Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай ƒемидов

   /   

Nikolay Demidov

   /
             
‘отографи€ Ќиколай ƒемидов (photo Nikolay Demidov)
   

ƒень рождени€: 22.11.1773 года
ћесто рождени€: с. „ирковицы, –осси€
ƒата смерти: 09.05.1828 года
ћесто смерти: ‘лоренци€, »тали€
¬озраст: 54 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

 рупный русский промышленник и меценат из рода ƒемидовых.

≈ще один представитель знаменитого демидовского рода - Ќиколай Ќикитич ƒемидов - правнук простого тульского оружейника, внук талантливого и жестокого заводчика, одного из богатейших людей –оссии, сын любител€ из€щных искусств и страстного путешественника по ≈вропам...

12.03.2005

»сточник информации: журнал "я“№" No.12, декабрь 2000.

Ќиколай ƒемидов фотографи€
Ќиколай ƒемидов фотографи€

ѕ–ќ∆»√ј“≈Ћ№ ∆»«Ќ»

ќгромное отцовское наследство - дес€ть металлургических заводов и несколько тыс€ч душ крепостных - Ќиколай ƒемидов получил очень рано, в 15 лет. ƒо совершеннолети€ наследника делами управл€ли опекуны, а юный Ќиколенька, сообразно правилам, прин€тым в высшем обществе, делал военную карьеру и весьма преуспел на этом поприще. ¬ 16 лет флигель-адъютант при кн€зе ѕотемкине, в восемнадцать - уже подполковник, приближен ко двору императрицы.

Ќиколай ƒемидов фотографи€
Ќиколай ƒемидов фотографи€

ѕравда, как только Ќиколай стал самосто€тельным, он прин€лс€ с какой-то исступленностью просаживать свое состо€ние, трат€ деньги направо и налево.  уда девались хватка и предприимчивость первых ƒемидовых? —валившиес€ как снег на голову деньги проживались легко и при€тно. ƒемидов залез в огромные долги. ¬стал даже вопрос о продаже уральских заводов. » тогда над всем имуществом была учреждена опека. «аводы были заложены в «аемном банке, некоторые вотчины пришлось продать. ѕомогла и выгодна€ женитьба на баронессе ≈лизавете јлександровне —трогановой - наследнице громадных богатств знаменитого российского рода.

–ј„»“≈Ћ№Ќџ… ’ќ«я»Ќ

ƒемидовское богатство усто€ло, но Ќиколаю Ќикитичу пришлось остепенитьс€ и всерьез зан€тьс€ делами своего огромного хоз€йства. ƒемидов уже не распродает, а покупает новые земли, создает в ’ерсонской губернии образцовые, как теперь бы сказали, хоз€йства "«аводовка" и "ƒемидовка" и проводит там опыты по выведению племенного скота, сажает виноград, тутовые и оливковые деревь€, строит суконную фабрику.

’от€ на своих уральских заводах он был всего один (!) раз в жизни (в 1806 г.), за эти несколько мес€цев он, как сообщают его биографы, досконально изучил все секреты и тонкости заводского производства, чтобы затем со спокойной душой передать заводы в руки управл€ющих. —ам же отправилс€ за границу перенимать иностранный опыт и передовые технологии. ќткуда и привез дл€ своих уральских заводов первый прокатный стан, до той поры неизвестный в –оссии.

Ќиколай ƒемидов фотографи€
Ќиколай ƒемидов фотографи€

»нтересовалс€ Ќиколай ƒемидов за границей и сельским хоз€йством. »з ‘ранции вывез лозы шампанского и бордоского винограда (собиралс€ выращивать его в своих крымских поместь€х), из »спании - новую породу овец-мериносов.

ў≈ƒ–џ… ЅЋј√ќ“¬ќ–»“≈Ћ№

 ак и все ƒемидовы, Ќиколай Ќикитич много занималс€ благотворительностью. ѕостроил на свои деньги фрегат дл€ „ерноморского флота и вошел в историю ќтечественной войны 1812г. - после молебна в ”спенском соборе ћосковского  ремл€ в присутствии императора он и граф ћамонов об€зались на свои деньги полностью снар€дить и экипировать два отр€да. ќдин из них, целый полк солдат, так и называлс€ ƒемидовским.

Ћучшие дн€

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€
ѕосетило:7138
–удольфо ¬алентино
¬ладимир ћа€ковский: –еволюци€, любовь, смерть
ѕосетило:6760
¬ладимир ћа€ковский
–елиги€ и рок
ѕосетило:6466
ѕетр ћамонов

Ќиколаю Ќикитичу вообще нравилось быть на виду, совершать поступки и делать подарки, о которых можно было бы говорить с восхищением. “ак, дл€ церкви Ќижне-“агильского завода он пожертвовал богатейшие сосуды из чистого золота, украшенные бриллиантами, ценой в 45 тыс€ч рублей. ≈му нравилось давать деньги на строительство каменных храмов, дарить св€щенникам богатые облачени€.

ћосковскому университету ƒемидов преподнес 14 шкафов с минералами, чучелами животных и птиц - целую коллекцию (взамен сгоревшей в 1812 г.), положившую начало университетскому музею естественной истории. ј в ѕетербурге в том же 1813 г. на деньги ƒемидова были возведены четыре чугунных моста через каналы.

Ќиколай ƒемидов фотографи€
Ќиколай ƒемидов фотографи€

ЋёЅ»“≈Ћ№ »«яўЌџ’ »— ”——“¬

¬ 1815 году Ќиколай Ќикитич уезжает в ѕариж. Ќо парижский климат оказалс€ неподход€щим дл€ его слабого здоровь€, и вскоре ƒемидов перебираетс€ в –им, где снимает дл€ своей семьи и многочисленных домочадцев палаццо –усполи. —тендаль, который жил в те же годы в –име, познакомилс€ с ƒемидовым и даже бывал у него. ¬ своих "ѕрогулках по –иму" французский писатель отозвалс€ о Ќиколае Ќикитиче как о человеке оригинальном, "богатом благотворителе, на счет которого кормилось много сотен бедн€ков и устраивались два при€тных празднества в неделю..."

¬ »талии ƒемидов пополн€ет свою коллекцию картин, которую собирал всю жизнь. ¬ ней полотна знаменитых италь€нцев - ѕеруджино, “ициана, “инторетто, испанцев - ¬еласкеса, ћурильо, французов - ѕуссена, ƒелакруа, художников фламандской и голландской школ... ќна была размещена в трех городах - ‘лоренции, ѕетербурге и Ќижнем “агиле. —овременники считали, что ƒемидов владел одним из самых богатых частных собраний в мире.

ќтдава€ предпочтение старым мастерам, не обходил он стороной и современных художников. ѕокровительствовал русским художникам-стипендиатам ѕетербургской јкадемии художеств, обучающимс€ в »талии. Ѕыл знаком с мастером романтического пейзажа —ильвестром ўедриным, не раз бывал в мастерской пейзажиста ‘едора ћатвеева и даже заказывал ему картины с видами ‘лоренции, –има и Ќеапол€. ѕравда, полотна эти так и не попали в демидовскую коллекцию. Ќиколай Ќикитич почему-то не выкупил их у художника.

—“–ј—“Ќџ… “≈ј“–јЋ

 роме живописи было у ƒемидова еще одно страстное увлечение - театр. ¬ –оссии у него был, как и положено богатому аристократу, крепостной театр. Ќо со временем он остыл к нему. ѕереехав в ≈вропу, ƒемидов создает профессиональный театр, в котором играли исключительно французские актеры из ѕетербургской императорской труппы. ¬ –име, в палаццо –усполи, они ставили французские водевили.

–имска€ театральна€ де€тельность закончилась дл€ ƒемидова трагикомично. ¬ одном из водевилей действовал персонаж по имени —ан-Ћеон. ѕапа Ћев XII почему-то увидел в этом намек на собственную персону и не на шутку оскорбилс€. ¬о избежание серьезных непри€тностей Ќиколай ƒемидов спешно покинул –им. ќн так и не смог осуществить свои грандиозные замыслы. ј собиралс€ он, ни много ни мало, расчистить территорию римского ‘орума от подножи€  апитолийского холма до јрки “ита.

¬ 1819 году Ќиколай ƒемидов перебираетс€ из папского –има в ¬еликое герцогство “осканское. Ћукка, ѕиза и, наконец, в 1822 году столица герцогства - ‘лоренци€.

ѕо свидетельству современника, "в безм€тежной эрцгерцогской ‘лоренции, привыкшей принимать посольства, знаменитых путешественников, большой эффект произвела эта безмерно богата€ персона, окруженна€ сотней семей разного класса и звани€, любител€ любой изысканности и музыкального французского театра, само собой водевилей". ¬ те годы во ‘лоренции жило немало богатых русских семей (’итрово, Ѕутурлины, ќрловы), но содержать в доме целую театральную труппу оказалось под силу только ƒемидову. ƒва раза в неделю он приглашал на французские спектакли русских аристократов. ѕри этом его самого, т€жело больного, разбитого параличом, "перевозили из комнаты в комнату на креслах с колесами".

¬Ћјƒ≈“≈Ћ№Ќџ…  Ќя«≈ 

√раф Ѕутурлин с некоторой иронией сообщал соотечественникам, что Ќиколай Ќикитич зажил во ‘лоренции "владетельным кн€зьком второй руки. Ќанимаемый им палаццо —ерристори у моста ƒелле √рацие представл€л пеструю смесь публичного музе€ с обстановкой русского вельможи прошлого века. “ут были французские секретари, италь€нские конторщики, приживалки, воспитанницы. —верх сего штата посто€нно проживали у него бездомные игроки и паразиты... «десь находилась и выставка малахитовых и других ценных вещей, а в саду - коллекци€ попугаев. ќба эти отделени€ были доступны флорентийским зевакам..."

»з ‘лоренции ƒемидов управл€л и своими заводами. ¬ообще, несмотр€ на то, что значительную часть жизни Ќиколай Ќикитич провел за границей, ему блест€ще удавалось руководство колоссальным хоз€йством - обширна€ переписка с управл€ющими полна указаний, советов, "повелений". "¬се зависит единственно от собственной моей воли, а не от распор€жений приказчиков", - писал он своим уральским управл€ющим. ј когда в отчетах приказчиков что-то бывало не €сно, он немедленно требовал €витьс€ к нему дл€ объ€снений... во ‘лоренцию. ѕолучив такое приказание, приказчики через всю ≈вропу неслись к барину на тройке. ј если учесть, что ни на каком другом €зыке как на родном они не говорили, то уповать им приходилось лишь на то, что "€зык до  иева доведет". ќтчитавшись и получив новые инструкции - мчались слом€ голову обратно на ”рал - выполн€ть, что барин приказал!

‘Ћќ–≈Ќ“»…— »… ѕјћя“Ќ» 

» в далекой ‘лоренции не забывал ƒемидов про –оссию. Ќа его деньги в ѕетербурге в 20-е годы было открыто училище архитектуры, живописи и ва€ни€.  опии мировых шедевров дл€ него Ќиколай Ќикитич заказывал в ¬атиканском музее. ¬ 1824 г. в св€зи с наводнением в ѕетербурге ƒемидов пожертвовал 50 тыс€ч рублей на раздачу беднейшим жител€м города, пострадавшим от стихийного бедстви€.

ѕалаццо —ерристори, где жил ƒемидов, находилс€ в квартале —ан-Ќикола за рекой јрно.  вартал был бедный, и Ќиколай Ќикитич развил и здесь бурную благотворительную де€тельность. ≈е размах поражал флорентийцев. ќн основал и содержал до конца жизни приют дл€ престарелых, аптеку, бесплатную начальную школу на 160 мальчиков из бедных семей. ƒл€ того чтобы школа не прекратила своего существовани€ и после его смерти, он сдал в аренду городским власт€м два флигел€, примыкающих к палаццо —ерристори с условием, что арендна€ плата пойдет на содержание школы.

¬ 1871 году вблизи приюта, на выход€щей на набережную јрно уютной площади был установлен большой мраморный пам€тник. ≈го в 1871 году по заказу сына ƒемидова јнатоли€ поставил скульптор Ћоренцо Ѕартолини. Ќиколай ƒемидов в центре композиции изображен в виде римского сенатора, обнимающего своего сына. ∆енска€ фигура, сид€ща€ с лавровым венком у ног сенатора, символизирует ѕризнательность населени€ ‘лоренции. ѕо углам постамента - четыре статуи-аллегории: ѕрирода, »скусство, ћилосердие и —ибирь (!). ѕлощадь, на которой стоит пам€тник, называетс€ Piazza Demidoff - площадь ƒемидова.

 ак и его предки, Ќиколай Ќикитич оставил двум своим сыновь€м - ѕавлу и јнатолию - наследство вдвое больше полученного им от своего отца.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

 оролева спринта
ѕосетило:17838
Ћюдмила  ондратьева
'„еловек, который сам себ€ сделал'
ѕосетило:11848
√енри ‘орд
ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:10142
–идли —котт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru