Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬иктор Ѕерковский

   /   

Victor Berkovsky

   /
             
‘отографи€ ¬иктор Ѕерковский (photo Victor Berkovsky)
   

ƒень рождени€: 13.07.1932 года
ћесто рождени€: «апорожье, ———–
ƒата смерти: 24.07.2005 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 73 года

√ражданство: –осси€

ѕ»Ў»“≈ ѕ≈—Ќ», ѕ–ќ‘≈——ќ– Ѕ≈– ќ¬— »…!

бард

 онцерт авторской песни шел своим чередом, одни барды под неизменные аплодисменты смен€ли других. ќбъ€вили ¬иктора Ѕерковского - почитатели и знатоки жанра шумно обрадовались. ќстальные зрители про€вили бурную радость чуть позже, когда с удивлением обнаружили, что музыку многих, всем известных песен, сочинил именно Ѕерковский.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

15.03.2006

- "√ренада" и "ѕод музыку ¬ивальди", " онтрабандисты" и "Ќа далекой јмазонке"... ¬иктор, как получилось, что автор песен, ставших хрестоматийными, известен далеко не всем, кто их любит?

¬иктор Ѕерковский фотографи€
¬иктор Ѕерковский фотографи€

- ћногие годы € сочин€л песни, но не исполн€л их - это делали другие замечательные барды и просто певцы. „то-то пели  обзон, ћай€  ристалинска€, Ћев Ѕарашков, јлла …ошпе, ну и, естественно, Ћена  амбурова, чье исполнение было наиболее заметным. Ќо, пока ни по€вилс€ квинтет —ерге€ Ќикитина, песни мои, пожалуй, не имели особой попул€рности. ј в шестьдес€т восьмом году Ќикитин, у которого тогда еще было мало собственных сочинений, сделал программу, полностью состо€вшую из моих - они зазвучали, стали попул€рными. ѕотом одну песню спел ¬избор - и до самой ёриной смерти все считали, что "ѕрекрасна€ волна" написана им. ¬ообще исполнитель всегда более известен, чем автор. ¬ семьдес€т дев€том году до мен€, наконец, дошло, как до барана... “ак это говоритс€?

- ƒо жирафа.

- —пасибо. ƒошло, как до жирафа, что единственна€ возможность донести бардовскую песню до слушател€ - исполн€ть ее самосто€тельно. “ак родилось трио с моим участием. Ёто был, как мне казалось, очень рискованный эксперимент, но, вроде, что-то получилось - и пошло-поехало.

- ћногие песни написаны вами совместно с Ќикитиным.  аким образом вы сочин€ете вместе?  аждый - по нотке?

- ќбъ€снить невозможно: сам не понимаю, как это происходит. Ќо факт - вещь упр€ма€. —начала мы вместе сочинили "ѕод музыку ¬ивальди", потом увлеклись детскими песн€ми. ¬ результате по€вилась наша с —ережей музыкальна€ сказка "јли-баба и сорок разбойников" по блест€щему либретто ¬ени —мехова. ¬последствии фирма "ћелоди€" выпустила двойной альбом с записью нашей сказки.

- ћо€ дочь выросла под эти пластинки.

- ќни до сих пор пользуютс€ спросом. ќдни дети вырастают, другие дорастают - став€т пластинки, слушают двести п€тьдес€т раз, заигрывают "до дыр". ћамы бегут в магазин покупать новые, а тем временем рождаютс€ следующие дети. ѕока была жива фирма "ћелоди€", все увеличивающиес€ детские потребности вполне удовлетвор€лись: тираж пластинки перевалил за два миллиона. », как только мы с Ќикитиным морально подготовились к выходу в свет «олотого диска, "ћелоди€" почила в бозе. “еперь мы думаем о выпуске практически вечного компакт-диска, чтобы внуки и правнуки пели про злого разбойника ’асана. ≈сли говорить серьезно, некоторые фирмы действительно предлагают нам записать сказку на компакт-диск.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

- –аскройте секрет: как человек, не знающий нот, может сочин€ть музыку?

- ¬ам и это известно... ѕеть же может любой, правда?

- —кажем так: петь может любой, кто обладает (или считает, что обладает), музыкальным слухом.

- ≈сли он в принципе может петь, значит, может запросто спеть и свою собственную песню. ¬ данном случае, неважно, обладает ли он слухом и голосом, или нет. ƒальнейшее зависит от степени нахальства. —кромный человек поет дл€ себ€, а нахал начинает приставать к своим друзь€м, круг которых все врем€ расшир€ет, - и в итоге наполн€ет этими друзь€ми, громадные аудитории. “ак получилось и со мной. Ќаглел €, наглел и однажды, обнаглев окончательно, подошел к реб€там из ансамбл€ под названием "‘изтех", и предложил им спеть мою "√ренаду". ќни ее спели пр€мо на радио в попул€рной тогда передаче "— добрым утром" Ќа следующий день...

- ¬ы проснулись знаменитым?

- «наменитой проснулась песн€. јвтора не объ€вили, но €, все равно, очень гордилс€.

- ќднажды € услышала от кого-то из ваших коллег такую фразу: "—ила Ѕерковского в том, что он не испорчен музыкальным образованием"...

- ƒа, € тоже слышал подобное, и не раз. ћне даже сейчас хотелось бы получить нормальное музыкальное образование, но преподавательска€ и научна€ де€тельность отнимали и продолжают отнимать слишком много времени. ”же будучи кандидатом наук, € даже попыталс€ поступить в музыкальную школу. » поступил, вызвав дружный смех всего педагогического коллектива. ѕосме€вшись, но, пон€в, что € - не псих, учител€ довольно усердно мен€ обучали: за год мы прошли четыре класса. ѕотом мне, к сожалению, нужно было уехать по работе в »ндию - и мое музыкальное образование на этом закончилось. »мею четыре класса неполной "церковно-приходской" школы.

- «начит, прав был ќкуджава, когда в интервью "Ћитературной газете", заметил, что "Ѕерковский едва водит трем€ пальцами по гитарным струнам"?

- я действительно не самый виртуозный гитарист, и ќкуджава мен€ часто критиковал: то аккорд нечистый, то бас не тот. ќн всегда говорил, что лучше играть просто (видимо, име€ в виду себ€), но чисто.

- —егодн€ бардов показывают по телевизору, приглашают на разные престижные меропри€ти€. Ќе потер€ла ли авторска€ песн€ свою полузапретную прелесть?

- » сегодн€ наш жанр не слишком тиражируют и не так уж охотно допускают в средства массовой информации. ’от€, конечно, отношение изменилось: при √орбачеве авторска€ песн€ стала легальной. ѕревращение запретного плода в обычный сыграло положительную роль, поскольку первый всегда сладок, а второй должен привлекать не запретностью, а качеством. я думаю, что в последнее врем€ авторска€ песн€ стала одним из жанров официального песенного искусства. ѕо€вилась группа людей, профессионально выступающих на сцене: Ќикитины, ≈горов, ƒолина, ћит€ев со своим замечательным гитаристом “арасовым,  им, еще некоторые. я тоже выступаю в концертах, правда, делаю это гораздо реже других: работы очень много. ј вообще - произошло размежевание жанра. ќсновна€ масса авторов и исполнителей осталась в клубах, на слетах, где "песенна€ поэзи€" - не только элемент творчества, но и средство общени€. ¬ результате и возник разрыв между клубной песней и концертной исполнительской де€тельностью

- ¬ отличие от большинства ваших коллег, вы пишите музыку не на свои, а на чужие стихи. „то при этом говор€т их авторы?

- ќчень мало контактирую с поэтами при написании песни. ѕосто€нно сотрудничаю лишь с ƒмитрием —ухаревым.

- ¬ы ведь часто и выступаете вместе?

- "¬от уж этого - навалом". ќднажды мы выступали с Ќикитиными и —ухаревым в  азани.  онцертов были много, но ни на одном нас правильно не объ€вили: все врем€ путали кого-то с кем-то. ќсобенно доставалось —ухареву. ѕеред очередным концертом он спрашивает у ведущего, точно ли тот знает, кого объ€вл€ть. “от обиженно утверждает, что знает. ¬ыходит на сцену... ¬ общем, правильно назвал только мен€. “огда —ухарев прорываетс€ к микрофону: "¬ам не совсем точно представили нашу команду.   вам действительно приехал, как было верно замечено, ¬иктор Ѕерковский. ј с ним - Ѕулат ќкуджава (показывает на Ќикитина), Ѕелла јхмадулина (кивок в сторону “ани Ќикитиной) и €, јлександр —ергеевич ѕушкин".

- — —ухаревым - пон€тно. ј как складываютс€ отношени€ с другими поэтами, на стихи которых пишите музыку?

- »м показываю уже готовые песни. ¬се поэты, со стихами которых работаю,- исключительно вежливые и деликатные люди. Ќаверное, поэтому, в основном, нахваливают.

- ћожет, просто песни нрав€тс€?

- ¬озможно и так. ¬о вс€ком случае, ƒавид —амойлов нас с моим партнером ƒимой Ѕогдановым всегда приглашал участвовать в своих творческих вечерах. ёрий Ћевитанский тоже хорошо отзываетс€ о моих песн€х, написанных на его стихи (ёрий ƒавидович Ћевитанский был еще жив - ѕ. .). —обственно, мнени€ —амойлова и Ћевитанского вы можете прочесть в аннотаци€х к моим пластинкам. Ќо иногда случаютс€ и непри€тные вещи.  ак-то € по недомыслию пыталс€ подарить ≈втушенко пластинку, где, среди прочих, была и песн€ на его стихи. ќн по-хамски мен€ оборвал, не стал слушать... “ак и не понимаю до сих пор, чем обидел маститого "инженера человеческих душ". ѕризнаюсь, не очень при€тно нарыватьс€ на подобное.

- ј в каких вы отношени€х с другими бардами?

- ¬ очень хороших, а многих просто искренне люблю. —читаю, что любой из них €вл€етс€ досто€нием нашей культуры. ћногие, помимо того, что сочин€ют и поют песни, серьезно занимаютс€ наукой.  онечно, они мне близки. ≈ще и потому, что нас объедин€ет отношение к поэзии и музыке. „асто встречаемс€ на песенных фестивал€х в жюри.  огда-то несколько лет подр€д мы с ёрой ¬избором ездили на знаменитый  рушинский фестиваль. ѕредполагалось, что мы будем сидеть в жюри и, внимательно выслушива€ участников, говорить, что этот мальчик хороший, а тот - плохой. ¬избор это дело круто изменил почти сразу же. ≈жедневно по его сигналу мы с важным видом поднимались - и скрывались на берегу ¬олги, где и провал€лись весь период отбора и отсева. ќрганизаторы фестивал€ немного обижались на нас, но ¬избору прощалось все. «аодно - и мне. я понимаю, конечно, что в жюри нужно работать. ¬о вс€ком случае, когда приходитс€ судить, стараюсь делать это добросовестно. Ќо на берегу ¬олги как-то не очень хочетс€ заниматьс€ серьезным делом. ѕравда, в последнее врем€ система изменилась: происходит предварительный отбор, а потом уже приглашают мен€, и € безжалостно сокращаю кандидатов, счита€, что помогаю этим движению авторской песни.

- Ќу, и как же чувствует себ€ "хрестомати€ авторской песни"?

- Ёто - не обо мне. «наю очень мало песен, обладаю исключительно плохой пам€тью, что, между прочим, вам известно.

- ƒействительно, известно. ѕомню, на одном из концертов, когда вы выступали вместе с ƒимой Ѕогдановым и √алей Ѕочкиной, ƒима заиграл вступление очередной песни, вам бы начинать, но... «на€ обыкновение маэстро Ѕерковского в самый неподход€щий момент забывать слова, √ал€ попыталась исправить положение и начала лихорадочно подсказывать. ¬аша реакци€ превзошла все ожидани€: "√ал€, € мотивчик забыл!"

- Ѕывает, что забываю и мотивчик, а уж слова - как правило.

- Ќо, вид€ в последние годы по телевизору ваши выступлени€ довольно часто, € обратила внимание на то, что камера то и дело "наезжает" на даму, сид€щую в зале и беспрерывно произнос€щую стихи песен Ѕерковского. ƒама - ваш суфлер?

- ќна интересна€?

- ќчень. Ќечто среднее между кустодиевскими и рубенсовскими героин€ми.

- ƒолжен вам признатьс€, что эта дама - мо€ жена. Ќа самом деле, € вообще никаких текстов не помню, но она сидит в зале, поет, € смотрю на ее губы, снимаю с них текст и воспроизвожу. ѕри этом всегда вспоминаю анекдот о том, как директору цирка предложили оригинальный номер: обезь€на поет, крокодил аккомпанирует на ро€ле. ѕораженный директор выражает дрессировщику восхищение и спрашивает, нет ли здесь какого-то секрета. ƒрессировщик признаетс€: "≈сть секрет. Ќа самом деле, крокодил и поет и играет, а обезь€на только раскрывает рот". ¬от и в нашем случае пою не €, а мо€ жена.

- ј сочин€ет песни кто?

-   сожалению, €.

- ѕодсказывать вам слова песен - основное назначение жены?

- Ќе единственное. Ќо все тексты, действительно, помнит. —овсем недавно, в декабре, перед началом концерта € начисто забыл слова одной песни. Ќикто из присутствовавших не мог помочь, пришлось звонить домой ћаргарите. ѕодсказала, вышли на сцену, спели.

- ” каждого ћастера должна быть сво€ ћаргарита?

- ≈сли вы признаете мен€ ћастером, то, как видите, это условие это € соблюдаю.

- ј у ћастера могут быть недостатки?

- Ёто вы у ћаргариты спросите. ” нее красочного и высокохудожественного материала хватит на две ваших страницы.

- Ќо ведь она так любит ваши песни...

- Ёто ее достоинство, а вы спросили о моих недостатках.

- ј какими достоинствами обладаете вы?

- я очень внимателен к своей жене. ј самое главное мое достоинство состоит в том, что не умею писать стихов. Ёто мен€ натолкнуло на открытие, что в русской поэзии, оказываетс€, есть замечательные строки, на которые можно писать музыку.

- ¬ы можете вспомнить, каким образом родилась ваша перва€ песн€?

- ѕопробую. »стори€ эта длинна€, начать ее нужно с моего детства, поскольку тогда € начисто был обделен музыкальной пам€тью, а потом оказалось, что не запоминаю и стихов. ¬прочем, одно стихотворение € выучил: "” Ћукоморь€ дуб зеленый..."

- » дальше знаете?

- „то-то о золотой цепи...

- —пасибо, достаточно.

- —тихотворение это мне попалось на экзамене в п€том классе, а потом - в шестом. ¬ седьмом, к сожалению, "лафа" закончилась, и €, пр€мо скажу, отличником не стал. ≈ще хуже было с украинским €зыком. ѕоследние три года € училс€ в «апорожье, где в то врем€ изучение украинского €зыка было об€зательным и нужно было сдавать экзамен. ¬ моем билете оказалась басн€ "¬олк та €гн€". Ќаписал (вернее, вольно перевел) ее большой поэт Ћ.√лебов, с которым в принципе, можно было совладать, будучи накоротке с Ёзопом, Ћафонтеном и с  рыловом. Ќо € не только с √лебовым, но и с предшествующими ему баснописцами был не очень знаком. –еб€та мне пр€мо на экзамен внесли хрестоматию, и € все два часа потел над этой басней. ¬ыучил, как показалось, на всю жизнь. ¬ышел отвечать - и первую же фразу произнес по-русски: "ягненок в жаркий день пошел к ручью напитьс€". ”чительница, крупна€ украинска€ националистка, позеленела - и, как вы понимаете, "п€терки" € не получил.

- ќчень смешно, но € спросила вас о первой песне.

- я же предупредил, что истори€ будет долгой. Ќаберитесь терпени€. »з-за моей "дыр€вой" пам€ти € никогда не мог спеть ни одной песни, впрочем, и на гитаре играть не умел. ј петь очень хотелось. » вот, уже окончив институт, € приехал работать на завод в свой родной замечательный город «апорожье. ¬ы никогда там не были?  лассный город, советую побывать.

- ¬ы прекрасно знаете, что € тоже родилась в «апорожье. »так, вы приехали туда работать...

- » работал хорошо. ћне подарили гитару, и друг, мастер прокатного стана номер двести восемьдес€т, показал три аккорда: тонику... ладно, вам этого не пон€ть.

- ѕочему это - не пон€ть? я именно три аккорда и знаю: тоника, субдоминанта, доминанта. ¬ам лишь бы человека унизить!

- ѕростите, исправлюсь. ¬ то врем€ € был уже взрослым и даже иногда позвол€л себе выпить что-то вроде водки. ј после того, как выпьешь, петь хочетс€ непереносимо. ¬ы никогда не пробовали?

- ќтчего же - вс€кое случалось. ј что произошло с вами после выпитого?

- я открыл журнал "Ќовый мир", вз€л гитару и, с помощью известных нам с вами трех аккордов, спел все - от начала до конца - к полному восторгу моих друзей. Ёто превратилось в игру.  аждый раз мне приносили новый журнал - и € его пел.

- ¬ы пробовали экспериментировать и с журналом " оммунист"?

- ѕомилуйте! ƒл€ мен€ это был недостижимый уровень, € выбирал что-то попроще. » однажды даже сочинил песенку. ћо€ подруга ее запомнила - и через какое-то врем€ мне пропела. "ѕесн€ шагом, шагом, под британским флагом..." - стихи Ќовеллы ћатвеевой. ѕосле этого € начал кое-что запоминать с помощью друзей, а потом вообще обнаглел - дальше вы знаете.

-  акую из своих песен считаете неудачной?

- Ќет у мен€ таких. Ќеудачные до вас просто не доход€т.

- √осподин Ѕерковский, как вам, при полном отсутствии пам€ти, все-таки, удалось окончить среднюю школу, институт, защитить кандидатскую диссертацию и, наконец, стать профессором?

- ќбъ€сн€ю. ¬ нашей стране стать ученым очень легко. » обладать дл€ этого нужно вовсе не пам€тью, а другими качествами и достоинствами.

-  акими?

- —ейчас расскажу. ƒело в том, что € работал на заводе, где научилс€ прокатывать металл. ¬ ћосковском институте стали и сплавов однажды вдруг решили, что неплохо бы прин€ть на работу практика. ќкончив аспирантуру, € попал в институт. «ащитил кандидатскую, вы€снилось, что иногда еще и лекцию могу прочесть, потом мен€ сделали доцентом. ƒальше наступил момент, когда нужно было кого-то послать работать в »ндию...

- ѕочему послали именно вас?

- ¬озможно потому, что € мог без особой подготовки читать лекции на английском.   тому же, на лице моем написано, что € - простой советский человек из рабочего класса, а это и есть одно из главных качеств, которым должен обладать профессор.

- ¬сегда ли студенты воспринимают вас только как преподавател€ или попадаютс€ любители авторской песни, знающие вас как "человека поющего"?

- —тараюсь, чтобы в рабочей обстановке разговоров о песн€х не возникало. ” нас существует обычай: в сент€бре с новыми студентами встречаетс€ весь профессорско-преподавательский состав кафедры. ¬ прошлом году заведующий кафедрой решил пошутить: "ѕредставл€ю вам профессора Ѕерковского, которого, возможно, вы знаете в другом качестве". јудитори€ начала аплодировать.

- Ѕыло при€тно?

- Ѕыло очень неудобно, поскольку не люблю, когда мен€ выдел€ют.

- ≈сть выход: не пишите песен.

- ¬ыхода уже нет: свершилось. ќднажды в институте проходило какое-то бурное собрание. я выступил с критикой позиции одного коллеги. ¬ своей гневной отповеди, уже использовав против мен€ все аргументы, он прибегнул к последнему: "ј вы, профессор Ѕерковский, лучше пишите песни!" ¬идимо, он хотел мен€ этим у€звить...

- √ерои ваших песен, люди мужественные, часто борютс€ со стихией и побеждают ее. ¬ вашей жизни возникали похожие ситуации?

- ќднажды нас пригласили во ¬ладивосток дл€ участи€ в фестивале "ѕриморские струны". ћы с ƒимой Ѕогдановым и √алей Ѕочкиной в эту поездку вз€ли с собой жен-мужей.

- —воих?

-   сожалению. ≈сли бы мы только знали, что получитс€!

- » что получилось?

- Ќам организовали плавание на €хте. ћы вышли в открытый океан на огромном крейсерском катамаране с мощной командой, котора€ занималась серьезной исследовательской работой. –аспределили об€занности, мне досталс€ второй руль (на катамаране их два). –адио на €хте не было, поэтому штормового предупреждени€ мы не получили. “айфун обрушилс€ на —ахалин, океан заволновалс€. Ўторм был серьезный: €хту поднимало, потом бросало вниз, потом оп€ть поднимало; гребень волны проходил по палубе, накрыва€ всех с головой. “ак продолжалось п€ть часов. ћо€ жена сидела около мачты, сжав ее в объ€ти€х, и смотрела только вперед: едва поворачивала голову в сторону, тут же возникал незапланированный позыв. ¬се остальные тоже бегали к дырке посреди палубы, и только € один со скукой смотрел на происход€щее, но уйти не мог, понима€, что, если кого-то смоет, нужно будет спасать. Ќикого не смыло, но мой руль оторвало, потом начали лопатьс€ ванты, рухнула передн€€ палуба со всем оборудованием и запасами пресной воды. Ќа фоне всеобщей радости и бодрости € пел песню: "ѕо рыбам, по звездам проносит шаланду" и, когда мы проходили мимо острова ¬ерховского, сочинил эпохальные стихи: "” острова ¬ерховского искали труп Ѕерковского". ¬ таком приподн€том состо€нии духа наша команда все-таки сумела, управл€€ практически одними парусами, ввести то, что осталось от катамарана, в тень острова. —тало тихо.  апитан, до этого не проронивший ни слова, разволновавшись, вынес спирт. ј жена его, как оказалось, все врем€ нашей борьбы со стихией находилась в камбузе, где, упершись ногой в стену, пекла блины, которые и вынесла в громадном тазу. ¬се выпили по рюмке, в сильном возбуждении проорали песню "ѕолучилось хорошо", после чего развели костер и начали варить уху из рыбы, которую еще до шторма мне подарили рыбаки. ”ха обещала получитьс€ потр€сающей, но до нее никто не дожил: уснули пр€мо на песке.

- –ассказ довольно мрачный...

- ¬от вам другой, гораздо веселее. ёрий ¬избор был большим мастером розыгрышей. ќднажды мы с ним и еще одним нашим другом, јркадием ћартыновским, решив жить как люди, договорились по средам играть в преферанс. ¬се врем€ "мен€ли дислокацию" - дошла очередь и до моей квартиры, где € жил тогда один.  ак назло, в тот день мен€ вызвал к себе ректор - и € на сорок минут опоздал домой. ¬ ужасе прискакав на "€вочную квартиру", конечно, реб€т уже не застав, обнаружил на двери записку: "...и не звони". —ообразив, что дело плохо, вскочил в машину и помчалс€ к јркадию. ќни сидели там, не попрекнули мен€ ни словом, мы благополучно расписали пулю. ѕрошло врем€. я по-прежнему жил один и, приход€ домой, дверь, естественно, открывал ключом. Ќо однажды случайно подн€л глаза на звонок - и взг€д уткнулс€ в голые провода. «вонка не было. “олько тогда до мен€ дошел истинный смысл написанной ёрой записки.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru