
В 1994 году заместитель директора НИИ гидротехники по экономике решил начать собственный бизнес с индийского риса и цейлонского чая. Сегодня группа компаний «Орими» Александра Анатольевича Евневича контролирует примерно треть российского рынка чая и кофе. Его сеть «Максидом» с выручкой порядка 28 млрд рублей продолжает экспансию на регионы, открыв в 2025 году уже 30-й гипермаркет. Параллельно предприниматель развивает масштабные проекты в сфере девелопмента.
Профессиональная биография Александра Евневича началась в 1981 году, когда он, будучи выпускником ЛГУ, пришел работать во Всесоюзный институт гидротехники. Путь от инженера до заместителя генерального директора по экономике занял у Евневича 13 лет. Однако к 1994 году его карьера в институте, по собственному признанию Александра, достигла пика, и появилась потребность в переменах.
Так человек науки решил попробовать себя в бизнесе. Первый опыт оказался успешным — консалтинговая компания в сфере международных платежей принесла Евневичу 100 тысяч долларов. «Четыре тысячи из них я потратил на поездку с сыном в Австрию кататься на лыжах. Вернулись с долгом в сто долларов. Так что начал я даже не с нуля, а с минуса», — вспоминает предприниматель начало своего пути в ритейле.
Летом 1994 года встреча с товарищем из университета Дмитрием Варвариным привела к созданию компании «Орими Трэйд». Стартовый ассортимент включал:
В 1997 году компания заняла 12% российского рынка натуральных горячих напитков, а через два года запустила собственное производство в Ленинградской области. В 2011 году для развития производственного бизнеса Александр Евневич купил контрольный пакет акций петербургского банка «Объединенный капитал». Это решение позволило оптимизировать финансовые потоки растущей ГК. Теперь банк принадлежит в разных долях компаниям Евневича — «Орими» и «Максидому».
Сегодня «Орими» — крупнейшее чаеразвесочное производство в Восточной Европе. Портфель брендов включает известные торговые марки Greenfield, TESS, «Принцесса Нури», «Принцесса Ява», Jardin и «Жокей». География экспорта компании покрывает более 30 стран мира.
В 90-х в России еще не существовало крупных DIY-магазинов. Идея создания такого гипермаркета пришла к Евневичу после изучения европейского опыта — особенно впечатлили британские B&Q. В ноябре 1996 года предприниматель увидел потенциал в здании на Гражданском проспекте.
Взяв помещение в аренду, Александр Евневич с партнерами за год создали магазин с ассортиментом из 40 тысяч наименований — от строительных материалов до посуды и бытовой техники. Акцент сделали на логике выкладки и удобстве выбора товаров. «Торговля была неупорядоченная... А мы создали возможность сделать все покупки за один визит», — объясняет предприниматель. В итоге первый «Максидом» смог окупиться за год с небольшим.
Ключевые этапы развития сети:
Сегодня под брендом «Максидом» работают 30 магазинов в 12 регионах России с общей торговой площадью более 290 тысяч квадратных метров. В компании трудится более 4000 сотрудников, а годовой оборот в 2023 году составил 27,9 млрд рублей. После приобретения российских магазинов британской сети Castorama совокупная выручка компаний позволила «Максидому» войти в тройку лидеров на рынке.
Последние пять лет стали периодом масштабной трансформации бизнеса Александра Евневича. Группа «Орими» в 2023 году завершила модернизацию на новом заводе в «Уткиной заводи» и заняла лидирующую позицию в сегменте производства кофе в зернах. Ежегодный оборот компании составляет 88 тысяч тонн, из которых 65 тысяч тонн продукции приходится на чай. Продукция «Орими» экспортируется более чем в 30 стран, и представлена на крупнейших международных маркетплейсах.
В розничном направлении «Максидом» после интеграции активов Castorama сфокусировался на обновлении ассортимента и развитии сети. В 2022 году доля российских поставщиков увеличилась до 60%. Когда многие зарубежные бренды объявили об уходе из России, ритейлер начал работать с поставщиками IKEA и расширил предложение за счет ассортимента ушедших брендов. Финансовое обслуживание группы компаний сосредоточено в «Объединенном капитале», перешедшем под контроль «Максидома» и «Орими».
Новым этапом в деловой биографии Александра Евневича стало развитие девелоперских проектов. В фокусе внимания бизнесмена — реновация промышленной территории на Уральской улице, где несколько отреставрированных зданий уже заняты IT-подразделениями Сбера, а также строительство офисного комплекса на Лесной улице.
Для Александра Анатольевича Евневича, чей график работы расписан на недели вперед, благотворительность — это не разовые акции, а системный проект. Ключевые направления поддержки включают:
Спортивное спонсорство тоже масштабируется вместе с бизнесом: «Орими» выступала официальным партнером летней Универсиады в Казани, «Максидом» поддерживает региональные команды по биатлону и волейболу. В пандемию компании Александра Евневича одними из первых направили ресурсы на поддержку четырех крупнейших медучреждений Санкт-Петербурга.
Деятельность предпринимателя отмечена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, но главным достижением он считает создание рабочих мест: сегодня в его компаниях работает около 10 000 человек.
При плотном графике топ-менеджера Александр Евневич находит время для преферанса и охоты, любит перечитывать русскую классику — Достоевского, Тургенева. Женат, двое детей. И хотя управление крупным бизнесом требует полной вовлеченности, предприниматель не планирует снижать темп.
Александр Евневич
Посмотреть фото