Людибиографии, истории, факты, фотографии

Олег Тиньков

   /   

Oleg Tinkov

   /
             
Фотография Олег Тиньков (photo Oleg Tinkov)
   

День рождения: 25.12.1967 года
Место рождения: Ленинск-Кузнецкий, СССР
Возраст: 52 года

Гражданство: Россия

Секс в большом городе

председатель совета директоров компании «Тинькофф»

«Я такой один! Это девиз и стержень его жизни. Он твердо знает: весь мир создан для того, чтобы отражать его великолепие. Глаза окружающих - главное поле его самореализации. Лихачество, удаль, безрассудство - все это следствие страстного желания быть в центре внимания, впереди, на белом коне. Он вне любой группы. Люди ему нужны, чтобы иметь возможность отражаться в зеркале всеобщего восхищения его персоной. Аплодисменты». Год назад я написала это, когда работала над книгой о стратегическом планировании брендов. Соавторы без возражений приняли такое описание Казака - одного из пяти типов людей, описанных в книге. Предлагаю персонифицировать. Имеется чистый, без примесей, представитель этого удивительного сословия, нацеленного не просто на победу, а на триумф. Олег Тиньков, и далее - по тексту.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

06.05.2005

- Понимаю, что вам уже сто пять раз задавали этот вопрос, и все-таки не могу оставить его в стороне. Положа руку на сердце, скажите, почему вы не работаете с рекламными агентствами?

Олег Тиньков фотография
Олег Тиньков фотография

- Действительно, мы работаем только с продакшенами. Не понимаю, зачем нужны агентства? Я убежден, что агентский бизнес умирает. В том виде, о котором вы пишете в журнале, он будет оставаться не так долго. Думаю, что мировой рынок рекламы ждут серьезные потрясения. Кстати, это один из немногих рынков, где покупатель приходит и говорит, сколько он хочет платить за продукт, что само по себе уже нонсенс.

Реклама:

- Но это же сервисный бизнес, их доход - комиссия.

- Смотрите, что сейчас происходит в мировом масштабе. Агентства сокращаются, придумываются какие-то схемы участия в прибылях клиента. Если бренд падает, то комиссия не платится, только fee. Думаю, приходит время in-house agency, когда внутри компаний будут большие маркетинговые отделы. Просто стоимость работы внешних подрядчиков в рекламе не соотносится с их эффективностью. Я это понял давно, потому что у меня небольшая компания, в которой я - собственник. Мегакомпании тоже начинают постепенно это осознавать.

Так что не вижу большого будущего у рекламной индустрии. Я бы никогда не инвестировал в рекламное агентство. Вот сейчас «Видео Интернешнл» продаются холдингу WPP - и правильно делают! Мировым сетям нужны такие приобретения, чтобы увеличить капитализацию. Это крупные игры. WPP присоединит еще миллиард продаж себе, у них стоимость акций вырастет. Но в России это никакой бизнес.

- Тем не менее креативные структуры существуют, создание коммуникации - их основной бизнес, они просто ничем больше не занимаются. Они знают тонкости этого ремесла и всегда будут делать это лучше любого отдела маркетинга.

- Согласен. Креативные бутики в классическом западном понимании имеют право на жизнь. Но что-то у нас, в России, я не встречал работы, сделанные на их уровне. И не вижу объективных причин для возникновения настоящих классных креативных бутиков. Поэтому не вижу будущего у рекламной индустрии в целом.

- Как-то уж больно скептически вы настроены. В конце концов, если есть потребность в сервисе, то предложение всегда будет.

Лучшие дня

Кевин Дюрант: Лучший игрок “Oklahoma City Thunder”
Посетило:11222
Кевин Дюрант
Рей Юри: Один из самых титулованных олимпийцев
Посетило:3950
Рей Юри
Алла Демидова: Икона стиля
Посетило:1823
Алла Демидова

- Извините, но я человек рациональный, я бизнесмен. Чтобы была экономика, нужна добавленная стоимость. В случае с нашими рекламными агентствами я не вижу никакой добавленной стоимости. У нас половина агентств имеют возможность жить, потому что у них в листах есть западные сетевые клиенты, которых они тут не выигрывали, а получили сверху. Это такая махина неповоротливая. Там никто не задумывается, нужно им это или нет. Просто Pepsi - это всегда BBDO, а Coca-Cola - McCann. Вторая часть агентского бизнеса держится на знаменитых откатах. Причем, откаты идут на уровне топ-менеджмента. И третья часть - это те, кто вообще никак не могут работать с коммуникацией, такие люди-калькуляторы. Они только понимают, что два плюс два равно четыре.

В общем, если у людей есть немножко масла в голове, то непонятно, зачем им нужно агентство. Я в ближайшие годы даже думать про них не собираюсь, потому что не вижу их ценности. Покупать у креативного бутика идею - да. Продакшен через них делать - да. А что еще? Медиабаинг, медиапланирование, медиаресеч, стратегия и, естественно, дизайны все эти - это чистое разводилово.

- Прямо уж так и не будете в ближайшие годы работать с агентством? Не зарекайтесь.

- О`кей, если они цены опустят на порядок, тогда они нужны. Сегодня стоимость услуг и эффективность несоизмеримы. Еще один момент - все, что я говорю, больше касается российского рынка.

- Закупки рекламы тоже делаете самостоятельно?

- Да, недавно создали собственную структуру. Назвали ее «Мультимедиа». В результате получаем те же скидки на телеканалах, которые предлагали посредники, только там еще предполагалась комиссия. Вопрос - за что бы мы ее платили? Сегодня в России покупать рекламу напрямую выгоднее.

- Стоп, но вы же все равно имеете дело с «Медиа Сервис Видео Интернешнл» и «НТВ-Медиа». Селлеров-то вам не обойти никак.

- Стараемся размещаться сами по возможности. Что-то берем у «НТВ-Медиа», и это нас устраивает. Я считаю, что НТВ и СТС покрывают всю качественную аудиторию страны. Мне не нужны домохозяйки и пенсионеры, которых в большом количестве предлагают Первый и РТР.

- Может быть, стоит попробовать поработать с креативным агентством.

- Вы думаете, мы не пытались этого сделать? Агентства очень странно себя ведут. Они присылают свои идеи, я их не принимаю - ну не устраивает меня это! И начинаются обиды, какие-то нелепые обвинения. Оказывается, что мы ничего не понимаем в рекламе, мы тупые, а они такие продвинутые. Это напоминает обиду, когда девушка не дает. Извините, если будет отличная идея, я ее куплю. Я заплачу за хорошую идею адекватные деньги. И такое уже было - года полтора назад барышня из «Максимы» предложила нам идею с баранами, и вот недавно эту идею переработали и сняли ролик на эту тему. Мы заплатили за идею. Нормально.

Где они, гениальные решения? Получается, по логике агентств, я обязательно должен принять хоть что-то из того, что они предлагают. Это бред. Раз не принял, значит, я тупой. А чего такого великого сделали наши замечательные рекламщики? Много они золота в Каннах взяли? Зато вещать менторским тоном по поводу того, какой Тиньков непрофессиональный, - это они всегда пожалуйста. Просто я не хочу жить по их законам, и их это раздражает. Не надо нервничать. Предложите лучше идею.

- Предлагаю не откладывать в долгий ящик и прямо здесь и сейчас опубликовать бриф. Пусть все, кто хочет, присылают вам свои предложения и, если что-то подойдет, вы это купите. Идет?

- Почему нет! Вот, пожалуйста.

Целевая аудитория - люди, ориентированные на свободу и западные ценности. Раскрепощенные, незакомпексованные. Возраст - молодые, до 45. Женщины или мужчины - это неважно.

Какую мысль должно нести сообщение? «Тинькофф» - это живое, качественное пиво. Люди употребляют его не для того, чтобы напиться, им важно ощутить вкус. «Тинькофф» - это не из серии «душевное пиво». Это продукт для тех, кто разделяет все ценности мировой цивилизации. Он должен быть убедительным для интеллектуальных людей.

И здесь - самое сложное, настоящий челлендж. Потому что нам нужно убедить умного человека. Ведь убедить тетю Машу или дядю Федю несложно, это можно сделать быстро и недорого. А попробуй докажи что-то тем, кто читает ваш журнал, например. Умным, продвинутым, современным людям. Тем, кто видит мир, потому что у них есть возможность и желание ездить. Они любопытные, неравнодушные, очень энергичные люди.

Подойдет такой бриф?

- Вполне. Куда присылать идеи?

- Tinkov@tinkoff.ru

- Буквально так?

- Буквально так.

- В своей рекламной коммуникации вы продаете пиво, возможность общаться, какую-то идею или что-то еще?

- Во-первых, мы продаем самое качественное в России пиво. Во-вторых - некий образ, некий имидж и некую эмоцию вокруг этого. То есть качественное пиво плюс эмоцию. Моя задача - сделать так, чтобы к продукту относились, как к некой эмоциональной субстанции. Могу даже богохульски это проиллюстрировать. Я хочу, чтобы люди приходили в мои рестораны, как в храмы, и причащались. Причащались этим символом свободы, символом свободомыслия, символом вкуса и т.д. Вот такие мои задачи.

- Что такое свобода?

- Свобода… Вопрос философский. В какой области? Совсем широко?

- Применительно к бренду «Тинькофф».

- «Тинькофф» - это свобода выбора, свобода поступать так, как ты хочешь. Свобода мысли, слова и т.д. Это дает силы не идти на поводу у стереотипов, у каких-то пошлых понятий, навязанных советским прошлым.

- То есть свобода - это всегда борьба со стереотипами, так? Или же все-таки это осознанный выбор - идти или не идти на поводу, в зависимости от твоего внутреннего состояния? По-моему, понятие «свобода» часто подменяют понятием «конфронтация». Вам не кажется, что можно быть свободным, как не делая, как все, так и делая, как все.

- Я убежден: только не делая, как все, можно быть свободным. Хотя, пожалуй, иногда все-таки есть смысл быть таким, как большинство, и это не противоречит смыслу свободы. Вот, к примеру, в туалет лучше ходить, как все J.

- Хоть вы и являетесь ньюсмейкером почти каждый раз, когда выходит какой-нибудь ваш очередной рекламный ролик и общественность ругается на чем свет стоит, но, как ни странно, у антимонопольного ведомства, насколько я знаю, к вам особых претензий нет. Зато федеральные каналы застеснялись ваших девушек показывать.

- Я не понимаю, в чем шок? Парень лежит на яхте с девушками. И что? Или две девушки занимаются шоппингом, и вдруг у них возникает бисексуальный интерес. Думаю, это может шокировать только зашоренных и глупых людей. Знаете, есть такое понятие - совок. Дело в общей культуре, образовании, интеллекте.

У нас ведь западная культура, здесь женщины не носят паранджу и, согласитесь, тело не скрывают, скорее - наоборот. У нас светское государство.

Что действительно шокирует, так это реклама прокладок. Во всяком случае, меня. И это показывают с утра до ночи…

- Предлагаю оставить средства женской гигиены в покое и вернуться к бизнесу. Вот интересно с пельменями. Как вам пришла в голову мысль заняться этим бизнесом? Почему вдруг именно пельмени?

- Как-то пошел в сауну, а рядом со мной сидит какой-то человек, иностранец. Оказалось потом, что из Греции. Мы познакомились, разговорились, я спрашиваю: «Ты чем занимаешься?» Он говорит: «Пельменные машины продаю, очень выгодный бизнес». «Ничего себе», - думаю. Пришел домой, спрашиваю у жены: «Ты пельмени покупаешь?» Она мне: «С ума сошел? Конечно, вон полный морозильник, дочка их очень любит». Вот так, на своей собственной кухне, я понял, что есть такой рынок. Потом позвонил в компанию «Равиоли» и спросил, могу ли я купить у них 100 кг пельменей. Просто тупо позвонил и спросил. Они мне говорят: «Молодой человек, вы что, больной? У нас только от 10 тонн отгрузки». «Ну, - думаю, - пойдет бизнес». Позвонил этому греку и купил у него пельменную машину. Это было в 1997 году.

- А пиво когда появилось?

- Ресторан я построил в 1998-м.

- Сразу была идея сделать пивоваренный ресторан?

- У меня была идея пивом заняться, но я понимал, что денег нет. А пивоварню маленькую купить и раскрутить бренд потихоньку можно, потом уже открыть большую. В 1998 году я открыл первый ресторан, а в 2001-м построил наконец-то заводик. Накопил денег, раскрутил бренд, продал «Дарью». Инвестировал и построил. Я к этому все равно логически пришел. Потому что сразу понимал, что рано или поздно буду производить пиво в промышленных масштабах. Никогда на ресторанный бизнес не ставил. Считал, что это просто некий этап.

- Скажите, в своей профессиональной ипостаси вы кто - пивовар, ресторатор, управленец?

- Инвестор.

- В чем суть этой профессии?

- Найти рынок, с моей точки зрения, выгодный и растущий. Найти там интересное применение своим средствам. Собрать лучшую в этой индустрии команду и попытаться сделать в этой индустрии что-то немножко по-другому. Попробовать сломать существующие на этом рынке стереотипы, встряхнуть его по-хорошему. Естественно, следуя основным правилам работы в индустрии. Тем самым быть ярче других и получить добавленную стоимость. И, в конце концов, получить хорошую компанию на этом рынке.

- По-моему, это немножко противоречит тому, что пиво называется «Тинькофф». Кстати, а почему вы пиво так назвали?

- Было забавно слушать, как с течением времени менялись комментарии по этому поводу. Сначала мне говорили - ты что, с ума сошел? Примерно через год - ничего, вроде нормально звучит «Тинькофф». А через три года - тебе просто повезло, что у тебя пивная фамилия J!

Есть три составляющие решения назвать пиво своей фамилией: эгоцентризм как жажда личной славы, ответственность и копирование цивилизованных подходов. Первое - мне действительно нравится быть известным, это доставляет мне личное удовлетворение, ну так уж я устроен. Второе - моя фамилия является гарантией качества. Я никогда не допущу, чтобы продукт, который соотносится со мной, был бы плохим. Я всегда отдавал себе в этом отчет. Третье - на Западе, на цивилизованных рынках так принято - давать свои имена своим продуктам, мне это нравится.

- Когда все начиналось, вы в этой истории были инвестором или пивоваром? Как в тот момент себя ощущали?

- Я всегда на начальном этапе ощущаю себя инвестиционным банкиром. Правда, потом про это забываю и становлюсь пивоваром, пельменеделателем, торговцем магазинов электроники... Я вовлекаюсь в процесс - всем сердцем, всеми эмоциями я там, работаю с утра до ночи. Я только там, больше ничем другим не занимаюсь. Я ничего не строю на продажу. Но, как только увижу справедливую цену, тут же выхожу из бизнеса, потому что нормально фиксирую прибыль. Мне скучно заниматься day-to-day операциями очень долго. Думаю, что больше 3-4 лет я не могу делать одно и то же.

- Извините, а как же компания «Тинькофф» - вы ее забросили, что ли? Уже скучно?

- Мы ее только выводим по-настоящему. Так что пока занимаюсь с утра до вечера, но к следующему сезону, похоже, немножко заскучаю J.

- Кстати, если в бизнесе вы все делаете не так, как все, то в чем была эта «нетакость» в случае с «Дарьей» и «Тинькофф»?

- Ничего особенного, кроме того, что я в принципе придумал и создал эту категорию. Вспомните, пельмени «Дарья» стали первым брендом на рынке замороженных полуфабрикатов. До этого были запакованные в сиротливую картонку пельмешки «Талосто». Когда я выходил на рынок, «Талосто» производили 30 тонн в день, а мы­ - 200 килограммов. Они над нами смеялись. Через три года я производил 100 тонн в день, а они - 50 тонн.

Что касается пива «Тинькофф», то я первый сделал сеть пивоваренных ресторанов, где люди пьют качественное пиво и понимают, что оно действительно качественное, живое, нефильтрованное. Оно же у нас непастеризованное. Плюс мы первые на российском рынке сделали ставку на маленькую бутылку. Почему? Я считаю, что нормальному человеку достаточно 330 граммов пива. Конечно, если хочется больше, то можно выпить и 660. Но ему не нужны полуторалитровые бадейки. Разумеется, мы были одними из первых, кто дал эмоциональную оболочку продукту в рекламной коммуникации. Все ведь лили в стакан, где пена пенилась, и говорили - знаменитое пиво России. Мы же наполнили рекламу немножко другим смыслом.

- Зачем вы вообще заморачиваетесь с эмоциональной составляющей вашего продукта? У вас уникальное пиво - абсолютно другое по вкусу, упаковка индивидуальная. Оно очень ясно идентифицируется. Достаточно просто четко сказать об уникальных свойствах продукта и все. Это будет продавать, потому что это есть в продукте - то самое УТП. К чему эти истории про свободу и все такое?

- Возможно, мы в какой-то момент будем подчеркивать рациональные свойства продукта. Но пока нужно поработать с его эмоциональной составляющей, с его отличительными на уровне подсознания вещами. Что, как я считаю, у нас успешно получается, в том числе и посредством организации или спонсирования концертов, музыки и т.д.

Кроме того, пусть это прозвучит высокопарно, но я действительно очень хочу, чтобы изменилась культура потребления пива в России. Нельзя пить пиво полуторалитровыми бутылками! Нельзя пить пиво на улицах! Если сейчас будут рассматривать закон о запрещении употребления пива в общественных местах, то я - двумя руками «за». Нельзя продавать пиво подросткам и молодежи! Возрастной ценз должен быть 21 год. Нельзя пить пиво в автомобиле! Я считаю, что мы должны двигаться по пути цивилизованного государства. Алкоголь должен быть удовольствием, а не средством отключки.

- Ну, не знаю. По-моему, пиво - это атрибут общения. Встретились, пивка взяли, поболтали. Чтобы напиться, берут водку или портвейн - дешево и сердито.

- Вы удивитесь, но рост пивного рынка в России до сих пор происходит за счет алкоголизма. Поверьте, я знаю, что говорю. Это подтверждает дикий рост региональных пивоваров, которые производят пиво в пластиковых полуторалитровых бутылках. Народ конкретно бухает. Идет замещение водки. Поэтому культуру пива, как и вина, нужно прививать. Чем я и занимаюсь, и получаю от этого огромное удовольствие.

Досье

Олег Тиньков, председатель совета директоров компании «Тинькофф». Родился 25 декабря 1967 года в Ленинске-Кузнецком. Три года учился в Ленинградском горном институте. Окончил шестимесячные курсы в University of California, Berkeley (Diploma Program in Marketing).

Основатель компаний «Петросиб» (сеть магазинов «Техношок» и «МusicШок») и «Дарья» (продукты легкого приготовления), а также «Тинькофф» (создание сети пивоварен и выпуск пива «Тинькофф») и Tinkov Beer Co (занимается продвижением пива «Тинькофф» в Северной Америке).

Один день с брендами

Утро.

Кофе - Starbucks. Пью его уже 10 лет, специально привожу из Америки. Чай - только цветочный или с травами.

Молочные продукты - только Danone, уже лет 15, наверное.

Зубная паста - не знаю, есть какая-то. Не придаю особого значения, какая именно.

День.

Одежда - есть несколько любимых брендов. Мне нравятся Ferragamo, Kenzo, Valentino, Versace. Обувь - почти исключительно Cesare Paciotti.

Парфюм - это моя слабость. У меня очень много всего. Самый изысканный аромат, конечно же, Issey Miyake.

Автомобиль - сейчас Range Rover. Обычно езжу с водителем, по выходным сам за рулем. Ferrari симпатичный бренд, хотя машину я разбил. У меня было несколько мотоциклов - Harley Davidson, Ducati. Тоже разбил.

Телефон - только Sony, как и компьютер. Тоже уже лет десять. Как ни странно, я консервативный человек в выборе брендов, не меняю свои привязанности по много лет.

Журналы - читаю все подряд, но особенно нравится GQ, читал его еще в Америке, до того, как он вышел на наш рынок.

Вечер.

Алкоголь - Amaro Ramazzotti, это ликер с ароматом аниса, настоянный на лесных ягодах самбуки. Limoncello - итальянские напитки из лимонов, что-то вроде алкогольного лимонада. Еще мне очень нравится Campari. Из наших уважаю водку Юрий Долгорукий.

Клубы - в Москве бываю в разных местах, но у нас нет настоящей клубной атмосферы, мне здесь ничего не нравится. Приходишь - и уже через полчаса становится тоскливо. Есть только один отличный клуб, куда я прихожу и понимаю, что не зря потратил 100 евро за вход. Это Pasha на Ибице.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Мао Асада - чемпионка мира и рекордсменка Книги Гиннесса
Посетило:23743
Мао Асада
Кевин Дюрант: Лучший игрок “Oklahoma City Thunder”
Посетило:11222
Кевин Дюрант
Кевин Сорбо: Геракл нашей юности
Посетило:8262
Кевин Сорбо

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history