Людибиографии, истории, факты, фотографии

Стефан Георге

   /   

Stefan George

   /
             
Фотография Стефан Георге (photo Stefan George)
   

Гражданство: Германия

Биография

немецкий поэт

Георге, Стефан (George), (1868-1933), немецкий поэт, один из видных представителей немецкого символизма, оказавший глубокое влияние на культурную жизнь Веймарской республики.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

09.01.2009

Современники называли его "воплощением римской культуры на рейнской почве" и "Наполеоном при дворе муз". Он был первым, кто объявил стихи единственной художественной формой литературы. Родился 12 июля 1868 в Бюдесхейме в состоятельной семье, что дало ему возможность совершить ряд заграничных поездок, благодаря которым в конце 80-х гг. он познакомился с парижскими символистами (Малларме, Верлен); под их влиянием сформировались эстетические взгляды Георге, направленные на преодоление натурализма: искусство не должно служить нуждам общества, необходимо "l'art pour l'art" - "искусство для искусства". Георге безапелляционно заявлял: "В поэзии... каждый, кто еще охвачен маниакальным желанием что-либо "сказать", не заслуживает быть допущенным даже к преддверию искусства". В поэзии важен "не смысл, а форма".

Стефан Георге фотография
Стефан Георге фотография

Подобной эстетической программе соответствовала обособленность поэта. Ранние поэтические сборники Георге не поступали в книжные магазины, круг читателей был узким по причине их специфической формы - факсимильные рукописные издания, отказ от прописных букв и знаков пунктуации. С 1892 по 1919 Георге издавал журнал "Блеттер фюр ди кунст", на титульном листе которого говорилось, что журнал предназначен "для закрытого круга читателей, составленного по приглашениям постоянных членов". В ранних сборниках "Гимны" (1890), "Паломничество" (1891), "Книги пастухов" (1895), "Год души" (1897), воплощая идеи Ницше, воспевал таинственные силы природы и исключительных героев. В сборниках "Война" (1917) и "Три напева" (1921) сказалось влияние экспрессионизма. Ницшеанское по своим истокам и антидемократическое по сущности мировоззрение поэта в этот период привело его в непосредственную близость к идеям национал-социализма. Однажды он предсказал, что вскоре в Германии появится герой, который приведет к возрождению страну, Европу и весь мир. Этот сверхчеловек, по словам Георге, сумеет разорвать оковы прогнившего общества, внесет порядок в хаос и посеет семена нового рейха. Пророческие амбиции не замечавшего действительности поэта, его мистические настроения и культ самодовлеющей героики (сборник "Новое царство", 1928) дали основание буржуазной реакции использовать стихи Георге для своих лозунгов; их смысл истолковывался как зов к вождю "третьего рейха", хотя сам Георге утверждал, что пытался лишь изобразить "поэта в годы смуты" и отвергал нацизм, видя в колоннах Гитлера только "толпу". Он не пожелал принять участие в торжествах, которые должны были состояться по случаю его назначения президентом Прусской академии искусств в 1933. Он эмигрировал в Швейцарию, где и умер 4 декабря 1933, даже запретив хоронить себя в Германии. Еще накануне 1-й мировой войны литературные последователи, единомышленники и поклонники творчества поэта образовали т. н. "кружок Стефана Георге" - нечто среднее между богемным литературным салоном и духовно-эстетическим орденом. В него входили многие известные в Германии деятели культуры - поэты, писатели, преподаватели университетов, художники - Фридрих Гундольф, Людвиг Клагес, Карл Вольфскель, Альфред Шулер и др. Называя себя "космистами", члены кружка широко пропагандировали собственные эстетические концепции, придерживались определенного ритуала поведения и даже, в подражание своему лидеру, облачались в черные клерикального покроя балахоны. Немало членов этого кружка стали провозвестниками германского фашизма (Людвиг Клагес, Эрнст Бертрам). Один из "космистов", пытавшийся придать деятельности кружка антисемитскую окраску, - Альфред Шулер - едва ли не первым в Германии начал использовать в качестве символа свастику. Когда лишенный средств Гитлер приехал в начале 1913 в Мюнхен, он не раз посещал кафе и таверны, где собирались члены "кружка Стефана Георге", атмосфера которых пришлась ему по вкусу. Он присутствовал на выступлениях Альфреда Шулера и был весьма очарован их антисемитской направленностью и злобным национализмом. Весьма вероятно, что именно тогда ему пришла в голову мысль использовать свастику для своего будущего движения.

Реклама:




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Одиночество королевы
Посетило:706
Анна Самохина
Вокалистка группы Sade
Посетило:433
  Шаде
Легендарный песняр ХХ века
Посетило:419
Владимир Мулявин

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history