Сегодня 19 Февраля Вторник
Поиск по буквам | Включить [ eng ] раскладку | Включить [ rus ] раскладку |
|
![]() |
В первой половине и середине 17-го столетия Франция переживает своего рода «возрождение Возрождения». Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар.
Сайт:
Мансар не только оставил образцы зодчества, ставшие очень скоро объектом поклонения и паломничества архитекторов, он еще закрепил в этом искусстве тот тонус художественного мышления, который идет от мастеров Возрождения. Сочетание отточенного вкуса и рационалистического метода с творческой вольностью, непринужденной игрой и раскованной легкостью станет затем отличительной особенностью архитектурного классицизма XVIII века.
Франсуа Мансар родился в январе 1598 года в Париже. Его дед был каменщиком, а отец - плотником. Он умер, когда Франсуа было лишь двенадцать лет. В своем творческом развитии Мансар испытал некоторое влияние архитектора Саломона де Броса, с которым судьбе было угодно его свести.
Основными заказчиками Мансара были поначалу достаточно обеспеченные люди из окружения короля. Молодой архитектор не только создавал проекты построек или их перестройки, но и следил за ходом строительных работ. Современники передавали слова Мансара об одном из его первых заказчиков - «у него денег больше, чем у турецкого султана».
Карьеру архитектора Мансар начал в 1623 году. Он начинал с произведений «нестрогих», прихотливых и не особенно самостоятельных, таких как его первая работа - фасад церкви ордена фельянов в Париже. Другая его ранняя работа, дворец в Баллеруа в департаменте Кальвадос, начата в 1626 году.
Однако мастер постепенно движется к ясности компоновки, прозрачности концепции, строгости пластики и деталировки. Мансар достигает творческой зрелости в тридцатые годы. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, парижская церковь ордена визитандинок (1633) представляет собой заметную веху в процессе обретения зрелости. Самая впечатляющая черта в ней - это оголенность стенных поверхностей, не скрытых убранством и расчлененных крайне скупо. Применяя драматичные, до гротеска заостренные отдельные приемы, зодчий вводит их в уравновешенный, четкий контекст. Здесь нет «знаковых» признаков классики вроде портиков, но объемная композиция в целом чрезвычайно рациональна, уравновешена и строга.
Однако не церковные постройки Мансара сыграли по разным причинам роль ключевых памятников эпохи и национальной школы. Его творческий потенциал получил наиболее яркое воплощение в иных произведениях.
В дворцовом комплексе Блуа Мансар построил в 1635-1638 годах корпус для герцога Орлеанского - брата короля Людовика XIII. Это здание представляет собой лишь одну сторону блока-каре, который был задуман зодчим. Увы, по причинам, от него не зависящим, масштабный проект оказался выполненным лишь частично. Но и в таком варианте архитектурный образ оказался достаточно цельным.
Тот или иной ордер одного фасада строго соответствует по уровню тому же ордеру противоположного фасада. До Мансара даже столь значительный мастер, как С. де Брос, допускает разницу в уровне этажей разных фасадов дворца и применяет разные ордера на одном и том же этаже разных фасадов.
Выравнивание системы ордеров по горизонтальным уровням, проходящим через весь объем здания, свидетельствует не только о продолжающемся упорядочивании архитектурного мышления вообще, но и о специфике таланта мастера. Зодчий определенно мыслит свое здание как строго целостный архитектурный объем, обладающий единой внутренней структурой, зримо запечатленной в членениях фасадов. Таким образом, в пределах архитектуры, которая никак не может считаться классицистической, вызревает определенный принцип мышления, который можно назвать рационалистической образностью, выраженной через архитектонику.
В Орлеанском корпусе замка Блуа присутствует еще один признак приближения качественно новой стадии развития французской архитектуры. Известно, какую роль в этом развитии играет переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши. Именно в Блуа Мансар радикально отказывается от традиционной кровли, многочастной и заостренной, и делает одну общую кровлю для всего здания, устраняя тем самым зубчатость силуэта. Архитектор прибегает к мансардному перекрытию. Оно так и было названо в честь Мансара, хотя сейчас установлено, что автор здания в Блуа не был изобретателем этого типа крыши, а был одним из первых, кто обратился к нему после Пьера Леско. Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит и островерхую крышу и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение. Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши. В таком разрешении разных задач - практических и художественных - посредством одного приема тоже чувствуется изобретательный рационализм мышления.
Безусловно, в стилевом и образно-художественном отношениях ни одно произведение Мансара ни в коем случае не исчерпывается тенденциями, направленными в сторону классических ценностей. Структура его образов сложна. Он соединяет с рациональной архитектоникой и уравновешенной целостностью своих решений еще и такие качества, которые нельзя не признать иррациональными, антиклассическими. Великолепная лестница Блуа перекрыта парящим двойным сводом, и там использован таинственный, «магический» эффект скрытого освещения.
В тот же период Мансар строит в Париже отель для Филиппа Лаврильера, королевского чиновника. Архитектор постоянно стремится раскрыть лестницу в свободное пространство. В этом отеле им была создана открытая лестничная клетка. Идея прикрепить пролеты лестницы к стенам высокого и ничем внутри не расчлененного помещения осуществилась также в замке Баллеруа.
Мансар подытожил и полностью воплотил принципы своего зрелого искусства во дворце Мезон (1642-1651). Его начали называть Мезон-Лаффит в XIX веке, по имени нового владельца.
Целостный архитектурный объем, организованный вокруг стержневого центрального павильона, представляет собой продолжение одной из основных типологических идей мастера, намеченных, например, уже в приписываемом Мансару замке Баллеруа.
Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. Дворец буквально царил над окружающей равниной, свободной от застройки. Что касается архитектуры дворца Мезон, то бросается в глаза строгая регулярность в решении архитектурных задач. Не менее важно и то, что архитектурный образ проникнут своего рода дружелюбием и открытостью при всей своей монументальной силе. Даже ров, окружающий Мезон-Лаффит с трех сторон, не мешает этому. Он никогда не заполнялся и не мог заполняться водой, потому что в него выходят окна цокольного этажа и ров, таким образом, переосмыслен как элемент террасирования почвы.
Оформление порталов, входных вестибюлей и лестниц и выражает главным образом «радушие» этой архитектуры, ее готовность принять человека, входящего в здание. Одним из достижений Мансара была разработка нового типа лестницы. Свободная от внутренних перегородок лестничная клетка позволяет без помех осветить ступени ровным и ярким светом из окон всех этажей.
Отсюда и выведена структура лестницы дворца Мезон. Ее пролеты поднимаются вверх вдоль стен высокой, просторной и светлой лестничной клетки. Пролеты ничем не поддерживаются с правой стороны и ограждены здесь только сквозной балюстрадой сложного рисунка. Они щедро освещены как из окон, так и из верхнего фонаря.
Искусство Мансара основывается на изощренном интеллектуализме и на глубоком внимании к человеческому восприятию, к самочувствию человека перед лицом архитектуры. Основываясь на таких принципах, зодчий мог сколько угодно прибегать к любым криволинейным поверхностям, иррациональным световым эффектам. Пока они служат главной задаче, подчиняются главным принципам, они остаются, так сказать, частными порождениями барокко, состоящими на службе классического подхода к творчеству.
Мансар не стесняется использовать изогнутые сквозные колоннады во дворе замка Блуа или те вогнутые участки стен, которые, казалось бы, неожиданно и без видимых причин появляются на боковых сторонах одноэтажных «террас» дворца Мезон. Архитектор как бы играет с формами, но эта игра зиждется на сознании незыблемой структурной четкости и связности архитектурного тела в целом. Уверенность в этих принципах архитектуры и помогает мастеру, вероятно, избегать педантизма и догматизма. Он не боится деформировать отдельные части целого, и это позволяет еще острее ощутить общую ясность и стройность образа.
Искусство Мансара, с его развитыми структурно-пластическими качествами и образной содержательностью оказалось в свое время явлением несколько обособленным. Прямого и непосредственного продолжения оно не имело, но принципы и основы его художественного мышления сыграли во многом основополагающую роль для мастеров, работавших в иных стилевых ключах и обладавших иными индивидуальными особенностями.
Благодаря своим успехам Мансар нажил себе немало завистников и врагов. Они обвиняли проекты архитектора в чрезмерной экстравагантности и недобросовестности. В 1651 году появился злобный памфлет «Мансар». Говорили, что его написали враги премьер-министра кардинала Мазарини, для которого Мансар также работал. Но нападки не повлияли на творческую активность зодчего.
В 1661 году на французский трон взошел новый король Людовик XIV. В 1664 году Людовик решает перестроить Лувр. Министр и суперинтендант строительства Жан-Баптист Кольбер поручает разработать Мансару проект перестройки восточного крыла. Архитектор много работает над проектом, однако в итоге тот не был утвержден.
В 1665 году Кольбер дает Мансару новое поручение перестроить фамильную часовню Бурбонов в Сен-Дени. Но и здесь Мансару не удалось осуществить свои планы. Работы завершал его родственник - внучатый племянник Жюль Ардуэн-Мансар.
Искусство Мансара представляет собой глубоко индивидуальный вариант творчества, не укладывающийся в рамки стилей и эпох и соединяющий их в себе свободно и расчетливо, остроумно и логично. Эти качества воплотились помимо построек в архитектурной графике мастера, прежде всего в его поздних проектах, сделанных незадолго до смерти - Национальной библиотеке в Париже и Национальном музее в Стокгольме.
Франсуа Мансар скончался в сентябре 1666 года.
Посетило:169 ![]() |
Расстрел спящего рэпера Посетило:148 ![]() |
Бросила школу — стала миллионером Посетило:129 ![]() |
Дата публикации: 11.10.2006
gmail sign up 19.02.2019
[ Николай Еременко ]
Герасимов увидел в нем романтика ....
Заглавное фото 18.02.2019
[ Александр Сигуев ]
Здравствуйте. Если есть возможность, пришлите, пожалуйста, фотографии на адрес ovod@peoples.ru. ....
Заглавное фото 18.02.2019
[ Александр Сигуев ]
Здравствуйте, прошу рассмотреть вопрос о том, чтобы обновить слишком уже старую фотографию в этой ст ....
письмо этрусков 17.02.2019
[ Вячеслав Иванов ]
достаточно посмотреть на значки финикийце и этусков чтобы точно сказать, что финикийскле письмо с е ....
За что получил Нобелевскую премию 26-й президент США Теодор Рузвельт?
Последние обновления
[ 14.02.2019 ]
Федор Шаляпин;[ 15.02.2019 ]
Лев Перфилов; Марни Бенни; Рихард Вагнер; Джерри Микулек; Илья Бер; Присцилла Чан; Евгений Баженов; Брижит Макрон; Дмитрий Смирнов; Михаил Дедюкин; Пауль Куусберг; Гу Бэйбэй; Луиджи Капуана; Хизгил Авшалумов; Отакар Лебеда; Иван Жагренков; Мишель Блок; Костас Азариадис; Константин Кузьминский; Берта Брайнина; Богдан Истру; Всеволод Королюк; Нил Вейрон; Томас Хансен Кинго; Цыбен Жамцарано; Антонио де Альмейда; Соломон Брук; Арман Давид; Лев Гартман; Пейке Кох; Евгений Кнорре; Клавдия Алексевич; Эммануэль Ле Руа Ладюри; Михаил Безверхний; Том Дичилло;[ 16.02.2019 ]
Ричард Фейнман; Валентина Телегина; Пег Энтуисл; Виталий Хмельницкий; Feduk; Кадет ; Халик и Рахим Абдул; Челси Мэннинг; Игорь Юзефович; Милана Кержакова; Алексей Жильцов; Александр Динник; Иван Гуляев; Исер Куперман; Банни Блью; Михаил Грачев; Андрей Горбунов; Анри Годье-Бжеска; Владимир Бараев; Поль Рене Лаволле; Иван Воловченко; Константин Визенок; Сергей Гуреев; Валерий Иванов; Сайе Зербо; Николай Замятин; Павел Апанасевич; Андрей Бекетов; Давид Клеман; Тэд Карр; Гядиминас Йокубонис; Джироламо Баруффальди; Коти; Михаил Ашветия; Иван Грушецкий; Генри Октавиус Кокс; Пантелеймон Зайцев;[ 17.02.2019 ]
Вера Холодная; Duran Duran; Элизабет Олсен; Фрейя Кларк; Джейд Харрис; Людовик Клермон-Тоннер; Стивен Джонс; Юлиус Крон; Глэдис Купер; Гейнц Бернард Ламмердинг; Валерий Власенко; Агиль Кулиев; Пол Ди'Анно; Модест Андлауэр; Гедиминас Вичюс; Лев Клепацкий; Макс Фридрих Кунце; Юрий Галенович; Василий Бурцов-Протопопов; Джеймс Фримен Кларк; Борис Бразоль;[ 18.02.2019 ]
Агния Барто; Евгений Гришковец; Эдвин Эскобар; Дональд Гловер; Уэйн Маннс; Евгений Кашкин; Вячеслав Богуслаев; Имантс Драйска; Игорь Дедков; Игорь Гудеев; Гуннар Зауэр; Василий Краинский; Израиль Гусман; Янне Густафссон; Александр Герасимов;[ 19.02.2019 ]
Майкл Джордан; Джон Траволта; Дрю Мэннинг; Хлоя Стивенсон; Razorback; Вася Ложкин; Антонелла Рокуццо; Славный Друже; Олег Крикет; Юлия Шойгу; Харри Кирвесниеми; Нурбей Гулиа; Джаган Караханян; Леонид Борщевский; Марина Бычкова; Эдуар Колонн; Мирослав Грумич; Слободан Живоинович; Анна Кингсфорд; Александр Коган; Сергей Астахов; Ненад Кисо; Валерий Аграновский; Юзеф Косиньский; Фредерик Кавендиш; Мануэль Диас; Иван Бурлаков; Татьяна Антонович; Имре Лакатос; Арсений Корещенко; Александр Кузнецов; Абдулла Джевдет; Педро Ариспе; Христина Алчевская; Морис Конради;Лучшие дня
/Загир Валитов [169]Лучшие недели
/Илья Бер[867]Лучшие месяца
«Я вешу 300 кг»: История похудевшего вдвое/Джастин МакСуэйн [3436][ Queen · 19.02.2019 10:22:50]
'Queen' и Адам Ламберт выступят на 'Оскаре' · Подробнее ...[Хью Джекман · 19.02.2019 10:03:56]
Хью Джекман поделился секретом крепкого брака · Подробнее ...[Уоллес Брокер · 19.02.2019 09:57:45]
Умер автор термина 'глобальное потепление' · Подробнее ...[ Децл · 19.02.2019 09:53:49]
Сын Децла категорически против фильма об отце · Подробнее ...[Юлия Проскурякова · 19.02.2019 08:42:23]
Юлия Проскурякова откровенно рассказала о жизни с Игорем Николаевым · Подробнее ...[Виталий Минаков · 19.02.2019 08:22:16]
Василий Минаков прокомментировал свое первое поражение в карьере · Подробнее ...[Карл Лагерфельд · 19.02.2019 08:04:51]
Умер Карл Лагерфельд · Подробнее ...[Сергей Лазарев · 19.02.2019 07:56:23]
Лазареву предсказали победу на 'Евровидении' · Подробнее ...[ Адольф Гитлер ]
- И чего нам дома не сиделось!? (А. Гитлер) - Что за сука кинула? (И. Ньютон) - Нет, в целом отдохнули неплохо! И чего они обиделись? (Мамай) - Нихуя себе прогнозик! Нихуя себе дождичек! (Ной) - Какие нафиг ракеты! Мы чуть ли не копьями воюем! (С. Хусейн) - И как эту х%йню доказать? (А. Энштейн) - Заебись формулировочка! (Пифагор) - Б%я, про водку надо думать, а в голове какие-то таблицы! (Д. Менделеев) - Да не бойся, всё будет работать! (Б. Гейтс) - Нихуя себе - рассказик! (Л. Толстой) - Кто петь не умеет? Это я петь не умею?! (К. Лель) - Кто пидор? Я пидор? Застрелю, сука! (А. Пушкин) - Сынок, как дела в школе? (Иван IV Грозный) - Живут же б%%%ь люди! (Петр I) - Кто дороги не знает? Да я с закрытыми глазами куда хошь вас доведу! (И. Сусанин) - Если это аппендикс, вот это тогда что за х%йня? (Гиппократ) - Щас ещё по стаканчику пацаны и пойдем! Португальцы уже на поле! (М. Измайлов) - Пошли, я знаю короткую дорогу! (Моисей) - Вот это приходы! (Будда) - Да ладно тебе Моника, что ты ломаешся! Кто узнает? (Б. Клинтон) - Да чё я тебя обманывать что ли буду!? (Мефистофель) - Мама, я опять летал во сне! (З. Фрейд) - Ну ведь хуже то не будет! (В. Ленин) - Здесь был мой конь! У меня все ходы записаны, железяка ёбаная! (Г. Каспаров) - Да не нужна нам нефть, мы оружие ищем! В Багдаде все спокойно! (Д. Буш) - Вы меня больше слушайте, я вам ещё и не такой х%йни наговорю! (Конфуций) - В умелых руках и х%й балалайка! (В. Моцарт) - И как эта х%йня полетит? (Ю. Гагарин)[ 15.02.2019 ]
Создатель квантовой электродинамики (Ричард Фейнман); Воплощение характера русской женщины (Валентина Телегина); Как стать знаменитым после смерти (Пег Энтуисл); (Виталий Хмельницкий); ( Feduk); Рэпер, умевший изливать чувства ( Кадет); Двое в одном теле: Йеменские близнецы-дицефалы (Халик и Рахим Абдул); (Челси Мэннинг); (Игорь Юзефович); (Милана Кержакова); (Алексей Жильцов); (Александр Динник); (Иван Гуляев); (Исер Куперман); (Банни Блью); (Михаил Грачев); (Андрей Горбунов); (Анри Годье-Бжеска); (Владимир Бараев); (Поль Рене Лаволле); (Иван Воловченко); (Константин Визенок); (Сергей Гуреев); (Валерий Иванов); (Сайе Зербо); (Николай Замятин); (Павел Апанасевич); (Андрей Бекетов); (Давид Клеман); (Тэд Карр); (Гядиминас Йокубонис); (Джироламо Баруффальди); ( Коти); (Михаил Ашветия); (Иван Грушецкий); (Генри Октавиус Кокс); (Пантелеймон Зайцев);[ 16.02.2019 ]
Ровесница кинематографа (Вера Холодная); Duran Duran: Новая романтика от бирмингемской пятерки ( Duran Duran); Молодая звезда Голливуда (Элизабет Олсен); Синяки в зоне бикини — повод для беспокойства (Фрейя Кларк); 11 лет с пулей в ухе (Джейд Харрис); (Людовик Клермон-Тоннер); (Стивен Джонс); (Юлиус Крон); (Глэдис Купер); (Гейнц Бернард Ламмердинг); (Валерий Власенко); (Агиль Кулиев); (Пол Ди\'Анно); (Модест Андлауэр); (Гедиминас Вичюс); (Лев Клепацкий); (Макс Фридрих Кунце); (Юрий Галенович); (Василий Бурцов-Протопопов); (Джеймс Фримен Кларк); (Борис Бразоль);[ 17.02.2019 ]
Рифмы нашего детства (Агния Барто); Основатель авторского театра (Евгений Гришковец); На мотоцикле по Центральной Америке (Эдвин Эскобар); Мастодонт мировой поп-культуры (Дональд Гловер); Гинекомастия у мужчины: Когда грудь не в радость (Уэйн Маннс); (Евгений Кашкин); (Вячеслав Богуслаев); (Имантс Драйска); (Игорь Дедков); (Игорь Гудеев); (Гуннар Зауэр); (Василий Краинский); (Израиль Гусман); (Янне Густафссон); (Александр Герасимов);[ 18.02.2019 ]
Самый известный баскетболист НБА (Майкл Джордан); Кумир молодежи эпохи диско (Джон Траволта); Набрать и сбросить 32 кило (Дрю Мэннинг); Девочка с острым вялым миелитом (Хлоя Стивенсон); Хард-рок по-филиппински ( Razorback); (Вася Ложкин); (Антонелла Рокуццо); ( Славный Друже); (Олег Крикет); (Юлия Шойгу); (Харри Кирвесниеми); (Нурбей Гулиа); (Джаган Караханян); (Леонид Борщевский); (Марина Бычкова); (Эдуар Колонн); (Мирослав Грумич); (Слободан Живоинович); (Анна Кингсфорд); (Александр Коган); (Сергей Астахов); (Ненад Кисо); (Валерий Аграновский); (Юзеф Косиньский); (Фредерик Кавендиш); (Мануэль Диас); (Иван Бурлаков); (Татьяна Антонович); (Имре Лакатос); (Арсений Корещенко); (Александр Кузнецов); (Абдулла Джевдет); (Педро Ариспе); (Христина Алчевская); (Морис Конради);[ 19.02.2019 ]
(Михаил Юрьев); Главный хитмейкер (Юрий Антонов); Команданте Голливуда (Бенисио Дель Торо); Набор текста носом как способ прославиться (Мохаммед Хуссейн); (Кейн Веласкес); (Валерия Васнецова); (Загир Валитов); (Виталий Минаков); Расстрел спящего рэпера (Уилли МакКой); Бросила школу — стала миллионером (Лив Конлон);