Людибиографии, истории, факты, фотографии

Питер Айзенман

   /   

Peter Eisenman

   /
             
Фотография Питер Айзенман (photo Peter Eisenman)
   

День рождения: 11.08.1932 года
Возраст: 85 лет
Место рождения: Ньюарк, Нью-Джерси, США

Гражданство: США

Архитектуру приходится ввозить контрабандой

Американский архитектор

На Вторую Московскую биеннале архитектуры, завершившуюся в ЦДХ в воскресенье, приехал американский архитектор Питер Айзенман. Основатель деконструктивизма, учитель многих звезд современной архитектуры, оказался в Москве впервые по приглашению журнала AD. О том, почему дизайн - агент капитала, зачем собирать русские журналы и почему в Москве все возможно, Питер Айзенман рассказал обозревателю "Недели" Анне Гараненко.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

09.06.2010

неделя: Одна из ваших ранних работ - дом Фрэнка - вошла в учебники по архитектуре. В этом доме были лестницы в никуда, колонны, не доходившие до пола, и вертикальные прорези на стенах и полу. В спальне такая прорезь разделяла супружеские постели, так что, неосторожно встав с постели, хозяин мог провалиться в гостиную. Вы считаете допустимым делать дом неудобным ради чистой архитектуры?

Питер Айзенман фотография
Питер Айзенман фотография

-питер айзенман: Дом Фрэнка не задумывался как удобный - это не было главной задачей. Кстати, однажды ночью хозяин ошибся и встал не с той ноги. Застряв в щели, он сказал: "Хватит". Пришлось закрыть стеклом. Что я хочу сказать? Архитектура - это противоположность дизайна. Дизайн - инструмент капитала, поскольку он делает вещи более эффектными, потребляемыми. Архитектура никогда не была агентом капитала. Это необязательная часть процесса производства и потребления. Если я делаю дизайн вашей квартиры, вы говорите: "Я хочу, чтобы было красиво, здесь будет кухня, и так далее". Архитектура должна иметь дело и с этим, но обязана создать препятствие, чтобы заказчик спросил: "Почему так?" Создать момент неопределенности, сомнения. Это то, что делает философия, литература, музыка.

Реклама:

н: Вы можете сказать, что всю жизнь занимались только архитектурой, а не дизайном?

-айзенман: Я никогда не делал дизайн в буквальном смысле. Однажды пробовал сделать дизайн книги - не вышло. Пытался сделать кино, и это было ужасно. Я эксперт только в архитектуре. Впрочем, 90% моих работ можно в некотором роде назвать дизайном - приукрашиванием. Я зависим от моих клиентов. Я должен их слушать. Сейчас я работаю над жилищным проектом в Милане - это кондоминиум для богатых людей, громадные 250-450-метровые квартиры с террасами и балконами. Когда заказчики увидели проект, они сказали: "Это выглядит как тюрьма. Такой Айзенман не будет продаваться". Проект переделывается. Это огромный гонорар, и я это делаю, но это не то, что я стал бы показывать на биеннале. В 90% случаев архитектуру приходится буквально ввозить контрабандой.

н: Вы впервые в Москве. Как ощущения?

-айзенман: Первое впечатление - пугающие размеры. Все гигантское - дороги по семь рядов в каждую сторону, непонятно, как перейти улицу... Москва не похожа ни на один город мира, которые я видел. Больше всего она напоминает Нью-Йорк 1970-х - жизнь, при которой можно было с успехом использовать прорехи в системе управления. Это огромные возможности для тех, кто живет за счет людей с деньгами, - художников, режиссеров, писателей, архитекторов.

н: Вы могли бы здесь построить что-нибудь интересное?

-айзенман: Думаю, да - возможно, жилье или стадион. Я не могу этого сделать в Нью-Йорке - там все контролируется девелоперами, которые хотят видеть только коммерчески выгодные вещи. Здесь, мне кажется, до сих пор можно делать невероятные вещи, если встретить правильных людей. Есть такие сумасшедшие, открытые безумным идеям. Сейчас такой момент, когда безумные идеи могут стать возможными в России. Тем более что Россия остается интеллектуальной страной. Прослойка образованных людей сильнее, чем в любой другой стране. Этого совершенно нет в США. Возможно, есть в Италии и Германии. Культура, уходящая корнями в 20-30-е годы прошлого века, все еще служит интеллектуальной базой.

Лучшие дня



Посетило:684
Владимир Тимофеев
Жили счастливо и умерли в один день
Посетило:249
Герберт и Мэрилин Фрэнсис ДеЛейгл
Со сцены театра – на вершины голливудского Олимпа
Посетило:87
Эмили Блант

н: Поэтому вы собираете советские архитектурные журналы 20-30-х годов? У вас одна из самых больших коллекций в мире.

-айзенман: Да, я один из крупнейших коллекционеров русских журналов - я не знаю русского, но язык русской архитектуры мне понятен. Я передал ее Йельскому университету, и она заняла специальный раздел библиотеки.

н: Вы упоминали на лекции, что у вас нет ни одного студента из России. Почему?

-айзенман: Это действительно так - и это меня очень расстраивает. Приезжают учиться студенты из Японии, Китая, с Ближнего Востока, из Германии, Франции... Из России - ни одного. Это кажется мне странным, но это факт. Россия, по-видимому, отрезана от мирового архитектурного мейнстрима. Не знаю, почему.

Generic placeholder image
Анна Гараненко
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Оксана Воеводина
Посетило:914
Оксана Воеводина
Георгий Курбатов
Посетило:641
Георгий Курбатов
Вера Титова
Посетило:421
Вера Титова

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history