojczyzny). –€д исследователей также приписывает ќгинскому музыку польского гимна (Jeszcze Polska nie zginęła). ѕроизведени€ ќгинского приобрели большую попул€рность у участников восстани€ 1794 года.

¬ эмиграции композитор продолжает свою творческую де€тельность. — именем Ќаполеона св€зана единственна€ опера ќгинского Ђ«елида и ¬алькур, или Ѕонапарт в  аиреї (1799).

«начительную часть его наследи€ составл€ют фортепианные пьесы: польские танцы -полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

ћихал- леофас ќгинский: Ђя Ч не профессионал в музыкеЕї

ћихал- леофас ќгинский (1765Ч1833) по роду своих зан€тий был дипломатом и политическим де€телем, но с ранней юности увлекалс€ музыкой, прекрасно играл на многих музыкальных инструментах, особенно хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочин€л полонезы, романсы, песни, оперы. ѕолонезы ќгинского Ч известного дипломата и попул€рного композитора Ч в начале XIX века звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издани€ его произведений пользовались большой попул€рностью за границей. –одилс€ ћихал- леофас в имении √узове под ¬аршавой, но сам подтверждал белорусское, или как тогда говорили, литвинское происхождение своего рода. —емь€ ћихала- леофаса принадлежала к высшим аристократическим кругам. ≈го отец јнджей ќгинский (1740Ч1787) был сенатором и послом –ечи ѕосполитой в ѕетербурге, ¬ене и Ѕерлине, а родилс€ в имении “адулино под ¬итебском. » это было не случайно, потому что ¬итебщина со второй половины XVII и на прот€жение всего XVIII века была одним из центров проживани€ представителей рода ќгинских, которые в то врем€ по своему благососто€нию и вли€нию на политическую жизнь –ечи ѕосполитой могли сравнитьс€ только с кн€зь€ми –адзивиллами.

 огда ћихалу- леофасу было 7 лет, его отца назначили чрезвычайным послом –ечи ѕосполитой в ¬ене, и семь€ переехала туда. ќднако уже через год мать вместе с мальчиком вернулась в √узов и с этого времени началось его систематическое обучение. ¬месте с французом-гувернером он изучал иностранные €зыки, гуманитарные и точные науки. ƒл€ зан€тий музыкой к ћихалу- леофасу был приглашен тогда еще молодой 16-летний уроженец Ѕеларуси, а в будущем крупнейший композитор ќсип  озловский, который обучал мальчика игре на клавире и скрипке, а также теории, истории музыки и композиции. ¬месте с  озловским ћихал- леофас посещал в —лониме резиденцию своего более старшего по возрасту родственника известного мецената, композитора, скрипача, арфиста и кларнетиста ћихала- азимира ќгинского. Ёти визиты оказали на юношу большое впечатление и укрепили склонность к музыке.

Ћучшие дн€

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€
ѕосетило:7138
–удольфо ¬алентино
¬ладимир ћа€ковский: –еволюци€, любовь, смерть
ѕосетило:6760
¬ладимир ћа€ковский
–елиги€ и рок
ѕосетило:6466
ѕетр ћамонов

ѕолучив прекрасное домашнее образование и продолжив его в ¬аршаве изучением математики, каллиграфии, романских €зыков и творчества античных писателей, уже в возрасте 19 лет ћихал- леофас ќгинский сделал блест€щую политическую карьеру Ч стал депутатом сейма. ѕозднее он был назначен государственным казначеем Ч великим подскарбием ¬еликого  н€жества Ћитовского (¬ Ћ). ¬ возрасте 23 лет он удостаиваетс€ ордена Ѕелого ќрла.  огда внутренн€€ и внешн€€ политика –ечи ѕосполитой особенно осложн€ютс€, ћихал- леофас становитс€ дипломатом и в 1790 году по поручению корол€ в качестве чрезвычайного посланника выехал в √олландию, а затем со специальным дипломатическим заданием Ч в Ћондон. »нтересно, что приехав в Ћондон и открыв утренние газеты, ћихал- леофас прочитал следующее: Ђ√раф ћ.  . ќгинский, направленный королем ѕольской республики с особо важной миссией в Ћондон, по пути из  але в ƒувр попал с семьей в кораблекрушение. —пастись никому не удалосьї. Ёто была перва€ легенда подобного рода об ќгинском, потом он еще не один раз прочитает в газетах о своей смерти. Ќаиболее распространенной версией его гибели станет та, что композитор застрелилс€ из-за несчастной любви на балу в то врем€, когда оркестр исполн€л его знаменитый полонез Ђѕрощание с –одинойї. ¬ ѕариже даже выйдет альбом полонезов ќгинского, на обложке которого будет нарисован композитор с приставленным к виску пистолетом и беззаботной парой танцоров р€дом. ЂЌичего так не удивл€ло и не потешало мен€, Ч писал позднее ћихал- леофас, Ч как этот экземпл€рї. ¬ √ермании же его полонез был издан под сенсационным названием Ђѕолонез смертиї.

ќднако все это еще будет впереди, а пока постепенно главные интересы ћихала- леофаса концентрируютс€ на музыке и истории. ¬ернувшись из дипломатических путешествий, он создает свой первый полонез. ѕозднее он об этом писал: Ђќсенью 1792 года € создал, точнее сказать, сымпровизировал этот полонез в ¬аршаве, когда впервые испытал чувство, вызванное любовью, которое продолжалось недолго. „увство было тихое, спокойное и счастливое (Е) ћой второй полонез привлек больше внимани€. «натоки предсказывали, что € произведу реформу, развива€ модул€цию в полонезах, которые в нашей стране попул€рны лишь как светские танцы, что в полонезах можно сохранить национальный характер, воплоща€ в них певучесть, выразительность, вкус и чувствої.

¬ марте 1794 года в –ечи ѕосполитой началось восстание, которым руководил “адеуш  остюшко. √раф ћихал- леофас ќгинский Ч гор€чий его сторонник. ќн был избран в Ќациональный —овет, на одном из заседаний которого он за€вил: Ђќтдаю на благо –одины свои имущество, труд и жизньї. Ќа свои средства он сформировал большой вооруженный отр€д, которым сам и командовал. —таринный герб ќгинских он заменил щитом с девизом: Ђ—вобода. —тойкость. Ќезависимостьї. ¬ одном из писем жене Ч »забелле ќгинской Ч он просил ее быть бережливой, поскольку деньги нужны дл€ восстани€, дл€ содержани€ отр€да. ѕисьмо он адресовал не Ђкн€гинеї, а Ђгражданкеї. —еб€ называл гражданином и солдатом революции.

ћихал- леофас был начальником повстанцев ¬илкомирского, —венц€нского и Ѕраславского уездов. — тыс€чей кавалеристов и полутора тыс€чами пехотинцев он напал на ƒинабургскую крепость. ќднако нападение не удалось.

¬ это врем€ востребованными оказываютс€ не только ум и храбрость ќгинского, но и его искусство. Ђƒл€ своего отр€да € написал марш на свои слова. Ётот марш с того времени исполн€ли и многие другие пол€ки. я писал также военные патриотические песни, имевшие успех среди товарищей по оружию, возбуждавшие героизм, энергию и энтузиазмї, Ч писал позднее ћихал- леофас.

—амоотверженные и трагические дни восстани€ завершились в но€бре 1794 года. √енерал  остюшко был т€жело ранен, почти всЄ ¬еликое  н€жество Ћитовское включено в состав –оссийской империи, только небольша€ часть земель за Ќеманом досталась ѕрусскому королевству. “айна€ полици€ √абсбургов начала пристально следить за ќгинским, вз€вшим другую фамилию. ¬месте с женой он был вынужден эмигрировать в »талию. Ќекоторое врем€ он пр€талс€ в –име. ѕрибыв в Ќеаполь, в первый же вечер он пошел в оперный театр —ан  арло Ч куда же еще?! “ам из-за своей близорукости он не заметил в толпе зрителей русского посла, с которым был знаком. ѕосол узнал кн€з€, и, зна€, что ему придетс€ сообщить о местоположении ќгинского русской императрице, через третьих лиц предупредил его о гроз€щей опасности. ќгинский уехал в  онстантинополь, потом на его пути Ч ѕариж, √амбург, ¬енеци€ и ¬аршава. ќн по-прежнему думал о возрождении своей –одины, о восстановлении ¬ Ћ и рассчитывал на помощь в этом Ќаполеона Ѕонапарта, в честь которого даже написал оперу Ђ«елис и ¬алькур, или Ѕонапарт в  аиреї.

¬озвращение на –одину оказалось возможным только после амнистии, последовавшей в 1802 году. ћихалу- леофасу была даже возвращена больша€ часть поместий. ¬ 1810 году двор€нство ¬иленской и √родненской губерний решило направить к царю представител€ дл€ совещани€ по экономическим и административным делам кра€. Ётим представителем был избран ћихал- леофас ќгинский. Ёту кандидатуру поддержал и генерал-губернатор ћихаил »лларионович  утузов. ѕо его мнению, кн€зь ќгинский был достоин императорской милости, несмотр€ на то, что по образу своих мыслей раньше и €вл€лс€ врагом –оссии. »мператор јлександр I в июне 1810 года прин€л ќгинского и позже назначил его своим тайным советником и сенатором. ћихал- леофас вошел в высшие круги русской знати. ¬ ѕетербурге его, известного политического де€тел€, дипломата и попул€рного композитора, желали видеть в аристократических салонах. «десь же он встретил и своего бывшего учител€ музыки ќсипа  озловского, который теперь был руководителем музыкальной жизни не только царского двора, но и всей столицы. (ќсип  озловский сочинил музыку праздничного полонеза с хором Ђ√ром победы, раздавайс€ї на торжество, данное кн€зем ѕотемкиным в честь ≈катерины II в “аврическом дворце. Ёто произведение вскоре стало гимном –оссийской империи).

—разу после возращени€ из эмиграции ћихал- леофас поселилс€ в имении «алесье недалеко от —моргони, расположенном на половине пути из ћинска в ¬ильно. «десь он жил на прот€жение 20 лет и превратил свое имение в насто€щий культурный центр, жизнь которого была насыщена музыкальными событи€ми. ¬ «алесье ћихал- леофас построил новый дворец в классическом стиле по проекту профессора архитектуры ¬иленского университета ћихаила Ўульца и разбил парк с оранжереей. —овременники называли «алесье Ђ—еверными јфинамиї. »з ѕетербурга сюда приезжал ќсип  озловский, а также многочисленные музыканты и исполнители. «десь бывали и поэты, писатели, а также ученые ¬иленского университета, почетным членом ученого совета которого был избран ќгинский. (—ледует отметить, что на его средства пополн€лись исторические и естественнонаучные коллекции, он подарил университету телескоп и два микроскопа).

¬се переживани€, надежды, сомнени€ прожитых лет ќгинский повер€л друзь€м и музыке. —егодн€ известно около 60 его фортепианных и вокальных произведений, в том числе 26 полонезов, 4 марша, 3 мазурки, галоп и менуэт. ќднако у ћихала- леофаса было также много неопубликованных или изданных небольшими тиражами произведений, которые еще не найдены. ѕо словам белорусского музыковеда и историка музыки ќльги ƒадиомовой, на формирование музыкальных вкусов ћихала- леофаса ќгинского, Ђнесомненно, повли€ли впечатлени€, полученные в разных странах, однако его творчество наиболее близко слав€нскому музыкальному искусству. Ёта общность про€вилась и в образном содержании, и в музыкальном €зыке его произведений, и в жанровой их направленностиї.

ќ процессе создани€ своих произведений, дл€ которого были характерны черты спонтанности и импровизации, сам ќгинский писал: Ђћне никогда не приходила в голову мысль создать совершенную и научную композицию и посв€тить ей много времени. Ёмоциональный порыв, чувство любви или дружбы, волнение, а иногда и боль или глубока€ печаль диктовали мне характер звуков и модул€ций, которые рисовали все эти эмоциональные переживани€ и правдиво очерчивали состо€ние моей души. ћне редко приходилось вносить изменени€ в мою первую импровизациюї.

ѕри всей своей музыкальной одаренности ћихал- леофас не считал себ€ профессионалом в музыке и подчеркивал любительский характер своего творчества. “ак, в своих Ђѕисьмах о музыкеї он писал: Ђ¬се, что € имею, это хорошее ухо, глубокое чувство гармонии и вкус, которые € воспитал в себе, слуша€ и часто занима€сь хорошей музыкой. ≈сли мне удалось несколько раз сочинить какие-то мелочи, отмеченные похвалами любителей музыки и знаменитыми артистами, если они пару раз взволновали чувствительное сердцеЕ Ч € не могу это приписать ни выдающимс€ способност€м, которых € никогда не имел, ни глубокому знанию музыкиї.

∆изнь ћихала- леофаса оборвалась во ‘лоренции, где он жил последние 10 лет. ”мер он 15 окт€бр€ 1833 года в доме є 1014 на улице Ћегнаоли в окружении своей семьи Ч второй жены-италь€нки и четверых детей. Ќо, по мнению его современников, так тихо не мог уйти из жизни человек, уже при жизни ставший легендой. » тогда возникла еще одна легенда о смерти ќгинского. —огласно ей, жизнь кн€з€ оборвалась трагически.  огда близкие подошли к композитору, который долго сто€л у перил террасы особн€ка, то увидели, что в его груди торчит кинжалЕ

ћихала- леофаса похоронили на монастырском кладбище около храма —анта ћари€ Ќовелла. —пуст€ некоторое врем€ останки композитора были перенесены в костел —анта  роче, в пантеон, где поко€тс€ ћикеланджело, ћакиавелли, √алилей.

M.K.Oginski
milabelieve 14.02.2010 01:18:52
«а один полонез є14 "ѕрощание с родиной" ему надо пам€тники ставить!!!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

 оролева спринта
ѕосетило:17838
Ћюдмила  ондратьева
'„еловек, который сам себ€ сделал'
ѕосетило:11848
√енри ‘орд
ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:10142
–идли —котт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru