Артур Зеленый — человек, который сделал свое состояние на правильном питании. А, точнее, на его приготовлении и удобной доставке. Сегодня его компания Performance Group готовит более 140 тыс блюд в день. И зарабатывает соответствующую прибыль: обороты компании — более 5 млрд в год. Рассказываем, как строилась империя короля доставки.
07.08.2023
Кто такой Артур Зеленый и с чего он начинал
Глядя на масштаб бизнеса, можно предположить, что его построил человек опытный, в возрасте. И если про опыт — чистая правда, то про возраст — точно нет. Артуру Зеленому сейчас чуть за 30, а в 2021 году Forbes включил его в рейтинг предпринимателей «30 до 30» — туда попадают самые перспективные бизнесмены своего поколения.
Несмотря на молодость, опыт Зеленого действительно впечатляет. Свои первые деньги он заработал еще в 14 лет — занимался тюнингом квадроциклов, чтобы побеждать в гонках. Сначала он апгрейдил свой вездеход — получилось так хорошо, что он взял гран-при в чемпионате России по мотокроссу.
Потом — договорился с поставщиками и мастерами и наладил бизнес по «прокачке» квадроциклов других гонщиков. Заказов после эпичной победы на чемпионате было хоть отбавляй. В общей сложности за три года Зеленый заработал более 100 000 $ — и это еще до окончания школы.
— С каким капиталом надо начинать бизнес? Голодный в гору идет легче, чем сытый, поэтому начинать можно с пустыми карманами, — говорит Зеленый в видео в своем аккаунте в TikTok.
После Зеленый вышел из бизнеса и поступил на факультет мировой политики в МГУ им. М.В. Ломоносова. Но фокусироваться только на учебе долго не получалось: предпринимательская жилка была слишком сильна. И вот Зеленый пробует себя в ресторанном бизнесе — открывает пивной ресторан с большим выбором мясных блюд, занимается фастфудом.
В 2009 году он, буквально опережая свое время, запускает курсы для домохозяек — одни из первых на российском рынке в сфере дополнительного образования. В «Европейскую школу искусств», а именно так назывались курсы, приходят обучаться дизайну, фотографии, рисованию песком. Все помещения, фотостудии, учебные классы были спроектированы Зеленым и командой с нуля. В итоге бизнес был продан за сумму, составляющую 6 годовых выручек.
Также Артур Зеленый пробует себя в бизнесе по продаже сантехники и товаров для ремонта — открывает два онлайн-магазина, которые в итоге выходят на обороты больше 1 млн $ в месяц.
Как появилась Performance Group
После продажи всех бизнесов Артур Зеленый какое-то время жил в Америке. Там он начал активно работать над своей физической формой — в ход пошли тренировки с большими весами.
Как известно, при таких нагрузках важно правильно питаться — потреблять много белка, в целом есть сбалансированную пищу. Но, как оказалось, в США с такой пищей непросто: нужно либо нанимать повара, либо готовить самому. Доставок полезной еды просто не существовало.
— Ты можешь зарабатывать везде, главное — делать лучше, чем твои конкуренты, — говорит Зеленый в своем TikTok.
Вернувшись в Россию, Зеленый решил поискать доставку полезной пищи тут — и снова не нашел того, что ему бы подходило. Так через свою собственную потребность Артур нащупал бизнес-идею, которая в итоге принесла ему огромные деньги и в то же время облегчила жизнь тысячам россиян.
Зеленый, конечно, ухватился за идею, ведь если хочешь сделать хорошо — сделай сам. Сначала он арендовал кухню в 250 кв.м. на окраине Москвы и позвал на работу повара. Он готовил блюда для самом Артура, его семьи и близких друзей. Производство было настолько небольшим, что повар временами даже сам мыл за собой посуду.
Но популярность пришла быстро — сарафанное радио распространило новость о чудо-доставке готовой еды, и люди готовы были платить приличные деньги за доставку свежей еды на дом. Так в 2015 году появилось первое предприятие будущей группы компаний, Performance Food. Потом оно разрослось, появились новые бренды под разные потребности заказчиков, и в итоге появилась группа компаний — Performance Group.
Как развивалась империя «короля доставки»
Итак, поваром в Performance Food не ограничились. Очень быстро в штате появился диетолог, который в тандеме с поваром подгонял рецепты под рамки здорового питания так, чтобы они оставались вкусными. Появились варианты рационов под разные потребности и возможности. Бизнес стал прибыльным в первый же год: вложенные 30 миллионов превратились в 70 млн выручки уже в 2016. Всю прибыль в начале вкладывали в маркетинг, продвижение и увеличение производства — и не зря. Сейчас, по словам Зеленого, сумму в 70 млн все бренды вместе взятые зарабатывают примерно за 7 дней.
Сейчас в Performance Group входят бренды:
В 2019 году Performance Group показывает годовую прибыль в 92% (по данным INFOLine-Аналитики) и открывает седьмой по счету и самый большой (не только среди своих, но и вообще в стране) комплекс полного цикла по производству блюд. Он находится на юго-западе Москвы и занимает 5 000 кв.м. площади. Тут готовят блюда качества как в ресторанах. В 2022 году производство разрастется до 10,5 тысяч кв.м. — Артур Зеленый вложит в это дополнительные 300 млн рублей.
Параллельно ведется активная работа с регионами: сервисы доставки здоровой еды открываются в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Тюмени, Сочи и других городах. Бизнес там развивается не через открытие собственных заводов, а через заключение договоров сотрудничества с уже существующими фабричными кулинариями. Performance Group организует производство на уже запущенных мощностях, но со своими рецептами, технологиями и корпоративной культурой. Так получается оперативно запустить доставку самых свежих блюд.
— Для бизнеса важно в первую очередь, принимать ответственность за себя и за сотрудников, которые на тебя работают, — отмечает Артур Зеленый в своем TikTok.
Империя доставки Зеленого сегодня
Артур Зеленый уверен, что каждый бизнес должен быть полезен не только сам по себе, но и за счет социальных вложений. Так, во время пандемии Performance Group бесплатно доставляла врачам из разных больниц вкусное и здоровое питание. Более 100 000 блюд были доставлены в больницы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Бизнесмен признается: благодарственное письмо от от директора НИИ им. Склифософского, которое он получил за эту инициативу — едва ли не самый ценный приз, который он получал в своей жизни.
А в 2022 году, когда цены на продуктовую корзину резко пошли вверх, Артур Зеленый цены стоимость своих рационов в Level Kitchen повышать не стал — они долго оставались на прежнем уровне, без резких скачков. По признанию бизнесмена, это стало возможно благодаря уменьшению административных расходов, отказа от распечатывания меню на бумаге, переговоров с поставщиками.
Также происходящее в мире вынудило приостановить планы Зеленого по выходу на рынок Лондона, хотя бизнес там уже находился на стадии подбора помещения. Но Зеленый решил искать другие возможности для развития: сейчас он активно развивает доставку в регионах, изучает рынок Китая. На стадии развития и другие инициативы: