Людибиографии, истории, факты, фотографии

Иван Пырьев

   /   

Ivan Puriev

   /
             
Фотография Иван Пырьев (photo Ivan Puriev)
   

День рождения: 17.11.1901 года
Возраст: 66 лет
Место рождения: с. Камень-на-Оби, Алтайский край, Россия
Дата смерти: 07.02.1968 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Две любви Пырьева: кино и женщины

Кинорежиссер ('Трактористы', 'Свинарка и пастух', 'Кубанские казаки', 'Идиот', 'Братья Карамазовы')

Иван Пырьев был удивительным человеком. «Это Жуков нашего кинематографа», – говорят одни. «Икона», – говорят другие. В самые трагичные годы советской истории – с 1937 по 1949-й – он снимал мелодрамы, комедии и мюзиклы, пользовавшиеся огромной популярностью.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

07.02.2020

Его фильмы спасали от самоубийств

Впрочем, если предположить, что мы никогда бы не увидели «Трактористов», «Богатой невесты», «Свинарки и пастуха», «Сказания о земле Сибирской», «Кубанских казаков», имя Пырьева все равно не затерялось бы в памяти. Он – создатель и директор (1954–1957 гг.) нынешнего «Мосфильма», организатор Союза кинематографистов и Высших режиссерских курсов, наконец, режиссер «Идиота», «Братьев Карамазовых», «Белых ночей» – фильмов, которые до сих пор многим открывают Достоевского…



Реклама:

Иван Пырьев родился в российской глубинке, в Сибири, и о своих корнях не забывал никогда. Героями музыкальных комедий, с которыми к нему пришла режиссерская слава, были такие же люди из народа, как и он сам. Трактористы, конюхи, доярки радовались с экрана своей, приукрашенной Пырьевым, жизни в Советской стране, а сам Иван Александрович одну за другой получал Сталинские премии за новые работы.

Иван Пырьев фотография
Иван Пырьев фотография

– Я смотрел «Кубанских казаков», когда учился в 9-м классе, – вспоминает режиссер Валерий Усков, – это было тяжелейшее время: нищета, лагеря, отчаяние. А люди из кинотеатра выходили со счастливыми лицами. Думаю, что благодаря этому фильму многие самоубийства тогда не состоялись. Люди верили, что жизнь станет лучше, что все наладится. И сам Пырьев тоже верил и потому никогда не был конъюнктурщиком.

Одним из первых в стране в постсталинский период он заговорил о необходимости перестройки всего кинодела и выработал стратегию, в которую входило создание «Большого Мосфильма» и Союза кинематографистов. С идеей нового «Мосфильма» Пырьев пробился к высшим чинам, и можно лишь предполагать, чего это ему стоило… Гигантское строительство «Мосфильма» было сравнимо разве что с возведением Днепрогэса. Проявив уникальные организаторские способности, Иван Александрович начал осваивать огромную территорию сразу и в свойственном его натуре необыкновенном темпе. Он прыгал по дощатым мосточкам и кирпичам и вникал абсолютно во все детали строительства. Как военачальник, отдавал приказы, требуя неукоснительного исполнения. Нетрудно догадаться, что его боялись, но и… превозносили: такой неуемной энергией и пробивной силой не обладал никто.

Иван Пырьев фотография
Иван Пырьев фотография

Пырьев и кадры

Создание нового «Мосфильма» включало и подготовку новых суперкадров. При киностудии открылись Высшие режиссерские курсы.

Иван Пырьев фотография
Иван Пырьев фотография

– Впервые я увидел Ивана Александровича на экзамене, – вспоминает бессменный староста курсов, режиссер Владимир Гориккер. – В аудитории за длинным столом были буквально «натыканы» люди – весь цвет тогдашнего кинематографа. Пырьев был председателем комиссии, и я не узнал его сразу, потому что он сидел, опустив голову и обхватив ее руками. Весь его вид говорил: «Боже, куда я попал!» Глаза он поднял только тогда, когда решил задать мне вопрос. И я увидел очень худого человека с маленькой головой. Мне показался он некрасивым – такой губошлеп, и трудно было даже представить, какая за этой внешностью скрывается глубина. Он много курил и почти не улыбался, в отличие от вальяжного, добродушного Александрова.

Позже и Владимир Гориккер, и другие слушатели курсов много раз встречались с Пырьевым в стенах «Мосфильма» – он заглядывал в гости к будущим режиссерам. И всегда находил, что нужно улучшить в обстановке или учебном процессе.

Иван Пырьев фотография
Иван Пырьев фотография

Пырьев был вообще неравнодушен к талантливой молодежи и всячески помогал ее творческому становлению. Увидев, например, дипломную работу ставших впоследствии известными режиссерами В. Ускова и В. Краснопольского, он тут же пригласил их в свое творческое объединение «Луч», где уже работали молодые Л. Гайдай, Э. Рязанов, Л. Салтыков. Он добивался для своих подопечных денег на фильмы, отстаивал их работы перед строгими комиссиями, вникал в сценарии…

Лучшие дня


Михаил Буяновский
Посетило:453
Михаил Буяновский
Самый молодой Маршал Советского Союза
Посетило:223
Михаил Тухачевский
Легенда советского хоккея
Посетило:189
Геннадий Цыганков

– Однажды он предложил нам с Краснопольским заведомо провальный сценарий, – рассказывает В. Усков. – И ждал нашей реакции. Когда мы сказали, что снимать это не будем, на лице его было радостное удивление. Мы поняли, что выдержали «экзамен». А в другой раз он на нас всерьез обиделся – это был период, когда мы стали снимать телефильмы. Но, несмотря на какие-то разногласия, мы его очень любили. Это была сильная, самостоятельная, страстная личность. Всю свою творческую жизнь Пырьев служил миллионам зрителей, считая, что искусство должно помогать людям.

Перед его обаянием женщины устоять не могли

Передав новый «Мосфильм» в другие руки, Пырьев с не меньшим рвением взялся за создание Союза кинематографистов и съемки новых фильмов. Что касается кино, то теперь это была экранизация Достоевского. «Идиота» и «Братьев Карамазовых» люди смотрят и обсуждают до сих пор, а знатоки утверждают, что лучше и глубже, чем Пырьев, снять по Достоевскому просто невозможно.

Иван Пырьев фотография
Иван Пырьев фотография

До сих пор продолжает будоражить людей и личная жизнь Пырьева. Стоит ли удивляться? Он любил своих избранниц так же безудержно, как делал в жизни все остальное. Не обладая неотразимой внешностью, тем не менее излучал такое обаяние, что невозможно было устоять. Добавьте к этому энергию, напористость, харизматичность. Ада Войцик, Марина Ладынина, Людмила Марченко – эти прекрасные женщины и актрисы, снимавшиеся в фильмах Пырьева, не могли не попасть в орбиту его притяжения…

Последняя жена Пырьева Лионелла так вспоминает их первую встречу:

– Я снималась тогда в картине «Вольный ветер» и опоздала на съемки, потому что проспала. Прихожу, а мне говорят, что меня вызывает Пырьев, тогдашний художественный руководитель творческого объединения. Все перед ним трепетали, и я тоже заволновалась. Захожу в кабинет, а он посмотрел на меня и говорит: «Деточка, опаздывать нельзя».

– Ему была свойственна сентиментальность?

– Да, он был сентиментальным, нежным, мягким. А любимые женщины у него вообще стояли на пьедестале. За шесть лет, которые мы с ним прожили вместе, я никогда не видела от него жестокости или бестактности, даже повышенного тона не слышала.

– Вы устраивали дома приемы, вечера, обеды?

– Иван Александрович не был богемным человеком, и наш дом тоже таковым не был.

– Как он отмечал свои дни рождения?

– Обычно в узком семейном кругу, куда, конечно, приглашались самые близкие друзья: Луков, Бернес, Роман Кармен.

– Вы готовили в этот день что-то особенное?

– Конечно, хотя пирогов и тортов я не пекла, изделия из теста – это не мое. Да и Иван Александрович не был чревоугодником и предпочитал простую русскую пищу: каши, отварное мясо, борщи. Причем каши и картошку любил с большим количеством масла, а я с ним спорила, потому что для здоровья, для сосудов, это пагубно. Молодая была, возмущалась…

– А он?

– Он только улыбался и шутил: «Ты понимаешь, кому делаешь замечания? Перед тобой – народный артист СССР».

– Вас не смущала разница в 36 лет?

– Нет, мне это даже нравилось: я чувствовала себя защищенной, а он был для меня первооткрывателем. И конечно, вызывали уважение его широкая натура, дружелюбие, отзывчивость, с которой он откликался, чтобы кому-то помочь. Сегодня пишут о его каких-то безумных выходках, жестокости (да и вообще много неправды пишут). Я его таким никогда не знала...

Пырьев умер во время съемок своего последнего фильма «Братья Карамазовы». Считают, что он просто «сгорел» на работе, и это вполне закономерно, если оглянуться на всю его жизнь. «Я никогда не видел его спокойным, – написал в своих мемуарах редактор и сценарист Иосиф Маневич, работавший с Пырьевым на «Мосфильме», – даже в гробу чуть заметная пырьевская улыбка угадывалась, когда я смотрел на него, стоя в почетном карауле».

личное

Первым браком Иван Пырьев был женат на актрисе Аде Войцик. Она сыграла роль в фильме Пырьева «Партийный билет». От этого брака родился сын Эрик.

Марина Ладынина, звезда советского кино, стала второй супругой Пырьева. Блистала в его самых знаменитых картинах: «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки». Их общий сын Андрей впоследствии стал режиссером.

Людмиaла Марченко (снялась в «Белых ночах») могла стать третьей женой Пырьева. Но родные актрисы расстроили этот брак, считая недопустимой огромную разницу в возрасте: Пырьев был на 40 лет старше Людмилы.

Лионелла Скирда-Пырьева – последняя супруга знаменитого режиссера.

Generic placeholder image
Галина Белоус
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Что может быть прекраснее замка из песка?
Посетило:422
Эд Джарретт
Величайший изобретатель-бизнесмен 19-го века
Посетило:365
Томас Эдисон
Резидент шоу «Камеди Клаб»
Посетило:366
Гарик Мартиросян

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history