Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

’оджа ясави

   /   

Hodzha Yasavi

   /
             
‘отографи€ ’оджа ясави (photo Hodzha Yasavi)
   

ƒень рождени€: 01.01.1093 года
ћесто рождени€: —айрам,  азахстан
ƒата смерти: 28.12.1166 года
“уркменистан
¬озраст: 74 года

√ражданство:  азахстан

Ѕиографи€

ћыслитель, поэт

ћыслитель, поэт. ќсновоположник тюркской ветви суфизма.

12.12.2000

’оджа јхмет ясави - признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. —охранилось его произведение "ƒиван-и-хикмет" (" нига мудрости" - часто сокращенно употребл€етс€ под именем "’икметы"). Ѕиографические данные отрывочны. »звестна точно дата смерти - 1166 . ќтец јхмета »брагим был известным шейхом в —айраме.

’оджа ясави фотографи€
’оджа ясави фотографи€

¬ 7 лет он лишилс€ отца и мать отдала его на учение јрыстанбабу. —тановление личности јхмета св€зано с г. ясы (одно из прежних названий г. “уркестана с VI по XV вв., по ¬. Ѕартольду), в который он, как отражено в "’икметах", прибыл в 17 лет. ѕозже он направилс€ в Ѕухару, где проходил ученичество у ’амадани. ѕриобрет€ сан знатока суфизма, ясави вернулс€ в ясы и продолжил традицию, заложенную јрыстанбабом,о чем свидетельствует, в частности, факт, что самым первым его учеником, последователем стал сын јрыстанбаба - ћансур.   нему стекались толпы поклонников и паломников. ѕоследние годы жизни он провел в подземелье (ныне оно найдено и реставрировано). ќ мотивации такого образа жизни ясави говорит следующее: "ƒостиг € возраста пророка, шестидес€ти трех лет, с мен€ этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока отведенного пророку". ѕо некоторым данным он прожил 73 года, по другим данным - до 85 лет. ∆усипбек јймауытов, опира€сь на текст "’икметов", считает, что он прожил 125 лет. ¬ таком очень сомнительном случае дата его рождени€ 1041 г. ѕостроенный в честь јхмета ясави по личному указанию и планам “имура мавзолей (ханака), именуемый "’азрет султан" - шедевр средневековой архитектуры  азахстана. ѕоражают даже сами параметры этого великолепного сооружени€. ƒворец имеет в длину 65,5 м при ширине 45,5 м и при высоте арочных порталов в 37,5 м. ¬о дворце-мавзолее свыше тридцати помещений: церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей и т. д.  упола церемониального зала, мечети и мавзоле€ украшены глазурованными бирюзовыми кирпичами, а фасады расписаны куфическими надпис€ми из синих, голубых и белых глазурованных кирпичей, соцвети€ которых ассоциируютс€ с фоном природы и спецификой климата солнечной страны. ќтделка интерьеров вызывает восторженные отзывы известных авторитетов архитектуры. ќблицовка дворца-мавзоле€ выполнена полихромными глазурованными плитками.

√ород “уркестан в течение XV-XVIII вв. был политическим и культурным центром страны, дворец использовалс€ как ханска€ резиденци€, мавзолей как национальный пантеон, где нар€ду с многочисленными ханами похоронен великий  азыбек.

—уществуют различные версии относительно духовного становлени€ јхмета как личности и его генеалогии. ќдна из них - сугубо местна€, согласно которой пророк ћухаммед перед кончиной, собрав народ, обратилс€ с вопросом: кто возьмет на себ€ символ моей миссии (аманат) и продолжит мои дела? ¬ызвалс€ 300-летний (!) јрыстанбаб, его же именуют —алмени ‘арсом, которому и вручаетс€ аманат. 500 лет спуст€ где-то в степи встречаетс€ јрыстанбабу 11-летний мальчик и безо вс€ких предисловий требует: "јксакал, будьте добры, отдать мне мой аманат". Ётим мальчиком был јхмет. Ћегенда составлена в обычной дл€ суфизма манере, когда тот или иной прославившийс€ своей известностью суфий св€зывалс€ непрерывной "цепью" с самым пророком ћухаммедом, чье слово и учение признаетс€ переданным им€рек через конкретных посредников. “ака€ св€зь обозначалась арабским термином "силсиле". ” ’оджа јхмета "силсиле" начинаетс€ с јбу Ѕакра, первого праведного халифа (и жившего после него —алман ‘ариса, пишетс€ иногда "ѕарсы" или "аль-‘араси"), около могилы которого в иракском городе ћадаина имеетс€ мавзолей и мечеть. —алман ‘ариси слывет одним из основоположников суфизма, заложившим его краеугольные камни. ћежду ним и јхметом "силсиле" включает восемь посредников (поколений). ћестна€ легенда спутала јрыстанбаба, жившего в XI-XII вв., с —алманом, жившим в седьмом веке, откуда и по€вилась цифра в 500 лет. јрыстанбабу уже в XII в. был построен мавзолей, который завершенный вид с достройками приобрел в XIV в. — последним обсто€тельством (достройкой мавзоле€ в XIV в.) св€зана еще одна местна€ легенда.  огда стали возводить стены мавзоле€ в честь јхмета ясави, разразилась бур€ и буйволы снесли стены. ѕосле вторичного возведени€ стен истори€ повторилась, что повергло эмира “имура в раздумье. ¬о сне ему €вл€етс€ старец, который дает совет возвести сначала мазар над могилой јрыстанбаба как наставника јхмета. — выполнением наказа задуманное строительство пошло своим чередом без происшествий. ќ значимости (мавзоле€) јрыстанбаба свидетельствует обычай, согласно которому паломники должны были непременно провести ночь в ќтраре, возле јрыстанбаба, где имелись караван-сарай, чайхана, посто€лые дворы, сад. ¬ дни религиозных праздников на огороженной высоким дувалом территории јрыстанбаба происходили большие религиозные бдени€.

»меетс€ более универсальна€, исход€ща€ из суфистских кругов, верси€ о процессе исламизации ÷ентральной јзии и роли в нем ясави. ƒанные об этой версии мы заимствуем из исследовани€ ƒэвида ƒе ¬изе "Ћегенда ясави об исламизации “уркестана". ѕривлека€ к рассмотрению один ранее неизвестный и неизученный текст, он относит его с €савийскому циклу изображени€ истории, называемому им "св€щенной историей". –ассматриваемый текст по предположению ¬изе был написан в XIV в. €савийском шейхом ’оджа »схаком, сыном »смаила јты. ѕоследний, утверждаетс€ в разбираемом тексте, был посв€щен в "ясави тарика" своим родным отцом »брагимом јтой, который в свою очередь был обращен —юксюк јтой, учеником непосредственного последовател€ јхмета ясави, известного под именем —уфи ћухаммед ƒанышпан. √енеалогию »смаил јты и ’оджи јхмета ясави автор источника возводит к потомку самого ћухаммеда, третьему сыну знаменитого јли-’анафий€. ≈го потомок в четвертом поколении јбу аль- аххар имел двух сыновей - јбу ар-–ахмана и јбу ар-–ахима. јбу ар-–ахман (т. е. первый сын  аххара) имел также двух сыновей: »схак Ѕаба - предка ясави в дес€том колене и јбу аль-ƒжалила - предка »смаил јты в тринадцатом колене. Ќапомнив о предшествующих сражени€х против христиан в ‘ерганской долине, имевших место перед и во врем€ халифата јли, автор источника рассказывает о битвах, совершенных под руководством јбу ар-–ахима (д€ди) и »схака вместе с ƒалилем (плем€нниками) во им€ распространени€ и утверждени€ ислама в районе ”згенда и ‘ерганы (указаны города ќш и Ѕаб), Ўаша и »сфиджаба (используетс€ и более позднее наименование - —айрам). »схак Ѕаб одержал победу над правителем-христианином —айрама Ѕайт ад-ƒаром и захватил город  аргалык, крепость близ “араза. ѕосле »схак Ѕаб совершил паломничество в ћекку и по возвращении в —айрам заложил "дерев€нную мечеть" ("’убан или  убан, Ўубан - ћасджид") стоимостью в 3500 таньга. ¬се это повествование имеет определенную степень достоверности и в смысле изучени€ процесса исламизации.   тому же здесь содержитс€ "св€щенна€ истори€", т. е. указание на исламскую традицию в истории ÷ентральной јзии, а создание и передача таких легендарных "св€щенных" историй есть часть самого процесса исламизации.

—уществует, помимо этого, и проста€, строго достоверна€ верси€, касающа€с€ ближайших учителей ясави. Ћини€ идейного происхождени€ ясави восходит к известной в истории центральноазиатского суфизма фигуре јбу' аль-‘армази из “уса (умер в 1084 г.). ≈го учениками были јхмад ал-√азали (умер в 1126 г.) и …усуф ал-’амадани (1049-1140). ѕервый - младший брат известного в истории философского мистицизма суннитского теолога, законоведа, философа, автора трактата "¬оскрешение наук о вере". ѕолное его им€ јбу …акуб …усуф ал-’амадани ал-Ѕузакджирди. –одом …усуф из курдской деревни в провинции ’амадани. ≈го рано пот€нуло к науке, дл€ изучени€ которой он перебралс€ в Ѕагдад, где он достиг блест€щих и замеченных всеми успехов. Ќо он вдруг отказываетс€ от классного руководства, которое ему было доверено, и от вс€ких теоретических спекул€ций.

’амадани возвращаетс€ к себе на родину, самосто€тельно ведет проповеди в ћерве, √ерате, Ѕухаре. ќт него ведут свое происхождение две линии - персидска€, к јбу ал-’алик ал-√иждувани и тюркска€, к јхмету ясави, ставшему прародителем всех тюркских суфиев. —транники, миссионеры, народные проповедники, именуемые "баба", распространили учение ясави в “уркестане, среди киргизов, в районе ¬олги, ’орасане, јзербайджане, ћалой јзии. ¬ »ране €савизм был распространен ’аджи Ѕекташем. ”чеником ясави был —улейман Ѕакыргани ’аким јта (умер в ’орезме в 1186 г.). ясави определил русло развити€ народной струи в новоисламской цивилизации тюрков. ¬ажно было соединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием тенгрианско-шаманистским, зороастрийским, чему позже историками присвоили квалификацию "тюркского народного мусульманства". ¬ыдающуюс€ роль в этом процессе сыграло €савийское движение, которое проповедью справедливости, нравственного очищени€ и совершенствовани€ человека нашло отклик в душе тюркского народа. —видетельство тому - многочисленные культы суфиев-св€тых, ставшие местами паломничества.

ќ ясави говор€т как основателе "тюркского" пути мистического познани€ в исламе. ѕризнава€ значимость его идей о единой сущности всего сущего, о близости и даже тождестве процесса познани€ бога самосознанием, о необходимости собственного духовного опыта на пути созерцани€, общени€, соединени€ с богом, исследователи отмечают адаптацию этих идей к народному миросозерцанию. Ќо, помимо всего сказанного, ясави вошел в историю духовной культуры с точки зрени€ участи€ в процессе персидско-тюркского €зыкового взаимовли€ни€ как большой мастер художественного слова, пон€тного и близкого простому люду. ѕроизведение ясави - общее духовное досто€ние всех тюркских народов. ƒо сих пор все тюрки могут читать текст "’икметов" без перевода, хот€ он написан на кипчакском диалекте. ¬ лексике и образах ясави мы видим реалии кочевой жизни. Ќасколько прочно духовные искани€ поэта-мыслител€ вошли в тюркское сознание можно судить, в частности, по творчеству казахских акынов. —амоопределение человека невозможно без духовного напр€жени€, без искренней самоотдачи вплоть до готовности пожертвовать жизнью - таков важнейший идейно-нравственный урок, который подсказываетс€ жизнью и творчеством јхмета ясави.

Ћучшие дн€

√енерал песни
ѕосетило:8260
Ћев ќшанин
јлександр ƒемь€ненко: «аложник одной роли
ѕосетило:6501
јлександр ƒемь€ненко
—ергей ¬ласьев. Ѕиографи€
ѕосетило:6425
—ергей ¬ласьев




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16607
ћари€ ћайкова-—лидовкер
≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:53025
≈катерина √ордеева
¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37879
¬италий —оломин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru