Легендарная «Мавка» рассказала нам о том, почему отказалась от роли Панночки в «Вие» и от приглашения в МХАТ, как научила Нонну Мордюкову варить украинский борщ и за что Роллан Быков просил у нее прощения.
08.01.2010
— Ваша первая роль Мавки в «Лісовій пісні» — и сразу успех! А Вам всего 17 лет. Стать актрисой — это детская мечта?
— Вряд ли я, стеснительная девочка из простой семьи, могла вообще думать о карьере актрисы. А вот балериной мечтала стать: я занималась в хореографическом кружке, танцевала узбекский, казахский, грузинский и свой коронный индийский танец. На одном из таких выступлений в зале сидел режиссер киностудии им. Довженко Виктор Ивченко. Мой танец и я ему, видно, понравились, и он пригласил меня на пробы на роль Мавки.
Конкуренток у меня было море: и девчонки из самодеятельности, и уже молодые актрисы со всего Советского Союза. А я смешная, в мамином стареньком макинтоше, но с роскошной косой и очень серьезная. Придя на пробы, я не ожидала, что придется изображать неземную любовь, и сказала режиссеру: «Я на эту роль не подхожу! Я артистка другого плана». А Ивченко с юмором был, спрашивает: «Какого же вы плана?» И я ответила, что я драмо-героическая актриса. Потом всю жизнь отвечала за эти свои слова. Ведь чтобы стать трагической актрисой нужно, через такие страдания пройти!
— Да, вы как-то говорили, что творчество очень жестоко...
— У меня был пострясающий друг, художник Виктор Зарецкий. Он всегда был талантливым, но гениальным стал тогда, когда убили его жену, а потом и бросили под поезд его отца, имитируя самоубийство. Витя тогда чуть с ума не сошел. И чтобы спасти себя, он день и ночь не выпускал кисть из рук, писал потрясающие пейзажи. А потом вдруг стал писать портреты красивых женщин. Спасался через красоту. Только пройдя через страдание, он стал таким художником! Вот почему я говорю, что творчество жестоко.
— Вы считаете, что роль может повлиять на судьбу актера?
— Да, как и любое творчество вообще. А меня Бог много раз отводил от страшных ролей. Ведь половина пьес и сценариев написаны в депрессии, они разрушают и актеров, и зрителей. Когда я сидела у постели уже больного Ивана Миколайчука, мне предложили играть в «Полете над гнездом кукушки». Я должна была играть медсестру психушки Рейчед, самую сумасшедшую из всех пациентов. На прогоне я решила прикрепить себе красные крылья. Но мое новаторство было отвергнуто, и я отказалась от роли. Не знаю, не свихнулась бы, сыграв Рейчед. А от роли Панночки в «Вие» я отказалась сознательно: я верю в пророчество ролей и фильмов. И тому есть много подтверждений в судьбах актеров. Нонна Мордюкова когда-то сыграла трагические роли: в «Русском поле», где она хоронит сына, и в фильме «Мама», где благославляет своих сыновей на погибель. А в жизни ее родной сын Володя трагически погиб. Так что нет ничего деструктивнее, чем погрузиться в страшный материал. Расплата может быть чудовищной.
— Вас приглашали играть в Москву, в МХАТ. Почему Вы отказались?
Олег Антонов. Биография Посетило:23308 ![]() |
'Мистер СъешьВсе' Посетило:11668 ![]() |
Арина Постникова: Искренность в каждой роли Посетило:11029 ![]() |
— Да, действительно режиссер Ливанов меня звал работать к себе. Но я была «немножечко» беременной. Однако он был готов меня ждать сколько нужно, и до последнего не отдавал роль Корделии в «Короле Лире». Меня ждали и роли в чеховской «Чайке» и в «Бесприданнице». Но моя послеродовая депрессия наложилась на очень сложную обстановку в театре, у меня забирали роль за ролью. И я с нервным срывом попала в больницу. А потом к руководству в МХАТе пришел Олег Ефремов, в театре все сильно изменилось, и тема для меня закрылась сама собой. Кроме того, я боялась, что меня просто «сожрут» в Москве. А режиссер «Комиссара» Аскольдов сказал мне тогда: «Единственное место, где тебя «сожрут», — это на твоей «неньке Украине».
Сегодня я часто вспоминаю один разговор. Как-то мы с актерами из Москвы ездили в Канев на могилу Шевченко, потом был прием у Юлии Солнцевой, жены Александра Довженко. И я тогда ее спросила, почему же Александра Петровича, который любил Украину больше жизни, похоронили в Москве. Она ответила, что пять раз обращалась с этим к украинскому руководству. Но Корнейчук и Бажан сделали все, чтобы этого не произошло. Я была потрясена! Но все равно ничуть не жалею о том, что осталась в Украине.
— Вам пришлось хоронить многих партнеров по фильмам, коллег, друзей. А этот год принес очень много потерь...
— Хоронила я и Колю Олялина, и Вячеслава Тихонова. Знаете, что меня очень расстроило: как мало актеров было на похоронах у Славы Тихонова! Вообще никого не было из «Семнадцати мгновений». Выступала Лариса Лужина, единственная, которая снималась с ним в кино. А ведь это был совершенно добрый, неконфликтный человек. Складывается такое впечатление, что люди очень истощены, и просто лишний раз не хотят себя травмировать.
— Вы ведь дружили с Вячеславом Тихоновым и Нонной Мордюковой?
— Со Славой — нет, мы не дружили. Он вручал мне «Нику» на Московском кинофестивале. И 20 лет назад он уже неважно выглядел. У меня тогда просто сердце сжалось, и я его поцеловала прямо на сцене. А потом шепотом, с замиранием сердца признесла: «Я поцеловала самого Тихонова!» Он ведь все равно оставался красавцем мужчиной.
Действительно, совместная жизнь Мордюковой и Тихонова была очень непростой: она не могла смириться с его молчаливостью и часто называла «Штирлицом по жизни», ее взрывной и энергичной натуре была невыносима жизнь с отрешенным и заторможенным Тихоновым. К тому же гибель сына Володи разбила все совместные надежды… Но уже в конце жизни ей, видимо, как раз стало не хватать этой Тихоновской тишины. И Нонна Викторовна попросила меня помирить их с Тихоновым.
А с Нонной мы на съемках легендарного фильма «Комиссар» познакомились, но задружили далеко не сразу. Сколько было всяких творческих споров, разных творческих группировок! И мы всегда с ней были в одном лагере.
— А тот эпизод, когда вы шлепали ее по лицу? Сколько дублей пришлось тогда сделать?
— Но ведь мне же нужно было ее привести в чувство по сценарию! По-моему, правдиво получилось только на пятом дубле. Причем, перед этим режиссер Александр Аскольдов заставлял «отрабатывать» удары на нем. Мне тоже тогда досталось, ведь по сюжету фильма Роллан Быков дубасил меня. Это длилось 18 дублей два дня. И после каждого дубля он просил прощения. Тогда я думала, что надо быть ненормальной, чтобы позволять себя бить! А потом поняла, что актриса должна правдиво уметь и пощечины давать, и побои терпеть.
— А как вы научили Нонну Викторовну борщ варить?
— Когда передача «Товарищ кино» с массой замечательных известных актеров уезжала после творческих встреч из Киева, я наделала целую кастрюльку бризолей: знала, что закусывать им в поезде обязательно чем-то нужно будет. И Нонна тогда попросила меня, чтобы я научила ее варить украинский борщ. Так я ей целую корзинку наложила всех необходимых продуктов, всю технологию подробно расписала. Дома она все это приготовила, звонит мне: «Рая, целый день от кастрюли не отхожу! Не могу наесться!» Видимо, борщ у нее действительно получился на славу.
Нонна всегда была бойцом. И когда готовилась к своему 82-му дню рождения, только-только выписавшись из больницы, переживала, что выглядит плохо. И пригласила не кого-нибудь, а стилиста Сергея Зверева, который сделал ей отменный макияж и фирменную прическу.
— Сколько восторженных фраз в вашу честь можно прочитать в кинокритике: «Неземная красота и земная страсть». За Вами, наверняка, многие мужчины ухаживали?
— Когда-то на фестивале советских актеров «Созвездие» в Твери ко мне подошел Олег Янковский. Мы с ним вместе сидели в жюри — он был председателем, а я членом. И вдруг он мне говорит: «Рая, а ведь я был так в тебя влюблен!». Я спросила: «Почему же я об этом ничего не знала?». Я уже даже не помню, что он тогда мне ответил, но думаю, что все мы просто тогда были такие закомплексованные, что легче было умереть, чем признаться в своих чувствах. К тому же я так любила одного человека, что любовь Янковского, как и других, просто не заметила.
— Своего мужа?
— Нет. Он был известным талантливым человеком. Но он был несвободен. И я ушла. Знаете, когда-то актриса Марина Стриженова мне сказала: «Мне бы твою морду, Рая, я бы весь мир перевернула!» А я ей ответила: «Где же мне взять твои мозги, чтобы перевернуть мир!»
— А Вы помните свою первую любовь?
— Конечно. Благодаря этому мальчику я сыграла в «Лісовій пісні», согласилась на нее, чтобы покорить его, поразить. Мы с ним играли вместе в драмкружке, в некрасовских «Русских женщинах»: я — княгиню Волконскую, он — губернатора. Такой красивый сероглазый мальчик. Однажды я набралась смелости и сама позвонила ему, и Слава пригласил меня на прогулку. С тех пор мы каждый вечер гуляли по городу, даже за руки боялись взяться, в глаза друг другу посмотреть. Я тогда новые туфли купила, волдыри на пятках натерла, но это было не в счет. А потом он попал в плохую компанию, милиция, скандал в школе. И сказал мне, что не достоин меня. Я долго возмущалась, что-то доказывала ему… И в конце концов согласилась на эту роль, чтобы дать понять, что гармония любви и добра есть. Но мы все равно расстались.
— А мужчины совершали для вас сумасшедшие поступки?
— Я сразу вспомнила Алжаза Сулейменова, он сейчас посол Казахстана во Франции. Красавец. Поэт. Мы познакомились с ним, когда я была на съемках в Казахстане. Тогда все кому не лень переводили Омара Хайама. И он сказал: «Переводите лучше слепых через дорогу!» В общем, нестандартный такой человек. Однажды после какого-то пышного банкета, он, изрядно выпивший, сел за руль, и собрался везти меня с Миколайчуком встречать рассвет в горы. Видя, что я волнуюсь, по дороге он выскочил из машины, окунул голову в арык, и побежал в горы рвать мне эдельвейсы. А потом возле обкома он обнес кусты чудеснейших роз, и мы чуть не попали в милицию. На днях мы с Алжазом увиделись, и он подарил мне свою книгу «Встреча с юностью».
— Вы сейчас играете в моноспектаклях?
— Спустя много лет я опять вернулась к драме «Лісова пісня». Это один из лучших моноспектаклей мировой драматургии. Я его в Детском музыкальном театре в последнее время играла. Сейчас нет. Я так хочу, чтобы на этот спектакль ходили люди, почувствовали, как и я, торжество любви над всей жизнью, поняли, как и я, что смерти не существует. Есть только переход. Душа вечна. И мы этой жизнью готовим свою следующую жизнь.
— А что произошло с вашими духовными постановками в «Театре под звездным небом»?
— Видите ли, этот проект в Киевском планетарии был некоммерческим. Мы не брали денег за входные билеты. Поэтому руководство вскоре намекнуло, что пора бы уже их зарабатывать. Но, честно говоря, чтобы брать с людей деньги, нужно иметь, что продавать, а технических возможностей для этого не было. И я ушла из Театра.
— Раиса Степановна, чем Вы сейчас занимаетесь?
— Основная моя деятельность сегодня — это работа в Союзе театральных деятелей, я заместитель Олеся Танюка по творческим вопросам. На самом деле, творчеством заниматься некогда: выбиваю пенсии, премии, ищу меценатов и благотворителей. Однажды я ездила в Иерусалим, и познакомилась там с одним богатым человеком. Мне удалось выпросить на конкурсы Леси Украинки и Ивана Франко аж тысячу долларов. Конечно, это капля в море. Но мне хватило этих денег, чтобы разместить участников конкурса в санатории Пущи-Водицы.
— В чем Вы черпаете силы, вдохновение сегодня?
— У солнца, у природы, у хороших людей.
— У Вас есть какой-то участочек, домик?
— Был в Шушаках на Полтавщине дом, но пока мы ухаживали за больной мамой, его разрушили бомжи. Этот домик за символические деньги я продала модному российскому художнику Никасу Сафронову, узнав, как ему понравилось это место. Оно действительно было замечательное. Мы там снимали «Голос травы». Говорят, что вслед за Никасом участки в Шишаках присмотрели Наталья Варлей, Анатолий Трушкин и Виктор Мережко. Люди сегодня все больше и больше тянутся к настощему. Это радует.
Когда-то мама рассказала Рае, как она еще девушкой, под Рождество шла ночью по заснеженному лесу 60 км, чтобы познакомиться со своим будущим мужем. Актриса до сих пор мечтает пройти этой дорогой... К слову, ее личная жизнь не сложилась. Раиса Степановна дважды была замужем. С первым мужем Валерием она училась вместе на курсе Михаила Ромма. Семейная жизнь разладилась из-за увлечения мужа алкоголем. Со вторым супругом актриса прожила 7 лет. О нем она говорит как о неординарной, но не совсем психически здоровой личности. Сейчас актриса живет одна в квартире на Владимирской. Но в ее доме никогда не бывает пусто. «Всем, кому негде ночевать, — ночуют у меня», — смеется она. А вот сына и внуков Раиса Степановна хотела бы видеть здесь чаще. Сын Паша и его жена — дизайнеры интерьера. Внуки не проявляют к актерству никакого интереса. Младший Егор говорит, что артисты мало зарабатывают, а ему ведь кормить семью! Так что Раиса Степановна передает свое мастерство студентам: вела курс для дикторов телевидения в Институте культуры, а сейчас преподает в Театральном «Мастерство актера».
Имя: Раиса Недашковская
Родилась: 17 февраля 1943 г. в с.Старые Воробьи Житомирской обл.
Первая роль Мавки в «Лісовій пісні» принесла ей настоящую славу, и девушке стали предлагать самые разные и очень интересные роли. В общем, сам Бог велел идти учиться на артистку, и в 1965 году Раечка Недашковская окончила кинофакультет Киевского театрального института им. И. К. Карпенко-Карого, была принята в труппу Киевского молодежного театра, на сцене которого играла главные роли в спектаклях «Сирано де Бержерак», «За двома зайцями». Затем она 15 лет работала на киностудии им. Довженко, а с 1980 по 1993 год — в Киевском Молодежном театре. В последние годы актриса все больше склонялась к идеям внутреннего обновления, внутреннего общения, свободного творчества, которые пыталась в том числе воплотить, будучи худруком театра «Под звездным небом».
Интересно, что яркая красота помогала играть ей героинь любой национальности: и таджичку, и испанку, и азербайджанку, и еврейку, и турчанку… Кстати, в 1979 г. на Международном кинофестивале стран Азии и Африки Гран-при за лучшую женскую роль она получила именно за таджичку Рано в фильме «А счастье рядом», а наивысшую награду Союза кинематографистов «Нику» — в 1989 году за роль еврейки Марии Магазанник в фильме «Комиссар». В 1998 г. на Международном кинофестивале «Золотой витязь» актриса получила премию им. Сергея Бондарчука за вклад в искусство, а в честь 40-летия творческой деятельности награждена орденом «Княгини Ольги». Впрочем, это далеко не все награды Раисы Недашковской. Всего она снялась более чем в 30 фильмах, наиболее известные из которых «Лісова пісня», «Комиссар», «Рожденная революцией», «Вавилон ХХ», «Роксолана».
Криштиану Роналду: Машина голов и побед Посетило:77579 ![]() |
Иван Янковский: Следовавший традициям Посетило:27538 ![]() |
Александр Цекало: Икона российского шоу-бизнеса Посетило:25904 ![]() |