Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай —трелецкий

   /   

Nikolay Streletsky

   /
             
   

ƒень рождени€: 14.06.1921 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 25.04.2001 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 79 лет

√ражданство: –осси€

Ќиколай —трелецкий. Ѕиографи€

—оветский учЄный, специалист в области мостостроени€

—оветский учЄный, специалист в области мостостроени€, сталежелезобетонных и металлических конструкций, методик расчЄтов по предельным состо€ни€м и ограниченным пластическим деформаци€м.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

30.06.2021

–одилс€ 14 июн€ 1921 г. в ћоскве, в семье известного учЄного, инженера, впоследствии член-корреспондента јкадемии наук ———– —трелецкого Ќикола€ —таниславовича. — 1938 г. по середину 1941 г. училс€ в ћосковском инженерно-строительном институте (ћ»—», ныне Ц Ќ»” ћосковский государственный строительный университет). — началом ¬еликой ќтечественной войны записалс€ в июле 1941 г. добровольцем в Ќародное ополчение, стал бойцом сапЄрной роты 5-ой стрелковой дивизии, ведшей фортификационные работы на дальних подступах к ћоскве (в районе —пас-ƒеменска в  алужской области) . ¬ августе 1941 г. был направлен на учЄбу в ¬оенно-инженерную академию имени ¬.¬.  уйбышева (в но€бре 1941 г. эвакуированную в г. ‘рунзе,  иргизской ——–). «а врем€ обучени€ в ¬оенно-инженерной академии изобрЄл новую конструкцию дерев€нного ледореза, охран€ющую дерев€нные мосты от ледохода. ѕосле возвращени€ из эвакуации Ќ.Ќ. —трелецкий работал с €нвар€ 1943 г. на Ќахабинском опытном полигоне над вопросами проектировани€ и конструировани€ дерев€нных высоководных мостов. ¬ €нваре 1945 г. в составе группы генерала »ль€севича —.ј. был направлен на 1-ый Ѕелорусский фронт дл€ оказани€ помощи в строительстве мостов; участвовал в строительстве уникального высоководного дерев€нного вис€чего моста (8 x 50 м) через р. ќдер в районе «ееловских высот у города-крепости  юстрин (ныне  остшин-над-ќдрон в ѕольше). «а врем€ строительства произвел инженерную разведку, выполнил расчеты, проектирование и испытани€ образцов, осуществл€л консультирование и надзор за строительством. «а строительство этого моста был награждЄн ќрденом  расной «везды (1945 г.).

¬ 1944 году Ќ.Ќ. —трелецкий начал работать в ¬оенно-инженерной академии имени  уйбышева на кафедре мостов и переправ. ѕосле войны занималс€ в течение двух лет в советской ѕрибалтике испытани€ми больших дерев€нных мостов. ƒемобилизовалс€ из армии в 1947 году, но оставалс€ работать в ¬оенно-инженерной академии имени  уйбышева до 1956 года. ¬ 1947 году экстерном закончил с отличием ћ»—» им.  уйбышева. “огда же стал заниматьс€ металлическими мостами (посто€нными и разборными) в одном из ведущих советских инженерно-строительных институтов ЦЂѕроектстальконструкци€ї, ныне ÷Ќ»»ѕ—  им. ћельникова (јќ Ђ÷ентральный научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций имени Ќ.ѕ. ћельниковаї). »мел и третье место работы Ц ÷Ќ»» инженерных войск, где проектировал табельные наплавные мосты. явл€етс€ одним из авторов моста лЄгкого понтонного парка, прослужившего в войсках несколько дес€тилетий.

¬ 1950 году Ќ.Ќ. —трелецкий защитил кандидатскую диссертацию на тему Ђ–ешЄтчатые комбинированные системы мостовї, в которой анализировал эффективность реализации принципа совмещени€ функций в посто€нных металлических мостах, в 1953 году опубликовал первую свою монографию на эту же тему. — 1949 года увлЄкс€ иде€ми развити€ методики предельных состо€ний, первоначально разрабатывавшейс€ его отцом, чл.-корр. јЌ ———– Ќ.—. —трелецким. ¬ 1952 году был приглашЄн в ÷Ќ»»— ћинтрансстро€ ———– (ныне Ц јќ ЂЌаучно-исследовательский институт транспортного строительстваї) разрабатывать первые в мире “ехнические услови€ проектировани€ мостов по предельным состо€ни€м; эта работа привела к утверждению в ———– в 1962 году “ехнических условий проектировани€ железнодорожных, автодорожных и городских мостов и труб (—Ќ-200-62). ≈щЄ в 1955 году при строительстве Ќовоарбатского моста в ћоскве Ќ.Ќ. —трелецкий провЄл натурные испытани€ работы упоров в железобетоне. ¬ 1956 году были проведены исследовани€ работы первых сталежелезобетонных пролЄтных строений (на ”краине в  арпатах); далее последовали многолетние испытани€ крупных опытных образцов, отработка технологий на стройках железных дорог јбаканЦ“айшет и јктогайЦƒружба (к государственной границе с  Ќ–), теоретические исследовани€, выход монографии Ђ—талежелезобетонные мостыї (1965).

Ѕольшое внимание Ќ.Ќ. —трелецкий удел€л вопросам совместной работы продольных балок проезжей части с по€сами главных ферм. ≈го разработки по этой проблематике также примен€лись в болто-сварных железнодорожных пролЄтных строени€х, признанных лучшими в мире. ¬ 1970 году защитил докторскую диссертацию по теме Ђ»сследование совместной работы проезжей части и главных ферм современных конструкций металлических мостовї.

¬ 1971 году по приглашению Ќ.ѕ. ћельникова перешЄл на работу в ÷Ќ»»ѕ—  на должность заведующего отделом прот€жЄнных инженерных сооружений, где проработал до 1992 года. «а период работы в ÷Ќ»»ѕ—  было выполнено много капитальных работ Ц рекомендации по проектированию вис€чих и вантовых линейно-прот€женных конструкций, рекомендации по применению стальных канатов в строительных конструкци€х, разработка норм дл€ соединений на высокопрочных болтах и принципиально новых фрикционно-срезных соединений. Ќаиболее ценной сам Ќ.Ќ. —трелецкий считал совокупность работ по уточнению предельных состо€ний стальных конструкций с учЄтом ограниченных пластических деформаций, которые дали возможность создать методику расчЄта по критерию малых пластических деформаций, обеспечивающую существенную экономию стали [5]. Ќа основе этой методики были выпущены –екомендации по расчЄтам стальных конструкций на прочность по критери€м ограниченных пластических деформаций, –екомендации по проектированию бистальных балок и –екомендации по проектированию составных перфорированных балок. –езультаты этих работ вошли в —Ќиѕ 2.05.03-84 Ђћосты и трубыї.

¬о врем€ работы в ÷Ќ»»ѕ—  Ќ.Ќ. —трелецкий принимал активное участие в проектировании, возведении и испытании около 30 крупных инженерных сооружений. —реди них: новое поколение разборных автодорожных мостов, в т.ч. вантово-балочных (см. ћ¬Ѕ); уникальные вис€чие и вантовые трубопроводные мосты с пролЄтами от 360 до 720 метров; аммиакопровод через р. ƒнепр; вантово-балочный городской мост через р. Ўексна (г. „ереповец) и др. Ќ.Ќ. —трелецкий был членом четырЄх специализированных ƒиссертационных и Ќаучно-технических советов и редколлегии издательства Ђ“ранспортї.

— 1973 года Ќ.Ќ. —трелецкий €вл€лс€ индивидуальным членом ћеждународной ассоциации по мостам и конструкци€м ј»ѕ  (фр. AIPC Ц As-sociation Internationale des Ponts et Charpentes; англ. IABSE Ц International Asso-ciation for Bridge and Structural Engineering), а с 1975 г. по 1989 г. Ц председателем национального комитета ———– в ј»ѕ . Ѕлест€ще владе€ немецким €зыком, Ќ.Ќ. —трелецкий участвовал и выступал с докладами на симпозиумах и конгрессах во многих странах (———–, √ƒ–, японии, ‘–√, „ехословакии, Ўвейцарии, ‘ранции, ¬еликобритании, Ћюксембурге и др.). 4 международные конференции ј»ѕ  были проведены при его активном участии в Ћенинграде и ћоскве.

ѕараллельно с научной и инженерной де€тельностью Ќ.Ќ. —трелецкий вЄл активную преподавательскую работу. — 1948 года Ц на кафедре мостов и переправ ¬оенно-инженерной академии имени  уйбышева (заведующий кафедрой —.ј. »ль€севич); в 1954 году был утверждЄн в звании доцента. — 1956 по 1958 годы работал по совместительству в ћосковском институте инженеров транспорта (ћ»»“, ныне –оссийский университет транспорта), в котором читал курс Ђ»спытани€ сооруженийї, вЄл дипломное проектирование металлоконструкций. — 1971 года работал на кафедре металлоконструкций ћ»—» им.  уйбышева; читал спецкурс Ђћостыї; в 1976 году получил звание профессора. Ќаписал главы ЂѕролЄтные строени€ мостовї дл€ спецкурсов изданий 1982 и 1991 годов. Ќ.Ќ. —трелецкий скончалс€ 25 апрел€ 2001 г.; похоронен на ¬веденском кладбище ћосквы.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru