Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕетр  иреевский

   /   

Petr Kireevskiy

   /
             
‘отографи€ ѕетр  иреевский (photo Petr Kireevskiy)
   

ƒень рождени€: 11.02.1808 года
–осси€
ƒата смерти: 25.10.1856 года
–осси€
¬озраст: 48 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

публицист, археограф и фольклорист.

—емь€  иреевских принадлежит к числу старинных двор€нских родов. ¬ грамоте на обширное ƒолбинское поместье говоритс€, что оно пожаловано государем ћихаилом ‘едоровичем семье ¬. —.  иреевского Ђза отца его многие службыї, который Ђпри царе ¬асилье, в т€желое и прискорбное врем€ за веру христианскую и за св€тые Ѕожьи церкви и за всех православных христиан против врагов наших, польских и литовских людей, которые до конца хотели разорить ÷арство ћосковское и веру христианскую попратьЕ сто€л крепко и мужественно и много дородства, и храбрости, и службы показалї.

20.12.2008

— тех пор с. ƒолбино в Ѕелевском у. “ульской губ. станет родовым двор€нским гнездом  иреевских. ќтец  иреевского Ч ¬асилий »ванович при ѕавле I служил в гвардии, выйд€ в отставку, поселилс€ в ƒолбино, где занималс€, по его словам, Ђбожественной наукойї Ч химией. Ќо при всей своей склонности к естественным наукам, он не стал вольтерь€нцем. —охранились извести€, что отец будущих слав€нофилов сжег в своем ƒолбинском имении сочинени€ ¬ольтера. ќн умер 1 но€б. 1812 в ќрле, заразившись больничным тифом при оказании помощи раненым в госпитале. јвдоть€ ѕетровна  иреевска€ (урожд. ёшкова) в 23 года осталась вдовой с трем€ малолетними детьми Ч шестилетним »ваном, четырехлетним ѕетром и годовалой ћарией. ќна переезжает с детьми к бабушке ћ. √. Ѕуниной, жившей в ƒолбино у своей младшей дочери ≈. ј. ѕротасовой, тоже рано овдовевшей и оставшейс€ с двум€ дочерьми Ч ћашей и —ашей. ¬ 1813 к ним приезжает ове€нный славой участника Ѕородинского сражени€ и автора Ђѕевца во стане русских воиновї ¬. ј. ∆уковский, приходившийс€ сводным братом ≈. ј. ѕротасовой по отцу. Ћюбовь поэта к ћаше ѕротасовой станет драмой всей его жизни. » в эти же годы в ћуратово, а затем в ƒолбино, ∆уковский Ч будущий воспитатель наследника престола, фактически возьмет на себ€ воспитание своих осиротевших плем€нников и плем€нниц Ч »вана, ѕетра, ћаши и —аши. Ёто во многом определило их дальнейшие судьбы: религиозно-философские искани€ »вана и подвижническую собирательскую де€тельность ѕетра. ∆уковский разработал дл€ детей программу домашнего образовани€, а самой јвдотье ѕетровне и ее сестрам писал в 1816: Ђя давно придумал дл€ вас работу, котора€ может быть дл€ мен€ со временем полезна. Ќе можете ли вы собирать дл€ мен€ русские сказки и русские предани€: это значит заставл€ть себе рассказывать деревенских наших рассказчиков и записывать эти рассказы. Ќе смейтесь. Ёто национальна€ поэзи€, котора€ у нас пропадает, потому что никто не обращает на нее внимани€: в сказках заключаютс€ народные мнени€; суеверные предани€ дают пон€ти€ о нравах их и о степени просвещени€ и о старинеї.

ѕетр  иреевский фотографи€
ѕетр  иреевский фотографи€

ѕройдет 15 лет, и сын јвдотьи ѕетровны ѕетр  иреевский приступит к созданию национального свода фольклора.

¬ 1822 семь€  иреевских переехала в ћоскву, чтобы продолжить образование детей. —реди учителей братьев  иреевских Ч ведущие профессора ћосковского университета. Ѕрать€ занимаютс€ по одной и той же программе у одних и тех же учителей, а в 1828 одновременно дебютируют в журнале Ђархивных юношейї Ђћосковский вестникї. »ван выступит со статьей ЂЌечто о характере поэзии ѕушкинаї, котора€ сразу же заставила говорить о нем как о ведущем критике. ЂЅлагословл€ю его обеими руками писать Ч умна€, сочна€, философска€ прозаї, Ч пишет ∆уковский јвдотье ѕетровне. ƒебют ѕетра был более скромен. ќн опубликовал в журнале московских любомудров перевод из  альдерона. ¬ совершенстве владе€ семью €зыками, он всю жизнь будет заниматьс€ переводами, но опубликует лишь несколько из них. “ак, в 1829 в ћоскве вышла книга, на титульном листе которой значилось: Ђ¬ампир. ѕовесть, рассказанна€ лордом Ѕайроном. ѕер. с английского ѕ.  .ї.   лорду Ѕайрону она не имела никакого отношени€, но представл€ла характерный образец европейского Ђнеистового романтизмаї. ¬ примечани€х ѕ.  иреевского приводились довольно обсто€тельные сведени€ о фольклорных источниках Ђстрашилокї об упыр€х и вурдалаках.

«авершили свое образование брать€  иреевские в √ермании, что тоже соответствовало программе, которую разработал дл€ них ∆уковский, советовавший своей долбинской сестре: Ђќни непременно должны быть отданы в университет и, если можно, в немецкийї. ’арактерно, что то же самое ∆уковский писал после первого знакомства с 15-летним лицеистом ѕушкиным: Ђ≈му надобно непременно учитьс€, и учитьс€ не так, как мы учились!.. я бы желал переселить его года на три, на четыре в √еттинген или какой-нибудь немецкий университетї. Ѕрать€  иреевские прошли эти немецкие университеты, получив самое лучшее по тем временам образование. Ќо на «ападе они стали не западниками, а слав€нофилами. ѕетр писал брату из ћюнхена: Ђ“олько побывши в √ермании, вполне понимаешь великое значение –усского народа, свежесть и гибкость его способностей, его одушевленность. —тоит поговорить с любым немецким простолюдином, стоит сходить раза четыре на лекции ћюнхенского университета, чтобы сказать, что недалеко то врем€, когда мы опередим их в образованииї.

Ѕрать€  иреевские отправились в ћюнхенский университет, прежде всего, слушать лекции Ўеллинга. Ђя направл€лс€ к нему, как к здешнему папе, на поклонениеї, Ч писал ѕетр. ѕочти все любомудры Ч ¬еневитинов, “ютчев, Ўевырев, ¬. ќдоевский причисл€ли себ€ к шеллингианцам. ѕетр и »ван конспектируют лекции Ўеллинга, подолгу беседуют со знаменитым философом, но все более убеждаютс€ в том, что Ђ олумб нашел не то, что искалї, что Ђгора родила мышьї. «ато в ћюнхене брать€ обрели дружбу с секретарем русского посольства ‘. “ютчевым, стали одними из первых его читателей и почитателей.

ѕетр вернулс€ в –оссию в к. 1830. ј 12 июл€ 1831 поэт Ќ. языков, гостивший в подмосковном имении  иреевских »льинское, сообщал брату јлександру: Ђ√лавное и единственное зан€тие и удовольствие составл€ют мне теперь русские песни. ѕ.  иреевский и €, мы возымели почтенное желание собрать их и нашли довольно много еще не напечатанных и прекрасных. «амечу мимоходом, что тот, кто соберет сколько можно больше народных песен, сличит их между собою, приведет в пор€док и проч., тот совершит подвиг великий и издаст книгу, какой нет и не может быть ни у одного народа, положит в казну русской литературы сокровище неоценимое и представит просвещенному миру чистое, верное, золотое зеркало всего русского. Ќе хочешь ли и ты участвовать в сем деле богоугодном и патриотическом?ї

»менно такую задачу Ч создать национальный фонд фольклора, как золотое зеркало всего русского, Ч ѕ.  иреевский и Ќ. языков составили уже в самом начале, при первых запис€х. — 1831 собирательска€ де€тельность  иреевского стала фактом национальной культуры. ќтныне он Ч центр и глава целого движени€, у него, вслед за брать€ми языковыми, по€вл€ютс€ корреспонденты и помощники почти во всех губерни€х –оссии.

’от€ сама иде€ —обрани€ –усских ѕесен, как единого песенного свода, принадлежала не  иреевскому, а ѕушкину. » собирательска€ де€тельность  иреевского начиналась с записей дл€ собрани€ ѕушкина. “ем большее значение приобретает тот факт, что ѕушкин и др. собиратели передали свои записи молодому  иреевскому. ѕроизошло это 26 авг. 1833, когда ѕушкин, —оболевский и Ўевырев, встретившись в ћоскве, в доме ≈лагиных- иреевских у  расных ворот, прин€ли решение передать все свои записи и само дело издани€ большого собрани€  иреевскому. –ечь шла именно о большом собрании, о соединении всех имевшихс€ Ђмалыхї в единый песенный свод. ¬скоре после этой встречи —оболевский сообщал ¬остокову, что  иреевский Ђуже получил от языкова, Ўевырева и ј. ѕушкина более тыс€чи повестей, песен и так называемых стиховї.

Ћучшие дн€

јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:15480
јлександр ¬асилевский
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:10069
јшрита ‘урман
'—тиль “онета'
ѕосетило:9143
ћихаель “онет

 иреевский сразу же приступил к осуществлению этого грандиозного замысла. „ерез 3 недели после встречи у  расных ворот он писал Ќ. языкову: Ђ«наешь ли ты, что готов€щеес€ —обрание –усских ѕесен будет не только лучша€ книга нашей Ћитературы, не только из замечательнейших €влений Ћитературы вообще, но что оно, если дойдет до сведени€ иностранцев в должной степени и будет ими пон€то, то должно ошеломить их так, как они ошеломлены быть не желают! Ёто будет €вление беспримерноеї.

”  иреевского были все основани€ дл€ такого утверждени€. Ђ” мен€ теперь под рукою больша€ часть значительнейших собраний иностранных народных песенї, Ч сообщал он Ќ. языкову в том же письме, сравнива€ эти иностранные собрани€ с готов€щимс€ русским и приход€ к выводу, что большинство из иностранных сборников составлены Ђне по изустному сказанию, а из различных рукописейї и что песни в них Ђобезображенные и причесанные по последней картинке модыї.

ѕо предварительным подсчетам самого  иреевского издание в 1833 должно было состо€ть из 4 томов, что в количественном отношении тоже значительно превышало все знаменитейшие зарубежные собрани€. Ђ»звестнейшее собрание шотландских песен ¬альтера —котта, Ч писал он по этому поводу, Ч содержит в себе 77 нумеров, собрание шведских песен, которого количественному богатству див€тс€, заключает в себе 100 нумеровї. ” самого  иреевского к тому времени было уже более 2000 Ђнумеровї, Ђмогущих поступить в печатьї. ј открыватьс€ это собрание должно было пушкинским предисловием. —уществует пр€мое свидетельство  иреевского о том, что ѕушкин обещал написать предисловие. ¬ набросках поэта н. 30-х сохранилс€ план статьи о народных песн€х.

¬ предисловии к изданию Ђ–усских Ќародных —тиховї 1847  иреевский приводит полный список своих вкладчиков, дающий представление о масштабах и значении издани€. «а внешне скупыми строками этого списка Ч подвиг целого поколени€ подвижников народной культуры пушкинской поры.

Ќачинаетс€ список с имен трех братьев языковых и почти всей семьи языковых, котора€ осуществл€ла записи в —имбирской и ќренбургской губерни€х. «атем следует: Ђј. —. ѕушкин еще в самом начале моего предпри€ти€ доставил мне замечательную тетрадь песен, собранных им в ѕсковской губернииї. ј уже далее перечисл€ютс€ имена др. вкладчиков и их вклады. —реди этих имен ј. ’. ¬остоков, Ќ. ¬. √оголь, ћ. ѕ. ѕогодин, ». ћ. —негирев, —. ѕ. Ўевырев,  . ƒ.  авелин, ƒ. ѕ. ќзнобишин, ј. ‘. ¬ельтман, ¬. ». ƒаль, ј. Ќ.  ольцов, —. ј. —оболевский, ѕ. ». якушкин.

»зданию 1833, как и изданию 1838, тоже почти подготовленному, не суждено было увидеть свет. Ћишь в 1847 в Ђ„тени€х в »мператорском обществе истории и древностей при ћосковском университетеї, выходивших под редакцией ћ. ќ. Ѕод€нского, были изданы Ђ–усские Ќародные —тихиї. ¬се попытки  иреевского в предыдущие годы провести их через обычную и духовную цензуру не увенчались успехом. —тихи были изданы в Ђ„тени€хї, не подлежавших цензуре как чисто научное издание, под видом древности невинной. ¬ предисловии  иреевский особо подчеркивал, что это Ђне церковные гимны и не стихотворени€, составленные духовенством в назидание народа, а плоды народной фантазии, нос€щие на себе и все ее отпечаткиї. Ёто была перва€ публикаци€ духовных стихов (термин по€вилс€ позднее), основанных, в большинстве своем, на апокрифах, что и €вилось причиной вмешательства духовной цензуры.

¬ последние годы жизни  иреевский живет в своем орловском имении  иреевска€ —лободка, сообща€ родным, что почти все врем€ зан€т Ђприведением своих песен хоть в некоторый пор€докї. ≈го верным помощником становитс€ младша€ сестра ћари€ ¬асильевна. ¬ 1852 четыре текста, в т. ч. 2 былины, были опубликованы в первом выпуске Ђћосковского сборникаї ». —. јксакова.  иреевский подготовил тексты и дл€ второго Ђ—борникаї, но он был запрещен. —реди подозрительных по смыслу оказалась и стать€  . јксакова ЂЅогатыри времен великого кн€з€ ¬ладимира по русским песн€мї, в которой автор, по мнению цензуры, Ђиз песен и сказок вывел небывалую в –оссии общину и вольницу и дерзает богатырей ставить против великого кн€з€ї. —тать€  . јксакова по€вилась в печати лишь в 1856 в Ђ–усской беседеї ј. ».  ошелева одновременно с продолжением публикации из —обрани€ народных песен ѕ. ¬.  иреевского с послесловием ј. —. ’ом€кова. Ёто была последн€€ прижизненна€ публикаци€  иреевского.

¬ июле 1856 јвдоть€ ѕетровна, встретившись с младшим сыном ѕетром на похоронах старшего сына »вана, напишет јксаковым: Ђѕетр ¬. состарилс€ как 80-летний, помолитесь о немЕї „ерез 3 мес. она приедет в  иреевскую —лободку к умирающему 48-летнему младшему сыну. 25 окт. 1856 јвдоть€ ѕетровна сообщит родным: Ђѕетр скончалс€, как праведник, выдержавши терпеливо жестокую болезнь и тела и душиї. ѕохоронен  иреевский в ќптиной ѕустыни.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:10069
јшрита ‘урман
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16914
јлександр ягубкин
—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41861
ƒжулианна ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru