Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»оганн ¬ольфганг фон √ете

   /   

Johann Wolfgang von Goethe

   /
             
‘отографи€ »оганн ¬ольфганг фон √ете (photo Johann Wolfgang von Goethe)
   

ƒень рождени€: 28.08.1749 года
ћесто рождени€: ‘ранкфурт-на-ћайне, √ермани€
ƒата смерти: 22.03.1832 года
ћесто смерти: ¬еймар, —Ўј
¬озраст: 82 года

√ражданство: √ермани€
—оцсети:


Ѕиографи€

немецкий поэт, прозаик и драматург

 рупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. —вое творчество он называл Ђфрагментами огромной исповедиї.

24.08.2007

 рупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. —вое творчество он называл Ђфрагментами огромной исповедиї. јвтобиографические его произведени€, в т.ч. ѕоэзи€ и правда (Dichtung und Wahrheit ), рассказывающа€ историю детства и юности поэта вплоть до 1775; ѕутешествие в »талию (Italienische Reise ), отчет о поездке в »талию в 1786Ц1788; ‘ранцузска€ кампани€ 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792 ) и ќсада ћайнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также јнналы и ƒневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte ), охватывающие период от 1790 до 1822, Ц все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не пон€в прежде ее автора.

√Єте родилс€ 28 августа 1749 во ‘ранкфурте-на-ћайне. Ђ¬ отца пошел суровый мой / ”клад, телосложенье; / ¬ мамашу Ц нрав всегда живой / » к россказн€м влеченьеї (пер. ƒ. Ќедовича), Ц писал он в одном из поздних стихотворений. ѕервые стихотворные опыты √Єте относ€тс€ к восьмилетнему возрасту. Ќе слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Ћейпцигском университете оставл€ли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить т€гу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи ѕросвещени€, так что к 19 годам, когда т€жела€ болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. —пециально сохранен был стихотворный сборник јннетте (Das Buch Annette , 1767), посв€щенный јнне  атарине ЎЄнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где √Єте обычно обедал, и пасторальна€ комеди€  апризы влюбленного (Die Laune des Verliebten , 1767).

¬ —трасбурге, где в 1770Ц1771 √Єте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во ‘ранкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных ».’.√отшедом (1700Ц1766) и теоретиками ѕросвещени€.

¬ —трасбурге √Єте встретилс€ с ».√.√ердером (1744Ц1803), ведущим критиком и идеологом движени€ ЂЅури и натискаї, переполненным планами создани€ в √ермании великой и оригинальной литературы. ¬осторженное отношение √ердера к Ўекспиру, ќссиану , ѕам€тникам старинной английской поэзии “. ѕерси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрыватьс€. ќн написал √Єца фон Ѕерлихингена (G tz von Berlichingen ) и, использу€ шекспировские Ђурокиї, начал работу над Ёгмонтом (Egmont ) и ‘аустом (Faust ); помогал √ердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. √Єте раздел€л убежденность √ердера в том, что истинна€ поэзи€ должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Ёта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. ¬ этот период пылкое счастье, каким его наполн€ла любовь к ‘ридерике Ѕрион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в €ркой образности и задушевной нежности таких стихов, как —видание и разлука (Willkommen und Abschied ), ћайска€ песнь (Mailied ) и — разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band ); укоры же совести после расставани€ с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в ‘аусте , √Єце ,  лавиго и в р€де стихотворений. —ентиментальна€ страсть ¬ертера к Ћотте и трагическа€ его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, Ц часть собственного жизненного опыта √Єте. —тихи к Ћили ЎЄнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечени€.

ќдиннадцать лет при веймарском дворе (1775Ц1786), где он был другом и советником молодого герцога  арла јвгуста, коренным образом изменили жизнь поэта. √Єте находилс€ в самом центре придворного общества Ц неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных пам€тников и музеев. ќн стал членом герцогского “айного совета, а позднее Ц государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изуча€ геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Ќо более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Ўарлоттой фон Ўтайн. Ёмоциональность и революционное иконоборчество периода ЂЅури и натискаї отошли в прошлое; теперь идеалами √Єте в жизни и искусстве станов€тс€ сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармони€ и классическое совершенство формы. ¬место великих гениев его геро€ми станов€тс€ вполне обычные люди. —вободные строфы его стихов спокойны и безм€тежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становитс€ жестче, в частности √Єте предпочитает октавы и элегические двустиши€ великой Ђтройкиї Ц  атулла, “ибулла и ѕроперци€.

ћногочисленные служебные об€занности √Єте серьезно преп€тствовали завершению начатых им крупных произведений Ц ¬ильгельма ћейстера (Wilhelm Meister ), Ёгмонта , »фигении (Iphigenie ) и “ассо (Tasso ). ¬з€в полуторагодичный отпуск, он едет в »талию, занимаетс€ там лепкой, делает более тыс€чи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства ».».¬инкельмана (1717Ц1768).

ѕо возвращении в ¬еймар (1789) √Єте не сразу перешел к Ђоседломуї образу жизни. ¬ течение следующих шести лет он предприн€л второе путешествие в ¬енецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Ѕреслау (¬роцлав), участвовал в военной кампании против Ќаполеона. ¬ июне 1794 он установил дружеские отношени€ с ‘.Ўиллером, который просил помощи в издании нового журнала Ђќрыї, и после этого жил главным образом в ¬еймаре. ≈жедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместна€ работа над такими замыслами, как сатирические  сении (Xenien , 1796) и баллады 1797, были дл€ √Єте прекрасным творческим стимулом. Ѕыли опубликованы сочинени€, лежавшие у него в столе, в т.ч. –имские элегии (R mische Elegien ), плод ностальгии по –иму и любви к  ристиане ¬ульпиус, котора€ стала в 1806 женой √Єте. ќн закончил √оды учени€ ¬ильгельма ћейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre , 1795Ц1796), продолжил работу над ‘аустом и написал р€д новых произведений, в т.ч. јлексис и ƒора (Alexis und Dora ), јминт (Amyntas ) и √ерман и ƒороте€ (Hermann und Dorothea ), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий ‘ранцузской революции. „то касаетс€ прозы, то √Єте написал тогда сборник рассказов Ѕеседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten ), куда вошла и неподражаема€ —казка (Das M rchen ).

 огда в 1805 скончалс€ Ўиллер, троны и империи содрогались Ц Ќаполеон перекраивал ≈вропу. ¬ этот период он писал сонеты к ћинне ’ерцлиб, роман »збирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften , 1809) и автобиографию. ¬ 65 лет, надев восточную маску ’атема, он создал «ападно-восточный диван (West- stlicher Diwan ), сборник любовной лирики. «улейка этого цикла, ћарианна фон ¬иллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в ƒиван . ѕритчи, глубокие наблюдени€ и мудрые раздумь€ о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озар€ют стихи «ападно-восточного дивана . “е же качества про€вл€ютс€ в –азговорах в прозе и в стихах (Spr che in Prosa, Spr che in Reimen ), ќрфических первоглаголах (Urworte. Orhisch , 1817), а также в –азговорах с ».ѕ.Ёккерманом , опубликованных в последнее дес€тилетие жизни поэта, когда он заканчивал ¬ильгельма ћейстера и ‘ауста . —кончалс€ √Єте в ¬еймаре 22 марта 1832.

Ћучшие дн€

¬семирна€ истори€ шпионажа
ѕосетило:16145
 арл √устав ћаннергейм
“игран ѕетрос€н. Ѕиографи€
ѕосетило:15535
“игран ѕетрос€н
 этрин Ѕартлетт: —ама€ сильна€ женщина Ѕритании
ѕосетило:7336
 этрин Ѕартлетт

ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ѕ–ќ»«¬≈ƒ≈Ќ»я

√Єц фон Ѕерлихинген с железною рукою (G tz von Berlichingen mit der eisernen Hand , 1773), наве€нный историческими хрониками Ўекспира, дает €ркую реалистическую картину √ермании 16 в., рису€ конфликт старого имперского пор€дка, представленного его рыцарством и кресть€нством, и новых сил, конфликт кн€зей и городов, которым суждено определ€ть современную жизнь. ¬ основу пьесы  лавиго (Clavigo , 1774) положен эпизод из мемуаров ѕ.ќ. . Ѕомарше; в противоположность √Єцу это композиционно проста€ современна€ трагеди€ из жизни среднего сослови€, подн€та€ √Єте на уровень проблемной пьесы, где каждый персонаж по-своему прав. √ерой Ёгмонта (Egmont , 1788) Ц нидерландский штатгальтер (наместник) времен ‘илиппа II, казненный испанцами во врем€ борьбы Ќидерландов за освобождение от испанского ига. —вобода Ц главна€ тема трагедии. »спользование оркестра, сопровождающего в последнем акте аллегорическое видение богини —вободы, вызвало в то врем€ резкую критику, но позднее к этому приему прибег и Ўиллер Ц так был сделан первый шаг на пути к вагнеровским музыкальным драмам, увертюра Ѕетховена к Ёгмонту продолжила эту традицию. »фигени€ в “авриде (Iphigenie auf Tauris , 1787) Ц поистине прекрасный гимн √Єте женщине. ¬ противоположность »фигении ≈врипида, хитрой интриганке, героин€ √Єте, поставив перед собой высокую цель сн€ть семейное прокл€тие, достигает этой цели отказом от кровной мести, ни при каких обсто€тельствах не измен€ет себе и живет чистой безгрешной жизнью, уверенна€ в том, что боги одобр€ют ее человеколюбие. “орквато “ассо (Torquato Tasso , 1790) Ц потр€сающа€ до глубины души и, при всех ограничени€х, налагаемых возвышенностью стихотворного €зыка и классической формой, Ц реалистическа€ и убедительна€ трагеди€ гени€, которому грозит безумие. –оман »збирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften , 1809) подробно и непредвз€то разбирает проблемы развода.

ќпубликованный в 1774 сентиментальный психологический роман в письмах —традани€ молодого ¬ертера (Die Leiden des jungen Werthers ) принес автору мировую славу. ѕерва€ его часть содержит более или менее точные обсто€тельства несчастной влюбленности √Єте в Ўарлотту (Ћотту) Ѕуфф, невесту его друга √. . естнера, летом 1772 в ¬ецларе. ¬ основе второй части Ц незадачлива€ судьба  .¬.»ерузалема, брауншвейгского полномочного секретар€: презираемый аристократическим обществом —удебной палаты, изводимый начальством и влюбленный в жену коллеги, он в окт€бре 1772 покончил с собой.  ристаллизаци€ этих материалов и персонажей, однако, состо€лась под действием т€гостного инцидента, который случилс€ с √Єте в феврале 1774 в доме ревнивого мужа ћаксимилианы Ѕрентано.

Ќебывалый успех романа нельз€ отнести лишь за счет непревзойденного искусства, с каким √Єте облекает заур€дную историю любви в эпистол€рную форму. “ут кредо целого поколени€, восставшего против примитивного оптимистического рационализма отцов, которые в дивном изобилии природы усматривали действие умозрительных законов, в ее таинственном “ворце Ц своего рода часовщика, в событи€х жизни Ц набор моральных прописей, а в окольных тропах потерь и обретений Ц торный путь к счастью, достижимому разумным поведением. ¬опреки всему этому ¬ертер провозгласил право сердца.

¬ильгельм ћейстер Ц главный персонаж гЄтевской дилогии √оды учени€ ¬ильгельма ћейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre ) и √оды странствовани€ ¬ильгельма ћейстера (Wilhelm Meisters Wanderjahre ). ѕо жанру это роман воспитани€ (Bildungsroman), раскрывающий органичное духовное развитие геро€ по мере накоплени€ жизненного опыта. ѕерва€ редакци€ романа Ц “еатральное призвание ¬ильгельма ћейстера (Wilhelm Meisters theatralische Sendung , написана в 1777Ц1786) Ц обнаружилась в Ўвейцарии в 1910 и была опубликована в 1911. –оман замечателен реалистическим описанием актерского быта, жизни бюргеров и аристократов и поистине уникален в оценках немецких, французских и английских драматургов, в частности Ўекспира. √оды учени€ ¬ильгельма ћейстера (1795Ц1796) были вдохновлены дружеским участием Ўиллера; шесть книг “еатрального призвани€ вошли в первые четыре книги новой редакции, но подверглись пересмотру с более зрелых позиций автора. —огласно новому плану, ћейстера нужно было привести к более универсальной, гуманистической жизненной концепции, которой можно было достигнуть, лишь обща€сь с аристократами. “еатр безусловно сохран€ет свое воспитательное значение, но только как окольный путь в направлении идеала, а не как цель сама по себе. √оды странствовани€ , написанные в последние годы жизни (опубл. 1829), вновь демонстрируют перемены в философии и манере письма, что характерно дл€ √Єте, всегда стремившегос€ идти в ногу с мен€ющимс€ временем. ѕромышленна€ революци€, по своим последстви€м много более важна€, чем скоротечна€ ‘ранцузска€ революци€, подтвердила, насколько радикально изменились времена с тех пор, как были завершены √оды учени€ . ѕримечательно, что по окончании своих европейских путешествий ¬ильгельм с семьей и группой друзей эмигрировал в јмерику, где они намеревались создать демократическое братство тружеников.

‘ауст Ц центральна€ фигура многих легенд, не раз встречающа€с€ в истории литературы. √Єте понадобилось более 60 лет, чтобы завершить обработку легенды по генеральному плану, составленному в 1770. ѕерва€ часть вышла в свет лишь в 1808. ¬тора€ часть Ц за исключением величественной трагедии ≈лены в III акте, начатой в 1800 и опубликованной в 1827, Ц главным образом творчество последних лет жизни писател€ (1827Ц1831); завершена незадолго до смерти √Єте и опубликована в 1833.

ƒва великих антагониста мистериальной трагедии Ц Ѕог и дь€вол, а душа ‘ауста Ц лишь поле их битвы, котора€ непременно окончитс€ поражением дь€вола. Ёта концепци€ объ€сн€ет противоречи€ в характере ‘ауста, его пассивную созерцательность и активную волю, самоотверженность и эгоизм, смирение и дерзость, Ц дуализм его натуры автор мастерски вы€вл€ет на всех этапах жизни геро€.

“рагедию можно разделить на п€ть актов неравной величины, в соответствии с п€тью периодами жизни доктора ‘ауста. ¬ акте I, завершающемс€ договором с дь€волом, ‘ауст-метафизик пытаетс€ разрешить конфликт двух душ Ц созерцательной и де€тельной, которые символизируют соответственно ћакрокосм и ƒух «емли. јкт II, трагеди€ √ретхен, завершающа€ первую часть, раскрывает ‘ауста как сенсуалиста в конфликте с духовностью. „асть втора€, увод€ща€ ‘ауста в свободный мир, к более высоким и чистым сферам де€тельности, насквозь аллегорична, это словно сновидческа€ пьеса, где врем€ и пространство не имеют значени€, а персонажи станов€тс€ знаками вечных идей. ѕервые три акта второй части образуют единое целое и составл€ют вместе акт III. ¬ них ‘ауст предстает художником, сначала при дворе »мператора, потом в классической √реции, где он соедин€етс€ с ≈леной “ро€нской, символом гармоничной классической формы.  онфликт в этом эстетическом царстве возникает между чистым художником, занимающимс€ искусством дл€ искусства, и эвдемонистом, ищущим в искусстве личного наслаждени€ и славы.  ульминаци€ трагедии ≈лены Ц брак с ‘аустом, в котором находит выражение синтез классики и романтизма, какого искал и сам √Єте, и его любимый ученик ƒж.√.Ѕайрон. √Єте отдал поэтическую дань Ѕайрону, наделив его чертами Ёвфориона, отпрыска этого символического брака. ¬ акте IV, завершающемс€ смертью ‘ауста, он представлен как военачальник, инженер, колонист, деловой человек и строитель империи. ќн на вершине своих земных свершений, но внутренний разлад по-прежнему мучит его, потому что он не в силах достичь человеческого счасть€, не разруша€ человеческой жизни, равно как не в силах создать рай на земле с изобилием и работой дл€ всех, не прибега€ к дурным средствам. ƒь€вол, всегда присутствующий р€дом, на самом деле необходим. Ётот акт заканчиваетс€ одним из самых впечатл€ющих эпизодов, созданных поэтической фантазией √Єте, Ц встречей ‘ауста с «аботой. ќна возвещает ему близкую смерть, но он надменно игнорирует ее, до последнего вздоха остава€сь своевольным и неблагоразумным титаном. ѕоследний акт, вознесение и преображение ‘ауста, где √Єте свободно использовал символику католических небес, Ц завершает мистерию величавым финалом, с молением св€тых и ангелов за спасение души ‘ауста милостью благого Ѕога.

¬ли€ние ‘ауста на немецкую и мировую литературу огромно. ѕоэтической красотой с ‘аустом не сравнитс€ ничто, а по цельности композиции Ц разве что ѕотер€нный рай ћильтона и Ѕожественна€ комеди€ ƒанте.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬семирна€ истори€ шпионажа
ѕосетило:16145
 арл √устав ћаннергейм
—емейный бизнес
ѕосетило:10262
ƒэвид –окфеллер
јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:10508
јлексей Ѕаталов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru