Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒоменико —карлатти

   /   

Domeniko Scarlatti

   /
             
‘отографи€ ƒоменико —карлатти (photo Domeniko Scarlatti)
   

ƒень рождени€: 26.10.1685 года
ћесто рождени€: Ќеаполь, »тали€
ƒата смерти: 23.07.1757 года
ћесто смерти: ћадрид, —Ўј
¬озраст: 71 год

√ражданство: »тали€

ћузыка эпохи классицизма

»таль€нский композитор и клавесинист

ќдной из самых мощных и характерных фигур италь€нского искусства XVIII столети€ €вл€етс€ ƒоменико —карлатти. ≈го роль особенно велика в истории фортепианного творчества, в становлении жанра сонаты, в развитии и усовершенствовании сонатной формы.

26.10.2019

ƒоменико —карлатти родилс€ 26 окт€бр€ 1685 году в Ќеаполе. ≈го отец, знаменитый композитор јлессандро —карлатти, был его первым учителем музыки. ќтличными музыкантами были и другие члены семьи - брать€ јлессандро и его сыновь€. »мена не только јлессандро и ƒоменико, но и ѕьетро, “оммазо, ‘ранческо —карлатти были известны в »талии и других странах. ≈ще ребенком ƒоменико выказал блест€щие способности к игре на чембало и органе, а в отроческие годы зан€л должность органиста королевской капеллы в Ќеаполе. ѕосле зан€тий с отцом он совершенствовалс€ в сочинении под руководством композиторов ƒ.√асперини и Ѕ.ѕасквини. ѕервое произведение. принесшее ему известность, - опера Ђќктави€ї, написанна€ в 1703 году.

ƒоменико —карлатти фотографи€
ƒоменико —карлатти фотографи€

ќбрет€ славу в родном городе, а также во ‘лоренции и ¬енеции, где он побывал еще в ранней юности, —карлатти в 1709 году отправилс€ в –им. “ам его виртуозна€ игра получила широкое признание. ќколо дес€ти лет находилс€ он на службе у разных высокопоставленных лиц, покровительствовавших искусству: при римском дворе, дворе королевы польской ћарии, в капелле португальского посланника, в капелле ƒжулиа в ¬атикане.

¬ 1715 году —карлатти стал органистом собора —в. ѕетра и прослужил четыре года на этом посту. ¬скоре по приезде в –им он по€вилс€ в Ђакадемииї ќттобони, где сблизилс€ с √енделем, и эта дружба длилась долгие годы.   этому времени относитс€ создание нескольких опер и различных произведений культовой музыки, которые теперь уже не занимают видного места в наследии —карлатти, а тогда пользовались завидным успехом.

ƒоменико —карлатти фотографи€
ƒоменико —карлатти фотографи€

— 1720-х годов в жизни композитора наступил период странствований по европейским столицам: он побывал в јнглии (возможно, в »рландии), затем отправилс€ в Ћиссабон, где жил с 1721 по 1728 год, ненадолго выезжал на родину, а с 1729 обосновалс€ в ћадриде в качестве придворного капельмейстера. ¬ »спании слава —карлатти достигла апоге€. “ам написал он большую часть тех произведений, которые навсегда обессмертили его им€, - фортепианных (клавирных) сонат. «десь он приобрел и талантливых учеников, восприн€вших его принципы, и создал свою школу, к которой принадлежали выдающиес€ музыканты, в том числе высокоодаренный испанец јнтонио —олер.

Ќо »спани€, ставша€ его второй родиной, не оправдала его надежд. Ќи блистательное мастерство, ни придворна€ служба и покровительство имущих, ни громка€ слава артиста не принесли —карлатти достатка и спокойной, обеспеченной жизни.  оролевский двор, так расточительно и эгоистично эксплуатировавший его гений, отвернулс€ от него, когда он стал старым и больным; сказались и последстви€ его рассе€нной жизни. —карлатти умер в ћадриде 23 июл€ 1757 года, оставив без средств к существованию большую семью. ѕри жизни композитора издана была лишь очень небольша€ часть его сочинений.

ƒоменико —карлатти фотографи€
ƒоменико —карлатти фотографи€

ƒоменико —карлатти написал двадцать опер (Ђќктави€ї, Ђ»фигени€ в јвлидеї, Ђ»фигент в “авридеї, Ђќрландої, Ђ—ильви€ї, ЂЌарциссї и другие), шесть ораторий и кантат, предназначенных дл€ концертного исполнени€, четырнадцать камерных кантат, арий и несколько ориалов церковной музыки. ¬се это - небольша€ и художественно наименее значительна€ часть его творчества. ѕодобно  орелли, он почти всецело посв€тил себ€ клавиру, написал по крайней мере п€тьсот п€тьдес€т сонат! ѕри жизни его - в 1753 году - опубликовано было всего лишь тридцать из них!  омпозитор скромно называл свои создани€ Ђ”пражнени€ми дл€ клавесинаї. “ак же скромны были цели, которые он ставил перед собою, предпринима€ самое издание. ¬ авторском предисловии говоритс€: ЂЌе жди - будь ты дилетант или профессионал - более глубокого смысла в этих произведени€х; бери их, как забаву, чтобы приучить себ€ к технике клавесина... Ѕыть может, они покажутс€ тебе при€тными, и тогда € готов ответить на новые запросы в стиле, еще более при€тном и разнообразномї.

ќднако, вопреки этим словам, речь шла не о забаве, и не об одной только технике клавесинной игры. ¬ Ђпри€тном разнообразииї сонат —карлатти, в их совершенно новом стиле раскрывалс€ перед артистом и публикой глубокий и необъ€тно богатый мир поэтических образов. — несравненной тогда €ркостью и силой они отразили действительность жизни, а вместе с нею запечатлели и облик самого автора.

ƒоменико —карлатти хот€ и походил некоторыми чертами на своих знаменитых предшественников и современников, но во многом от них и отличалс€. ќн отчасти напоминал “артини темпераментом, ¬ивальди - творческим размахом,  орелли - классическим совершенством и сжатостью формы. ѕравда, он не достигал ни масштабов Ђ¬ремен годаї, ни драматизма Ђƒь€вольских трелейї или Ђѕокинутой ƒидоныї, ни величавой и спокойной красоты Ђ–ождественского концертаї. Ќо никто до него не сумел так остро и внимательно вслушатьс€ в плеск и говор народной жизни, поэтически и точно запечатлеть в музыке эмоции, нравы, быт множества совершенно различных людей, - по крайней мере двух стран, с которыми он св€зан был происхождением, трудом, судьбою.

Ћучшие дн€

”ниверсальный игрок
ѕосетило:8732
Ќовак ƒжокович
–ихард ¬агнер: »зменивший принципы оперы
ѕосетило:7337
–ихард ¬агнер
‘ранцузский шансонье
ѕосетило:7178
Ўарль јзнавур

≈го сонаты - это не ЂЁкзерцицииї, но скорее маленькие этюды или жанровые картины народной жизни, могущие подчас соперничать с реалистическими полотнами  араваджо или ћурильо на бытовые темы. ћетод, которым они созданы, совершенно своеобразен. ќн сочетает, казалось бы, пол€рные стороны или элементы, приведенные, однако, силою гени€ к совершенному художественному единству: графически четкий, иногда резкий рисунок - и пламенную €ркость колорита; сочную и терпкую народность музыкального €зыка - и элегантность фактуры; миниатюрность масштабов, сжатость формы - и чрезвычайно интенсивное тематическое развитие; гомофонность склада - и мелодическую насыщенность всей ткани; праздничный концертный блеск - и камерность жанра; подражание звучности щипковых инструментов, особенно лютни, мандолины, испанской гитары - и огромную октавную и аккордовую технику. —оната перерастает возможность клавесина и требует нового, ударного механизма.

≈сть у —карлатти сонаты-каприччо и токкаты; сонаты-пл€ски - головокружительные быстрые хоты, сальтареллы, жиги, форланы. ≈сть у него и сонаты-элегии, песенные и меланхоличные. ≈сть остроумные, пикантные бурлески; комическою суетой и миниатюрностью они напоминают сценки какого-нибудь театра из Ђƒон- ихотаї. ≈сть среди них идиллические пасторали и маленькие драмы, неожиданно возникающие где-нибудь в веселой сутолоке праздника и смываемые потоком звуков, прежде чем вы успеете вслушатьс€ в эти голоса.

ћелодика —карлатти совсем не та величаво и покойно льюща€с€ кантилена вокального типа, котора€ составл€ла едва ли не главное очарование италь€нской скрипичной школы XVII века. ≈е образно-выразительна€ и техническа€ основа - ина€. ћелодические образы ЂЁкзерцицииї, развернутые обычно в очень широком диапазоне, бывают разнообразны: иногда они гибки, округлы, текучи, когда, рассыпа€сь в фигураци€х, взбегают или скольз€т вниз; но больше любит композитор ритмически острый, ломкий рисунок с короткими, остро выразительными фразами, шаловливыми, порою вызывающе-дерзкими бросками на широкие интервалы и в удаленные друг от друга крайние регистры.

–итмическа€ изобразительность —карлатти была дл€ своего времени и инструмента, кажетс€, беспредельной. —охран€€ опору на ритмы танцев и наигрышей, очень часто испанских, он воссоздавал их в сотн€х из€щнейших вариантов, никогда не сковыва€ ими мелодического движени€ и не впада€ в манерность. ≈го ритмические фигуры энергичны, упруги, экспрессивны, естественны. ≈го знаменитые своевольные синкопы, так экстравагантно, на первый взгл€д, перебивающие размер музыки, также народно-пл€сового происхождени€.

Ќовые, свежие краски и приемы клавирного письма применил —карлатти в области гармонии, запечатлев и обобщив здесь многое самобытное и драгоценное, подслушанное им в народной музыке.

≈сть у композитора и сонаты-фуги, не уступающие знаменитым фугам его отца и даже более богатые и совершенные по тематическому развитию.   числу полифонических пьес концертного репертуара, исполн€вшихс€ едва ли не всеми виртуозами мира, принадлежит так называема€ Ђ ошачь€ фугаї.

‘актура этих сонат, разнообразна€, изменчива€, то легка€ и прозрачна€, то массивна€, иногда разреженна€ и хрупка€ вследствие Ђзахватаї крайних регистров инструмента, всегда отделана с таким совершенством и из€ществом, что сама по себе уже доставл€ет исполнителю удовольствие.

Ќо всего €рче новаторство —карлатти и его несравненный талант строител€ формы про€вились в создании старинной сонаты, основанной на двух различных и в особенности на двух контрастных темах. Ёто было большим прогрессивным завоеванием музыкального искусства на пути воплощени€ образов реальной жизни. “о, что ¬ивальди смело, но лишь эпизодически осуществил в некоторых концертах, —карлатти еще смелее перенес в нециклическую форму камерной музыки. ¬ыразительные возможности одночастной сонаты расширились, дыхание жизни ове€ло ее; в ней, как на сцене, вдруг €вились различные образы, характеры, ситуации. ѕравда, все это лишь поверхностно мелькало в оживленном движении без широкого развити€, без драматизма, тем более - без прит€заний на философскую глубину в художественном постижении действительности. » все же положено было начало пути, ведущему от —карлатти к ћоцарту и Ѕетховену.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

'ѕетл€  орбут'
ѕосетило:9691
ќльга  орбут
Ўаварш  арапет€н. Ѕиографи€
ѕосетило:17515
Ўаварш   арапет€н
ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:12996
Ќатали€ ќрейро

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru