Людибиографии, истории, факты, фотографии

Евгений Урбанский

   /   

Evgeniy Urbansky

   /
             
Фотография Евгений Урбанский (photo Evgeniy Urbansky)
   

День рождения: 27.02.1932 года
Место рождения: Москва, СССР
Дата смерти: 05.11.1965 года
Место смерти: Узбекистан, Узбекистан
Возраст: 33 года

Гражданство: Узбекистан

Биография

Актер. Погиб на съемках

В 1950 году Евгений Урбанский поступил в Московский дорожный институт, откуда потом перевелся в горный, где творческие устремления будущего актера внезапно нашли «выход» - став активным участником художественной самодеятельности, Евгений впервые всерьез задумался об актерской карьере. Решив в конце концов попробовать свои силы, он отправился в Школу-студию МХАТа на прослушивание, где, несмотря на переполнявшее его волнение, был настолько убедителен, что вмиг очаровал педагогический состав комиссии. "Вам обязательно надо поступать на актерский!" – услышал он тогда совет, последовав которому, в 1952 году явился на экзамены в ту же Школу-студию и, великолепно продекламировав несколько стихотворений В. Маяковского, был принят на курс народного артиста СССР В. О. Топоркова.

13.06.2011

Заслуженный артист РСФСР (1962)

Евгений Урбанский фотография
Евгений Урбанский фотография

Детство

Евгений Урбанский родился 27 февраля 1932 года в Москве. Отец актера, Яков Самойлович, был видным партийным работником, направленным в середине 30-х в Узбекистан на должность второго секретаря ЦК ВКП(б), но проработавшим в этом качестве недолго – будучи арестованным как «враг народа», в 1937 году он был сослан в лагерь под Воркутой, а его супругу, Полину Филипповну, с детьми выслали в Алма-Ату. Там Евгений и пошел в школу, в которой проучился до 9-го класса. В 1946 году в связи со снижением срока заключения Якова Самойловича направили рабочим на шахту в Инту, Коми АССР, куда и переехала его семья и где наш герой окончил среднюю школу.

Делая заметные успехи в школе, Евгений еще и увлекался акробатикой и показывал хорошие результаты в этом виде спорта. Кроме этого, нашему герою прекрасно удавалось чтение стихов, в особенности произведений Владимира Маяковского, и он часто выступал с ними на различных торжественных мероприятиях. Но, несмотря на явные способности, особого желания посвятить себя драматическому искусству в то время у Евгения не было.

Учеба

В 1950 году Евгений Урбанский поступил в Московский дорожный институт, откуда потом перевелся в горный, где творческие устремления будущего актера внезапно нашли «выход» - став активным участником художественной самодеятельности, Евгений впервые всерьез задумался об актерской карьере. Решив в конце концов попробовать свои силы, он отправился в Школу-студию МХАТа на прослушивание, где, несмотря на переполнявшее его волнение, был настолько убедителен, что вмиг очаровал педагогический состав комиссии. "Вам обязательно надо поступать на актерский!" – услышал он тогда совет, последовав которому, в 1952 году явился на экзамены в ту же Школу-студию и, великолепно продекламировав несколько стихотворений В. Маяковского, был принят на курс народного артиста СССР В. О. Топоркова.

Первые два курса талант Урбанского был почти не заметен - лишь с третьего курса Евгений "ожил", став намного смелее и ярче. В то время он довольно долгое время ходил на занятия в горняцком кителе, полученном еще в горном институте, и Олег Табаков, который был его однокурсником, вспоминал: "Он был похож на шахтера, каким его тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый, белозубый".

Первый успех

В 1956 году режиссер Юлий Райзман начал съемки фильма "Коммунист", и Евгений, узнав об этом, тут же явился и предложил себя на главную роль. Сделанные фотопробы понравились не всем, но режиссер, успевший к тому времени просмотреть многих актеров, все же решил рискнуть, взяв никому не известного студента Евгения Урбанского на главную роль коммуниста Василия Губанова.

Съемки, проводившиеся в городе Переславле-Залесском, оставили в памяти Евгения не самые лучшие воспоминания: "Съемки - это какая-то мука, знал бы, не пошел. Я буквально подыхал на съемочной площадке от ужаса, что ничего не выходит. Моя неповоротливость, неумелость угнетали меня почти физически. А Райзман был доволен. Я считал, что половину придется переснимать, а он был доволен и после просмотра материала ходил радостный. Только увидев фильм смонтированным, я понял: все мое - самое мою неумелость - использовал режиссер для Губанова. Так ведь это он - молодец!"

В самом начале съемок у Урбанского действительно почти ничего не получалось – будучи чрезмерно скованным, стеснительным и неповоротливым на площадке, он вызвал недовольство у Софьи Павловой, также являвшейся дебютанткой и игравшей его любимую девушку. Чрезмерная стеснительность Евгения и особенно его зажатость в любовных сценах порой выводила актрису из себя. Не нравился он и остальным участникам съемочного процесса, которые настойчиво уговаривали Райзмана заменить его, пока не поздно. Однако режиссер остался верен своему решению и оказался прав – вышедший в 1957 году "Коммунист" получил главные призы год спустя на фестивалях в Венеции и Киеве, а еще через год картина была названа в числе трех лучших фильмов года по опросу читателей журнала "Советский экран".

Лента «Коммунист» принесла Евгению Урбанскому всесоюзную славу - прохожие узнавали его на улице и просили автографы, а многие режиссеры наперебой стали предлагать ему роли в своих новых картинах. Но Урбанский, помня свои муки на съемках "Коммуниста" и боясь пережить их вновь, не торопился принимать предложения режиссеров и в течение двух лет практиковался в актерстве на театральной сцене, играя в месяц по 22-25 спектаклей.

И вот, наконец, он решился снова сняться в кино - в фильме Григория Чухрая "Баллада о солдате" ему досталась эпизодическая, но примечательная роль безымянного инвалида, которого герой фильма Алеша Скворцов в исполнении актера В. Ивашов случайно встречает на вокзале.

Следующей крупной, но так и не ставшей удачной киноролью актера после роли в «Коммунисте» стала роль таежного проводника Сергея в картине Михаила Калатозова "Неотправленное письмо". По сюжету фильма четверым геологам, отрезанными от лодок с продовольствием и снаряжением разбушевавшимся пожаром в тайге, пришлось спасать друг друга.

Эта неудачная роль настолько повлияла на творческую карьеру Урбанского, что он в течение последующих полутора лет отвергал все предложения сниматься в кино. И лишь в 1960 году согласился снова сняться у Г. Чухрая – этот режиссер был авторитетом для актера.

В отличие от "Баллады о солдате", где у Урбанского был короткий эпизод, в новом фильме Чухрая "Чистое небо" ему досталась главная роль - Героя Советского Союза, летчика Алексея Астахова, и по своей драматургии эта работа была одной из самых сложных в творческой биографии актера. По сюжету картины его герою пришлось пережить различные жизненные коллизии, взлеты и падения: от успеха на службе и внезапной любви до вражеского плена, изгнания из партии, неверия в людей и, как завершение всех жизненных перипетий, медленного обретения веры в себя и в любимого человека.

Эта картина очень понравилась как зрителям, так и критикам – собрав в том же году целый урожай призов на фестивалях в Москве, Мехико и Сан-Франциско, она была признана по опросу журнала "Советский экран" лучшей лентой года.

Театр имени Станиславского

Во время съемок «Коммуниста» Евгений Урбанский познакомился с актером театра имени Станиславского Евгением Шутовым, который посоветовал Евгению, в то время как раз закончившему Школу-студио МХАТа, поступать в театр имени Станиславского. Урбанский, так и не сбывшейся мечтой которого всегда была прославленная сцена Художественного театра, согласился не раздумывая, и, по случайному стечению обстоятельств, свою первую роль в этом театре, роль Ричарда по пьесе Бернарда Шоу «Ученик дьявола», Евгений сыграл в день премьеры «Коммуниста».

В целом театральная судьба Урбанского складывалась довольно интересно и успешно - за восемь лет своего пребывания в Театре имени Станиславского он сыграл на его сцене 14 ролей: Мышлаевского в "Днях Турбиных" М. Булгакова, Джона Проктора в "Сейлемских ведьмах" А. Миллера, чекиста Лациса в "Шестом июля" М. Шатрова, Пичема в "Трехгрошовой опере" Б. Брехта и другие. Однако, несмотря на то, что к середине 60-х годов наш герой был одним из ведущих актеров этого театра, ни одну из сыгранных им театральных ролей он не считал до конца удавшейся...

Продолжение карьеры в кино

В 1963 году актер принял очередное предложение сняться в кино - в картине режиссера Василия Ордынского "Большая руда" Евгений сыграл главную роль - Пронякина. Но, увидев уже готовый смонтированный материал, вдруг расстроился, решив, что роль ему не удалась, да и сам фильм радости не принес.

Примерно в это же время актер прошел пробы на главную роль Егора Трубникова в картине Алексея Салтыкова и Николая Москаленко «Председатель» и, по воспоминаниям Михаила Ульянова, в результате утвержденного на эту роль, «он был актером резким, могучим, с настоящим сильным темпераментом и очень выразительной, прямо скульптурной внешностью. Казалось, и сомнения быть не могло, что Урбанский более подходит к образу Егора Трубникова, к его темпераменту, напору, его силе». Но режиссеры Салтыков и Москаленко потом объяснили, что Урбанский действительно подходит к роли, но может сыграть чересчур героически, очень сильно, отчего исчезнет мужиковатость и некая «заземленность» Егора.

Личная жизнь

Во время работы в Театре имени Станиславского у Евгения Урбанского и сводившей с ума многих мужчин красавицы Татьяны Лавровой, актрисы этого же театра, случился роман, который спустя несколько лет закончился разрывом – двум сильным, неординарным личностям было совсем непросто ужиться вместе.

Со своей новой любовью Дзидрой Ритенберг Евгений познакомился в 1960 году на Московском кинофестивале. В ту пору ей, уроженке латышского города Лиепаи, было 30 лет, и уже год как она была известна широкому кругу знатоков кино по роли горьковской Мальвы в фильме с одноименным названием. На фестивале в Венеции за эту роль ей был присужден кубок Вольпи, за который с ней соперничали такие звезды западного кино, как Марина Влади, Мария Шелл и Ясудзу Ямада.

С Урбанским Ритенберг познакомилась совершенно случайно - приехав в Москву из Риги вместе с подругой актрисой Вией Артмане, как-то вечером они сидели в дружеской компании, как вдруг отворилась дверь и в комнату вошел шикарно одетый Евгений. Чуть позже, подойдя к Дзидре, он сказал: "А я вас знаю", на что Дзидра ответила: "И я вас тоже". Так состоялось их знакомство.

Через три недели после их первой встречи Ритенберг положили в больницу, поскольку ей была запланирована операция на сердце. Урбанский, чуть ли не ежедневно навещавший ее, после выписки немедленно повел возлюбленную в загс, опасаясь, что, если не сделает этого как можно быстрее, Дзидра уедет к себе в Ригу и их роман завершится.

По воспоминаниям друзей, в повседневной жизни Урбанский был довольно общительным и взрывным человеком. Он прекрасно играл на гитаре, пел, о чем есть немало свидетельств людей, близко знавших его в то время. К примеру, его пению завидовал сам Владимир Высоцкий, в те годы делавший свои первые шаги в творчестве.

Ю. Никулин вспоминал: "Урбанский был незаменимым человеком в компании. Как он пел - никто не мог. Я любил петь под гитару, старался, но никогда не мог, как он..."

Различные творческие вечера, в которых Евгению приходилось участвовать, он не любил, но вовсе не по причине пренебрежения к зрителям, которые пришли на встречу с любимым кумиром, а виной тому была скромность актера, не считавшего себя кем-то выдающимся и откровенно стеснявшегося своей славы. Чтобы скрыть это свое состояние, Евгений, бывало, дерзил со сцены наиболее ретивым зрителям.

Но в семейной жизни Евгений словно преображался и становился совершенно другим человеком. По словам его жены Д. Ритенберг, он был добрым и хорошим мужем, называл ее ласковым именем Джуника.

Гибель актера

Жизнь актера оборвала нелепая случайность. Режиссер А. Салтыков (тот самый, который не утвердил Урбанского на роль Егора Трубникова) в своем новом фильме "Директор" предложил ему главную роль. На этот раз актеру предстояло перевоплотиться в директора автомобильного завода Зворыкина, прообразом которого был основатель ЗИЛа Иван Лихачев. Евгений, страстно желая после малоудачной роли в «Большой руде» и неполученной роли в «Председателе» реабилитироваться в глазах своих поклонников, с энтузиазмом принял предложение.

Натурные съемки в столице закончились в конце октября 1965 года, и в начале ноября все участники группы вылетели в Узбекистан. Стоит отметить, что все рискованные трюки в картине Урбанский исполнял сам, хотя у него и был постоянный дублер - спортсмен Юрий Каменцев. выехав рано утром на съемочную площадку в 40 километрах от Бухары, начали снимать проезд автоколонны по пескам. Согласно сценарию машина Зворыкина должна промчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возглавить ее. Наиболее сложным кадром в этой сцене был прыжок машины с одного из барханов. В этом не было ничего опасного, но, тем не менее, все же предложили, чтобы снимался дублер. Евгений, подойдя к кинокамере и посмотрев в глазок, сказал, что получится отличный крупный план и он его ни за что не уступит. Первый дубль прошел нормально. Но второй режиссер, который вел в этот день съемку, предложил сделать еще один дубль...

По воспоминаниям Юрия Каменцева, в тот роковой момент находившегося в одной машине с Урбанским, «машина легко рванулась с места, промчалась по настилу, на миг повисла в воздухе и вдруг накренилась и стукнулась передними колесами о песок. В следующее мгновение меня оглушила тупая боль... Чьи-то руки тащили меня по песку. Когда я открыл глаза, увидел перевернутый "газик", а под ним - Женю..."

Каменцев получил сотрясение мозга, а Урбанский со сломанными шейными позвонками был срочно госпитализирован в больницу, по дороге в которую он, к сожалению, скончался…

Гибель Урбанского породила массу всевозможных сплетен и пересудов. Одни судачили о том, что актер захотел заработать лишние 70 рублей и согласился исполнить опасный трюк самостоятельно, другие - что он и вовсе был пьян. Коллеги погибшего артиста были возмущены слухами. Вот что говорил А. Баталов: "Когда про Урбанского сказали, что он погиб, потому что был пьяный, ничего обиднее представить себе нельзя. Я один раз чуть не поругался с залом, чего никогда не делаю, потому что сплетня про Урбанского чудовищно несправедлива. Я-то знаю, что он был наидобросовестнейшим актером, что если он полез в эту машину, которая стала его могилой, то только для того, чтобы эти самые зрители поверили в его героя..."

Евгению Урбанскому было всего 33 года. Он так и не увидел свою дочь, родившуюся через несколько месяцев после его гибели и названную Евгенией в честь отца.

Интересные факты

В театре одним из близких его друзей был Евгений Леонов. Вот что он вспоминал позднее об Е. Урбанском: "Мы дружили очень с Женей... Он любил приходить к нам на Вторую Фрунзенскую, но мы с ним часто ссорились... Я его вводил в "Ученика дьявола", и однажды он мне сказал: "Ты актер трюковых приемов, трюкач, нам, героям, сложнее..." И меня это так обидело... Конечно, он это сказал в запале, он был отходчивый и потом все время ко мне приставал: "Чего ты сердишься, за что ты сердишься?" А я не объяснял...".

1962 год принес Евгению Урбанскому звание заслуженного артиста РСФСР; кроме этого, он был принят в ряды Коммунистической партии, что было вполне логичным событием, учитывая сыгранных нашим героем идейных персонажей - Василия Губанова и Алексея Астахова.

Гибель Е. Урбанского поставила крест на съемках картины "Директор". Приказом председателя Госкино они были тут же запрещены, а группа распущена. Режиссер А. Салтыков, отлученный от режиссуры на полтора года, только в 1967 году, вновь вернувшись на съемочную площадку, снял фильм "Бабье царство". В 1969 году режиссер добился разрешения вновь ставить "Директора"; на этот раз в роли Зворыкина снялся Николай Губенко. Фильм вышел на экраны страны и был неплохо принят публикой.

В 1968 году на экраны страны вышел документальный фильм режиссера Е. Сташевской-Народицкой "Евгений Урбанский".

Фильмография:

1957 Коммунист

1959 Баллада о солдате

1959 Неотправленное письмо

1960 Испытательный срок

1961 Мальчик и голубь - короткометражный

1961 Чистое небо

1964 Большая руда

1964 Пядь земли

1966 Царь и генерал (Болгария)




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Григорий Распутин: мистик, целитель и тайный советник Романовых
Посетило:63685
Григорий Распутин
Олег Антонов. Биография
Посетило:23225
Олег Антонов
Век театра и кино: Легенда Георгия Тараторкина
Посетило:31460
Георгий Тараторкин

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru