Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќикита ƒемидов

   /   

Nikita Demidov

   /
             
‘отографи€ Ќикита ƒемидов (photo Nikita Demidov)
   

ƒень рождени€: 19.09.1724 года
–осси€
ƒата смерти: 27.12.1789 года
–осси€
¬озраст: 65 лет

√ражданство: –осси€

'¬ольнолюбивый' крепостник"

–оссийский промышленник, внук основател€ династии Ќикиты ƒемидова.

"ƒивный, мощный и де€тельный" XVIII век породил известнейшую на всю –оссию династию ƒемидовых. »х истори€ - удивительное переплетение €рких благородных порывов и "подлых страниц", которые потомкам хотелось бы вырвать или заново переписать... ќснователь династии - неграмотный кресть€нин-оружейник Ќикита ƒемидович јнтуфьев. — самых низов шагнул он к царскому двору - исключительно в силу полезности своей дл€ государства! ≈го сын - крупнейший российский промышленник, "знатный рудознатец", јкинфий, железной рукой управл€л заложенной отцом "уральской империей" и слыл одним из богатейших людей –оссийской »мперии. ј чем же прославилс€ младший сын јкинфи€ от второй жены, названный в честь основател€ рода Ќикитой?

12.12.2000

Ќј—Ћ≈ƒЌ» 

ѕо завещанию јкинфи€ ƒемидова вс€ его "импери€" должна была отойти любимому сыну Ќиките. ќднако в результате долгих семейных разбирательств (в них участвовала даже сама императрица ≈лизавета ѕетровна) все наследство было поделено между трем€ брать€ми - ѕрокофием, √ригорием и Ќикитой. ѕоследнему досталась только Ќижнетагильска€ часть наследства, в которую входило шесть уральских заводов.   концу жизни Ќикиты ƒемидова количество принадлежащих ему предпри€тий возросло до дев€ти. ѕричем по размерам производства они превзошли все заводы, принадлежавшие в середине XVIII века его отцу.

Ќикита, несомненно, унаследовал от своего отца талант управленца и промышленника, как, впрочем, и чрезвычайную жестокость по отношению к тем, кто ковал ему это богатство. ќ его крутом нраве слава шла по всей –оссии. “ак, кресть€не села –усаново “ульской губернии, узнав, что их купил Ќикита ƒемидов, подн€ли бунт, отказыва€сь перейти к новому владельцу. ƒл€ усмирени€ кресть€н был прислан военный отр€д - в результате столкновени€ погибло более 60 человек.

Ќикита ƒемидов фотографи€
Ќикита ƒемидов фотографи€

Ќикита ƒемидов уже не живет на ”рале, при своих заводах. ” него подмосковное имение ѕетровское, роскошные дома в ћоскве - один на ћ€сницкой (на месте нынешнего почтамта), другой - на ¬ознесенской улице Ќемецкой слободы, на яузе - —лободской дом (ныне ул. –адио, 10). ќн был хорошо известен в ћоскве. ѕравда, дом так долго строили (с 1762 до конца 1770-х годов), что за это врем€ пышное барокко сменилось строгим классицизмом. » здание, построенное в барочном стиле, уже не отвечало просвещенному вкусу и казалось несколько старомодным. » все же дом был настолько хорош, что ћ.‘.  азаков включил его в свой альбом "ѕартикул€рные строени€ ћосквы". ¬оображение москвичей поражал не только дом, но и великолепный сад с гротом, фигурными прудами, декоративными оградами, отлитыми на демидовских заводах, и оранжере€ми.

¬ отличие от своего брата ѕрокофи€, который терпеть не мог титулованную знать, Ќикита јкинфиевич всегда стремилс€ быть признанным в кругу высоких особ. ¬озможно, тем самым он в течение всей жизни преодолевал комплекс своего не вполне "чистого", незнатного происхождени€. Ќо, поговаривают, что оно посто€нно давало о себе знать. ¬ыдающийс€ русский ученый-энциклопедист ј.“. Ѕолотов, отмеча€ радушие и любознательность "славного богача", в московском доме которого он вдоволь насмотрелс€ "таких редких вещей, каких никогда еще не видывал", отмечает также, что "при всем его огромном богатстве и знаменитости" ƒемидов, в сущности, простак, а сквозь его золото видна "вс€ грубость его подлой природы".

Ќикита ƒемидов фотографи€
Ќикита ƒемидов фотографи€

ѕ”“≈Ў≈—“¬≈ЌЌ» 

Ќикита јкинфиевич фактически первым из ƒемидовых пустилс€ в длительное путешествие по ≈вропе. √лавной причиной этой поездки стала болезнь молодой (третьей по счету) жены. 26-летн€€ јлександра ≈втихиевна страдала истерическими припадками. Ћечение помогло. Ќо не только это принесло радость 50-летнему ƒемидову. «а врем€ путешестви€ семь€ значительно пополнилась. —начала в ѕариже родилась дочь, а на обратном пути в –оссию, в 80 верстах от ѕетербурга на свет по€вилс€ сын Ќиколай (сам Ќикита тоже родилс€ в пути - на берегу реки „усова€, во врем€ поездки родителей из “улы в —ибирь).

Ќикита ƒемидов фотографи€
Ќикита ƒемидов фотографи€

—емь€ ƒемидовых исколесила √ерманию, √олландию, ‘ранцию, »талию, побывала в Ўвейцарии и јнглии. Ќа свет по€вилс€ "∆урнал путешествий его высочества Ќикиты јкинфиевича ƒемидова по иностранным государствам с начала выезда его из —анкт-ѕетербурга марта 17 дн€ 1771 по возвращении в –оссию но€бр€ 22 дн€ 1773".

»з "∆урнала" вы€сн€етс€, что во ‘ранции больше "бесподобных" статуй и фонтанов ¬ерсал€ удивила его "машина... которою проводитс€ вода реки —ены из ћарли в ¬ерсалию". «абавл€ли Ќикиту парижские нравы и манера общени€ между людьми. "«десь от излишнего оказани€ дружбы беспрестанно обнимаютс€", а "народ по большей части занимаетс€ операми и другими позорищами". ѕри этом сам он не гнушалс€ театра, но отдавал предпочтение "»таль€нской комедии". Ќо больше всего поразили его парижанки. " расота женского пола в ѕариже, - пишет он в своем "∆урнале", - подобна часовой пружине - прелесть их заводитс€ вс€кое утро. ќна подобна свету, который рождаетс€ и умирает в один день. ¬се это делаетс€ притиранием, окроплением, убелением, промыванием... и так до тех пор, пока из старого лица не "производитс€ новое". » откуда столь хорошее знание св€та€ св€тых кокетливых парижанок?

Ќикита ƒемидов фотографи€
Ќикита ƒемидов фотографи€

¬ јнглии русского промышленника принимает королевска€ семь€, он посещает парламент, знакомитс€ с лондонскими аристократами, осматривает заводы и рудники Ѕирмингема, делает подробнейшие записи о технологических особенност€х производства стали. Ќикита јкинфиевич побывал и на предпри€ти€х, принадлежавших Ѕолтону, который в скором времени вместе с ”аттом станет первым производителем паровых машин. –усский путешественник заезжает в јкадемию художеств и убеждаетс€, что английские мастера превзошли французских в "математических художествах" - сложных приборах, часах, музыкальных автоматах и других "замысловатой механики произведени€х", отличавшихс€ "чистою отделкою с долговременным трудом и великим иждивением". ѕодобные вещи всегда привлекали ƒемидова. ≈ще до отъезда за границу в €нваре 1771 года он отослал в ѕетербургскую јкадемию художеств тыс€чу рублей дл€ поощрени€ воспитанников "инструментального" и "часового" классов. Ќа проценты с этой суммы им выдавались золотые медали "за успехи в механике".

Ћучшие дн€

—вен ‘ишер. Ѕиографи€
ѕосетило:17880
—вен ‘ишер
—екс-символ 80-х
ѕосетило:11744
—аманта ‘окс
∆енщины в русской истории
ѕосетило:11524
—офь€ ѕеровска€

¬ путешествии по »талии его сопровождает знаменитый скульптор ‘едот Ўубин, которому ƒемидов заказывает мраморные бюсты - свой и јлександры ≈втихиевны. ¬ »талии ƒемидов пробыл четыре мес€ца. Ѕыл прин€т "благосклонно и ласково" папой римским  лиментом XIV, слушал в —икстинской капелле восхитительную музыку и любовалс€ на "преславную ћишель јнжелеву живопись". ”дивл€лс€ знаменитой ѕизанской башне, котора€ "будто совсем упадет", и редкост€ми из кабинета натуральной истории Ѕолонской јкадемии наук, „асами гул€л по ‘лоренции, не предполага€, что через несколько дес€тилетий этот город станет родным дл€ их будущего сына, внуков и правнуков.

¬ернувшись из-за границы, Ќикита увлекс€, как и его старший брат, благотворительной де€тельностью. ќткрыл при своих нижнетагильских заводах горнозаводское училище с публичной библиотекой. ј в 1781 г., узнав о строительстве нового каменного здани€ ћосковского университета, прислал п€ть с половиной тыс€ч листов "черного аршинного железа" дл€ кровли и еще 800 пудов "лучшего св€зного железа дл€ укреплени€ стен".

¬≈–ЌќѕќƒƒјЌЌџ…

—лыл Ќикита человеком просвещенным. Ћюбил заниматьс€ науками и чрезвычайно внимательно следил за новыми ве€ни€ми и книжными новинками. ≈му присылали из ѕетербурга практически все, что выходило в свет. ѕравда, набор книг несколько эклектичен - от "√орестной любви маркиза де “оледо" до "ѕроповедей ‘еофановых" и трудов ¬ольного экономического общества, членом которого он, кстати, €вл€лс€. Ѕыли у Ќикиты јкинфиевича и свои предпочтени€ - ему очень нравились сатирические журналы просветител€ и масона Ќ. Ќовикова, выписывал он и сатирический журнал "¬с€ка€ вс€чина", который редактировала сама ≈катерина II, пожелавша€ видеть свой народ, "счастливым и довольным".

¬идно, стремилс€ Ќикита ƒемидов соответствовать духу времени, которое возвестило о веке ѕросвещени€. “олько почему-то к слову "просвещенный" у него (если бы только у него!) как-то неожиданно прибавилось еще одно. » получилось нечто удивительное - "просвещенный деспотизм". "¬ольнолюбивый" Ќикита переписывалс€ с ¬ольтером, зачитывалс€ трудами ƒидро и ћонтескье, сатирами Ќовикова, рассуждал вместе с ними о духе и букве законов, о свободе и демократии, но был при этом одним из самых беспощадных российских крепостников! ”дивл€тьс€, впрочем, нечему. ѕод звучавшие с трона и вокруг него прекрасные слова о "золотой эпохе", когда по€витс€ "свобода мыслить", а "звание раба" будет истреблено, кресть€н продолжали бить батогами лишь за одно то, что они смели жаловатьс€ на своих помещиков... Ќикита јкинфиевич был достойным подданным государыни императрицы.

ћ–јћќ–Ќџ… Ќ» »“ј

ќдни считали Ќикиту ƒемидова личностью €ркой. ƒругие не находили в нем ничего выдающегос€ и были убеждены в его ординарности. ј кое-кто полагал, что самым главным событием в его жизни была встреча с ‘едотом Ўубиным, создавшим замечательного "мраморного Ќикиту". «апечатленный в камне Ќикита так понравилс€ Ќиките насто€щему, что скульптору были заказаны копии в мраморе и гипсе. “ак что в каждом доме (а домов у Ќикиты јкинфиевича было предостаточно) хоз€ина встречало его каменное или гипсовое изва€ние.

—пециалисты считают, что портреты ‘едота Ўубина отличаютс€ точностью наблюдений и глубиной осмыслени€ натуры. Ќикита ƒемидов у скульптора получилс€ сильным, властным и, бесспорно, неординарным человеком. ∆есткий и непреклонный, он в то же врем€ несколько романтичен и мечтателен - небрежно расстегнут ворот рубашки, живописно стру€тс€ складки и кружева... ћожет быть, потому так понравилс€ портрет Ќиките јкинфиевичу, что сумел скульптор найти удивительный компромисс между реальным человеком и его мечтой о самом себе.

Ёти мраморные бюсты при жизни Ќикиты ƒемидова никогда не покидали малиновой гостиной дома на яузе.  огда сын Ќикиты, Ќиколай, обосновалс€ во ‘лоренции, он перевез семейные портреты ƒемидовых в »талию. “ам они и хранились на вилле ѕратолино, недалеко от ‘лоренции. ¬ 1969 году оставша€с€ часть демидовского наследи€ была распродана на аукционе, организованном знаменитой фирмой "—отби". ћраморные бюсты Ќикиты и јлександры ƒемидовых работы ‘едота Ўубина приобрел господин Ѕениньи из Ўвейцарии, а потом предложил ћинистерству культуры ———–. —ейчас скульптурные портреты Ќикиты јкинфиевича и јлександры ≈втихиевны ƒемидовых принадлежат √осударственной “реть€ковской галерее.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—екс-символ 80-х
ѕосетило:11744
—аманта ‘окс
—вен ‘ишер. Ѕиографи€
ѕосетило:17880
—вен ‘ишер
ћастер боевых искусств
ѕосетило:13348
—тивен —игал

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru