Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬иктор Ўкловский

   /   

Viktor Shklovsky

   /
             
‘отографи€ ¬иктор Ўкловский (photo Viktor Shklovsky)
   

ƒень рождени€: 24.01.1893 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 05.12.1984 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 91 год

√ражданство: ———–
—оцсети:


Ѕиографи€

–усский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист.

русский литературовед, критик, теоретик литературы, прозаик, журналист, сценарист, теоретик кино. ќтец Ц Ѕорис ¬ладимирович Ўкловский, преподаватель, содержавший до революции Ђторговую школуї, а также математические Ђкурсы дл€ взрослыхї, после революции профессор ¬ысших артиллерийских курсов. ћать Ц ¬арвара  арловна Ўкловска€ (урожд. Ѕундель), домашн€€ хоз€йка. ƒ€д€ по отцовской линии Ц »саак ¬ладимирович Ўкловский (псевд. ƒионео), критик и публицист, с дореволюционных времен живший за границей.

24.07.2006

Ўкловский рано про€вил интерес к искусству (по собственному признанию, еще в гимназии он писал прозаические сочинени€ и работы по теории прозы). ѕерва€ публикаци€ увидела свет в журнале Ђ¬еснаї Ќ.√.Ўебуева (1908).

—менил несколько учебных заведений, прежде чем окончил гимназию и поступил на филологический факультет ѕетербургского университета, где проучилс€ три года, параллельно занима€сь в художественной школе Ћ.¬.Ўервуда.

23 декабр€ 1913 в литературно-артистическом кабаре ЂЅрод€ча€ собакаї Ўкловский прочел доклад ћесто футуризма в истории €зыка, из которого выросла затем концепци€ развити€ литературы, разрабатываема€ им в течение жизни. Ќа основании материалов к докладу была написана перва€ крупна€ теоретическа€ работа Ц брошюра ¬оскрешение слова (1914). ћногие использованные в ней положени€, а равно и фактические примеры, заимствованы из работ российских филологов ј.ј.ѕотебни (1835Ц1891) и ј.Ќ.¬еселовского (1838Ц1906). јвтор страстно отстаивал мысль, что воспри€тие любого художественного €влени€, будь то отдельное слово или целое произведение, со временем автоматизируетс€ и, как следствие: Ђћы не переживаем привычное, не видим его, а узнаемї. „тобы искусство стало Ђпереживатьс€ї вновь, надо обновить воспри€тие, уничтожить автоматизм. —овершить обновление форм призваны футуристы. ”же здесь можно различить выкристаллизовывающиес€ важнейшие дл€ него пон€ти€, вплоть до терминов Ђвúдениеї и Ђузнаваниеї. ¬ажно и подхваченное им из теоретических разработок ѕотебни положение об утрате словом образности, то есть поэтичности. ”тверждение, которое затем преобразуетс€ в противопоставление двух €зыков Ц €зыка поэтического и прозаического. ƒоклад и брошюра стали отправной точкой дл€ формировани€ новой литературоведческой школы Ц русского формализма.

8 феврал€ 1914 на вечере Ђќ новом словеї, проходившем в “енишевском училище, Ўкловский прочитал доклад ќ воскрешении вещей, где развивались сходные идеи. ќба выступлени€ привлекли внимание публики, чему способствовал и шумный скандал, спровоцированный выступавшими на вечере литераторами, среди них и докладчиком.

¬ том же году увидел свет поэтический сборник Ўкловского —винцовый жребий, но клокочущий темперамент не мог заменить стихотворного таланта. » это характерно: Ўкловский не владел Ђчистымиї жанрами (так не стала событием его обширна€ историческа€ беллетристика), несмотр€ на то, что как профессиональный литератор был способен написать все Ц от газетной заметки до оперного либретто.

ќсенью 1914, вскоре после начала ѕервой мировой войны, уходит добровольцем в армию. —менив несколько военных специальностей, возвращаетс€ в 1915 в ѕетроград, где служит в школе броневых офицеров-инструкторов.

¬ этот период с группой единомышленников (Ћ.ѕ.якубинский, ≈.ƒ.ѕоливанов, ќ.ћ.Ѕрик и др.) он готовит первый и второй выпуски —борников по теории поэтического €зыка (1916, 1917), куда вошли и ставшие впоследствии хрестоматийными работы самого Ўкловского ќ поэзии и заумном €зыке и »скусство как прием. ¬ последней статье, своеобразном Ђманифестеї формальной школы, с полемической остротой за€влено: Ђискусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важної. Ќарушить автоматизм воспри€ти€ способен, кроме прочего, особый прием, призванный увеличивать Ђтрудность и долготу воспри€ти€ї, Ђостранениеї Ц (термин, производившийс€ от слова Ђстранныйї). јвтор рассуждает об Ђостраненииї не как о единственно возможном, а как об одном из способов, ссыла€сь на творческую практику Ћ.Ќ.“олстого (например, описание театрального представлени€ в романе ¬ойна и мир с крашеными картинами, изображающими деревь€, дырой в полотне, подразумевающей луну, пением, воспроизвод€щим человеческие страсти, и т.п.), хот€ прием этот встречаетс€ у разных авторов и широко используетс€ в народном творчестве Ц песн€х, загадках и проч. ѕо определению, данному им уже в шестидес€тых годах, Ђостранениеї есть Ђпоказ предмета вне привычного р€даї.

Ќапр€женна€ научна€ работа не помешала Ўкловскому прин€ть самое активное участие в февральской революции 1917. ќн становитс€ членом комитета петроградского «апасного броневого дивизиона, в качестве его представител€ участвует в работе первого ѕетроградского совета.  ак помощник комиссара ¬ременного правительства выезжает на ёго-«ападный фронт, где 3 июл€ 1917 во врем€ летнего наступлени€ демонстрирует чудеса храбрости. ѕриказ от 5 августа гласит: Ђ—то€ в окопах, он под сильным орудийным и пулеметным огнем противника подбадривал полк.  огда настало врем€ атаковать противника, он первым выпрыгнул из окопов и увлек за собою полк. »д€ все врем€ впереди полка, он прошел 4 р€да проволочных заграждений, 2 р€да окопов и переправилс€ через реку под действительным ружейным, пулеметным и орудийным огнем, вед€ все врем€ за собой полк и все врем€ подбадрива€ его примерами и словами. Ѕудучи ранен у последнего проволочного заграждени€ в живот навылет и вид€, что полк дрогнул и хочет отступать, он, Ўкловский, раненый, встал и отдал приказ окапыватьс€ї. √еоргиевский крест 4-й степени Ўкловский получил из рук Ћ.√. орнилова. ѕозднее, вновь в качестве помощника комиссара ¬ременного правительства, он отправл€етс€ в —еверный »ран, где следит за эвакуацией русских войск и откуда возвращаетс€ лишь в начале 1918. ¬ ѕетрограде включаетс€ в культурную жизнь, работает в ’удожественно-исторической комиссии «имнего дворца.

Ћучшие дн€

”ниверсальный игрок
ѕосетило:9076
Ќовак ƒжокович
–ихард ¬агнер: »зменивший принципы оперы
ѕосетило:7695
–ихард ¬агнер
‘ранцузский шансонье
ѕосетило:7514
Ўарль јзнавур

–езкое непри€тие большевизма заставило Ўкловского сблизитьс€ с правыми эсерами. ќн принимает активное участие в антисоветском заговоре, в частности, в подготовке переворота.  огда заговор был раскрыт, Ўкловский покидает ѕетроград и уезжает в ѕоволжье. ∆ив€ в —аратове, некоторое врем€ скрываетс€ в сумасшедшем доме, одновременно работа€ над созданием теории прозы: Ђѕисал книгу —южет как €вление стил€.  ниги, нужные дл€ цитат, привез, расшив их на листы, отдельными клочкамиї.

«атем отправл€етс€ в  иев, где служит в 4-м автопанцирном дивизионе, выводит из стро€ броневик, участвует в неудачной попытке свержени€ гетмана —коропадского.

¬ыполн€€ просьбу знакомой, уговорившей его доставить крупную сумму денег в ѕетроград, переодеваетс€ и с большой группой бывших военнопленных, возвращающихс€ из јвстрии, добираетс€ почти до самой ћосквы. ”знанный сыщиком, спаса€сь от неминуемого ареста, которому он должен подвергнутьс€ как член боевой эсеровской организации, на ходу прыгает с поезда. ƒобравшись до столицы, встречаетс€ с ј.ћ.√орьким, который ходатайствует за него перед я.ћ.—вердловым. ѕо некоторым источникам, тот выдает ему документ на бланке ÷» а, где содержитс€ требование прекратить дело Ўкловского. ¬ конце года принимает решение больше не участвовать в политической де€тельности.

¬ начале 1919 Ўкловский возвращаетс€ в ѕетроград. Ётому обсто€тельству немало способствовало то, что парти€ эсеров, руководство которой призвало к отказу от вооруженного сопротивлени€, была амнистирована.

Ўкловский много пишет о литературе, живописи, театре, массовых зрелищах, цирке, отстаива€ независимость художественной сферы от идеологии: ЂЂ»скусство всегда было вольно от жизни, и на цвете его никогда не отражалс€ цвет флага над крепостью городаї. “ака€ постановка вопроса характерна дл€ представителей формального метода, толковавших законы литературы, как имманентные, и видевших причину изменени€ художественных форм в необходимости замены форм старых и потому не воспринимаемых, новыми.

ѕреподает в —тудии художественного перевода при петроградском издательстве Ђ¬семирна€ литератураї теорию литературы и продолжает преподавательскую де€тельность, когда студи€ переезжает в ƒом »скусств, где преобразуетс€ в Ћитературную студию. “ам Ўкловский читает теорию художественной прозы. –аботает над воспоминани€ми, регул€рно публикуетс€ в газете Ђ∆изнь искусстваї. ¬ ней по€вл€етс€ стать€  инематограф как искусство, а в газете Ђ»скусство коммуныї Ц стать€ ќ кинематографе. ќтдельным изданием выходит стать€ —в€зь приемов сюжетосложени€ с общими приемами стил€ (1919), фрагмент обширной работы по теории прозы, задуманной Ўкловским, и коллективный сборник ѕоэтика (третий выпуск серии —борники по теории поэтического €зыка).

¬есной 1920 Ўкловский стрел€етс€ на дуэли. «атем оставл€ет ѕетроград и отправл€етс€ на поиски жены (выехала на ”краину, спаса€сь от голода), в р€дах  расной армии принимает участие в бо€х при јлександровске, ’ерсоне и  аховке. ¬новь возвращаетс€ в ѕетроград, селитс€ в общежитии ƒома искусств. 9 окт€бр€ 1920 избран профессором –оссийского института истории искусств по разделу теори€ литературы факультета истории словесных искусств.

¬ажнейшую роль Ўкловский сыграл в истории группы Ђ—ерапионовы брать€ ї, в состав которой вошли некоторые из его слушателей по студии при издательстве Ђ¬семирна€ литератураї и по Ћитературной студии ƒома искусств. ќн Ц не только автор первой статьи о Ђсерапионахї, но активный участник собраний, хот€ и не €вл€вшийс€ формально членом группы (по одним источникам получивший прозвище Ђбрат скандалистї, по другим Ц Ђбрат беснующийс€ї), благодар€ его старани€ увидел свет сборник —ерапионовы брать€. јльманах первый, 1922). ѕризнава€ свое вли€ние на Ђсерапионовї, Ўкловский уточн€ет: ЂЋунц, —лонимский, «ильбер, ≈лизавета ѕолонска€ Ц мои ученики. “олько € не учу писать; € им рассказал, что такое литератураї.

¬ 1921 и начале 1922 активно печатаетс€ в журналах Ђѕетербургї, Ђƒом искусствї, Ђ нижный уголї, отдельными оттисками выход€т его статьи –азвертывание сюжета.  ак сделан Ђƒон- ихот ї, Ђ“ристрам Ўендиї —терна и теори€ романа, –озанов, публикуетс€ написанна€ еще в 1919 мемуарна€ книга –еволюци€ и фронт (все Ц 1921).

ѕо€вление в Ѕерлине книги √.—еменова Ѕоева€ и военна€ работа партии социалистов-революционеров в 1918Ц1919 гг. (1922), где упоминалс€ и Ўкловский, разрушило сложившуюс€ ситуацию. —реди бывших эсеров начались аресты, и Ўкловский справедливо опасалс€ за свою жизнь и свободу.

¬озвраща€сь домой ночью 4 марта 1922, он заметил, что окна его и соседней комнат освещены. Ѕез вещей, с одними санками, на которых вез дрова, он отправилс€ к знакомым. ѕрожив в ѕетрограде еще дес€ть дней, Ўкловский по льду ‘инского залива бежит в ‘инл€ндию.

≈го жена, вз€та€ в качестве заложницы, находитс€ некоторое врем€ в заключении. Ђќсвободили ее за виру в 200 рублей золотом. ¬ира оказалась ДдикойУ, так как внесли ее литераторы купно. √лавным образом —ерапионыї, Ц писал он ј.ћ.√орькому. ¬ финском карантине работает над продолжением мемуаров, рассказывающих о событи€х недавнего прошлого, в том числе, и о своей работе в эсеровской организации.  нига писалась таким образом, чтобы из нее нельз€ было почерпнуть компрометирующих сведений на каких бы то ни было третьих лиц. ƒописывалась книга уже в Ѕерлине, где вышла под названием —ентиментальное путешествие (1923), объединив в качестве отдельных частей по€вившиес€ ранее –еволюцию и фронт и Ёпилог.

¬ книге в полной мере воплотилась писательска€ манера Ўкловского. Ќапр€женна€ интонаци€ и библейска€ символика (ветер, замыкающий круги сво€), неожиданность образов (обезь€ны, как птицы, на дереве) и библейска€ же простота описаний неисчислимых бедствий русских, айсоров и курдов, воспоминани€ о ѕерсии, перемежающиес€ с воспоминани€ми о √алиции,  иеве и ѕетрограде, создают единую картину –оссии в 1917Ц1922.

— конца 1922 Ўкловский начинает хлопотать о возвращении на родину. ѕри этом напр€женно работает Ц выступает с лекци€ми, пишет статьи, сотрудничает с фирмой Ђ–уссторгфильмї. ¬ Ѕерлине выход€т книги Ћитература и кинематограф (1923) и ’од кон€ (1923), составленна€ из статей, написанных в 1919Ц1921. Ќазвание отнюдь не случайно. » доброжелатели, и строгие оппоненты за редким исключением не понимали, что в основе этой прозы лежит не эффектный стилистический прием, а определенна€ система мышлени€. «аимствовавший короткую фразу из русского газетного фельетона, в частности, у журналиста и публициста ¬.ћ.ƒорошевича, а некоторые интонационные ходы у ¬.¬.–озанова, Ўкловский выстраивает текст не согласно линейной логике изложени€, а следу€ за собственными ассоциаци€ми, иногда напрочь удал€€сь от предмета разговора, чтобы неожиданно к нему вернутьс€. ¬ начале сборника автор поместил изображение шахматной доски, по€снив: Ђ онь ходит бокомЕ ћного причин странности хода кон€, и главна€ из них Ц условность искусстваЕ ¬тора€ причина в том, что конь не свободен Ц он ходит вбок потому, что пр€ма€ дорога ему запрещенаї.

¬ Ѕерлине Ўкловский создает (по его словам, диктует за неделю) книгу Zoo. ѕисьма не о любви, или “реть€ Ёлоиза (перв. изд. Ц 1923), имеющую посв€щение Ёльзе “риоле, в которую он был влюблен.  артины русского Ѕерлина завершаютс€ письмом, адресованным во ¬÷» , с просьбой пустить автора обратно домой. ¬ернулс€ в –оссию в сент€бре 1923.

ќбосновавшись в ћоскве (непременное условие, при котором его впустили в страну), он интенсивно работает, причем не всегда в области искусства (какое-то врем€ служит в Ћьнотресте). ѕечатаетс€ в периодике, выпускает сборник ќ теории прозы, объединивший некоторые старые статьи, и написанный совместно со ¬с.»вановым на тему будущей химической войны авантюрный роман в дев€ти выпусках »прит (оба Ц 1925).

¬ 1926 выходит книга “реть€ фабрика, заключительна€ часть автобиографической Ђтрилогииї Ўкловского, включающей также —ентиментальное путешествие и Zoo. ѕо утверждению автора, перва€ фабрика Ц семь€ и школа, втора€ Ц ќѕќя«, треть€ обрабатывает его Ђсейчасї, то есть, это и “реть€ фабрика √оскино, где он работает, и в широком смысле жизнь. «десь он за€вл€ет: Ђ¬рем€ не может ошибатьс€, врем€ не может быть передо мной виноватымї.

ќдна за другой по€вл€ютс€ книги о современной литературе ”дачи и поражени€ ћаксима √орького (1926), ѕ€ть человек знакомых (1927) и √амбургский счет (1928), название которой стало нарицательным. Ёто крылатое выражение подразумевает подлинную значимость художника (на цирковых чемпионатах борцы действуют по указанию антрепренеров, но раз в году они собираютс€ в гамбургском трактире и борютс€ без публики, это необходимо, Ђчтобы не исхалтуритьс€ї). ¬ эти же годы Ўкловский интенсивно пишет о кино и дл€ кино. —реди работ, созданных им в соавторстве или самосто€тельно, сценарии фильмов  рыль€ холопа, ѕо закону, ѕредатель (все Ц 1926), “реть€ ћещанска€, ”хабы (оба Ц 1927), ƒва броневика, ƒом на “рубной,  азаки,  апитанска€ дочка, ќвод, ѕоследний аттракцион (все Ц 1928).

»нтерес Ўкловского постепенно смещаетс€ в область истории литературы, о чем свидетельствовали книги ћатерь€л и стиль в романе Ћьва “олстого Ђ¬ойна и мир ї (1928) и ћатвей  омаров, житель города ћосквы (1929), посв€щенна€ полузабытому лубочному писателю. ѕревосходно чувствующий атмосферу времени, Ўкловский видел, что врем€ мен€етс€. ѕо€вл€лись статьи и книги, где формальный метод и его представители подвергались суровой критике.

27 €нвар€ 1930 в ЂЋитературной газетеї была опубликована стать€ Ўкловского ѕам€тник научной ошибке, восприн€та€ многими как сдача позиций и капитул€ци€. ќсуждение автором формализма и своей роли в нем не столько свидетельство о разочаровании в самом методе, сколько о не совсем удачной попытке за€вить о ло€льности (Ўкловский был единственным из представителей формальной школы, за которым числились Ђхвостыї, в том числе, и политические).

ѕопытка договоритьс€, на сей раз с самим собой, заметна и в книге ѕоденщина (1930), с ее пафосом ежедневных мелких свершений, поденной литературной работы, и в написанной ранее “ехнике писательского ремесла (1927), где провозглашаетс€ принцип Ђвторой профессииї дл€ писател€, котора€, по мысли автора, необходима, чтобы не потер€ть ощущени€ действительности. Ќовым, по сравнению с прежними взгл€дами Ўкловского, €вл€етс€ осознание места литератора в потоке жизни. ’арактерно, что раздел книги ѕоиски оптимизма (1931), посв€щенный самоубийству ¬.ћа€ковского, назван —лучай на производстве.

Ўкловский много ездит по стране, участвует в горьковских начинани€х, входит в авторский коллектив по написанию истории ћагнитостро€, осенью 1932 отправл€етс€ на Ѕеломорско-Ѕалтийский канал. √лавной целью поездки €вл€етс€ не сбор материала (хот€ Ўкловский написал обширные фрагменты дл€ коллективной книги 1934, посв€щенной строительству), а встреча с братом Ц филологом ¬л.Ѕ.Ўкловским (1889Ц1937), активным де€телем иосифл€нского движени€, находившимс€ в заключении, и по возможности облегчение его участи. »менно тогда родилс€ один из самых известных афоризмов Ўкловского. Ќа вопрос сопровождавшего его чекиста, как он себ€ здесь чувствует, он ответил: Ђ ак жива€ лиса в меховом магазинеї.

 нига ќ советской прозе в свет не вышла «аметки по истории и теории очерка и романа, над которыми долгое врем€ работал Ўкловский, остались не завершенными. ќн пишет историко-литературную монографию „улков и Ћевшин (1933), историко-биографические книги  апитан ‘едотов и ћарко ѕоло (обе Ц 1936), выпускает сборник статей ƒневник (1939), формально похожий на его оригинальные книги, однако лишенный внутренней органической цельности, мемуарную книгу ќ ћа€ковском (1940).

¬о врем€ ¬еликой ќтечественной войны Ўкловский находитс€ в эвакуации в јлма-јте, впечатлени€ от этого периода отчасти нашли отражение в книге ¬стречи (1944). —ильным, возможно, необратимым потр€сением стала дл€ него смерть сына, погибшего в бою за несколько мес€цев до победы.

¬ 1949, когда шла борьба с космополитизмом,  .—имонов в журнальной статье выступил с утверждением, что √амбургский счет Ц Ђабсолютно буржуазна€, враждебна€ всему советскому искусству книгаї. ¬ послевоенный период Ўкловского публикуют мало и лишь в периодике. ќтчасти выручали переводы с €зыков народов ———– и киносценарии јлишер Ќавои (1947), ƒалека€ невеста (1948), „ук и √ек (1953), написанные самосто€тельно или в соавторстве.  ниги вновь начали выходить в период общественных перемен, наступивший после смерти ».¬.—талина. Ёто «аметки о прозе русских классиков (перв. изд. Ц 1953), ѕовесть о художнике ‘едотове (1955), «а и против. «аметки о ƒостоевском (1957), »сторические повести и рассказы (1958), ’удожественна€ проза. –азмышлени€ и разборы (перв. изд. Ц 1959).

ѕоследние дес€тилети€ жизни Ўкловского отмечены спокойствием и стабильностью. ќн Ц признанный классик литературоведени€, идеи которого вошли в научный оборот. ћемуарна€ книга ∆или-были (перв. изд. Ц 1962), биографи€ Ћев “олстой (перв. изд. Ц 1963), сборник «а сорок лет. —татьи о кино (1965), двухтомник ѕовести о прозе (1966) и литературоведческа€ книга “етива. ќ несходстве сходного (1970) делают его им€ попул€рным у широкого круга читателей, ничего не добавл€€ к прежним научным открыти€м. —пособствовали попул€рности и многосерийные телевизионные фильмы ∆или-были (1972) и —лово о Ћьве “олстом (1978), по сути, развернутые монологи Ўкловского, зафиксированные на пленку.

√осударственна€ преми€ ———– за 1979, которой была отмечена книга Ёйзенштейн (перв. изд. Ц 1973) подтвердила высокое официальное признание Ўкловского и отсутствие претензий к нему со стороны государства. “еперь он Ц почетный реликт, современник давно ушедшей эпохи, Ц мнение, которое сам он пыталс€ опровергнуть, свидетельство чему Ц посто€нный труд. ѕоследние, вышедшие прижизненно, книги Ц Ёнерги€ заблуждени€ (1981) и ќ теории прозы (1983) Ц коллаж из воспоминаний и теории литературы, фрагменты бесед Ђпод магнитофонї. ¬ последнем телевизионном интервью на вопрос корреспондента, что его сейчас волнует, Ўкловский ответил: ЂЌекогда волноватьс€. –аботать надої.

«начение Ўкловского дл€ русской культуры трудно переоценить. ќдин из создателей и центральных фигур ќбщества изучени€ поэтического €зыка (ќѕќя«), он не только принес в науку новую терминологию, а с ней и новый подход к литературным €влени€м (среди его важнейших пон€тий такие, как Ђматериалї и Ђприемї), побужда€ исследовать не общественные типы или отношени€, отразившиес€ в произведении, а его конструкцию. —ами формулировки Ўкловского звучали, как белый стих, повтор€лись учениками в качестве афоризмов (ЂЕнаследование при смене литературных школ идет не от отца к сыну, а от д€ди к плем€нникуї). Ўкловский говорил без ложной скромности: Ђя воскресил в –оссии —терна, сумев его прочитатьї: в книгах писател€-сентименталиста он обнаружил новаторство формы.

¬ качестве геро€ или прототипа он присутствует в книгах ћ.Ѕулгакова Ѕела€ гварди€ (Ўпол€нский), ќ.‘орш —умасшедший корабль (∆уканец), ¬. аверина —кандалист, или ¬ечера на ¬асильевском острове (Ќекрылов), ¬с. »ванова ” (јндрейшин). ” двух последних авторов критический диалог со Ўкловским продолжалс€ всю жизнь, перейд€ со страниц беллетристики на страницы мемуаров. ћожно говорить о столь же активном, хот€ не законченном диалоге с ј.ѕлатоновым, которого Ўкловский впервые упом€нул в “ретьей фабрике, и который писал о Ўкловском и в критических стать€х, и в памфлете јнтисексус, Ўкловский, по предположению исследователей, был прототипом —ербинова из повести  отлован.

¬ыдвига€ пон€тие Ђлитературна€ личностьї, Ѕ.ћ.Ёйхенбаум имел в виду именно Ўкловского, который сам утверждал в стать€х и книгах, что насто€щий Ўкловский с Ђлитературно-книжнымї ¬иктором Ўкловским не имеет ничего общего.

—воеобразный стиль Ўкловского породил огромное количество имитаторов, иногда провоциру€ даже талантливых людей на пр€мое заимствование Ц роман  .‘едина √орода и годы первоначально должен был называтьс€ по заключительной строке Ђ≈ще ничего не кончилосьї из книги –еволюци€ и фронт, мемуарна€ книга ¬. аверина названа ѕисьменный стол, по названию второй части —ентиментального путешестви€. —тиль Ўкловского превосходно чувствовали пародисты (среди лучших работ пародии ћ.«ощенко, ј.јрхангельского, Ћ.Ћазарева, —.–ассадина, Ѕ.—арнова).

”мер Ўкловский 5 декабр€ 1984 в ћоскве.

—очинени€: —обрание сочинений в трех томах. ћ., 1973Ц 19 74 ¬.Ўкловский. √амбургский счет. —татьи Ц воспоминани€ Ц эссе (1914Ц1933). ћ., 1990

¬.Ўкловский. Ђ≈ще ничего не кончилось Еї. ћ., 2002




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:13023
Ќатали€ ќрейро
јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26624
јлексей ћаресьев
ѕоследний русский император
ѕосетило:10949
 Ќиколай II

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru