Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—тефан ћалларме

   /   

Stefan Mallarme

   /
             
‘отографи€ —тефан ћалларме (photo Stefan Mallarme)
   

ƒень рождени€: 17.03.1842 года
ћесто рождени€: ѕариж, ‘ранци€
ƒата смерти: 09.09.1898 года
ћесто смерти: ѕариж, –осси€
¬озраст: 56 лет

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


Ѕиографи€

‘ранцузский поэт-символист

‘ранцузский поэт и писатель, глава символистской школы. –одилс€ в семье Ќумы ћалларме, служашего ”правлени€ по делам собственности. ¬ п€тилетнем возрасте потер€л мать; воспитывалс€ ее родител€ми. –ос восприимчивым ребенком. — 1852 училс€ в религиозном пансионе в ќтейе, с 1853 Ц в лицее —анса; пребывание там оказалось дл€ него мучительным. ≈ще в большей степени стал ощущать одиночество после смерти своей тринадцатилетней сестры ћарии в 1857.

24.07.2006

¬ 1860 получил диплом бакалавра. ¬опреки желанию отца, отказалс€ от карьеры чиновника: он уже знал, что ему суждено быть поэтом. ¬ 1862 провел несколько мес€цев в Ћондоне, где усовершенствовал свое знание английского. ¬ 1863, вернувшись во ‘ранцию, начал преподавать английский €зык в лицее “урнона. — этого времени его жизнь поделилась на две части: с одной стороны, учительство ради скромного заработка дл€ обеспечени€ своей семьи Ц после “урнона в Ѕезансоне (1866Ц1867), јвиньоне (1867Ц1871), ѕариже (1871Ц1894); с другой, поэтическое творчество. ≈го первые юношеские стихи, написанные между 1862 и 1864, несут €вную печать вли€ни€ Ўарл€ Ѕодлера и Ёдгара ѕо. ¬ 1864 познакомилс€ в ‘редериком ћистралем,  атуллом ћендесом, ћатиасом ¬илье де Ћилль-јданом. ”влекс€ поэзией “еофил€ √отье, основател€ ѕарнасской школы (—м. также ѕј–Ќј—); стал писать в ее духе. ¬ 1865 представил на суд “еодора де Ѕанвил€, одного из ведущих парнасцев, поэму ѕослеполуденный отдых фавна (L'Après-midi d'un faune), утонченную и чувственную эклогу, пронизанную €зыческой радостью быти€. ѕерва€ публикаци€ (дес€ть стихотворений) состо€лась 12 ма€ 1866 в сборнике Ђ—овременный ѕарнасї, что означало признание его ѕарнасской школой. «атем наступил период поиска новых средств поэтического выражени€ (1868Ц1873); в конце 1860-х сочинил фантастическую философскую сказку Igitur, или безумие Ёльбенона (Igitur, ou la Folie d'Elbehnon), изданную лишь в 1926; начал работу над драмой в стихах »родиада (Hérodiade), котора€, однако, осталась незавершенной; во втором выпуске Ђѕарнасаї (1871) был напечатан ее фрагментарный вариант.

—тефан ћалларме фотографи€
—тефан ћалларме фотографи€

¬ начале 1870-х разочаровалс€ в ѕарнасской школе и примкнул к декадентам; ѕохоронный тост (Toast funèbre), написанный в св€зи с кончиной “.√отье в 1872, ознаменовал его переход к новой поэтике. ¬ 1872 познакомилс€ с јртюром –ембо, в 1873 Ц с Ёдуардом ћане, в 1874 Ц с Ёмилем «ол€. —отрудничал в журнале Ђ’удожественное и литературное возрождениеї, где в 1874 опубликовал перевод поэмы ¬орон Ё.ѕо с иллюстраци€ми Ё.ћане, и в Ђ∆урнале нового мираї, где напечатал р€д очерков и статей. ¬ 1874 издательство ј.Ћемерра отказалось опубликовать ѕослеполуденный отдых фавна; он увидел свет только в 1876. ¬ 1876 написал сонет √робница Ёдгара ѕо (Le Tombeau d'Edgar Poe). ¬ 1877 выпустил школьный учебник јнглийские слова (Mots anglais), а в 1880 Ц учебник по мифологии јнтичные боги (Dieux antiques), адаптированную французскую версию книги ƒ.”. окса.

— 1880 начал организовывать Ђлитературные вторникиї в своей квартире на –имской улице; в них участвовали √юстав  ан, —ен-ѕоль –у, јнри де –енье, ѕоль  лодель, ѕоль ¬алери, јндре ∆ид и ѕьер Ћуис. ѕриобрел известность в литературных кругах, не в последнюю очередь благодар€ ѕ.¬ерлену, причислившему его к Ђпрокл€тым поэтамї (в очерках ѕрокл€тые поэты, 1884), и ∆.- .√юисмансу, который в романе Ќаоборот (1884) провел (устами своего главного геро€ ƒез Ёссента) обсто€тельный анализ его ранних стихов.   середине 1880-х стал лидером поэтов-декадентов, прин€вших в 1886 им€ Ђсимволистовї. ¬ 1887 издал сборник —тихотворени€ —тефана ћалларме (Poésies de Stéphane Mallarme), в 1888 Ц переводы поэм Ё.ѕо. ¬ то же врем€, нар€ду с символистскими Ђтемнымиї стихами, сочин€л небольшие и пон€тные стихи по разным поводам; опубликованы под названием —тихи по случаю (Vers de circonstance) лишь в 1920.

¬ 1890 выступил в Ѕельгии и в ѕариже с лекци€ми о творчестве ћ.¬илье де Ћилль-јдана. ¬ 1894 опубликовал сборник стихов и поэм в прозе (Vers et prose). ¬ том году оставил службу и полностью посв€тил себ€ поэзии; поставил целью создать универсальную совершенную  нигу, котора€ дала бы исчерпывающее и уникальное объ€снение мира. ¬ 1896, после смерти ѕ.¬ерлена, был избран Ђпринцем поэтовї. ¬ 1897 опубликовал экспериментальную поэму ”дача никогда не упразднит случа€ (Un coup de dés jamais n'abolira le hasard) в виде одной длинной фразы без знаков препинани€, напечатанной лестницей на развороте двух страниц шрифтом разного размера. ¬ том же году выпустил серию статей ( ризис поэзии, ћузыка и литература и др.) под общим названием Ѕредни (Divagations), где высказал свои мысли об упадке литературы и необходимости восстановить ее прежнее сакральное значение. ”мер в ѕариже 9 сент€бр€ 1898.

Ѕольша€ часть текстов —.ћалларме и его обширна€ переписка были опубликованы после его смерти.

—.ћалларме пришел во французскую культуру в свой час, когда исчерпанность старых поэтических форм и потребность в новых стали более, чем очевидны. ≈му выпало на долю возглавить символистское движение, в котором получило свое теоретическое оформление новое художественное мышление, которое решительно реформировало поэтический €зык и просодическую систему и открыло путь современной французской литературе.

—.ћалларме радикально переосмысл€ет предназначение поэзии: она должна не описывать и не учить, а заключать в себе нечто сверхреальное. Ђѕоэзи€, Ц говорит он, Ц это передача посредством человеческого €зыка, возвращенного к своему субстанциональному ритму, сокровенного смысла всех аспектов существовани€: она одаривает подлинностью наше пребывание на земле и €вл€етс€ единственной духовной задачейї. ѕоэт Ц посредник между людьми и тайнами вселенной. ѕриоткрыть завесу трансцендентного он может с помощью слов-символов, за которыми предугадываетс€ эта ина€ реальность. ¬ символическом универсуме мен€етс€ и назначение €зыка: он утрачивает свою пр€мую коммуникативную функцию и начинает играть другую Ц суггестивную роль (не называть, а вызывать ассоциации). ѕон€тийна€ структура слова утончаетс€ до предела. Ќа первый план выступает его звукова€ составл€юща€. —имволизм берет Ђу музыки ее доброї (ѕ.¬алери).

–ассматрива€ поэзию как носительницу некоей сокровенной сущности, —.ћалларме возвращает ей прежний сакральный смысл. ѕоэт становитс€ жрецом, поэма Ц заклинанием, а слова Ц элементами бесконечной мелодии. язык, недоступный обычным смертным, обретает свою силу в стихии магических ритмов. “ака€ поэзи€ требует от поэта отрешени€ от всего бытийного и мирского, т.е. жертвенности и творческого одиночества.

Ћучшие дн€

ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:41483
ћари€ Ўарапова
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13348
Ќиколай »льин
Ќадежда ћихалкова. Ѕиографи€
ѕосетило:9268
Ќадежда ћихалкова

—.ћалларме не только формулирует основные принципы символизма, но и стремитс€ реализовать их в своей поэтической практике. ќн пытаетс€ существовать в некоем чистом и автономном пространстве и даже Ђсоздать дл€ себ€ почти полностью собственный €зыкї (ѕ.¬алери). ¬се, что обычно, что нравитс€ и пон€тно всем, выбрасываетс€ из его творчества: никакого красноречи€, никакой повествовательности, никаких максим, ни одного образа, уже кем-то изобретенного. «десь редкие слова и слова в их архаичном значении (возврат к Ђпервозданному источникуї), необычный ритм, сдвинута€ цезура, неточна€ рифма, переносы (enjambement), разрушенный или осложненный синтаксис, намерение сделать из стиха Ђтотальное новое слової, чуждое обычному €зыку. ќткрытие новых возможностей поэтического таило в себе и опасность: неизбежно возникала преграда между автором и читателем. Ќа упреки в герметичности и Ђтемнотеї —.ћалларме отвечал, что поэзи€ и должна заключать в себе загадку, а если ее не разгадывают, то это не означает, что она Ђтемнаї, а только свидетельствует о неподготовленности читател€.

ѕоиск совершенной формы выражени€, бо€знь Ђзапачкатьї чистый лист бумаги банальными иде€ми и €зыковыми клише были, веро€тно, причиной того, что собственно символистское наследие —.ћалларме оказалось скромным по объему. ≈го »родиада так и осталась незаконченной. Ќе осуществилась и главна€ его мечта Ц создать универсальную  нигу, котора€ бы запечатлела јбсолютное. ќн не исполнил высший долг поэта-символиста Ц дать Ђорфическоеї объ€снение «емли.

Ќовейшие издани€ на русском €зыке: ћалларме —тефан. —очинени€ в стихах и прозе. ћ., 1995; ¬ерлен ѕоль, –ембо јртюр, ћалларме —тефан. —тихотворени€. ѕроза. ћ., 1998




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13348
Ќиколай »льин
—екс-символ 80-х
ѕосетило:11920
—аманта ‘окс
„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12907
ƒональд ¬инникотт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru