Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘ердинанд ѕорше

   /   

Ferdinand Porsche

   /
             
‘отографи€ ‘ердинанд ѕорше (photo Ferdinand Porsche)
   

ƒень рождени€: 03.09.1875 года
ћесто рождени€: ћафферсдорф, , Ѕогеми€ ,јвстри€
ƒата смерти: 30.01.1951 года
ћесто смерти: Ўтутгарт, √ермани€
¬озраст: 75 лет

√ражданство: јвстри€
—оцсети:


‘ердинанд ѕорше. Ѕиографи€

Ќемецкий конструктор автомобилей и бронетанковой техники.

Ётот человек стал легендой XX века. ќн отверг приглашение одного диктатора и был обласкан другим; ему божественно удавались спортивные авто и чертовски не удавались танки; он считал, что именно автоспорт - движитель технического прогресса. ѕо итогам всемирного рейтинга, сразу два его детища - Porsche 911 и ‘ольксваген "∆ук" - вошли в звездную п€терку "јвтомобилей столети€", а самому ему был дарован титул »нженера столети€. »м€ этого человека - ‘ердинанд ѕорше.

03.09.2023

»ќ—»‘ Ѕ–ќ« “»“ќ ЅџЋ ” Ќ≈√ќ ћ≈’јЌ» ќћ

ќтец будущего гениального конструктора слыл в Ѕогемии знатным медником-жест€нщиком и готовил сына себе на смену. “огда-то юноша и постиг азы работы с металлом, сделал его послушным своему таланту. ‘ердинанд увлекс€ электротехникой и в 15 лет вручную смастерил генератор и лампочку: дом семьи ѕорше второй в городе получил электрическое освещение.

ѕолучив образование инженера, ѕорше целиком окунулс€ в проектирование автомобилей и моторов к ним. ќсобую страсть испытывал к гоночным авто. » в 1910 г. его "австро-даймлеры" завоевали в гонке все три первых места, причем за рулем одного сидел сам маэстро, а механиком в экипаже числилс€ восемнадцатилетний хорват... »осиф Ѕроз “ито - да-да, будущий президент ёгославии. „уть позже машина "—аша", названна€ в честь спонсора, киномагната јлександра  оловрата, стала одним из лидеров в гонках "“арга-‘лорио". —ам же ѕорше переходил из фирмы в фирму, ибо бестактность и нетерпимость конструктора к недальновидным и скаредным владельцам автокомпаний равн€лись его одаренности.

‘ердинанд ѕорше фотографи€
‘ердинанд ѕорше фотографи€

”же в то врем€ его волновала иде€ создани€ недорогой "массовой" машины, он работает над мотором и прочими узлами будущего народного автомобил€. Ќо этим планам суждено было нескоро сбытьс€: началась ѕерва€ мирова€, и ѕорше пришлось заниматьс€ исключительно военной техникой. ѕосле нее - снова работа над гоночными модел€ми: богатые спонсоры жаждали острых ощущений и быстрой езды. —корости его болидов росли головокружительными темпами: в 1933-м заднемоторна€ (тогда это само по себе было сенсацией!) модель выдала 280 км/час, в 1935-36 гг. в споре "ћерседес-Ѕенца" и "јуто-”ниона" на гонках √ран-при - 340 км, а 28 €нвар€ 38-го на автобане под ‘ранкфуртом специально подготовленный автомонстр показал 436 км -- правда, ценой жизни гонщика. ѕо ходу этого многолетнего марафона Ўтутгардтска€ академи€ присвоила ѕорше звание доктора.

Ќасытившись достижени€ми в спортивном автомобилестроении, ѕорше ищет возможность перейти к делу своей жизни - созданию народного автомобил€.  ак-то конструктор посетил ———– по личному приглашению —талина. ≈му предложили осмотреть любой завод, включа€ —талинградский тракторный (разумеетс€, с прицелом на танковые разработки) и €кобы даже посулили пост министра автомобилестроени€. ќт столь лестного предложени€ ѕорше отказалс€, поскольку в —тране —оветов автоспорт никак не развивалс€, а он готов был проектировать танки только параллельно с автомобил€ми. “акую возможность ему предоставил друга€ одиозна€ личность...

‘ердинанд ѕорше фотографи€
‘ердинанд ѕорше фотографи€

ЋёЅ»ћ≈÷ ‘ё–≈–ј

ѕо€влением "жука" мир об€зан... јдольфу √итлеру. ‘юрер был большим любителем авто, хот€ так и не научилс€ вождению. ќн восторгалс€ работами ѕорше и, забот€сь о своей попул€рности в массах, с удовольствием поддержал идею народного автомобил€ (Volks - народ, wagen - автомобиль), котора€ работала на имидж вожд€ и отца нации. "“рудолюбивые германские рабочие, - грохотал он с трибуны, - не должны добиратьс€ на работу пешком или на велосипеде. ¬ услови€х национального социализма все они будут иметь собственный автомобиль". ѕосле избрани€ канцлером √итлер выдвинул амбициозную программу улучшени€ шоссейных дорог, упростил процедуру получени€ водительских прав и сн€л налоги на автомобилистов. ѕеред немецкими промышленниками поставили жесткую задачу: создать машину ценой до тыс€чи рейхсмарок, способную перевозить минимум четырех человек, расходу€ на сто километров не более 5 литров топлива и двига€сь со скоростью не менее 80 км/час. “ак ѕорше заполучил высокого спонсора и "зеленый свет" дл€ реализации своей мечты.

√итлер понимал, что в таком деле нельз€ зависеть от капризов частного сектора, и в мае 1938 г. был заложен первый камень в строительство "‘ольксвагенверк" в 50 мил€х от √анновера. ‘инансирование первого этапа строительства осуществл€лось методом займа у населени€, когда до 300 тыс€ч немцев раз в неделю вносили по 5 марок на специальные счета в сберкассах в надежде стать первыми обладател€ми нового автомобил€. Ѕюджет рейха сразу обогатилс€ $67 миллионами. ќднако надежды бюргеров не оправдались, ибо к началу ¬торой мировой собрали всего 210 малолитражек, да и те передали высшим чинам нацистской партии.   слову, после войны пострадавшие вкладчики подали судебные иски, и в 1961 году суд постановил: либо они должно внести значительную доплату дл€ покупки нового "жука", либо им придетс€ довольствоватьс€ получением внесенных ранее (и значительно обесцененных) денег.

ћасштабы дл€ того времени задумывались невиданные: производить 1 миллион машин в год. ѕорше понадобились консультации по налаживанию массового производства, и он отправилс€ за океан к другому автомобильному гению - √енри ‘орду, которого боготворил. »зобретатель конвейера тогда сказал: "≈сли кто-то сумеет построить автомобиль лучше и дешевле, чем €, то так мне и надо..." ¬месте с передовыми технологи€ми ѕорше привез из ƒетройта компанию специалистов, большей частью эмигрантов из √ермании, и вз€лс€ за дело.

ћаэстро св€щеннодействовал: он придал машине каплеобразную форму дл€ улучшени€ аэродинамики, подгон€л и переделывал узлы и детали. ќчень быстро собрали 33 "жучка", которые благополучно прошли испытани€. ќдин из них "поселилс€" в гараже ≈вы Ѕраун.  стати, "жуком" новую машину окрестил некий американский репортер. Ѕедн€га и не подозревал, что мог бы стать миллионером, если бы запатентовал это им€ и получал хот€ бы по одному доллару с каждого проданного авто.

Ћучшие дн€

”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:113858
јлександр ќрлов
¬уди јллен: интеллектуал и неисправимый романтик
ѕосетило:7830
¬уди јллен
ѕрыжок с самого высокого небоскреба мира
ѕосетило:5879
‘ред ‘уген

»так, после удачного дебюта фюрер отдал приказ начать массовое производство, а герр ѕорше окончательно стал его фаворитом. ќднако с началом войны недостроенное предпри€тие мобилизовали дл€ милитаристских нужд: пришлось делать вездеходы и амфибии, а симпат€ги "жуки" трансформировались в легкий разведывательно-десантный транспортер.

 “ќ ∆≈ ѕќ–ќƒ»Ћ "“»√–ј"?

ѕочти все, что делал ѕорше, попадало под определение "самое". “ак, во врем€ войны возник острый дефицит угл€ и нефти, и ѕорше заставил давать электричество ветр€ные мельницы. ѕараллельно конструировал мотоциклы, локомотивы, авиадвигатели и танки. Ќо, на счастье —оветов, военна€ техника этому гению хронически не удавалась. “ак, над прототипами знаменитого "“игра" работали два конкурирующих завода - ’еншель и ѕорше.  огда пришло врем€ выбирать, √итлер был предрасположен отдать пальму первенства и госзаказ последнему.  о дню рождени€ фюрера, 20 апрел€ 1942 г., оба танка доставили под винницкий бункер "¬олчье логово". ѕри попытке съехать с железнодорожной платформы грузное детище ѕорше ув€зло в грунте, его пришлось вызвол€ть подъемным краном. ¬ ставке фюрера ѕорше наградили "–ыцарским крестом", после чего √итлер около получаса осматривал его машину; танку ’еншел€ он уделил всего 2-3 минуты. ќднако испытани€ на полигоне выиграла фирма "’еншель", а недоведенный "“игр" маэстро, как и его легкий разведывательный танк "Ћеопард", так и не пошли в массовое производство. Ќеудачно сложилась и судьба одноименного с легендарным конструктором самоходного оруди€ "‘ердинанд".

—ловом, когда дело касалось оруди€ убийства, инженерна€ мысль ‘ердинанда ѕорше заходила в тупик. ѕеред ¬торой мировой по многим странам прокатилась волна гигантомании в танкостроении. ———– в 1934-м рассматривал идею создани€ бронированной машины массой 300 т, проектами стальных монстров увлекались американцы, англичане и €понцы. Ќо только немецкие конструкторы воплотили эту идею - и сделал это, конечно же, он. ¬ мае 1944-го многотонное чудовище, окрещенное "мышонком", собрали и обкатали. Ќо при приближении советских войск две имеющиес€ машины пришлось взорвать.

»нтересно, что еще в но€бре 1941 г. немецкие "шишки" с пристрастием изучали трофейную советскую "тридцатьчетверку" и мудровали, как в короткий срок добитьс€ технического превосходства. ¬ итоге им пришлось признать абсолютную невозможность быстрого выпуска адекватной машины.

‘ќ–ƒ Ќ≈ –ј——ћќ“–≈Ћ "Ўј–”"

¬ 1944-м завод малолитражек жестоко бомбила авиаци€ союзников: надо полагать, не сослепу, а уничтожа€ конкурента в прибыльной отрасли. ƒве трети производства были разрушены. »зучив развалины и неказистые, на их взгл€д, машины ѕорше, чванливые американцы и надменные британцы отказались братьс€ за восстановление производства. ѕо предани€м, завод предлагали √енри ‘орду-младшему Ѕ≈—ѕЋј“Ќќ, но тот отказалс€: дескать, он и гроша ломаного не стоит! ¬ это же врем€ последовало предложение от —оветского правительства: мол, давайте сдвинем границу чуток западнее, и все хлопоты о заводе мы возьмем на себ€. “ут уж англичане одумались. »з деталей, найденных в развалинах, удалось собрать несколько экземпл€ров, и завод сразу же получил заказ еще на 500 машин.

ѕобедители, как водитс€, прин€лись делить трофеи, в число коих попали не только материальные ценности, но и "интеллектуальные ресурсы" - то бишь, специалисты в различных област€х науки и техники. ‘ердинанд ѕорше был арестован французами.  онечно, он не был нацистом, даже не стал членом партии, но проект "‘олькваген" вт€нул конструктора в активное сотрудничество с верхушкой –ейха.  стати, завод под данный проект строили заключенные концлагерей, и даже известно письмо ѕорше к рейхсканцлеру с просьбой увеличить число рабочих. ≈му, считай повезло - в приговоре значилось всего два года тюрьмы.   тому же он не стал обычным "зеком", не добывал камень в карьерах на восстановление разрушенной ≈вропы. ≈го использовали по назначению - техническим советником фирмы "–ено". „ерез 22 мес€ца отсидки его выкупил у французов сын, тоже талантливый автоконструктор, и тоже ‘ердинанд.

» —Ќќ¬ј -- "∆” »"

¬сего через год с небольшим после войны с конвейера "‘ольксвагена" сошел "жук" с пор€дковым номером 10000. –асквартированные по всей ≈вропе американские солдаты оценили добротные и дешевые миниатюрные машины. » не беда, что пассажирам приходилось пролезать через переднее сидение, согнувшись в три погибели, зато купить их можно было на мес€чное жалованье и автомобилисты могли в любое врем€ рассчитывать на квалифицированную техпомощь. ѕоследнее сыграло немалую роль, ибо кардинально расходилось с американской концепцией, рассчитанной на быстрый износ и покупку очередного транспортного средства. —ловом, "жуки" хлынули в Ўтаты - на беду √енри ‘орду-младшему, который прежде насмехалс€ над маленьким "дерьмоходом".

"∆уки" быстро завоевали ≈вропу, а затем и весь мир. “емпы роста производства поражали: планка в 50 тыс. была вз€та в 1945 г., в 1955-м - миллион, в 1965-м - 10 млн., а с 1972 Beetle стал самым продаваемым автомобилем мира, обогнав знаменитый Ford T. ћодифицированный "жук" несколько лет назад пережил второе рождение, снова завоевав сердца автолюбителей во всем мире. «а сорок лет выпущено более 20 млн. малолитражек - абсолютный рекорд дл€ одной модели, зафиксированный в книге рекордов √иннеса. ”дивительно, но при последующей перепродаже цена выносливого и неприхотливого "малыша" остаетс€ почти неизменной. —уществует также легенда, что ƒжон Ћеннон назвал свою группу "Beatles" в честь любимого американцами автомобил€.

...Ќезадолго до смерти гениальный конструктор побывал в √ермании и впервые своими глазами увидел, как сотни "жуков" весело бегут по автобанам. —тарик не мог сдержать слез: мечта всей его жизни стала реальностью.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаксим јверин:  ритичный, но очень душевный человек
ѕосетило:11412
ћаксим јверин
 то придумал анастезию?
ѕосетило:13556
”иль€м ћортон
“рагеди€ художника
ѕосетило:13699
јлександр ƒовженко

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru