Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

“омас Ёлиот

   /   

Thomas Eliot

   /
             
‘отографи€ “омас Ёлиот (photo Thomas Eliot)
   

ƒень рождени€: 26.09.1888 года
ћесто рождени€: —ент-Ћуис, , ћиссури ,—Ўј
ƒата смерти: 04.01.1965 года
ћесто смерти: Ћондон,  анада
¬озраст: 76 лет

√ражданство: —Ўј
—оцсети:


Ѕиографи€

јмериканский поэт, Ќобелевский лауреат по литературе 1948 г.

¬ 1922 г. Ёлиот опубликовал поэму ЂЅесплодна€ земл€ї (ЂThe Waste Landї), которую его друг и наставник Ёзра ѕаунд назвал Ђсамой длинной поэмой, когда-либо написанной на английском €зыкеї.

14.08.2005

јмериканский поэт “омас —тернз Ёлиот родилс€ в —ент-Ћуисе (штат ћиссури). ќн был младшим из семерых детей в семье. —реди его предков был преподобный ”иль€м √ринлиф Ёлиот, основатель ¬ашингтонского университета в —ент-Ћуисе, а с материнской стороны јйзек —тернз, один из первых переселенцев ћассачусетса. ќтец Ё., √енри ”эр Ёлиот, был богатым промышленником, а мать, урожденна€ Ўарлотта —тернз, женщина образованна€ и литературно одаренна€, написала биографию ”иль€ма √ринлифа Ёлиота, а также драму в стихах Ђ—авонаролаї.

“омас Ёлиот фотографи€
“омас Ёлиот фотографи€

«акончив частную школу —мит-акэдеми в —ент-Ћуисе, Ё. год проучилс€ в частном массачусетском колледже и в 1906 г. поступил в √арвардский университет. “алантливый, незаур€дный студент, Ё. закончил университетский курс за три года и получил диплом магистра на четвертом курсе.

¬ это врем€ Ё. пишет стихи в Ђ’арвард адвокетї (ЂHarvard Advocateї) и €вл€етс€ редактором этого журнала с 1909 по 1910 г. «атем он едет в ѕариж, где посещает лекции в —орбонне и изучает французскую литературу, прежде всего поэтов-символистов. ≈ще в √арварде он заинтересовалс€ символизмом, читал поэта-символиста ∆юл€ Ћафорга и книгу јртура —аймонса Ђƒвижение символизма в литературеї, котора€ оказала большое вли€ние на развитие поэта.

¬ернувшись в 1911 г. в √арвард, Ё. пишет диссертацию об английском философе-идеалисте ‘.√. Ѕрэдли, изучает санскрит и буддизм. ѕо Ўелдонской стипендии он едет сначала в √ерманию, а затем в јнглию, где изучает философию в оксфордском ћертон-колледже, в котором преподавал Ѕрэдли. ѕосле долгих колебаний и сомнений Ё. решает посв€тить себ€ литературе и не возвращатьс€ в √арвард дл€ защиты диссертации. ќн остаетс€ в Ћондоне и пишет стихи. ѕри содействии Ёзры ѕаунда и ”индэма Ћьюиса некоторые из них были напечатаны в 1915 г. „тобы заработать себе на жизнь, он около года занималс€ преподавательской де€тельностью, затем служил клерком в банке ЂЋлойдеї; в 1925 г. он начинает работать в издательстве Ђ‘ейбер энд √уайэрї (впоследствии Ђ‘ейбер энд ‘ейберї), сначала литературным редактором, а затем одним из директоров фирмы.

¬ 1915 г. Ё. женилс€ на ¬ивьен ’ейвуд. ’от€ брак оказалс€ несчастливым, Ёлиоты прожили вместе 19 лет. ѕосле развода ¬ивьен поместили в психиатрическую больницу, где она умерла в 1947 г.

— 1917 по 1919 г. Ё. работает заместителем главного редактора журнала ЂЁгоистї (ЂEgoistї). ≈го ранние стихотворени€ по€вл€ютс€ в различных периодических издани€х, в том числе в Ђ атолической антологииї (ЂCatholic Anthologyї) Ёзры ѕаунда в 1915 г. ƒва новых поэтических сборника Ё. Ђѕруфрок и другие наблюдени€ї (ЂPrufrock and Other Observationsї) и Ђ—тихиї (ЂPoemsї) были опубликованы ¬ирджинией и Ћеонардом ¬ульф в Ђ’огарт-прессї (ЂHogarth Pressї) соответственно в 1917 и 1919 гг. Ќаписанные под вли€нием Ћафорга, стихи обоих сборников несут на себе печать глубокого разочаровани€ действительностью. ¬ ЂЋюбовной песне ƒж. јльфреда ѕруфрокаї (ЂThe Love Song of J. Alfred Prufrockї), первой значительной поэме Ё., запечатлен герой Ц Ђуслужливый, почтительный придворный, благонамеренный, витиеватый...ї (пер. ј. —ергеева) Ц и мучительно нерешительный, косно€зычный, особенно с женщинами. Ђѕруфрокї €вилс€ вехой в поэзии XX в., многие критики писали о значении этой поэмы, а американский поэт ƒжон Ѕерримен считал, что с Ђѕруфрокаї берет начало современна€ поэзи€.

ќдновременно с ростом попул€рности Ё.-поэта быстро утверждалась и репутаци€ Ё. Ц литературного критика. Ќачина€ с 1919 г., он посто€нный автор Ђ“айме литерэри сапплментї (ЂTimes Literary Supplementї), литературного приложени€ к Ђ“аймеї. “ам была опубликована сери€ статей Ё. о елизаветинской и €кобинской драме, которые нар€ду с другими критическими стать€ми и обозрени€ми вошли в сборник эстетических работ Ё. Ђ—в€щенный лесї (ЂThe Sacred Woodї, 1920). ¬ стать€х о Ўекспире, ƒанте, ƒрайдене, ћарло, ƒжоне ƒонне, ƒжордже √ерберте, Ёндрю ћарвелле Ё. пыталс€ Ђвернуть поэта к жизни, что €вл€етс€ великой, непреход€щей задачей критикиї. Ёссе Ё. Ђ¬оздава€ должное ƒжону ƒрайденуї (ЂHomage to John Drydenї, 1924) и Ђ»збранные эссеї (ЂSelected Essaysї, 1932) €вились программными дл€ возникновени€ вли€тельного критического течени€, известного как кембриджска€ школа, а позднее в —оединенных Ўтатах как нова€ критика.  роме того, Ё. ввел в литературный обиход два важнейших дл€ развити€ критической мысли пон€ти€: objective correlative Ц согласование эмоционального начала с объективным изображением конкретной психологической ситуации, соответствие между чувством и Ђнабором предметов, ситуацией, цепью событий, которые €вл€ютс€ формулой, вызывающей именно это чувствої; и dissociation of sensibility (распад восприимчивости), под которым Ё. подразумевал утрату целостности Ђмышлени€ї в поэзии после XVII в. ћногие критические взгл€ды Ё. нашли свое отражение в журнале Ђ райтерионї (ЂCriterionї), весьма вли€тельном критическом издании, выходившем 4 раза в год с 1922 по 1939 г.

¬ 1922 г. Ё. опубликовал поэму ЂЅесплодна€ земл€ї (ЂThe Waste Landї), которую его друг и наставник Ёзра ѕаунд назвал Ђсамой длинной поэмой, когда-либо написанной на английском €зыкеї.

Ћучшие дн€

Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13651
Ѕобби ћур
ѕокор€юща€ пол€рные льды
ѕосетило:5000
јнна ўетинина
ћишель Ћегран. Ѕиографи€
ѕосетило:4335
ћишель Ћегран

—воей гиперболой (поэма состоит всего из 434 строк) ѕаунд намекает на поэтическую концентрацию и обилие аллюзий в поэме. (ѕаунд, кстати, принимал участие в редактуре окончательного варианта поэмы, которую он сократил на треть.) ЂЅесплодна€ земл€ї, лучшее, по мнению многих вли€тельных критиков, произведение Ё., наложившее отпечаток на последующее развитие поэзии, состоит из п€ти частей, которые объедин€ютс€ сквозными темами бесплоди€ и размывани€ ценностей. ЂЅесплодна€ земл€ї, в которой отразились сомнени€ и разочаровани€ послевоенного поколени€, выразила интеллектуальный настрой целой эпохи. ¬ 1927 г. Ё. крестилс€ по обр€ду англиканской церкви и в том же году получил британское подданство. ¬ предисловии к сборнику эссе Ђ¬ защиту Ћанселота Ёндрюсаї (ЂFor Lancelot Andrewesї) он называет себ€ Ђанглокатоликом в религии, классицистом в литературе и ро€листом в политикеї. ≈ще будучи американским студентом, Ё. про€вл€л живой интерес к культуре страны своих предков, сокурсники в шутку даже называли его Ђангличанином во всем, кроме акцента и гражданстваї. » если прин€тие британского подданства в какой-то степени отвечало его юношеским устремлени€м, то его переход в англиканскую церковь был отходом от семейных традиций унитарианства, хот€ и удовлетвор€л потребность Ё., пуританина по происхождению, в строгих и четких моральных установках. ¬ поэме Ђѕепельна€ средаї (ЂAsh Wednesdayї, 1930) со всей очевидность про€вились душевные терзани€, которыми сопровождалось его обращение в англиканскую веру. »менно в этот период интеллектуального и душевного разброда Ё. переводит поэму —ен-∆он ѕерса Ђјнабасисї (ЂAnabasisї, 1930), своего рода духовную историю человечества, и знакомит англо€зычного читател€ с творчеством близкого Ё. по духу французского поэта.

¬ 30-е гг. Ё. пишет поэтические драмы. Ђ аменьї (ЂThe Rockї, 1934) и Ђ”бийство в собореї (ЂMurder in the Cathedralї, 1935) предназначались дл€ религиозных спектаклей. Ђ”бийство в собореї представл€ет собой философское моралите о муках св. “омаса Ѕеккета и считаетс€ лучшей пьесой Ё. ќна с большим успехом шла в театрах ≈вропы и —оединенных Ўтатов. ≈го пьесы о современной жизни Ц Ђ¬оссоединение семьиї (ЂThe Family Retinionї, 1939), Ђ¬ечерний коктейльї (ЂThe Cocktail Partyї, 1950), ЂЋичный секретарьї (ЂThe Confidential Clerkї, 1954) и Ђѕожилой государственный де€тельї (ЂThe Elder Statesmanї, 1959) Ц считаютс€ менее удачными. јвтору во многом не удалась попытка наполнить современным содержанием темы античной трагедии. Ђ¬ечерний коктейльї, правда, в свое врем€ пользовалс€ успехом на сценах театров по обе стороны јтлантики.

ѕоэмы 40-х гг. Ђ„етыре квартетаї (ЂFour Quartetsї, 1943), ЂЅЄрнт Ќортонї (ЂBurnt Nortonї, 1941), Ђ»ст  окерї (ЂEast Cokerї, 1940), Ђƒрай —элвейджесї (ЂThe Dry Salvagesї, 1941) и ЂЋиттл √иддингї (ЂLittle Giddingї, 1942) считаютс€ многими критиками наиболее зрелыми поэтическими произведени€ми Ё.  ажда€ поэма Ц это размышлени€, наве€нные созерцанием различных пейзажей, в которые поэт вплетает свои суждени€ об истории, времени, природе €зыка, а также личные воспоминани€.

¬ 1948 г. Ё. присуждаетс€ Ќобелевска€ преми€ по литературе Ђза выдающийс€ новаторский вклад в современную поэзиюї. „лен Ўведской академии јндерс Ёстерлинг в своей речи подчеркнул, что у стихов Ё. Ђесть особое свойство Ц способность врезатьс€ в сознание нашего поколени€ с остротой алмазаї. Ђя считаю вручение Ќобелевской премии поэту подтверждением общечеловеческой ценности поэзии, Ц сказал Ё. в ответной речи. Ц –ади одного этого следует врем€ от времени награждать поэтов; Ќобелевскую премию € рассматриваю не как признание своих собственных заслуг, но как символ значимости поэзииї.

¬ 1957 г. Ё. женилс€ на Ёсме ¬алери ‘летчер. ѕоэт скончалс€ в 1965 г., в возрасте 76 лет, и был похоронен в »ст- окер, деревне в —омерсете, откуда в середине XVII в. его предок Ёндрю Ёлиот отправилс€ в јмерику.

Ё. был удостоен многих наград. —реди них британский орден Ђ«а заслугиї (1948), французский орден ѕочетного легиона (1954), преми€ √Єте √анзейского союза (1954). Ё. имел 16 почетных степеней английских, американских и европейских университетов и был почетным членом советов ћагдален-колледжа и ћер тон-колледжа (ќксфорд).

Ќа прот€жении своей жизни Ё. часто ездил на родину, навещал родных, выступал с лекци€ми, занималс€ издательской де€тельностью. ѕоэт получил много американских наград и был членом научного совета »нститута фундаментальных исследований в ѕринстоне в 1948 г. и членом совета американской Ѕиблиотеки конгресса с 1947 по 1954 г.

 ритическа€ и текстологическа€ литература, посв€щенна€ творчеству Ё., продолжает расти и после смерти поэта. ѕо мнению американского критика »рвина Ёренпрайса, Ђпоэзи€ Ё. проникает в глубины морали и психологии. Ё. понимал мен€ющуюс€, парадоксальную природу наших самых скрытых эмоций и суждений и пыталс€ выразить этот парадокс в своем стилеї. —тиль Ё., считает Ёренпрайс, отличаетс€ Ђнарушением синтаксиса и смысла, привлека€ таким образом внимание читател€, заставл€€ его по-новому взгл€нуть на задачи и ценности литературного творчестваї.

Ђƒво€ка€ задача Ё. заключалась в том, Ц писал английский критик ћ. Ѕрэдбрук, Ц чтобы найти истолкование своей эпохи, держа, как учил величайший из поэтов, «еркало лицом к ѕрироде, и вместе с тем следовать образцам истинного совершенстваї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:12336
‘рэнк ‘ариан
—оздатель лучшей снайперской винтовки
ѕосетило:10590
≈вгений ƒрагунов
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7728
≈катерина ћельник

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru