Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќина Ѕерберова

   /   

Nina Berberova

   /
             
‘отографи€ Ќина Ѕерберова (photo Nina Berberova)
   

ƒень рождени€: 26.07.1901 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 26.09.1993 года
ћесто смерти: ‘иладельфи€, —Ўј
¬озраст: 92 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

–усска€ писательница, литературный критик

¬ откликах критики отмечалась близость прозы Ѕерберовой Ђхорошо расчищенным садам французского романаї (¬.¬ейдле) и вместе с тем серьезность ее попытки создать Ђобраз эмигрантского мира в его эпическом преломленииї (¬.Ќабоков).

26.04.2003

Ѕ≈–Ѕ≈–ќ¬ј, Ќ»Ќј Ќ» ќЋј≈¬Ќј (1901Ц1993), русска€ писательница, литературный критик. –одилась 26 июл€ (8 августа) 1901 в —анкт-ѕетербурге. — 1922 находилась в эмиграции, где и состо€лс€ ее литературный дебют (стихи в журнале ЂЅеседаї, издаваемом ћ.√орьким и мужем Ѕерберовой до 1932 ¬.‘.’одасевичем). —отрудник и посто€нный автор газеты Ђѕоследние новостиї до ее закрыти€ в 1940, опубликовала в 1928Ц1940 серию рассказов Ѕи€нкурские праздники; вместе с романами ѕоследние и первые (1930), ѕовелительница (1932) и Ѕез заката (1938) они определили репутацию Ѕерберовой-прозаика.

Ќина Ѕерберова фотографи€
Ќина Ѕерберова фотографи€

¬ откликах критики отмечалась близость прозы Ѕерберовой Ђхорошо расчищенным садам французского романаї (¬.¬ейдле) и вместе с тем серьезность ее попытки создать Ђобраз эмигрантского мира в его эпическом преломленииї (¬.Ќабоков). ѕовседневна€ жизнь эмиграции, социальный ландшафт окраины или Ђподполь€ї определили звучание цикла рассказов ќблегчение участи, печатавшегос€ в 1930-е годы и в 1948 вышедшего отдельным изданием. «десь рождаетс€ важна€ дл€ всего творчества Ѕерберовой тема бездомности, осознаннной не как трагеди€, но как неизбежный удел человека 20 столети€, который свободен от приверженности Ђгнездуї, переставшему служить Ђсимволом защиты, прелести и прочности жизниї.

“ем не менее в ѕоследних и первых описана именно попытка построени€ Ђгнездаї дл€ терп€щих бедствие. √ерой романа, запретив себе тоску по –оссии, пробует создать что-то вроде русской кресть€нской общины, не только предоставл€ющей кров, но вернувшей ее участникам ощущение своей культурной самобытности. Ёта тема впоследствии не нашла продолжени€ в творчестве Ѕерберовой, но оказалась вплетенной в ее личную биографию: годы оккупации она прожила на маленькой ферме, занима€сь кресть€нским трудом.

¬ 1950 Ѕерберова переехала в —Ўј, где преподавала русский €зык, а затем русскую литературу в ѕринстонском университете.  руг ее писательских интересов осталс€ прежним. ¬ романе ћыс бурь (1950) описаны два поколени€ эмиграции: старшее, которое не мыслит своей жизни вне традиционных русских установлений (Ђлюди прошлого векаї), и молодое, дл€ которого Ђвселенскоеї важнее, чем Ђродноеї. ”трата –оссии приводит Ђвторое поколениеї и к утрате Ѕога, но переживаемые ею житейские и духовные бедстви€ осмысл€ютс€ как этапы освобождени€ от оков традиции, на которой держалось рухнувшее с революцией мироустройство.

≈ще до войны Ѕерберовой были опубликованы две книги документально-биографического характера („айковский, истори€ одинокой жизни, 1936, Ѕородин, 1938), оцененные как €влени€ нового литературного качества: роман без вымысла, или, как писал ’одасевич, Ђтворчески увиденна€ї биографи€, строго держаща€с€ фактов, однако освещающа€ их со свободой, присущей романистам.  ак критик Ѕерберова обосновывала перспективность этого жанра, который особенно востребован во времена интереса к незаур€дным индивидуальност€м и судьбам. ¬ысшим ее достижением на этом пути стала ∆елезна€ женщина (1981), биографи€ баронессы ћ.Ѕудберг, жизнь которой была тесно св€зана с ћ.√орьким, а затем с √.”эллсом. ќбход€сь без выдумки и без Ђукрашений, рожденных воображениемї, Ѕерберова создала €ркий портрет авантюристки, принадлежавшей к тому человеческому типу, который, с точки зрени€ автора, особенно нагл€дно вы€вил типичные черты 20 в.: исключительна€ женщина в беспощадное врем€, заставившее позабыть о многих моральных заповед€х и Ђжить, чтобы выжитьї. ѕостроенный на неизвестных документах, письмах и свидетельствах очевидцев, воспоминани€х автора о собственных встречах с героиней и историко-философских размышлени€х, рассказ охватывает почти полвека, заверша€сь описанием поездки Ѕудберг в 1960 в ћоскву к опальному Ѕ.ѕастернаку.

¬ 1969 по-английски, а в 1972 по-русски была опубликована автобиографи€ Ќ.Ѕерберовой  урсив мой, в которой, огл€дыва€сь на свою жизнь, она устанавливает Ђвозвращающиес€ темыї и реконструирует свое прошлое в духовном и идейном контексте времени. ќпредел€€ свою жизненную и литературную позицию как антипочвенную, антиправославную и прозападную, Ѕерберова через эти характеристики выстраивает Ђструктуруї собственной личности, противосто€щей Ђбессмысленности и непрочности мираї.  нига дает уникальную панораму интеллектуальной и художественной жизни русской эмиграции в период между двум€ мировыми войнами. ќна содержит ценные мемуарные свидетельства (особенно о ’одасевиче) и разборы творчества видных писателей русского «арубежь€ (Ќабоков, √.»ванов и др.).

¬ 1989 Ѕерберова приезжала в –оссию, встречалась с литературными критиками и читател€ми.

”мерла Ѕерберова в ‘иладельфии 26 сент€бр€ 1993.

Ћучшие дн€

—амый высокий на планете
ѕосетило:20631
—ултан  есен
ћишель ћорган: √ранд-дама французского кинематографа
ѕосетило:9670
ћишель ћорган
 оролева лыжни
ѕосетило:3739
–аиса —метанина
мнение o биографии Ѕерберовой
–оберт Ѕагдасар€н, доктор филологич≈реван, јрмени€ 07.06.2006 04:48:20
ƒрузь€, верные своим извечным шовинистическим "бзикам", ни в одной из опубликованных биографий Ќины Ѕерберовой ¬ы даже не заикаетесь об ее арм€нских корн€х, хот€ она сама пишет об этом в своем автобиографическом романе " урсив мой". ¬едь Ѕерберовы - известнейша€ арм€нска€ фамили€ ростовских арм€н на прот€жении целого столети€!” русских, как и у арм€н национальность всегда определ€лась по отцу, а не как у евреев - по матери. —ледовательно, Ѕерберова - арм€нка, так же, как и сотни обрусевших арм€н –оссии, вершивших славу интеллектуальной –оссии...— приветом из жаркой и цветущей назло своим врагам јрмении - –оберт.

‘орма или содержание
10.06.2013 10:12:32
–оберту. –усской писательницей Ѕерберову называют потому, что она писала на русском €зыке.“о есть, подчеркивают именно ее принадлежность русской литературе и €зыку, а не русской нации.Ќе в традиции русского народа копатьс€ в национальных корн€х, как это прин€то у малых народов, подобно ¬ашему.¬ам больше нечем гордитьс€? ¬ам хочетс€, чтобы ее называли арм€нской писательницей? ќна написала что-то на арм€нском €зыке? » знала ли она его вообще?ј может, она написала что-то об јрмении?—вои бзики заметить не хотите ли? Ќациональность определ€ют по отцу. ј мать, как бы, и не при чем, да? Ѕаба - не человек?»ли, может, русска€ баба не человек? «наем, слышали!

ќ биографии, –оберт?
14.06.2013 11:01:20
см всемирную аглерею
–усской писательницей Ѕерберову называют потому, что она писала на русском €зыке.“о есть, подчеркивают именно ее принадлежность русской литературе и €зыку, а не русской нации.Ќе в традиции русского народа копатьс€ в национальных корн€х, как это прин€то у малых народов, подобно ¬ашему.¬ам больше нечем гордитьс€? ¬ам хочетс€, чтобы ее называли арм€нской писательницей? ќна написала что-то на арм€нском €зыке? » знала ли она его вообще?ј может, она написала что-то об јрмении?—вои бзики заметить не хотите ли? Ќациональность определ€ют по отцу. ј мать, как бы, и не при чем, да?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:9041
Ћюдмила –уденко
ƒэвид Ѕайрон. Ѕиографи€
ѕосетило:14614
ƒэвид Ѕайрон
Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13835
Ѕобби ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru