Людибиографии, истории, факты, фотографии

Николай Стрелецкий

   /   

Nikolay Streletsky

   /
             
   

День рождения: 14.06.1921 года
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 25.04.2001 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 79 лет

Гражданство: Россия

Николай Стрелецкий. Биография

Советский учёный, специалист в области мостостроения

Советский учёный, специалист в области мостостроения, сталежелезобетонных и металлических конструкций, методик расчётов по предельным состояниям и ограниченным пластическим деформациям.

30.06.2021

Родился 14 июня 1921 г. в Москве, в семье известного учёного, инженера, впоследствии член-корреспондента Академии наук СССР Стрелецкого Николая Станиславовича. С 1938 г. по середину 1941 г. учился в Московском инженерно-строительном институте (МИСИ, ныне – НИУ Московский государственный строительный университет). С началом Великой Отечественной войны записался в июле 1941 г. добровольцем в Народное ополчение, стал бойцом сапёрной роты 5-ой стрелковой дивизии, ведшей фортификационные работы на дальних подступах к Москве (в районе Спас-Деменска в Калужской области) . В августе 1941 г. был направлен на учёбу в Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева (в ноябре 1941 г. эвакуированную в г. Фрунзе, Киргизской ССР). За время обучения в Военно-инженерной академии изобрёл новую конструкцию деревянного ледореза, охраняющую деревянные мосты от ледохода. После возвращения из эвакуации Н.Н. Стрелецкий работал с января 1943 г. на Нахабинском опытном полигоне над вопросами проектирования и конструирования деревянных высоководных мостов. В январе 1945 г. в составе группы генерала Ильясевича С.А. был направлен на 1-ый Белорусский фронт для оказания помощи в строительстве мостов; участвовал в строительстве уникального высоководного деревянного висячего моста (8 x 50 м) через р. Одер в районе Зееловских высот у города-крепости Кюстрин (ныне Костшин-над-Одрон в Польше). За время строительства произвел инженерную разведку, выполнил расчеты, проектирование и испытания образцов, осуществлял консультирование и надзор за строительством. За строительство этого моста был награждён Орденом Красной Звезды (1945 г.).

В 1944 году Н.Н. Стрелецкий начал работать в Военно-инженерной академии имени Куйбышева на кафедре мостов и переправ. После войны занимался в течение двух лет в советской Прибалтике испытаниями больших деревянных мостов. Демобилизовался из армии в 1947 году, но оставался работать в Военно-инженерной академии имени Куйбышева до 1956 года. В 1947 году экстерном закончил с отличием МИСИ им. Куйбышева. Тогда же стал заниматься металлическими мостами (постоянными и разборными) в одном из ведущих советских инженерно-строительных институтов –«Проектстальконструкция», ныне ЦНИИПСК им. Мельникова (АО «Центральный научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций имени Н.П. Мельникова»). Имел и третье место работы – ЦНИИ инженерных войск, где проектировал табельные наплавные мосты. Является одним из авторов моста лёгкого понтонного парка, прослужившего в войсках несколько десятилетий.

В 1950 году Н.Н. Стрелецкий защитил кандидатскую диссертацию на тему «Решётчатые комбинированные системы мостов», в которой анализировал эффективность реализации принципа совмещения функций в постоянных металлических мостах, в 1953 году опубликовал первую свою монографию на эту же тему. С 1949 года увлёкся идеями развития методики предельных состояний, первоначально разрабатывавшейся его отцом, чл.-корр. АН СССР Н.С. Стрелецким. В 1952 году был приглашён в ЦНИИС Минтрансстроя СССР (ныне – АО «Научно-исследовательский институт транспортного строительства») разрабатывать первые в мире Технические условия проектирования мостов по предельным состояниям; эта работа привела к утверждению в СССР в 1962 году Технических условий проектирования железнодорожных, автодорожных и городских мостов и труб (СН-200-62). Ещё в 1955 году при строительстве Новоарбатского моста в Москве Н.Н. Стрелецкий провёл натурные испытания работы упоров в железобетоне. В 1956 году были проведены исследования работы первых сталежелезобетонных пролётных строений (на Украине в Карпатах); далее последовали многолетние испытания крупных опытных образцов, отработка технологий на стройках железных дорог Абакан–Тайшет и Актогай–Дружба (к государственной границе с КНР), теоретические исследования, выход монографии «Сталежелезобетонные мосты» (1965).

Большое внимание Н.Н. Стрелецкий уделял вопросам совместной работы продольных балок проезжей части с поясами главных ферм. Его разработки по этой проблематике также применялись в болто-сварных железнодорожных пролётных строениях, признанных лучшими в мире. В 1970 году защитил докторскую диссертацию по теме «Исследование совместной работы проезжей части и главных ферм современных конструкций металлических мостов».

В 1971 году по приглашению Н.П. Мельникова перешёл на работу в ЦНИИПСК на должность заведующего отделом протяжённых инженерных сооружений, где проработал до 1992 года. За период работы в ЦНИИПСК было выполнено много капитальных работ – рекомендации по проектированию висячих и вантовых линейно-протяженных конструкций, рекомендации по применению стальных канатов в строительных конструкциях, разработка норм для соединений на высокопрочных болтах и принципиально новых фрикционно-срезных соединений. Наиболее ценной сам Н.Н. Стрелецкий считал совокупность работ по уточнению предельных состояний стальных конструкций с учётом ограниченных пластических деформаций, которые дали возможность создать методику расчёта по критерию малых пластических деформаций, обеспечивающую существенную экономию стали [5]. На основе этой методики были выпущены Рекомендации по расчётам стальных конструкций на прочность по критериям ограниченных пластических деформаций, Рекомендации по проектированию бистальных балок и Рекомендации по проектированию составных перфорированных балок. Результаты этих работ вошли в СНиП 2.05.03-84 «Мосты и трубы».

Во время работы в ЦНИИПСК Н.Н. Стрелецкий принимал активное участие в проектировании, возведении и испытании около 30 крупных инженерных сооружений. Среди них: новое поколение разборных автодорожных мостов, в т.ч. вантово-балочных (см. МВБ); уникальные висячие и вантовые трубопроводные мосты с пролётами от 360 до 720 метров; аммиакопровод через р. Днепр; вантово-балочный городской мост через р. Шексна (г. Череповец) и др. Н.Н. Стрелецкий был членом четырёх специализированных Диссертационных и Научно-технических советов и редколлегии издательства «Транспорт».

С 1973 года Н.Н. Стрелецкий являлся индивидуальным членом Международной ассоциации по мостам и конструкциям АИПК (фр. AIPC – As-sociation Internationale des Ponts et Charpentes; англ. IABSE – International Asso-ciation for Bridge and Structural Engineering), а с 1975 г. по 1989 г. – председателем национального комитета СССР в АИПК. Блестяще владея немецким языком, Н.Н. Стрелецкий участвовал и выступал с докладами на симпозиумах и конгрессах во многих странах (СССР, ГДР, Японии, ФРГ, Чехословакии, Швейцарии, Франции, Великобритании, Люксембурге и др.). 4 международные конференции АИПК были проведены при его активном участии в Ленинграде и Москве.

Параллельно с научной и инженерной деятельностью Н.Н. Стрелецкий вёл активную преподавательскую работу. С 1948 года – на кафедре мостов и переправ Военно-инженерной академии имени Куйбышева (заведующий кафедрой С.А. Ильясевич); в 1954 году был утверждён в звании доцента. С 1956 по 1958 годы работал по совместительству в Московском институте инженеров транспорта (МИИТ, ныне Российский университет транспорта), в котором читал курс «Испытания сооружений», вёл дипломное проектирование металлоконструкций. С 1971 года работал на кафедре металлоконструкций МИСИ им. Куйбышева; читал спецкурс «Мосты»; в 1976 году получил звание профессора. Написал главы «Пролётные строения мостов» для спецкурсов изданий 1982 и 1991 годов. Н.Н. Стрелецкий скончался 25 апреля 2001 г.; похоронен на Введенском кладбище Москвы.

Лучшие дня

Ожидание, или Камилла в зелёном и голубом
Посетило:15942
Клод Моне
Бобби Мур. Биография
Посетило:14334
Бобби Мур
Одна из старейших жительниц планеты
Посетило:13542
Бесси Купер




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Изобретатель интегральных схем
Посетило:20866
Джек Килби
Эдди Герреро. Биография
Посетило:16275
Эдди Герреро
Самый известный метеорист мира
Посетило:16942
 Ле Петоман

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru