Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ладимир ѕознер

   /   

Vladimir Pozner

   /
             
‘отографи€ ¬ладимир ѕознер (photo Vladimir Pozner)
   

ƒень рождени€: 01.04.1934 года
ћесто рождени€: ѕариж, ‘ранци€
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


—авик Ўустер здесь, потому что не смог работать в –оссии

—оветский и российский тележурналист, телеведущий

»звестный телеведущий рассказал о самоцензуре, ёщенко и ћайдане, почему он француз, а не русский, и своем фильме о ‘ранции.

15.09.2010

¬ладимир ¬ладимирович, что это был за скандал в св€зи с вашим недавним за€влением, что прин€тие –оссией православи€ стало величайшей трагедией?

¬ладимир ѕознер фотографи€
¬ладимир ѕознер фотографи€

Ч Ќу, это довольно смешна€ истори€, на самом деле.  о мне обратилс€ маленький журнал, издающийс€ в городе  ургане тиражом, по-моему, в 2000 экземпл€ров. ћне несколько раз звонил его главный редактор и просил об интервью, а мне все врем€ было некогда. Ќо так как человек про€вил такое упр€мство и все-таки он мой коллега, € дал согласие. »нтервью было очень большим. ќно касалось разных вещей. ѕо ходу мне был задан вопрос, как € отношусь к религии...

» как относитесь?

Ч —разу хочу вам сказать, что религи€ Ч это тема, о которой € не особенно говорю, это мое личное дело, и € совершенно не считаю нужным говорить об этом публично.  аждый человек сам решает эти вопросы дл€ себ€, ведь это интимна€ вещь. Ќо поскольку вопрос был задан, то € не счел нужным отмалчиватьс€ и отмахиватьс€ от него. я сказал, что € атеист, и что это не попул€рно, и что в религии мен€ не устраивает то, что в ней все строитс€ на вере. ј почему так? ¬ообще вопрос Ђа почему?ї Ч это главный двигатель развити€ человечества. ѕочему вода мокра€, а солнце жжет, и другие почему, почему, почему. » все врем€ человек давал ответы на эти вопросы. «а счет этого Ђпочему?ї развиваемс€ мы и цивилизаци€. Ќу, а религи€ говорит: Ђѕотому!ї. Ќу вот как может быть непорочное зачатие?  ак мог так называемый Ѕог за 6 дней создать «емлю? Ќам отвечают: Ђƒа не надо спрашивать. Ёто так и всеї. —о всем этим € не могу согласитьс€ отчасти и потому, что у мен€ естественнонаучное образование. я окончил кафедру Ђ‘изиологии человекаї биологического факультета ћосковского университета. ”ченый не может согласитьс€ с ответом Ђѕотому!ї. Ёто исключено.

’орошо, а что с православием?

Ч –елиги€ Ч это некотора€ философи€, некотора€ система взгл€дов. ј вот церковь Ч это уже несколько другое. ÷ерковь Ч это организаци€, котора€ считает, что она может толковать эти взгл€ды и говорить от имени некоего высшего существа. я сказал, что дл€ мен€ это неприемлемо и напоминает мне ÷   ѕ——. ¬се это относитс€ как к католической церкви, так и к православной. ” католиков ѕапа во главе, у православных Ч ѕатриарх, у ÷   ѕ—— Ч √енеральный секретарь. ” церковников их ÷  Ч это кардиналы и митрополиты, пирамида сверху вниз с военной дисциплиной. я считаю это абсолютно неприемлемым. “ут € понимаю протестантов, у которых нет такого строени€, нет одного главного человека. » вот тут € сказал, что то, что –осси€ в свое врем€ прин€ла православие, а не католицизм, Ч это трагеди€. » не € один так считаю. “ак считал и один из самых больших русских мыслителей ѕетр „аадаев в своих Ђ‘илософических письмахї. я сказал: Ђƒавайте ограничимс€ ≈вропой и расположим страны по уровню жизни, по качеству жизни в них, по уровню свободы и демократии в этих странах. ¬ы€снитс€, что первое место занимают протестантские страны (—кандинави€, √олланди€ и так далее). ¬торое место Ч католические страны. Ќу, а на последнем месте Ч православные (√реци€, Ѕолгари€, –осси€). Ќа мой взгл€д, –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь сыграла негативную роль Ч именно она изолировала –оссию от остального мира, говорила об исключительности –оссии, что русский народ Ч это народ-богоносец, что ћосква Ч это “ретий –им. Ёто была мала€ часть интервью, и € не ожидал, что будет такой бум.  то вообще читает этот журнал из  ургана? ј оказываетс€, что читают.

Ќу, а последстви€ у этого скандала дл€ вас будут?

Ч ≈сли какие-то последстви€ будут, то это будет много говорить как о самой православной церкви в –оссии, так и о том политическом устройстве, которое существует.

Ћучшие дн€

јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10588
јнна ÷уканова- отт
„ико ‘римен. Ѕиографи€
ѕосетило:6962
„ико ‘римен
'„ерв€к' по имени ¬ин ƒизель
ѕосетило:6916
¬ин ƒизель

” вас есть опыт жизни во многих странах мира Ч во ‘ранции и јмерике. “ак что вы имеете возможность сравнить политические системы этих стран с российской.  ак вы считаете, сегодн€шн€€ –осси€ Ч это авторитарна€ или демократическа€ страна, или там существует, как выражаютс€ нынешние российские власти, Ђсуверенна€ демократи€ї?

Ч —читаю, что вс€кие прилагательные, примен€емые к слову демократи€, чаще всего €вл€ютс€ попытками что-то замаскировать. Ђ—уверенна€ї или что-то там иное Ч это все придумки. Ќа мой взгл€д, –осси€ Ч это страна, в которой демократи€ развиваетс€, в которой есть про€вление демократии. ≈сть газеты и другие —ћ», которые пользуютс€ свободой слова в пределах, не меньших, чем западные —ћ». »х не много, но они есть. ≈сть и другие про€влени€ демократии.

≈сть ли авторитарность? ƒа, есть. ”крепление так называемой вертикали власти, которую ¬ладимир ѕутин считал необходимым, чтобы вывести –оссию из того состо€ни€, в котором она была к концу президентства ≈льцина, привело к некоторой авторитарности, котора€, кстати, привычна дл€ –оссии, и которую многие приветствуют. Ёто то, к чему привыкли в течение веков. “ак что в –оссии есть причудлива€ смесь из авторитарности и ростков демократии.

ј у вас есть самоцензура во врем€ ведени€ ваших передач?

Ч ¬ принципе, ответ на этот вопрос Ч ЂЌетї. ѕервое. ѕоскольку за свою жизнь € достаточно заработал, чтобы чувствовать себ€ экономически независимым, € не боюсь потер€ть работу. ¬торое: € Ч гражданин трех стран: –оссии, ‘ранции и јмерики. ” мен€ три паспорта. ¬ случае чего € могу спокойно сказать: Ђ¬сех благ, реб€та, € поехалї. “ак что у мен€ нет никаких факторов, которые бы заставл€ли мен€ думать: Ђј вот лучше бы так не говоритьї. Ќо есть другое Ч мо€ команда, котора€ делает эту программу со мной. » € считаю себ€ в ответе за этих людей. я понимаю, что если программу закроют, то им будет непросто. Ёто первое. ¬торое. √ендиректор канала  онстантин Ћьвович Ёрнст, безусловно, всегда мен€ поддерживает, когда бывают недовольные звонки по поводу того или иного сказанного в программе. я считаю его самым талантливым гендиректором на телевидении в –оссии, и € бы не хотел, чтобы его сн€ли с работы из-за моей программы.

я, когда делаю программу, хочу, чтобы мой зритель понимал, что на самом деле за человек, который пришел ко мне на программу, чтобы пон€ть, как к нему относитьс€. ¬от в чем мо€ задача, и важно здесь не то, что € мог бы сказать.  ак вы могли бы заметить, в своих программах € только задаю вопросы. я ни с кем не вступаю в спор. ≈сли человек не отвечает на заданный мною вопрос, тогда € его дожимаю, чтобы он отвечал. ≈динственное, когда € говорю, происходит в самом конце программы в моей так называемой прощалке. ѕричем сдержанно. “ак что самоцензуры нет. ѕросто понимаете, люба€ свобода, и в частности свобода слова, безусловно, св€зана с ответственностью. я всегда говорю, что самый безответственный человек Ч это раб. ќн ни за что не отвечает, за него отвечает хоз€ин. —амый свободный человек Ч это самый ответственный. ќн отвечает за каждое свое слово.

¬ы долго работали на американском телевидении. ¬ чем различие между свободой слова в российских и американских —ћ»? ≈сть ли у американских тележурналистов самоцензура?

Ч ƒа, самоцензура есть. „то касаетс€ различий, то они более количественные, чем качественные. ¬ јмерике к свободе личной и свободе слова относ€тс€ как к более естественному и неотъемлемому, чем в –оссии, где вообще никогда такой свободы не было. Ќо в моменты обострени€ тех или иных проблем и отношений, конечно, в јмерике возникают противоречи€. Ќапример, маккартизм, когда люди, исповедовавшие левые взгл€ды, подвергались преследовани€м...

...как, например, ваш отец ¬ладимир ѕознер...

Ч ...да, как и мой отец. ќни подвергались преследовани€м вплоть до тюремного заключени€. ¬ јмерике иракской войне, котора€ была чрезвычайно важна дл€ Ѕуша, хором пели славу. » когда ƒонахью позволил себе высказатьс€ категорически против, то хоз€ева той телевизионной станции, на которой он работал, сказали: Ђћы не хотим этого в нашем эфиреї и закрыли программу. ћы с ƒонахью точно так же пострадали, когда в 90-х наша с ним программа на американском телевидении была закрыта. “очнее, нам сказали, что мы слишком либерально-левые, и с нами возобнов€т контракт, только если руководство будет иметь возможность контрол€ над содержанием нашей программы.  роме этого мы должны были согласовывать с ними тех, кого приглашаем в программу. я сказал руководителю канала, что это вообще-то называетс€ цензурой. Ќа что он ответил: Ђƒа мне плевать, как вы это называетеї. ћы отказались от их условий, и с нами контракт не продлили. ¬ принципе свобода слова всегда ограничена.

ѕомнюВ как во врем€ Ђоранжевой революцииї вы однажды вели свою программу Ђ¬ременаї, специально надев на себ€ оранжевый галстук.  ак тогда и сейчас вы относитесь ћайдану?

Ч ¬ы знаете, тут вопрос не в моем отношении к ёщенко или к какой-то конкретной фигуре. ћое отношение в другом. ≈сли у избирател€ есть право выбора, то € всегда это приветствую. я никогда не был поклонником ёщенко, и по мере того, как развивались событи€ после того, как он стал президентом, € все меньше и меньше был его поклонником. » в этот раз, когда были выборы на ”краине, € говорил: Ђƒа, там есть демократические выборы, потому что вс€кий человек имеет выбор. ќн имеет возможность голосовать за этого или за этого кандидата. ќни очень разные, и шансы у них победить равныеї. ¬от это € поддерживаю.

ћногие де€тели либерального направлени€ в –оссии испытали разочарование в Ђоранжевой революцииї. ј лично вы?

Ч «наете, ”краина все-таки не мо€ страна и мен€ это не касаетс€. —казать, что эмоционально мен€ это задело, € не могу. –азочарование, как € понимаю, испытали сами украинцы. ≈сли, в конце концов, у ёщенко оказалась поддержка всего 5% населени€, то это говорит о том, что произошло колоссальное разочарование.

ћногие ваши коллеги Ч —авик Ўустер и ≈вгений  иселев Ч работают в ”краине. ќни очень попул€рны. ј вас никто не приглашал сюда поработать, и вообще Ч не было ли у вас такого желани€?

Ч ¬о-первых, сюда мен€ никто не приглашал. ¬о-вторых, желани€ у мен€ такого не было. я бы с удовольствием приехал поучаствовать в одной программе, а так Ч нет.  стати говор€, —авик и ∆ен€, которых € очень хорошо знаю, переехали на ”краину, давайте скажем честно, только потому, что не могли работать в –оссии. я могу работать в –оссии, пока, по крайней мере. я делаю ту программу, которую хочу делать, и так, как € хочу ее делать. » будучи все-таки гражданином –оссии, € все-таки хотел бы что-то сделать, чтобы в ней стало лучше. ƒругое дело, если € не смогу работать в –оссии, тогда, конечно, € из –оссии уеду.

“ак в ”краину смогли бы уехать работать?

Ч Ќаверное, нет. я бы уехал к себе домой, во ‘ранцию.  онечно, уже не работать. ћне, знаете ли, уже не 20 лет. «ан€лс€ бы чем-то другим Ч писал бы. “ак что € не думаю, что € бы поехал на ”краину. Ќет.

¬аша семь€ очень необычна€: мама Ч француженка, папа Ч известный де€тель левого движени€...

Ч Ќет, нет. ¬ интернете все напутано, папа не был известным де€телем левого движени€. Ёто речь идет о его двоюродном брате. ѕапа же занималс€ прокатом американских фильмов компании Ђћетро √олдвин ћайерї в ≈вропе и Ћатинской јмерике. ќн, конечно, был человеком левых взгл€дов, однако не был членом  омпартии.

ј кем вы себ€ больше ощущаете: русским или французом?

Ч ‘ранцузом. ј вот почему, на это нет ответа. Ёто вопрос ощущени€. ћама у мен€ француженка, мы жили по французским правилам, например в том, как мы питались. ¬ конце концов, € пон€л, что во ‘ранции чувствую себ€ дома. —казать, что на все 100% чувствую себ€ французом, не могу, потому что долгие годы жил и рос в Ќью-…орке. ¬ этом смысле, конечно же, есть и американска€ прививка. —казать, что € чувствую себ€ русским, € никак не могу. ¬месте с тем в –оссии есть вещи, которые дл€ мен€ важны. –ечь идет о конкретных люд€х.

Ќу, хорошо, а есть ли у вас какие-то русские черты?

Ч ј что такое русские черты? «наете, когда говор€т: Ђ–усское гостеприимствої. ј что, в √рузии нет гостеприимства, или оно что, меньше? ѕонимаете, когда начинают выдел€ть какие-то черты, то оказываетс€, они есть у многих. я могу сказать о ком-то, что он Ч Ђтипично русский человекї или Ђтипичный французї, но если мен€ попрос€т разложить по полочкам, что это означает, то € не смогу это сделать.

я вот только пон€ть не могу: почему, когда вашего отца выгнали из јмерики, он с семьей поехал жить не во ‘ранцию, а в ———–.

Ч ≈го во ‘ранцию не пустили, потому что было известно, что он очень левый и очень просоветский человек. ¬ это врем€ во ‘ранции была очень сильна€  омпарти€, и им не нужен был еще один левый. ” отца не было французского гражданства. ≈му нужна была виза, а французы ее не дали. Ёто раз. ¬торое. ћой отец с юных лет, хот€ он уехал из советской –оссии в 14 лет в 1922 году, был гор€чим сторонником социализма. ќн верил в то, что в —оветском —оюзе строитс€ то идеальное общество, к которому стремитс€ человечество. ќн хотел вернутьс€ на родину, но не потому, что она родина, а потому, что там делалось. ¬от он и привез свою семью. ќн, конечно, не верил в то, что там есть √”Ћј√ и так далее. ≈му, кстати, повезло, что через 2 мес€ца после нашего приезда —талин дал дуба. »наче бы, конечно, все было очень плохо.

ј что вы?

Ч я приехал в ———– с очень позитивным взгл€дом. “ак мен€ воспитал папа. » постепенно € стал понимать, что все не совсем или совсем не так, как рассказывал мне отец. — другой стороны, € понимал, что это не лабораторный эксперимент, где все чисто и колбы вымыты; что –осси€ Ч это страна с очень долгой и трагической историей; что есть много т€желых вещей, которые надо преодолеть. я верил, € уговаривал себ€, что это новое общество и стремитс€ к таким замечательным вещам. » разочарование наступало постепенно. Ќаверное, самым т€желым ударом дл€ мен€ был 1968 год, ѕрага. ¬вод туда войск ¬аршавского договора.

ћногим зрител€м понравилс€ ваш проект с »ваном ”ргантом Ђќдноэтажна€ јмерикаї, когда вы проехали по маршруту побывавших там за 70 лет до вас »льфа и ѕетрова. ј что-то еще подобное будет?

Ч ћы летом-осенью 2009 года совершили такую же поездку по ‘ранции. » вот в сент€бре этого года на ѕервом канале начнет выходить наш фильм, по-моему, тринадцатисерийный, который называетс€ Ђ“ур де ‘рансї. ¬ отличие от Ђќдноэтажной јмерикиї в основе фильма не лежит кака€-то книга. Ёто така€ попытка показать российскому зрителю, что такое ‘ранци€ и кто такие французы. ћы за два с половиной мес€ца объездили всю ‘ранцию от ѕарижа до маленьких деревень.

 акой момент поразил вас в этом путешествии?

Ч Ќельз€ сказать, что он был один, но было вот что.  огда € разговаривал с самыми разными французами об их работе, будь то винодел или человек, работающий в крупной фирме, будь то нюхач, который составл€ет эссенции дл€ духов, в их рассказе всегда возникало слово Ђстрастьї. я спросил: Ђј при чем тут страсть?ї. ќдин мне ответил: ЂЅез страсти ничего нельз€ сделать Ч ни работать, ни любитьї. ”мение французов получать удовольствие от своей работы и было дл€ мен€ самым интересным.

—ын шпиона с трем€ пасторами

»м€: ¬ладимир ѕознер

–одилс€: 01.04.1934 в ѕариже (‘ранци€)

–одилс€ в семье евре€-эмигранта из –оссии и француженки. ѕосле оккупации ‘ранции немцами в 1940 году семь€ сбежала в —Ўј. ќтцом тележурналиста, исповедовавшим левые взгл€ды, заинтересовалось ‘Ѕ–, подозрева€, что он ведет разведывательную де€тельность в пользу ———–. ¬ 1949 году из-за этого семь€ вернулась в ≈вропу. ¬ 1953 году ѕознеры окончательно поселились в ———–. ƒолгое проживание в западных странах позволило, в конце концов, журналисту получить три гражданства. Ќесмотр€ на это ѕознер считает себ€ французом. ќкончил ћ√”. Ќачина€ с 60-х годов, работал на советском радио, вещавшем на —Ўј и јнглию.

 ак тележурналист он получил известность в начале перестройки, когда совместно с ‘илом ƒонахью вел советско-американские телемосты. »менно тогда прозвучала знаменита€ фраза одной из советских участниц программы: ЂЌа телевидении в ———– секса нетї, ставшей крылатой и получившей в народе новую редакцию, что именно Ђв ———– секса нетї.

¬ начале 90-х работает на американском телевидении вместе с ‘илом ƒонахью. “акже выпускает в ћоскве в течение почти 20 лет программы Ђћыї, Ђ„еловек в маскеї, Ђ¬ременаї, Ђѕознерї. ¬месте с братом открыл в ћоскве французский ресторан Ђ∆еральдинї, названный в честь матери.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ѕоль и страдани€ ‘риды  ало
ѕосетило:30092
‘рида  ало
—офь€ ћуратова. Ѕиографи€
ѕосетило:9887
—офь€ ћуратова
Ћеонид јгутин: Ћюбит разную музыку, но поет попсу
ѕосетило:10812
Ћеонид јгутин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru