Румынский изобретатель и пионер авиации, который спроектировал, построил и испытал первый моноплан с двигателем. 18 марта 1906 года прошло первое испытания. Машина набрала высоту около метра и пролетела около 12 метров. Это был первый короткий полёт (или «перелёт с двигателем») на моноплане. Вуя никогда не смог достичь устойчивого, управляемого полёта его ранних самолётов, и его эксперименты не стали прогрессом в области авиации. Международный аэропорт Тимишоары в Румынии был назван в честь Траяна Вуя. Открылся аэровокзал в 1935 году.
04.12.2020
Траян Вуя родился в 1872 году в деревне Сурдуку Мик (ныне Траян Вуя (итал.)русск. в жудеце Бужору в богатой семье. Мать — Ана Вуйя, отец — Симеон Попеску, священник. С 1884 по 1892 год он учился в римско-католической средней школе Лугожа, Банат (Австро-Венгрия). С детства увлекался прикладной механикой и физикой. Окончил школу с отличием в 1892 году и поступил в Политехническую школу в Будапеште, где получил диплом инженера, позже учился на юридическом факультете. 6 мая 1901 года ему была присуждена докторская ученая степень после защиты диссертации «Милитаризм и индустриализм, статус и договорный режим».
Траян Вуя фотография
После окончания учебы Вуя вернулся в Лугож, где продолжил проявлять интерес к летательным аппаратам и попытался построить свой первый летательный аппарат, который он назвал «аэроплан-автомобильный» (самолет-автомобиль). Из-за нехватки средств он не мог завершить свой проект, поэтому в июле 1902 года в поисках кредитора отправился в Париж, обратившись к Виктору Талину, известному теоретику и экспериментатору, который уже построил модель самолета в 1879 году. Он сразу же проявил интерес к его проекту, но попытался отговорить его, полагая, что у машины нет двигателя[источник не указан 192 дня]. 16 февраля 1903 года Вуя отправил проект во Французскую Академию наук, за десять месяцев до полета экспериментального ЛА братьев Райт. Проект был отклонен как утопический, с комментарием «Проблема полета автомобиля, который весит больше, чем воздух, не может быть решена», однако 17 августа Вуя получил патент на изобретение под названием «самолет-автомобиль».
Реклама:
4 августа 1919 года он стал членом Парижского масонства вместе с Александром Вайда-Воевод и другими членами румынской делегации, участвовавшими в Парижской мирной конференции.
Попытки полёта
В декабре 1905 года Вуя завершил строительство своего первого ЛА «Вуя-1» (рум. Vuia I) — высококрыльного моноплана на базе двигателя с углекислотой. Испарение жидкого диоксида углерода позволяло вырабатывать тепло для работы двигателя продолжительностью до трёх минут[источник не указан 192 дня]. Испытания проходили в Монтессоне, под Парижем; до этого Вуя управлял автомобилем на земле без крыльев. Первая попытка испытаний состоялась 18 марта 1906 года: автомобиль, разгоняясь на протяжении 50 м, оторвался от земли на 1 м и пролетел 12 м, прежде чем приземлился. По словам британского историка авиации Чарльза Гарварда Гиббс-Смита, это был «первый моноплан, перевозивший человека и имевщий в основном современную конфигурацию», который, однако, не был способен к устойчивому полёту.
Многие французские, американские и британские газеты того времени отмечали этот подвиг, особенно подчеркивая тот факт, что машина смогла взлететь благодаря собственным усилиям и на ровной поверхности, без помощи пандусов, рельсов или катапульт: в отличие от Вуя, 17 декабря 1903 года братья Райт подняли в воздух свой аппарат с помощью железнодорожных рельсов с узкоколейным локомотивом, который подбрасывал биплан Wright Flyer, но в сентябре 1904 года они как раз добились устойчивого и контролируемого полёта в сентябре 1904 года, вернувшись в ту же точку, откуда был произведён взлёт. Ныне реплика машины «Вуя-1» хранится в Авиационном музее Бухареста.
После успеха моноплана «Вуя-1» автор продолжал экспериментировать и совершенствовать свою машину: в августе 1906 года вторая версия «Вуя I bis» была представлена публике, а последующий самолёт «Вуя 2»был представлен на первый день Парижского авиасалона 1907 года: на машине был установлен двигатель Antoinette мощностью 25 л.с. (19 кВт). Пионер авиации Альберто Сантос-Дюмон, который совершал известные короткие перелёты в Париж в октябре и ноябре 1906 года, признал работу Вуи «предтечей» его усилий, по словам Шарля Дольфюса, куратора музея авиации в Париже.
Поздняя карьера
Лучшие дня
Чеслав Немен Посетило:27228
Семен Альтов. Биография Посетило:16371
Майя Чибурданидзе Посетило:8018
Однако Вуя занимался не только самолетами: в период с 1918 по 1921 год он построил два прототипа вертолета, внеся значительный вклад в разработку вертикального взлета.
Был похоронен на кладбище Беллу в Бухаресте, Румыния.
Лучшие недели
Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели Посетило:99270