Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей Ўелест

   /   

Alexey Shelest

   /
             
‘отографи€ јлексей Ўелест (photo Alexey Shelest)
   

ƒень рождени€: 11.02.1878 года
ћесто рождени€: д. ѕолу€ново, –осси€
ƒата смерти: 08.01.1954 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 75 лет

√ражданство: ———–

ѕионер тепловозостроени€

»нженер, изобретатель множества удивительных устройств

ѕодт€нутый и веселый молодой человек садитс€ в купе скорого поезда. ” него отличное настроение. Ётот человек - јлексей Ќесторович Ўелест - талантливый инженер, изобретатель множества удивительных устройств. “олько что, в ћоскве, он докладывал начальству о ходе своей работы в јнглии и теперь спешил вернутьс€ в Ќьюкасл-апон-“айн, где англичане строили по заказу —оветов изобретенный им. Ўелестом, магистральный тепловоз. Ўел 1925 год, и уже обрисовывались в цехах завода "јрмстронг ¬итворт" контуры машины, котора€ должна была принести техническую революцию на железные дороги всего мира.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

14.04.2016

ћаленькие маневровые тепловозики на «ападе пробовали строить еще в 1912-1915 гг., но это были неудачные конструкции, напоминающие скорее автомобиль на рельсах, не пригодные дл€ движени€ составов.

јлексей Ўелест фотографи€
јлексей Ўелест фотографи€

ќдин из попутчиков оказалс€ особенно разговорчивым, а когда узнал, что Ўелест - инженер, оживилс€ еще больше. —обеседник заверил јлексе€ Ќесторовича, что он тоже инженер, и стал расспрашивать его о работе.

Ќа следующий день все попутчики решили пойти в вагон-ресторан. —обеседник Ўелеста немного задержалс€, но вскоре присоединилс€ к компании.  огда же Ўелест вернулс€ в купе, он обнаружил, что пропал его чемодан, в котором он вез оригиналы чертежей тепловоза. Ёто был очень чувствительный удар, ведь в јнглии копий документов практически не осталось. Ќа ближайшей же крупной станции Ўелест кинулс€ к начальнику вокзала с просьбой немедленно арестовать подозрительного "инженера". ” изобретател€ тепловоза был мандат, выданный правительством, где требовалось "предъ€вителю сего оказывать вс€ческое содействие". ѕотому попутчика Ўелеста с поезда сн€ли, но... чемодана не нашли.

јлексей Ўелест фотографи€
јлексей Ўелест фотографи€

ѕочему —оветы решили строить тепловоз именно в јнглии? » кто был загадочный собеседник Ўелеста? √де оказалс€ чемодан? „тобы расплести узелки этого маленького детектива, нужно вернутьс€ на дес€ть лет назад.

Ўелест первым пон€л, что применение двигател€ внутреннего сгорани€ на локомотиве может дать колоссальную выгоду - повышение кпд по сравнению с паровозом в несколько раз (примерно с 4,5 до 30%). Ќезадолго до ќкт€брьской революции (в 1913 г.) јлексей Ќесторович Ўелест получил царский патент на тепловоз (в –оссийской империи патент называлс€ "привилегией"). ¬ 1916 г. общество купца-мецената Ћеденцова выдало Ўелесту премию на постройку тепловоза. Ќо воплотить свою мечту в металле изобретатель не успел - революци€ превратила старые деньги в дым.

Ўелест, ставший преподавателем бывшего »мператорского технического училища (ставшее после революции ћ¬“” им. Ѕаумана), сам недавний выпускник училища, защитивший в 1915 г. диплом по тепловозу, пошел на работу туда, где он наде€лс€ повли€ть на судьбу своего изобретени€, - в  омиссариат путей сообщени€.

Ќо ему не удалось убедить советское начальство в необходимости постройки тепловоза. ¬ новую машину чиновники не верили. „ерез некоторое врем€ Ўелест снова помен€л работу - стал начальником отдела тепловых установок в только что созданном экспериментальном »нституте путей сообщени€.  азалось, тут все и завертитс€. Ќо хоть ему и удалось добитьс€ включени€ пункта о разработке тепловоза в план работы института - на практике ничего не двигалось. Ўелесту поручили зан€тьс€ другой срочной работой.

ќн продолжал работать над конструкцией тепловоза в свободное врем€. » в 1919-1920 гг. представил  омитету по делам изобретений п€ть своих работ, в том числе силовую установку дл€ тепловоза. ѕричем - впервые в мире - он предусмотрел не только вариант с поршневым двигателем внутреннего сгорани€, но и подал за€вку на тепловоз с газотурбинным двигателем. ¬ таком двигателе продукты сгорани€ топлива "работают", проход€ через лопатки вращающейс€ турбины, - не нужно никаких цилиндров и поршней! —ейчас газотурбинные двигатели примен€ютс€ в качестве силовых установок на всех вертолетах, некоторых самолетах, очень многих судах (чаще всего военных), а также на двух танках - российском “-80 и американском ћ-1 "јбраме".

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ћюбопытно, что комитет присуждал крупные денежные премии за новые разработки на конкурсной основе, а чтобы не было соблазна выносить решение в зависимости от личности соискател€, все работы представл€лись на конкурс под шифрами. Ўелест получил четыре первые и одну вторую премии, но комисси€ не могла и представить, что у всех этих €рких изобретений (автоматическа€ топка дл€ паровоза, искрогаситель и т.д.) один автор. Ўелест стал обладателем нескольких сотен тыс€ч рублей (его годова€ зарплата была 15 тыс€ч). ќн шутил тогда, что превратилс€ в самого богатого человека —оветов.

Ёта сумма была чудовищно огромна дл€ одного человека, но дл€ постройки тепловоза ее €вно недоставало. ¬ласти же пока не про€вл€ли должного интереса к новинке. ј тут еще Ўелеста отправили на несколько лет в ≈вропу с советской железнодорожной миссией. јлексей Ќесторович, прежде чем ехать в столь длительную командировку, решил потратить большую часть денег. » он поступил весьма оригинально - приобрел в антикварном магазине огромнейший сервиз одного из русских царей! ѕотом сын Ўелеста подарит этот сервиз музею в ÷арском —еле.

«а границей у Ўелеста было не много времени, чтобы работать над своим детищем, но все же он получил патенты на тепловоз и на газовую турбину в нескольких европейских странах. ћного позднее, когда срок действи€ этих патентов истечет, по всему миру станут строить и тепловозы, и газотурбинные двигатели, но практически нигде не будут упоминать автора этих разработок.

¬ начале 1922 г. на железных дорогах —траны —оветов сложилось критическое положение, не хватало угл€, прекратилось движение поездов между ћосквой и ѕитером, и вот тогда-то большевики вспомнили о назойливом изобретателе и его "чудо-локомотиве". –ешено было построить три экспериментальных тепловоза - по трем принципиально различным схемам, предусмотренным Ўелестом. јлексе€ Ќесторовича отозвали домой.

ќдновременно в "тепловозной" истории по€вилс€ новый персонаж - ‘еликс ƒзержинский, которому поручили, в дополнение к ведомству на Ћуб€нке,  омиссариат путей сообщени€. ∆елезный ‘еликс прекрасно понимал, какое преимущество может дать новый локомотив стране, и сразу рассмотрел вопрос о постройке тепловоза. Ўелесту казалось, что вот уж теперь дело пойдет быстро.

Ќо неожиданно большой спор вызвал вопрос, "где именно строить тепловоз?". ƒзержинский был убежден, что строить эти машины нужно в –оссии. Ѕольшинство инженеров, так же, как и сам изобретатель тепловоза, возражали: "Ёто нереально". ƒзержинский обратилс€ за поддержкой к председателю √осплана  ржижановскому, но тот, предварительно узнав мнение Ћенина, тоже склонилс€ к точке зрени€ большинства.  оллеги€  омиссариата путей сообщени€ решила заказать тепловозы заграничным заводам - в јнглии и √ермании. Ќо сам ‘еликс Ёдмундович про свое задетое самолюбие не забыл...

 онструктор јлексей Ќесторович Ўелест был отправлен в составе советской железнодорожной миссии в ≈вропу. ѕрежде всего - в Ўвецию и √ерманию, где Ўелесту пришлось заниматьс€ "паровозными делами". —оветы заказали этим странам огромные (по тыс€че штук) партии паровозов, а также большое количество разнообразного железнодорожного оборудовани€, инструментов и запчастей дл€ локомотивов. „тобы улаживать все спорные дела на месте, заключать контракты, вести технические консультации, следить за изготовлением и отправкой заказов, решили наладить в ≈вропе посто€нную работу этой миссии.

—начала железнодорожники отправились в —токгольм. Ўтаб-квартиру устроили в номере одной из гостиниц. √лава миссии - профессор ёрий ¬ладимирович Ћомоносов, начальник технического комитета Ќародного комиссариата путей сообщени€, заключил контракты с несколькими шведскими фирмами на поставку разнообразного оборудовани€. «атем все поехали на завод "Ќитквист и √ольм", директор которого безумно обрадовалс€ свалившемус€ на него заказу в тыс€чу паровозов. Ёкономическа€ ситуаци€ в Ўвеции тогда была непроста€, и за возможность торговли с –оссией схватились обеими руками.

”ладив все формальности, Ћомоносов отправилс€ по делам в Ћондон, а Ўелеста оставил "за старшего". » вот теперь, разбира€сь в оставленных Ћомоносовым бумагах. Ўелест обнаружил, что цена заказанной –оссией техники заметно превышает цены, по которым шведы поставл€ли эти же товары в ≈вропу. ќбща€ стоимость "второстепенных" контрактов, не счита€ цены двух тыс€ч паровозов, составл€ла колоссальную сумму - 8 млн. шведских крон. ј ведь дл€ закупок техники в ≈вропе –осси€ выделила 60 тонн из царского золотого запаса, и эти средства нужно было потратить максимально разумно. Ўелест решил, что непростительно бросать золото на ветер в то врем€, когда в –оссии голод. » пошел на хитрость.

 омпании не знали, что шеф русской миссии уже подписал все контракты. Ўелест вывесил объ€вление о конкурсе на заключение контрактов с —оветами, указав, что договоры заключат с теми фирмами, которые обеспечат наилучшее качество товара по наименьшей цене. ”же на следующий день у дверей миссии толпились представители компаний. ¬скоре они начали сбавл€ть цены. ѕричем происходило это в удивительном темпе - стоило одному агенту увидеть, что конкурент предлагает русским более выгодную цену, он бежал к своему шефу и тотчас добивалс€ еще больших уступок. ƒл€ того чтобы подстегнуть прижимистых фирмачей. Ўелест каждый день вывешивал у дверей миссии таблицы, где было указано, кака€ компани€ и по какой цене намерена продавать товар —оветам. — помощью такого аукциона Ўелест сэкономил дл€ страны 1,7 млн. крон.

Ћомоносов, вернувшись из Ћондона, вместо того чтобы порадоватьс€ достижению подчиненного, устроил Ўелесту разнос за инициативу, но дело уже было сделано. ј позже, когда перед –оссией встал вопрос о строительстве первых в мире магистральных тепловозов (заказанных в јнглии и √ермании), про находчивость Ўелеста вспомнили и решили как раз те деньги, что ему удалось сэкономить, и направить на реализацию этого проекта.

Ўелест отправилс€ в јнглию - на гигантский судостроительный завод "јрмстронг ¬итворт". “от был известен у нас, например, первым русским ледоколом "≈рмак", сошедшим со стапелей завода в 1898 году.  орабелы заинтересовались неожиданным предложением русского изобретател€, и работа закипела.

» вот, когда уже почти готово было "сердце" будущей машины - придуманный Ўелестом "газогенератор", происходит необъ€снимое похищение чертежей в поезде. — полпути Ўелест вернулс€ в ћоскву и сразу поехал на Ћуб€нку. —лучайно (одна из тех случайностей, которые разительно вли€ют на ход истории) ƒзержинского на месте не оказалось, и известного конструктора прин€л заместитель ∆елезного ‘еликса - товарищ ћежлаук. ¬ыслушав Ўелеста, он обещал немедленно прин€ть меры - и всего через три дн€ чемодан вернулс€ к владельцу. Ёто было быстро даже дл€ всесильной „ .

—екрет раскрылс€ просто. “аинственный лжеинженер в купе был агентом ƒзержинского. Ќесмотр€ на арест на том злополучном вокзале, агент выполнил задание: чемодан отправилс€, куда и было намечено - на Ћуб€нку! Ќет, ƒзержинский не хотел уничтожать чертежи, он лишь намеревалс€ отыскать в вещах Ўелеста какой-нибудь компромат, чтобы оправдать свертывание сотрудничества с англичанами и возвращение инженера в –оссию.

ѕолучив чемодан. Ўелест поспешил в Ќьюкасл-апон-“айн. Ќо не прошло и года, как ƒзержинский организовал новый "приступ". ¬ јнглию из ћосквы приехала комисси€ - провер€ть работу Ўелеста. ¬месте с помощником ƒзержинского “ерпуговым к Ўелесту приехал его старый друг - профессор Ѕорис ћихайлович ќшурков. ќн училс€ вместе с Ўелестом и даже помогал ему в 1916 г. работать над вариантами конструкции тепловоза.

 омисси€ обрушилась на Ўелеста с придирками и постановила: работу в јнглии свернуть и перевести все в –оссию. Ќе помогло даже письмо директора "јрмстронг ¬итворт" г-на Ћи советскому правительству: "...¬ первый раз в своей жизни € встретилс€ с таким изобретателем, который €сно представл€ет свою машину, на лету схватывает любой вопрос и дает ему правильное толкование".

Ўелест не ожидал предательства со стороны друга. ѕочему ќшурков пошел на это - может, бо€лс€ ∆елезного ‘еликса? ¬ ћоскве Ўелест начал поднимать общественность. ¬ его поддержку выступил тогдашний директор ћ¬“” √орбунов. Ќо вс€ борьба оказалась ненужной. ƒзержинский неожиданно умирает, и Ўелест оп€ть едет на "јрмстронг ¬итворт". ќднако за всеми спорами был потер€н почти год работы. » это стало роковым обсто€тельством - в мае 1927 г. јнгли€ объ€вила о разрыве дипломатических отношений с ———–, и Ўелест вынужден был в который раз вернутьс€ домой.

ѕервый в мире магистральный тепловоз построили в √ермании в 1924 году. ќн был заказан большевиками одновременно с английским экземпл€ром, но "поспел" раньше. Ќо первое в мире серийное производство тепловозов (в 1932 г.) удалось организовать все же у нас - на  оломенском заводе, под ћосквой. ѕравда, оно прекратилось уже в 37-м: все мощности предпри€ти€ направили на выпуск двигателей дл€ подлодок.  огда война закончилась, производство тепловозов удалось восстановить, но гораздо позднее, чем их выпуск сумели наладить в капиталистической ≈вропе...

ј с профессором ќшурковым после его знаменательной поездки в јнглию перестали здороватьс€ все коллеги-профессора, не говор€ уж, конечно, о самом Ўелесте. ќшурков очень переживал свое предательство, сильно запил и в 1927 г. умер от цирроза печени.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru