Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр —еров

   /   

Aleksandr Serov

   /
             
‘отографи€ јлександр —еров (photo Aleksandr Serov)
   

ƒень рождени€: 11.01.1820 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 01.02.1871 года
–осси€
¬озраст: 51 год

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

–усский музыкальный критик, оперный композитор

—еров вошел в историю русской музыкальной культуры как один из выдающихс€ и разносторонних де€телей 1850Ч1860-х годов. ќсобенно велико историческое значение критической и научно-музыкальной де€тельности —ерова. ѕо-своему разрабатыва€ традиции великих предшественников, использу€ отдельные достижени€ выдающихс€ современных оперных композиторов «апада, —еров упорно развивал новые направлени€ в опере, отвечающие художественным идеалам его времени.

25.10.2006

¬с€ жизнь —ерова была наполнена трудом и борьбой. ќн не любил отступать перед трудност€ми. Ђ¬ступивши в строй, сто€ у бреши, нельз€ покидать своего знамени. —ознава€ даже недостаточность своих сил, нужно боротьс€ до концаї, Ч писал он.

јлександр —еров фотографи€
јлександр —еров фотографи€

јлександр Ќиколаевич —еров родилс€ 11 €нвар€ 1820 пода в ѕетербурге. ƒед —ерова был известным ученым-естествоиспытателем, отец Ч юристом, блест€ще образованным человеком. — раннего детства —еров был приобщен к естественным наукам, живописи, классической литературе.

¬ 1835 году отец —ерова, предназначавший сыну юридическую карьеру, отдал его в ”чилище правоведени€. ≈ще в училище —еров начал серьезно увлекатьс€ музыкой, что очень сильно повли€ло на его дальнейшую судьбу; он занималс€ игрой на фортепиано и виолончели, изучал гармонию, контрапункт, посто€нно посещал симфонические концерты и оперные спектакли.

—еров сблизилс€ с другим молодым правоведом Ч ¬ладимиром ¬асильевичем —тасовым, питавшим также любовь к музыке. ќбщность интересов и стремлений св€зала их на долгие годы. —тасов был первым, поддержавшим в —ерове вспыхнувшее влечение к музыке и утвердившим в нем веру в свои силы.

¬ 1840 году —еров окончил училище правоведени€ и вынужден был поступить на службу в ћинистерстве юстиции. Ќо, затаив в глубине души мечту стать композитором, он упорно продолжал свое музыкальное образование. ¬ 1842 году —еров познакомилс€ с √линкой. ¬еликий композитор тепло и сочувственно отнесс€ к молодому музыканту. Ђќ, с тех пор как € по случаю познакомилс€ с ћ. ». √линкой, € в него верую как в божество!ї Ч восторженно восклицал он. «начительное вли€ние на формирование —ерова как музыканта оказало и произошедшее вскоре знакомство с ƒаргомыжским.

ѕосле п€тилетней службы в ѕетербурге —еров получил назначение в —имферополь. » здесь он, несмотр€ на большую зан€тость, отдает много времени музыке. ќн пишет свою первую оперу Ђћельничиха из ћарлиї, его не удовлетворившую и потому вскоре им самим уничтоженную, начинает работу над оперой Ђћайска€ ночьї, которую впоследствии постигает та же участь. ¬  рыму происход€т встречи —ерова с Ѕелинским, художником јйвазовским, актером ўепкиным. »з —имферопол€ —ерова перевод€т в ѕсков. ќднако де€тельность чиновника настолько угнетает его, так велико его желание стать музыкантом, что он решаетс€ наперекор воле отца бросить службу. ¬ 1850 году он переезжает в ѕетербург и посв€щает себ€ музыкально-критической де€тельности. ≈го первые выступлени€ в журналах Ђ—овременникї и ЂЅиблиотека дл€ чтени€ї относ€тс€ к 1851 году.

ѕодлинный расцвет де€тельности —ерова-критика наступает со второй половины 1850-х годов. ¬ один только 1856 год им написано более шестидес€ти различных трудов, и среди них такой очерк, как Ђћузыка южнорусских песенї (с приложением к статье собственной гармонизации шести украинских народных песен) Ч одно из первых в русском музыкознании подлинно научных исследований по народному творчеству. ¬ 1858 году —еров отправл€етс€ за границу, чтобы непосредственно ознакомитьс€ с новыми €влени€ми зарубежного искусства. ќн знакомитс€ с Ћистом и ¬агнером и рассказывает об этом в необычайно интересных Ђѕисьмах из-за границыї, опубликованных в 1858 Ч 1859 годах.

¬ 1860-х годах —еров создал р€д ценных критических работ, в которых им были поставлены актуальные проблемы развити€ русской музыкальной культуры. ¬ эти годы создавалс€ его капитальный труд Ђ–усска€ народна€ песн€ как предмет наукиї.

Ћучшие дн€

Ћеди ќльга - женщина с 30-сантиметровой бородой
ѕосетило:8470
ƒжейн Ѕарнелл
—ергей ћаковецкий: „еловек, выбравший правильный путь
ѕосетило:7674
—ергей ћаковецкий
ћакс Ћоренс. Ѕиографи€
ѕосетило:3013
ћакс Ћоренс

¬ 1850-е годы он вновь возвращаетс€ к Ђћайской ночиї, а также вынашивает планы создани€ других опер, которые, однако, остаютс€ неосуществленными. Ћишь в возрасте сорока трех лет —ерову удалось закончить свое первое значительное произведение.

¬ 1860 году, под сильным впечатлением от пьесы италь€нского драматурга ƒжакометти Ђёдифьї и игры выступавшей в заглавной роли италь€нской артистки –истори, —еров начал писать оперу на этот сюжет. ѕосле трех лет упорного труда опера была завершена и поставлена в ѕетербурге весной 1863 года.

ќпера Ђёдифьї продолжает традицию патриотической оперы, начало которой было положено Ђ»ваном —усанинымї √линки. ќпера прославл€ет героический подвиг во им€ народа. »менно наличием патриотической идеи, нар€ду с €ркой красочностью и зрелищностью сценического действи€, и объ€сн€етс€ успех оперы у современников —ерова.

¬ Ђёдифиї своеобразно соединились вли€ни€ √линки и французской большой оперы. ¬ли€ние последней про€вилось в драматической остроте отдельных музыкальных эпизодов, в пышности и красочности действи€. ¬ли€ние √линки оказалось более многосторонним. ¬ монументальных массовых сценах действующим лицом €вл€етс€ народ, во им€ которого совершает свой подвиг ёдифь. ¬ первом акте народ показан страдающим, полным отча€ни€ и гнева. ¬ последнем действии, после возвращени€ ёдифи, скорбь смен€етс€ радостным ликованием и славлением.

ƒл€ выражени€ конфликта между двум€ враждующими разнонациональными лагер€ми —еров использовал глинкинский принцип противопоставлени€ двух контрастных музыкальных сфер. »удеи охарактеризованы суровой музыкой, полной напр€женного драматизма; дл€ обрисовки ассирийцев —еров воспользовалс€ восточными интонаци€ми, придав им попеременно оттенок то томной неги, то грубой, необузданной силы. ¬ р€де сцен —еров сумел найти €ркие музыкальные средства дл€ того, чтобы выразить страдани€ и мужество одних, чувственность и дикость других.

ѕремьера прошла с огромным успехом. —еров-композитор сразу завоевал признание публики. ”спех Ђёдифиї окрылил его. ¬ этом же году он начал работу над своей второй оперой, Ђ–огнедаї (оконченной в 1865 году), посв€щенной событи€м из истории ƒревней –уси.

  творческому успеху присоединилось радостное событие в личной жизни в 1863 году —еров женилс€ на своей ученице, одаренной музыкантше, ставшей отныне его верным другом и соратником. B. C. —ерова, жена композитора и мать выдающегос€ русского художника ¬алентина —ерова, стала также музыкальным критиком и композитором. ѕосле смерти мужа она дописала совместно с Ќ. ‘. —оловьевым п€тый акт последней оперы —ерова Ђ¬ражь€ силаї. ќна оставила интересные воспоминани€ о муже и сыне.

ќднако музыкально-общественна€ де€тельность —ерова сопровождалась значительными трудност€ми. ¬ынужденный, как и все передовые де€тели того времени, вести упорную и изнурительную борьбу с реакцией, —еров, в силу целого р€да особенностей своих взгл€дов и свойств личного характера, оказалс€ изолированным от среды современных прогрессивных музыкантов.

¬ зрелые годы —еров резко разошелс€ во взгл€дах со своим бывшим другом и единомышленником —тасовым. ƒл€ —ерова в целом было неприемлемо €рко выраженное новаторство кучкистов, их смелые поиски новых путей развити€ национального искусства. —амые ранние произведени€ Ѕалакирева, –имского- орсакова были доброжелательно встречены —еровым. ќднако по мере того как в сочинени€х композиторов Ђћогучей кучкиї все €вственнее обозначились характерные черты их творческого направлени€, отзывы —ерова становились все более резкими. —тасов же выступал, как известно, в качестве идейного союзника кучкистов и гор€чо пропагандировал их творчество в печати. —о своей стороны, —тасов и композиторы Ђћогучей кучкиї неодобрительно отзывались о творчестве —ерова. Ђёдифьї они считали произведением поверхностным и обвин€ли ее автора в злоупотреблении внешними эффектами.

ќни не могли также простить —ерову увлечени€ ¬агнером и пропаганду его опер, так как считали вагнеровскую реформу противоречащей коренным задачам национального русского оперного искусства.

—еров был в 1860-е годы единственным русским композитором, восторженно приветствовавшим ¬агнера. ќн не только пропагандировал творчество ¬агнера в своих стать€х, но и лично способствовал постановке опер этого композитора на русской сцене.

¬ 1867 году —еров предприн€л вместе с женой попытку основать впервые в –оссии специальную музыкальную газету Ђћузыка и театрї. Ёто было чрезвычайно важным и нужным делом. √азета просуществовала, однако, недолго, так как не нашла поддержки у общественности.

  этому времени относитс€ и возникновение замысла последней оперы —ерова. Ђ¬ражь€ силаї Ч народно-бытова€ опера. ќна содержит разнообразные картины московского быта. «десь показаны и патриархальные нравы купеческой семьи, и бесшабашна€ гульба гостей на посто€лом дворе, и праздничное народное веселье в разгар масленицы. Ќа этом фоне разворачиваетс€ драма купеческого сына ѕетра, его жены ƒаши и √руни Ч дочери хоз€йки посто€лого двора.

—еров стремилс€ сохранить в музыке €ркий народный колорит, присущий литературному источнику оперы Ч пьесе ќстровского ЂЌе так живи, как хочетс€ї. ќн задумал Ђ¬ражью силуї как произведение новаторское, не совсем обычное в музыкально-драматургическом отношении. ¬ письме к ќстровскому композитор писал Ђѕростотой сцены мы свершим с вами великое дело... победим многие предрассудкиї.

∆ела€ придать опере черты народности, —еров сделал песенную форму основой всего музыкального действи€. ѕесн€ Ч куплетна€ или состо€ща€ из двух частей Ч заменила арию, стала главным средством характеристики действующих лиц. Ќебольшие построени€ песенного типа органически влились в музыкальные диалоги; речитативы получили в р€де случаев песенную форму. ѕесн€ пронизала и массовые сцены оперы. Ђ¬ражью силуї можно было бы назвать Ђпесенной оперойї. ѕри этом —еров ввел в оперу песни, звучавшие в низших сло€х городского населени€. ќтдельные народно-бытовые картины принадлежат к числу наиболее €рких страниц оперы, в то врем€ как воплощение психологических переживаний менее удалось —ерову.

–абота над оперой Ђ¬ражь€ силаї совпала с последними годами жизни композитора. Ёто были годы продолжающейс€ интенсивной музыкально-критической и общественной де€тельности. ¬ 1868 году —еров прочел цикл лекций в ћоскве, а в 1870 году присутствовал делегатом от –усского музыкального общества в ¬ене на торжестве по поводу столети€ со дн€ рождени€ Ѕетховена. ќн был полон творческих планов, замышл€л р€д критических статей, с увлечением работал над последними актами Ђ¬ражьей силыї. ќднако напр€женный труд и т€желые переживани€ прошлых лет пагубно сказались на здоровье композитора. 1 феврал€ 1871 года смерть внезапно оборвала его работу.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—авелий  рамаров: ћечты не имеют срока давности
ѕосетило:11686
—авелий  рамаров
ѕервый в истории штраф за скорость
ѕосетило:15976
”олтер јрнолд
ќбличающий нацистов Ђƒневник јнны ‘ранкї
ѕосетило:9110
јнна ‘ранк

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru