—оичиро ’онда, из речи во врем€ получени€ почетной докторской степени в ћичигане в 1974 году." /> —оичиро ’онда, из речи во врем€ получени€ почетной докторской степени в ћичигане в 1974 году.">

Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—оитиро ’онда

   /   

Soichiro Honda

   /
             
‘отографи€ —оитиро ’онда (photo Soichiro Honda)
   

ƒень рождени€: 17.11.1906 года
ћесто рождени€: ’амамацу, япони€
ƒата смерти: 05.08.1991 года
ћесто смерти: “окио, Ќова€_√вине€
¬озраст: 84 года

√ражданство: япони€
—оцсети:


ќснователь компании Honda Motor Co

ќснователь компании Honda Motor Corporation

"ћногие люди мечтают об успехе. я считаю, что успех может быть достигнут только через повтор€ющиес€ неудачи и самоанализ. ‘актически успех - это только 1 процент вашей работы, а остальные 99 процентов - это неудачи".
—оичиро ’онда, из речи во врем€ получени€ почетной докторской степени в ћичигане в 1974 году.

18.11.2023

 огда ’онда был ребенком, у него была мечта. ќн мечтал в один прекрасный день стать владельцем автомобил€. ¬р€д ли он тогда предполагал, что не просто будет иметь автомобиль, а станет одним из титанов производ€щей их индустрии. ’онде было предначертано судьбой повли€ть на промышленность мотоциклов и автомобилей больше, чем кому-либо другому в мире.

—оитиро ’онда фотографи€
—оитиро ’онда фотографи€

≈го вли€ние заключалось в радикальном изменении не только продукции, но и всего рынка данного товара. »сключительно 'на его совести' создание мотоцикла, который получил такое широкое признание в обществе, что послужил образованию нового обширного сегмента рынка. ѕродукци€ ’онды была предназначена как дл€ женщин, так и дл€ мужчин, и рассчитана на средний класс, который никогда ранее не принимали в расчет производители.

—ила ’онды была в технической элегантности, красоте дизайна и рыночной интуиции. ќн не имел ни инженерной подготовки, ни опыта (окончил только восемь классов). ќн ничего не знал о маркетинге, финансах и дистрибьюторстве; дит€ аграрной японии, ’онда не имел представлени€ о большом бизнесе и международной торговле. ќн достиг успеха вопреки оппозиции 'дзайбацу' (€понские конгломераты), которые считали его аутсайдером и бунтарем. Ќе только €понцев ошеломил его успех, - то же самое можно сказать и о педантичных немцах, которые владели богатым рынком и о снобах американцах, которым принадлежали все остальные рынки.

—оитиро ’онда фотографи€
—оитиро ’онда фотографи€

Ёлегантные решени€, предложенные ’ондой дл€ сложных проблем, основывались на следовании более простыми пут€ми. Ёто свойственно и другим великим инноваторам мира. ќн не имел образовани€, не знал всех технических нюансов, что и позволило ему идти эмпирическим путем 'проб-и-ошибок', так же как Ёдисону.   началу 80-х ’онда стал третьим в числе крупнейших производителей автомобилей в японии, а к концу 80-х годов - третьим в мире. ”же в 60-х он доминировал в производстве мотоциклов (70 процентов рынка), к 1990-м он выпускал более трех миллионов мотоциклов в мес€ц и до сих пор удерживает 60 процентов всего мирового рынка. Ќеплохо дл€ человека с восьмиклассовым образованием, у которого была мечта и, кроме того, упорство, чтобы воплотить ее в жизнь. ƒжордж √илдер считает ’онду "уникальным, самым блест€щим и успешным предпринимателем в автомобильной промышленности после √енри ‘орда". Ѕританска€ '—анди “аймc' в своем автообзоре в 80-х писала: "“очность технических решений ’онды, похожих на работу ювелира, изумл€ла каждого инженера, с которым мне доводилось говорить".

’онда осуществил еще один 'невозможный' прорыв, доказав специалистам, что они ошибаютс€, утвержда€, что американские рабочие не способны собрать высококачественную машину на уровне €понцев. ¬ середине 70-х он построил завод в ћерисвилле, штат ќгайо, и уничтожил этот миф, выпустив машину, абсолютно соответствовавшую качественным стандартам модели €понской сборки. »менно эта машина - '’онда јккорд' - в конце 80-х стала самой продаваемой машиной в јмерике и удерживает этот статус в 90-х. » благодар€ ей ’онда стал первым €понским руководителем, отмеченным в «але славы американской автомобильной промышленности.

—оитиро ’онда фотографи€
—оитиро ’онда фотографи€

Ћична€ истори€

—оичиро ’онда был первенцем в очень бедной семье, жившей в €понской аграрной провинции ’амаматсу. ќн родилс€ 17 но€бр€ 1906 года невдалеке от јкио ћорита, основател€ '—они'. ћорита родилс€ в богатой семье, владевшей теннисными кортами и другими преимуществами, а ’онда был сыном бедного кузнеца, занимавшегос€ починкой велосипедов. Ёта ранн€€ причастность к спортивному транспорту во многом определила будущий интерес ’онды к мотоциклам. ”роки отца, в ходе которых он получил навыки решени€ технических проблем, стали важным фактором в его начальном обучении. ≈го семь€ была настолько бедна, что п€теро из детей умерли от голода еще в младенческом возрасте.

—оитиро ’онда фотографи€
—оитиро ’онда фотографи€

—оичиро был бедным учеником и часто прогуливал школьные зан€ти€, поскольку ненавидел формальный процесс обучени€, который предлагала школа. ќн предпочитал технику экспериментировани€ и всегда лучше училс€ на своем опыте и ошибках. ќн всегда любил машины и механические устройства и был буквально загипнотизирован, когда, будучи еще ребенком, впервые увидел автомобиль. ¬от цитата из его биографии:

«абыв обо всем на свете, € бежал за машиной... я был глубоко взволнован... я думаю, что именно тогда, хот€ € был совсем маленьким, у мен€ родилась иде€, что когда-нибудь € с делаю машину сам (—андерс, 1985).

—оитиро ’онда фотографи€
—оитиро ’онда фотографи€

¬ начале 50-х ’онда создал компанию и вторгс€ в переполненную промышленность по производству мотоциклов. ¬ течение п€ти лет он успешно уничтожил 250 конкурентов (50 из них были €понскими). ≈го машина 'Dream' ('ћечта'), представленна€ в 1950, была осуществлением его детской фантазии построить лучшую машину. «атем последовала модель '—упер  лаб', запущенна€ в 1955 в японии и в 1957 в јмерике со ставшим уже известным, рекламным лозунгом: "Ћучшие люди езд€т на ’онде". Ѕлагодар€ этим уникальным продуктам, сопровожденным впечатл€ющей рекламной кампанией, ’онда добилс€ устойчивого успеха и изменил эту промышленность, котора€ одно врем€ находилась в застое.   1963 году '’онда' стала доминирующей силой в бизнесе мотоциклов практически в каждой стране мира, повергнув '’арлей-ƒэвидсон' и италь€нские компании, производ€щие мотоциклы, в пыль.

Ћучшие дн€

 то придумал анастезию?
ѕосетило:13443
”иль€м ћортон
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9472
ёрий ¬ойнов
‘ранциско ƒоминго ’оаким: –от до ушей
ѕосетило:7335
‘ранциско ƒоминго ’оаким

’онда был тем человеком, который превратил индустрию мотоциклов в рынок с ежегодным оборотом 3 млрд. дол. ≈го оригинальные идеи в дизайне и маркетинге €вились катализатором, который изменил имидж мотоцикла от атрибута людей в 'черных кожаных куртках', культивированного '’арлей', до "веселого семейного средства передвижени€ дл€ среднего класса". '’онда' первой стала производить подобную продукцию, и поэтому мы утверждаем, что именно она изменила индустрию и доминирует в ней в такой степени, какой не могла добитьс€ ни одна фирма в мире, ни до ни после.

”крепив позиции в индустрии мотоциклов, энергичный и амбициозный ’онда решил покорить автомобильный рынок и сделал ставку на гоночные машины. ѕерва€ гоночна€ машина дебютировала в 1962 году. японское министерство международной торговли и промышленности говорило ему, что японии не нужен еще один производитель автомобилей. ’онда, в своем неподражаемом стиле проигнорировал их, как в свое врем€ и рыночных экспертов, предсказывавших ему скорое поражение. ¬ 1970 он вступил в конкурентный автомобильный бизнес, который не видел успешного внедрени€ с 1925 года, когда в роли неофита на этом трудном и фондоемком рынке оказалс€ ”олтер  райслер. ¬ период между этими событи€ми - выходом на рынок  райслера и ’онды - как минимум, дес€ть компаний потерпели неудачу, включа€ 'ѕаккард', '’адсон', '—тудебеккер', ' айзер', '”иллис', '“акер', ' росли' и не так давно 'ƒелоран'. '’онда' не только сделала это, но и уничтожила тех, кто стал на ее пути.

ќдной из первых областей, котора€ подверглась атаке '’онды', было самое 'узкое' место промышленности - стандарты чистоты выхлопных газов, установленные американским правительством. Ќикто из гигантов промышленности не мог справитьс€ с этой огромной проблемой, ни американские фирмы - 'ƒженерал ћоторс', '‘орд' и ' райслер', ни €понские гиганты - '“ойота' и 'Ќиссан', ни немецкие авторитеты - 'ћерседес-Ѕенц', 'Ѕћ¬', 'ѕорше'. ќни вышли из положени€, создав каталитический конвертор. ’онда поставил эту проблему во главу угла и. несомненно, обошел этих титанов, представив первый двигатель с низким уровнем загр€знени€ - '——¬—'. Ёто устройство, элегантно решившее проблемы загр€знени€, ’онда установил на модель '—ивик', запущенную в производство в 1975 году и моментально ставшую хитом.

’онда окончил среднюю школу в 1922 году и сразу же отправилс€ в “окио, где поступил учеником в авторемонтную мастерскую. ѕосле шести лет ученичества, он собрал деньги дл€ того, чтобы открыть первую ремонтную мастерскую в родном городе (1928 год). ¬ этом же году он получил первый из сотен своих патентов, за идею заменить дерев€нные спицы автомобильного колеса на металлические. Ёто была перва€ экскурси€ ’онды в мир изобретений, котора€ проложила путь его будущим неверо€тным техническим решени€м. ѕрактически каждое из них - это простое решение сложной проблемы. ’онда был обычным человеком, но его гениальность заключалась в умении находить простые решени€ любой проблемы, встававшей в св€зи с его продуктами.

Ѕизнес и личное выживание

’онда стал известен благодар€ изобретению в 1938 году поршневого кольца. ќн и образовал новую компанию, котора€ занималась производством этих колец дл€ компании '“ойота' в “окио. “ак продолжалось и во врем€ войны, пока его фабрика не пострадала при бомбардировке. «емлетр€сение 1945 года полностью разрушило ее. ’онда был расстроен, распродал все и пошел работать на полставки. ≈го приход на рынок мотоциклов был совершенно случайным.

 ак-то в 1946 году ’онда столкнулс€ с проблемой - у него не было бензина дл€ машины, тогда он вз€л один из моторов, во множестве оставленных американскими военными, и приделал его к своему велосипеду. Ётот двигатель был наполнен керосином. ѕодобные простые, но элегантные решени€ фундаментальных проблем - это обычный стиль ’онды. «атем он стал делать свои мопеды по просьбам друзей. ¬ыполнив с дес€ток таких заказов, как и можно было ожидать, рвущийс€ ко всему новому ’онда предположил, что рынок подобной машины может быть значительно больше. ¬ 1948 году основал '’онда ћотор  омпани' с целью разработки и производства мопедов.

—вой первый мопед ’онда оснастил мотором 'ƒ' (от dream - мечта). ћодель '≈' типа 'ƒрим' была запущена в производство в 1951 году, и к 1958 году, когда в —Ўј по€вилс€ его '—упер  аб', ’онда стал крупнейшим производителем мопедов в японии, оставив позади п€тьдес€т конкурентов. ћодель '—упер  аб' имела уникальную подножку, котора€ очень пригл€нулась подросткам и женщинам. ¬скоре, благодар€ рекламной кампании 'Ћучшие люди езд€т на мотоцикле ’онда', эта модель произвела насто€щую революцию в промышленности. Ёта рекламна€ кампани€, стоивша€ 5 млн. дол., стала хитом 1962 года и успешно выполнила свою задачу, создав имидж байкера, способствовавший попул€ризации мотоцикла. — этого момента имидж 'јнгелов јда' в черной кожаной куртке ушел в прошлое. ћаркетинговое исследование подтвердило, что этот мотоцикл в духе '”нисен' стал технологическим прорывом. Ѕлагодар€ эффективному имиджу, низкой цене и отличному качеству исполнени€, рынок этой модели расширилс€ до миллионов единиц.

¬ 1961 году '’онда' производила по 100000 мотоциклов в мес€ц, а к 1968 году в —Ўј был выпущен миллионный мотоцикл.   середине восьмидес€тых '’онда' держала в своих руках 60 процентов мирового рынка, а к 1990 годовой выпуск достиг трех миллионов единиц. Ётот парень видел, как осуществл€етс€ мечта его детства и готовилс€ к завоеванию новых рынков.

’онда пришел на автомобильный рынок в 1970 с автомобилем '—ивик'. ќн продолжал оснащать свои модели техническими новинками, так же, как делал это, когда завоевывал рынок мотоциклов и так же все еще не был любимым сыном €понской машиностроительной промышленности. ќн был насто€щим бунтарем, особенно это про€вилось, когда в 1974 году на японию обрушилс€ нефт€ной кризис и €понские производители пришли к соглашению сократить объем производства продукции и подн€ть цены. “олько ’онда отказалс€ и сделал все наоборот, в лучших традици€х √енри ‘орда. ќн сделал немыслимое, отрица€ экономическую модель √албрайтиана, говорившую, что производство должно сокращатьс€. ’онда удвоил производство и снизил цены больше, чем ‘орд п€тьдес€т лет назад. ’онда, который даже не имел пон€тий о ценовой эластичности, оказалс€ прав. ќбъем продаж компаний 'Ќиссан' и '“ойота' упал на 40 процентов; объем продаж '’онды' вырос на 76 процентов и продолжал стремительно расти.   1987 '’онда' стала самой быстрорастущей компанией в мире.

’арактеристика поведени€

¬ юности —оичиро ’онда вел себ€ легкомысленно и был дамским угодником. ќн был известен как 'ѕлейбой из ’амаматсу', человек, который отвечал на любую провокацию. ≈го любовь к веселью и беззаботность привели к тому, что как-то он свалилс€ с моста с двум€ гейшами в машине. ќн спас их, выкинув в окно.

Ёта экстравертна€ личность была известна как 'ћр. √ром' среди служащих за его эмоциональные взрывы в ответ на какую-нибудь глупость работников. ќни любили ’онду, но побаивались его гнева.

ƒух свободы, присущий многим разработкам ’онды, подтверждает, что он действительно неустанно обдумывал свои детища. ќн обладал духом свободы и сражалс€ против традиций на прот€жении всей карьеры. ќн отказывал в приеме на работу в фирму '’онда' специалистам, получившим формальное образование в течение многих лет, поскольку чувствовал, что их догматическое мышление будет помехой в поисках нового. ≈го мечты о правде и видение мира отражены в попул€рном романе ѕирсиджа 'ƒзен-буддизм и искусство существовани€ при помощи ћотоцикла' (1964), где мотоцикл использован как метафора свободы. 'ћотоцикл, который вы создаете, отождествл€ете с собой'. Ёто выражение характеризует дальновидного инноватора —оичиро ’онду, который знал эту истину лучше всех и был упорен в совершенствовании своей личности и своей продукции.

’онда был экстравертом, интуитивно чувствовал перспективы бизнеса и использовал аналитическое мышление в решении проблем. ќн обладал темпераментом ѕромете€, вкупе с твердыми убеждени€ми и устойчивой жизненной позицией. ƒл€ него были характерны: нетерпеливость, бунтарство, сопротивление поражени€м, этот человек никогда не сдавалс€ перед лицом очередной проблемы. ’онда был нетерпимым по отношению к общеприн€тым и традиционным методам. ќн противилс€ вли€нию мировых традиций на '’онда ћоторс', в которой царили свои принципы. ќн обвин€л формальное образование в том, что оно готовит специалистов, избегающих риска. ќн считал, что академическое образование надел€ет специалистов недоверием к интуиции и к использованию новых методов решени€ проблем. ќн признавал свои ошибки, как это видно из его речи в “ехническом ”ниверситете ћичигана:

ќгл€дыва€сь на мою работу, € чувствую, что делал не что иное, как ошибки, серии промахов, серьезные упущени€. Ќо € горжусь и достижени€ми. ’от€ € делал одну ошибку за другой, мои ошибки и неудачи никогда не возникали по одним и тем же поводам.

’онда много внимани€ удел€л экспериментальной работе и сопротивл€лс€ любой попытке контролировать его или его фирму через традиционную кастовую систему. 'Ќью …орк “аймc' он говорил: 'ѕравительственные официальные лица всегда защищают общественные интересы. Ќо они всегда выступают против, когда ты пытаешьс€ сделать что-то новое'. Ётот инноватор, оперировавший правосторонним мышлением, своими посто€нными экспериментами сводил истеблишмент с ума. ќн был против иерархической формы управлени€, что €сно из следующей его цитаты: "¬ целом, люди. работают напр€женнее и более инновационно, если их не ѕринуждают, совсем друга€ картина там, где им строго указывают, что делать".  ака€ проницательность. — тех пор уже доказано психологами, что он был прав, и новые стили руководства приближаютс€ к методологии ’онды.

—клонность к pucкy

’онда любил по-насто€щему рисковать. ¬ середине тридцатых годов он едва не погиб, участву€ в гонках. ќн выиграл гонку, потерпев аварию на финише, и провел в больнице три мес€ца, после чего ему запретили участвовать в соревновани€х. ¬ 60 лет ’онда научилс€ управл€ть собственным вертолетом и так напугал своих пассажиров, что ему пришлось уступить пилотское кресло профессионалам.

≈го азарт был легендарным. ќн не признавал поражений и мог рискнуть всем ради своих убеждений и идей. ≈го отказ в середине семидес€тых сократить объем выпуска продукции в св€зи с нефт€ным кризисом в ќѕ≈  был самым сильным шагом, на какой только возможно было пойти. '’онда ћоторс' давно бы ушла в историю, если бы он усомнилс€ в своей правоте. Ќо он этого не сделал и '’онда' стала гигантской силой в индустрии.

»стори€ из биографии јкио ћорита '—делано в японии' (1986) €вл€етс€ бесспорным доказательством азартной натуры ’онды. ћорита рассказал о несгибаемом, рискованном, соревновательном духе ’онды.  огда он думал о выходе на автомобильный рынок, 'ямаха', его смертельный враг в производстве мотоциклов, увидел возможность отобрать рынок у '’онды', сыграв на ее финансовой у€звимости. 'ямаха' разработала много новых моделей и сильно снизила цены, зна€, что ’онда слишком зан€т автомобил€ми, чтобы ответить. ќни ошиблись. ’онда ответил, использу€ все свои ресурсы, как если бы это была война не на жизнь, а на смерть.

ѕо словам ћориты:

–уководство '’онды' ответило моментально, несмотр€ на сложное финансовое положение. ќни боролись, выпуска€ новые модели каждую неделю в течение года. 'ямаха' не смогла этого выдержать, и, в конечном итоге, и вынуждена была пойти на серьезные замены руковод€щего состава.

ќлицетворение упорства

’онда сделал дл€ мотоциклов то, что √енри ‘орд сделал дл€ автомобилей. ќн вз€л бездействующий застойный рынок и сделал его действующим и динамичным. ≈го упорное стремление к осуществлению мечты о превосходной машине воплотилась в элегантных автомобил€х. '’онда' была посто€нной законодательницей мод в дизайне мотоциклов во всем мире с середины п€тидес€тых до начала дев€ностых. јвтомобиль 'јкьюра' фирмы '’онда' стал самым продаваемым автомобилем во всем мире в 1989, 1990, 1991 и 1992, согласно сообщению журнала ' ар энд “рек' ('јвтомобиль и дорога'). ¬ 1991 они создали также чрезвычайно попул€рную спортивную машину - 'Ён-Ёс-Ёкс'. ¬ 1993 году они вновь завоевали похвалы от ƒж. ƒ. ѕауэра - 'јкьюра' вновь была названа самой попул€рной моделью в —оединенных Ўтатах. '’онде' принадлежит статус самой крупной из образованных после второй мировой войны компаний в японии.

¬ марте 1988 журнал 'ћотор “ренд' составил рейтинг самых попул€рных машин в мире и три первые позиции занимали машины фирмы '’онда' - '—и-јр-Ёкс', '—ивик', 'ѕрелюд. ≈ще одно лестное сообщение пришло от журнала ' ар энд ƒрайвер' ('ћашина и водитель'), который назвал 'јккорд' одной из дес€ти самых попул€рных машин в —оединенных Ўтатах. Ќа попавшие в прессу сведени€ о том, что '’онда' планирует переоборудовать ее, редактор ответил: 'Ёто все равно, что небольша€ доработка —икстинской капеллы или јкропол€, мы не можем представить себе более глупого предпри€ти€'.

Ёто признание и успех - заслуга вышедшего из нищенской среды небольшого €понского городка человека с современным складом ума и готовностью рисковать в поисках нового, который пришелс€ по душе американцам. ¬ японии, стране, где общественна€ ло€льность ставитс€ во главу угла, ’онда был насто€щим нонконформистом. ≈го прозвище, 'ћр. √ром', вроде бы так не соответствовало небольшому росту и непостижимому поведению типичного €понского руководител€. ќн €вл€етс€ примером упорства, скромности, при€тных манер и способности воспринимать ошибки как ценнейший актив.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаксим јверин:  ритичный, но очень душевный человек
ѕосетило:11333
ћаксим јверин
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9472
ёрий ¬ойнов
‘редди ћеркьюри: ¬еликий притворщик
ѕосетило:9709
‘редди ћеркьюри

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru