Людибиографии, истории, факты, фотографии

Нина Берберова

   /   

Nina Berberova

   /
             
Фотография Нина Берберова (photo Nina Berberova)
   

День рождения: 26.07.1901 года
Возраст: 92 года
Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
Дата смерти: 26.09.1993 года
Место смерти: Филадельфия, США

Гражданство: Россия

Биография

Русская писательница, литературный критик

В откликах критики отмечалась близость прозы Берберовой «хорошо расчищенным садам французского романа» (В.Вейдле) и вместе с тем серьезность ее попытки создать «образ эмигрантского мира в его эпическом преломлении» (В.Набоков).

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

26.04.2003

БЕРБЕРОВА, НИНА НИКОЛАЕВНА (1901–1993), русская писательница, литературный критик. Родилась 26 июля (8 августа) 1901 в Санкт-Петербурге. С 1922 находилась в эмиграции, где и состоялся ее литературный дебют (стихи в журнале «Беседа», издаваемом М.Горьким и мужем Берберовой до 1932 В.Ф.Ходасевичем). Сотрудник и постоянный автор газеты «Последние новости» до ее закрытия в 1940, опубликовала в 1928–1940 серию рассказов Биянкурские праздники; вместе с романами Последние и первые (1930), Повелительница (1932) и Без заката (1938) они определили репутацию Берберовой-прозаика.

Нина Берберова фотография
Нина Берберова фотография

В откликах критики отмечалась близость прозы Берберовой «хорошо расчищенным садам французского романа» (В.Вейдле) и вместе с тем серьезность ее попытки создать «образ эмигрантского мира в его эпическом преломлении» (В.Набоков). Повседневная жизнь эмиграции, социальный ландшафт окраины или «подполья» определили звучание цикла рассказов Облегчение участи, печатавшегося в 1930-е годы и в 1948 вышедшего отдельным изданием. Здесь рождается важная для всего творчества Берберовой тема бездомности, осознаннной не как трагедия, но как неизбежный удел человека 20 столетия, который свободен от приверженности «гнезду», переставшему служить «символом защиты, прелести и прочности жизни».

Реклама:

Тем не менее в Последних и первых описана именно попытка построения «гнезда» для терпящих бедствие. Герой романа, запретив себе тоску по России, пробует создать что-то вроде русской крестьянской общины, не только предоставляющей кров, но вернувшей ее участникам ощущение своей культурной самобытности. Эта тема впоследствии не нашла продолжения в творчестве Берберовой, но оказалась вплетенной в ее личную биографию: годы оккупации она прожила на маленькой ферме, занимаясь крестьянским трудом.

В 1950 Берберова переехала в США, где преподавала русский язык, а затем русскую литературу в Принстонском университете. Круг ее писательских интересов остался прежним. В романе Мыс бурь (1950) описаны два поколения эмиграции: старшее, которое не мыслит своей жизни вне традиционных русских установлений («люди прошлого века»), и молодое, для которого «вселенское» важнее, чем «родное». Утрата России приводит «второе поколение» и к утрате Бога, но переживаемые ею житейские и духовные бедствия осмысляются как этапы освобождения от оков традиции, на которой держалось рухнувшее с революцией мироустройство.

Еще до войны Берберовой были опубликованы две книги документально-биографического характера (Чайковский, история одинокой жизни, 1936, Бородин, 1938), оцененные как явления нового литературного качества: роман без вымысла, или, как писал Ходасевич, «творчески увиденная» биография, строго держащаяся фактов, однако освещающая их со свободой, присущей романистам. Как критик Берберова обосновывала перспективность этого жанра, который особенно востребован во времена интереса к незаурядным индивидуальностям и судьбам. Высшим ее достижением на этом пути стала Железная женщина (1981), биография баронессы М.Будберг, жизнь которой была тесно связана с М.Горьким, а затем с Г.Уэллсом. Обходясь без выдумки и без «украшений, рожденных воображением», Берберова создала яркий портрет авантюристки, принадлежавшей к тому человеческому типу, который, с точки зрения автора, особенно наглядно выявил типичные черты 20 в.: исключительная женщина в беспощадное время, заставившее позабыть о многих моральных заповедях и «жить, чтобы выжить». Построенный на неизвестных документах, письмах и свидетельствах очевидцев, воспоминаниях автора о собственных встречах с героиней и историко-философских размышлениях, рассказ охватывает почти полвека, завершаясь описанием поездки Будберг в 1960 в Москву к опальному Б.Пастернаку.

В 1969 по-английски, а в 1972 по-русски была опубликована автобиография Н.Берберовой Курсив мой, в которой, оглядываясь на свою жизнь, она устанавливает «возвращающиеся темы» и реконструирует свое прошлое в духовном и идейном контексте времени. Определяя свою жизненную и литературную позицию как антипочвенную, антиправославную и прозападную, Берберова через эти характеристики выстраивает «структуру» собственной личности, противостоящей «бессмысленности и непрочности мира». Книга дает уникальную панораму интеллектуальной и художественной жизни русской эмиграции в период между двумя мировыми войнами. Она содержит ценные мемуарные свидетельства (особенно о Ходасевиче) и разборы творчества видных писателей русского Зарубежья (Набоков, Г.Иванов и др.).

В 1989 Берберова приезжала в Россию, встречалась с литературными критиками и читателями.

Умерла Берберова в Филадельфии 26 сентября 1993.

Лучшие дня


Гениальное безумие Винсента Ван Гога
Посетило:437
Винсент Ван Гог
Канадская дива
Посетило:108
Селин Дион
Ханс Кольхофф
Посетило:102
Ханс Кольхофф
мнение o биографии Берберовой
Роберт Багдасарян, доктор филологичЕреван, Армения 07.06.2006 08:48:20
Друзья, верные своим извечным шовинистическим "бзикам", ни в одной из опубликованных биографий Нины Берберовой Вы даже не заикаетесь об ее армянских корнях, хотя она сама пишет об этом в своем автобиографическом романе "Курсив мой". Ведь Берберовы - известнейшая армянская фамилия ростовских армян на протяжении целого столетия!У русских, как и у армян национальность всегда определялась по отцу, а не как у евреев - по матери. Следовательно, Берберова - армянка, так же, как и сотни обрусевших армян России, вершивших славу интеллектуальной России...С приветом из жаркой и цветущей назло своим врагам Армении - Роберт.

Форма или содержание
10.06.2013 02:12:32
Роберту. Русской писательницей Берберову называют потому, что она писала на русском языке.То есть, подчеркивают именно ее принадлежность русской литературе и языку, а не русской нации.Не в традиции русского народа копаться в национальных корнях, как это принято у малых народов, подобно Вашему.Вам больше нечем гордиться? Вам хочется, чтобы ее называли армянской писательницей? Она написала что-то на армянском языке? И знала ли она его вообще?А может, она написала что-то об Армении?Свои бзики заметить не хотите ли? Национальность определяют по отцу. А мать, как бы, и не при чем, да? Баба - не человек?Или, может, русская баба не человек? Знаем, слышали!

О биографии, Роберт?
14.06.2013 03:01:20
см всемирную аглерею
Русской писательницей Берберову называют потому, что она писала на русском языке.То есть, подчеркивают именно ее принадлежность русской литературе и языку, а не русской нации.Не в традиции русского народа копаться в национальных корнях, как это принято у малых народов, подобно Вашему.Вам больше нечем гордиться? Вам хочется, чтобы ее называли армянской писательницей? Она написала что-то на армянском языке? И знала ли она его вообще?А может, она написала что-то об Армении?Свои бзики заметить не хотите ли? Национальность определяют по отцу. А мать, как бы, и не при чем, да?




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Историк-расчленитель Соколов рассказал, почему убил свою аспирантку
Посетило:55997
Олег  Соколов
Теория большого актера
Посетило:456
Джим Парсонс
Историк-расчленитель Соколов в суде давил на жалость, рыдал и просил его отпустить
Посетило:425
Олег  Соколов

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history