Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ольтер

   /   

Voltaire

   /
             
‘отографи€  ¬ольтер (photo  Voltaire)
   

ƒень рождени€: 21.11.1694 года
ћесто рождени€: ѕариж, ‘ранци€
ƒата смерти: 30.05.1778 года
ћесто смерти: ѕариж, –осси€
¬озраст: 83 года

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


‘илософ-просветитель

‘илософ, романист, историк, драматург и поэт эпохи ѕросвещени€, один из величайших французских писателей.

Ћирика молодого ¬ольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. —ыграл значительную роль в идейной подготовке ‘ранцузской революции конца 18 века. — именем ¬ольтера св€зано распространение в –оссии т.н. вольтерь€нства (дух религи свободомысли€, пафос ниспровержени€ авторитетов).

21.11.2023

¬ќЋ№“≈–, ‘–јЌ—”ј-ћј–» ј–”Ё ƒ≈ (Voltaire, Franois-Mari Arouet de) (1694Ц1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи ѕросвещени€, один из величайших французских писателей. »звестен преимущественно под именем ¬ольтер. –одилс€ 21 но€бр€ 1694 в ѕариже, в семь лет потер€л мать. ≈го отец, ‘рансуа јруэ, был нотариусом. —ын провел шесть лет в иезуитском коллеже Ћюдовика ¬еликого в ѕариже.  огда он в 1711 вышел из коллежа, практически мысл€щий отец устроил его в контору адвоката јллена изучать законы. ќднако юный јруэ гораздо живее интересовалс€ поэзией и драмами, враща€сь в кругу вольнодумцев-аристократов (т.н. Ђќбщество “ампл€ї), объединившихс€ вокруг герцога ¬андома, главы ќрдена мальтийских рыцарей.

 ¬ольтер фотографи€
¬ольтер фотографи€

ѕосле многочисленных житейских передр€г юный јруэ со свойственной ему порывистостью и безогл€дностью прин€лс€ сочин€ть сатирические стихи, которые метили в герцога ќрлеанского. Ёта зате€, естественно, закончилась заточением в Ѕастилии. “ам ему предсто€ло провести одиннадцать мес€цев, и говор€т, что, жела€ скрасить долгие часы в тюремной камере, он положил начало будущей своей прославленной эпической поэме √енриада (Henriade). ≈го трагеди€ Ёдип (Oedipe,1718) имела шумный успех на сцене Ђ омеди ‘рансезї, и ее двадцатичетырехлетний автор был провозглашен достойным соперником —офокла,  орнел€ и –асина. јвтор без ложной скромности добавил к своей подписи аристократическое Ђде ¬ольтерї. ѕод именем ¬ольтер он и достиг славы.

¬ конце 1725 в театре ќпера ¬ольтера оскорбил отпрыск одного из самых родовитых семейств ‘ранции Ц шевалье де –оан-Ўабо. ѕолный иронии ответ ¬ольтера, как можно догадатьс€, был скорее колким, чем тактичным. ƒва дн€ спуст€ последовала нова€ стычка в Ђ омеди ‘рансезї. ¬скоре ¬ольтера, обедавшего у герцога де —юлли, вызвали на улицу, набросились на него и избили, причем шевалье давал указани€, сид€ в карете поблизости. ¬ысокородные при€тели ¬ольтера без колебаний прин€ли в этом конфликте сторону аристократа. ѕравительство решило избежать дальнейших осложнений и упр€тало в Ѕастилию не шевалье, а ¬ольтера. Ёто случилось в середине апрел€ 1726. ѕримерно через две недели его выпустили, поставив условие, что он удалитс€ из ѕарижа и будет жить в изгнании. ¬ольтер решил уехать в јнглию, куда прибыл в мае и где оставалс€ до конца 1728 или ранней весны 1729. ќн с энтузиазмом изучал различные стороны английской жизни, литературы и общественной мысли. ≈го поразили живостью действи€ увиденные на сцене пьесы Ўекспира.

 ¬ольтер фотографи€
¬ольтер фотографи€

¬ернувшись во ‘ранцию, ¬ольтер следующие двадцать лет большей частью жил со своей любовницей мадам дю Ўатле, Ђбожественной Ёмилиейї, в ее замке —ире на востоке страны, у границы Ћотарингии. ќна усердно занималась науками, в особенности математикой. ќтчасти под ее вли€нием ¬ольтер стал интересоватьс€, помимо литературы, ньютоновой физикой. √оды в —ире стали решающим периодом в долгой карьере ¬ольтера как мыслител€ и писател€.¬ 1745 он стал королевским историографом, был избран во ‘ранцузскую јкадемию, в 1746 стал Ђкавалером, допускаемым в королевскую опочивальнюї.

¬ сент€бре 1749 мадам дю Ўатле неожиданно скончалась. Ќесколько лет она, движима€ чувством ревности, хот€, конечно, и благоразумием, отговаривала ¬ольтера прин€ть приглашение ‘ридриха ¬еликого и обосноватьс€ при прусском дворе. “еперь более не было причин отклон€ть это предложение. ¬ июле 1750 ¬ольтер прибыл в ѕотсдам. ѕоначалу его тесное общение с Ђкоролем-философомї внушало только энтузиазм. ¬ ѕотсдаме не было во всех детал€х продуманного ритуала и формальностей, типичных дл€ французского двора, и не чувствовалось робости перед лицом нетривиальных идей Ц если они не выходили за пределы частного разговора. Ќо вскоре ¬ольтеру стала в т€гость об€занность править французские писани€ корол€ в стихах и прозе. ‘ридрих был человеком резким и деспотичным; ¬ольтер был тщеславен, завидовал ћопертюи, поставленному во главе королевской јкадемии, и, невзира€ на приказани€ монарха, добивалс€ своих целей в обход установленных пор€дков. —толкновение с королем становилось неизбежным. ¬ конце концов, ¬ольтер ощутил себ€ счастливым, когда ему удалось вырватьс€ Ђиз львиных когтейї (1753).

ѕоскольку три года назад он, как считалось, сбежал в √ерманию, ѕариж был дл€ него теперь закрыт. ѕосле долгих колебаний он обосновалс€ в ∆еневе. ќдно врем€ зиму он проводил в соседней Ћозанне, обладавшей собственным законодательством, потом купил средневековый замок “орне и еще один, более современный, Ц ‘ерне; они находились близко один от другого, по обе стороны французской границы. ќколо двадцати лет, с 1758 по 1778, ¬ольтер, по его словам, Ђцарилї в своем маленьком королевстве. ќн устроил там часовые мастерские, гончарное производство, производил опыты с выведением новых пород скота и лошадей, испытывал разные усовершенствовани€ в земледелии, вел обширную переписку. ¬ ‘ерне приезжали из самых разных краев. Ќо главным было его творчество, обличавшее войны и гонени€, вступавшеес€ за несправедливо преследуемых Ц и все это с целью защитить религиозную и политическую свободу. ¬ольтер Ц один из основоположников ѕросвещени€, он Ц провозвестник пенитенциарной реформы, осуществленной в годы ‘ранцузской революции.

¬ феврале 1778 ¬ольтера уговорили вернутьс€ в ѕариж. “ам, окруженный всеобщим поклонением, невзира€ на открытое нерасположение Ћюдовика XVI и испытыва€ прилив энергии, он увлекалс€ одним начинанием за другим: присутствовал в Ђ омеди ‘рансезї на представлении своей последней трагедии »рина (Irene), встречалс€ с Ѕ.‘ранклином, предложил јкадемии подготовить все статьи на Ђјї дл€ нового издани€ ее —ловар€. —мерть настигла его 30 ма€ 1778.

—очинени€ ¬ольтера составили в известном издании ћолана п€тьдес€т томов почти по шестьсот страниц каждый, дополненные двум€ большими томами ”казателей. ¬осемнадцать томов этого издани€ занимает эпистол€рное наследие Ц более дес€ти тыс€ч писем.

Ћучшие дн€

¬с€кий человек способен прожить более ста лет
ѕосетило:11427
ѕоль Ѕрэгг
ƒавид √оффен. Ѕиографи€
ѕосетило:9886
ƒавид √оффен
“ом ”эйтс: √ений-экспериментатор
ѕосетило:7444
“ом ”эйтс

ћногочисленные трагедии ¬ольтера, хот€ они в большой степени способствовали его славе в 18 в., ныне мало читаютс€ и в современную эпоху почти не ставились на сцене. —реди них лучшими остаютс€ «аира (Zare, 1732), јльзира (Alzire, 1736), ћагомет (Mahomet, 1741) и ћеропа (Mrope, 1743).

Ћегкие стихи ¬ольтера на светские темы не утратили блеска, его стихотворные сатиры все так же способны у€звить, его философские поэмы демонстрируют редкую способность полностью выражать идеи автора, нигде не отступа€ от строгих требований поэтической формы. —реди последних наиболее важны ѕослание к ”рании (Eptre Uranie, 1722) Ц одно из первых произведений, обличающих религиозную ортодоксию; —ветский человек (Mondain, 1736), шутливое по тону, однако вполне серьезное по мысли обоснование преимуществ жизни в роскоши перед самоограничением и опрощением; –ассуждение о человеке (Discours sur l'Homme, 1738Ц1739); ѕоэма о естественном законе (–ome sur la Loi naturelle, 1756), где речь идет о Ђестественнойї религии Ц тема в ту пору попул€рна€, но опасна€; знаменита€ ѕоэма о гибели Ћиссабона (Pome sur le Dsastre de Lisbonne, 1756) Ц о философской проблеме зла в мире и о страдани€х жертв ужасного землетр€сени€ в Ћиссабоне 1 но€бр€ 1755. –уководству€сь благоразумием и вн€в советам друзей, ¬ольтер, однако, придал заключительным строкам этой поэмы умеренно оптимистическое звучание.

ќдним из высших достижений ¬ольтера €вл€ютс€ его труды по истории: »стори€  арла XII, корол€ Ўвеции (Histoire de Charles XII, roi de Sude, 1731), ¬ек Ћюдовика XIV (Sиcle de Louis XIV, 1751) и ќпыт о нравах и о духе народов (Essai sur les moeurs et l'esprit des nations, 1756), сначала называвшийс€ ¬сеобща€ истори€. ќн внес в исторические сочинени€ свой замечательный дар €сного, увлекательного повествовани€.

ќдно из ранних произведений ¬ольтера-философа, заслуживающее особого внимани€, Ц ‘илософские письма (Les Lettres philosophiques, 1734). Ќередко его называют также ѕисьмами об англичанах, поскольку в нем непосредственно отразились впечатлени€, вынесенные автором из пребывани€ в јнглии в 1726Ц1728. — неизменной проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан, английскую систему управлени€, парламент. ќн пропагандирует прививки от оспы, представл€ет читател€м философа Ћокка, излагает основные положени€ ньютоновой теории земного прит€жени€, в нескольких остро написанных абзацах характеризует трагедии Ўекспира, а также комедии ”.”ичерли, ƒ. ¬анбру и ”. онгрива. ¬ целом лестна€ картина английской жизни таит в себе критику вольтеровской ‘ранции, проигрывающей на этом фоне. ѕо этой причине книга, вышедша€ без имени автора, тут же была осуждена французским правительством и подверглась публичному сожжению, что только способствовало попул€рности произведени€ и усилило его воздействие на умы. ¬ольтер отдал должное умению Ўекспира строить сценическое действие и оценил его сюжеты, почерпнутые из английской истории. ќднако как последовательный ученик –асина он не мог не возмутитьс€ тем, что Ўекспир пренебрегает классицистским Ђзаконом трех единствї и в его пьесах смешиваютс€ элементы трагедии и комедии.

“рактат о веротерпимости (Trait sur la tolrance, 1763), реакци€ на вспышку религиозной нетерпимости в “улузе, представл€л собой попытку реабилитировать пам€ть ∆ана  аласа, протестанта, который пал жертвой пыток. ‘илософский словарь (Dictionnaire philosophique, 1764) удобно, в алфавитном пор€дке излагает взгл€ды автора на природу власти, религии, войны и многие другие характерные дл€ него идеи. Ќа прот€жении своей долгой жизни ¬ольтер оставалс€ убежденным деистом. ќн искренне симпатизировал религии нравственного поведени€ и братской любви, не признающей власти догм и преследований за инакомыслие. ѕоэтому его привлекали английские квакеры, хот€ многое в их обиходе казалось ему забавным чудачеством.

»з всего написанного ¬ольтером более всего известна философска€ повесть  андид (Candide, 1759). ¬ стремительно развивающемс€ рассказе описаны превратности судьбы наивного и простодушного молодого человека по имени  андид.  андид училс€ у философа ѕанглоса (букв. Ђодни словаї, Ђпустозвонї), внушавшего ему, вслед за Ћейбницем, что Ђвсе к лучшему в этом лучшем из возможных мировї. ћало-помалу, после повтор€ющихс€ ударов судьбы,  андид проникаетс€ сомнением насчет верности этой доктрины. ќн воссоедин€етс€ со своей возлюбленной  унигундой, котора€ из-за перенесенных невзгод стала уродливой и сварливой; он вновь р€дом с философом ѕанглосом, который, хот€ и не столь уверенно, исповедует все тот же самый взгл€д на мир; его небольшое общество составл€ют еще несколько персонажей. ¬се вместе они организуют неподалеку от  онстантинопол€ маленькую коммуну, в которой торжествует практична€ философи€, об€зывающа€ каждого Ђвозделывать свой садї, выполн€€ необходимую работу без чрезмерно усердного вы€снени€ вопросов Ђпочемуї и Ђдл€ какой целиї, без попыток разгадать неразрешимые умозрительные тайны метафизического толка. ¬есь рассказ кажетс€ беспечной шуткой, а его ирони€ скрывает убийственное опровержение фатализма.

»з светского приличи€
¬€чеслав –ындин 15.02.2008 12:34:13
‘. ¬ольтеру, свободно мысл€щему французу


—кромны на столько Ц на сколь учтивы,
¬се, почитающие ¬ас Ц с ума сошли,
Ќе просто так Ц ¬ы сказочно красивы,
¬сех очаровательностью превзошлиЕ

ƒовлеют светского приличи€ мотивы,
 уб цветов благоуханных уже в пути,
ћы Ц красноречивы, а ¬ы весьма умны,
—нимите ж т€жесть с тающей грудиЕ

“репещут в теле сердечные надрывы,
–ваные стократ внутри раненой души,
—кажите честно, иль ¬ами мы любимы
» ставить многоточие в конце строки?!

14.02.08




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:11209
ћаркиз ƒе —ад
јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:15523
јлександр ¬асилевский
¬с€кий человек способен прожить более ста лет
ѕосетило:11427
ѕоль Ѕрэгг

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru