Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»ван ¬асин

   /   

Ivan Vasin

   /
             
‘отографи€ »ван ¬асин (photo Ivan Vasin)
   

ƒень рождени€: 12.06.1929 года
———–
¬озраст: 91 год

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

«аслуженный пилот ———–, кандидат технических наук, профессор, лауреат премии '»кар'

јвиаци€ дл€ ».‘. ¬асина - это его жизнь.  ак он сам говорит, "€ сросс€ с авиацией пуповиной. Ѕез нее € себ€ не представл€ю!" » что-либо добавить к этому сложно.
»ван ‘едотович ¬асин - заместитель министра √ражданской авиации ———– (1980-88), ѕредседатель —овета  луба ветеранов высшего руковод€щего состава √ражданской авиации "ќпыт", «аслуженный пилот ———–, кандидат технических наук, профессор, лауреат премии "»кар". ≈го именем ("¬асин") названа аэронавигационна€ точка, расположенна€ между ¬ладивостоком и “окио, вход€ща€ в об€зательный доклад экипажей при ее пролете.

24.10.2006

–одилс€ 12 июн€ 1929 года на ¬олге, неподалеку от города ’валынска —аратовской области, в кресть€нской семье. ќтец - ¬асин ‘едот ћихайлович (1897-1933). ћать - ¬асина ≈вдоки€ √ригорьевна (1901-1985). —упруга - ¬асина “амара —ергеевна (1928 г. рожд.), преподаватель. ƒочь - ƒагаева √алина »вановна (1951 г. рожд.), инженер-экономист. —ын - ¬асин јлександр »ванович (1955 г. рожд.), пилот 1 класса √ражданской авиации. ¬нуки: ћихаил, јлександр, »ван, јлексей, ƒенис, ѕавел.

»ван ¬асин фотографи€
»ван ¬асин фотографи€

ѕосле школы »ван поступил в ’валынское педагогическое училище, окончив которое работал сельским учителем. ћечта о небе приводит его в  раснокутское летное училище √ражданской авиации. ƒо сих пор как одно из самых €рких впечатлений в жизни »ван ‘едотович вспоминает свой первый самосто€тельный полет.

ѕо окончании училища в 1950 году ». ¬асин остаетс€ работать там же пилотом-инструктором на самолете ѕо-2, затем переводитс€ в —аратовский объединенный авиаотр€д. Ћетные задани€ этого времени были св€заны в основном с сельским хоз€йством, причем летать приходилось не только над пол€ми родной области, но и совершать перелеты в “ашкент, дл€ опылени€ хлопка. «адача - дать стране хлопок - имела государственную важность, поэтому летали в —реднюю јзию армадой в 25-30 самолетов.

ѕоследующа€ работа ».‘. ¬асина была св€зана с транспортной авиацией в —аратовском отр€де. ≈му приходилось летать на Ћи-2, »л-12, »л-14. Ѕыл командиром корабл€, инструктором в ”ль€новской школе высшей летной подготовки.

√ражданска€ авиаци€ испытывала тогда потребность в специалистах, имеющих высшее специальное авиационное образование. ¬ 1958 году »ван ‘едотович зачисл€етс€ без экзаменов на командный факультет ¬ысшего авиационного училища в Ћенинграде. “ам он прошел переподготовку дл€ полетов на “у-104, став тем самым в р€д с пионерами освоени€ реактивной авиационной техники.

ѕосле окончани€ училища ».‘. ¬асин попадает в поле зрени€ начальника ƒальневосточного управлени€ √ражданской авиации Ѕ.√. ≈зерского, который предложил перспективному выпускнику ¬ј” должность начальника инспекции в своем управлении. ѕредложение ¬асин прин€л, поставив одно условие: перед тем как зан€ть командную должность, он сначала поднакопит практический летный опыт. ¬заимопонимание было достигнуто, и полгода ¬асин работает заместителем командира эскадрильи “у-104, налетав за эти мес€цы около 500 часов.

 руг его об€занностей на посту начальника инспекции составл€ло инспектирование авиапредпри€тий, летных подразделений, в воздухе - самолетовождени€, техники пилотировани€. Ёто работа потребовала от него полной выкладки, колоссальной ответственности...

—лучались и драматические событи€.  ак-то в ’абаровске »вану ‘едотовичу было поручено обучить полету на “у-104 (самом необузданном, по мнению ¬асина, самолете - его за это даже называли "жеребцом") двух подполковников ¬ћ‘. ѕри посадке отказали оба двигател€, но, к счастью, все-таки удалось нормально сесть, поскольку полетна€ масса была небольша€ - топлива было мало.

Ћучшие дн€

ƒэвид Ѕайрон. Ѕиографи€
ѕосетило:14570
ƒэвид Ѕайрон
Ѕудем жить, ћакарыч!
ѕосетило:7427
јлексей —мирнов
Ўарль Ќиколь. Ѕиографи€
ѕосетило:5799
Ўарль Ќиколь

ѕроработав 2,5 года на ƒальнем ¬остоке, ». ¬асин был назначен первым заместителем начальника управлени€ по летной службе  расно€рского управлени€ √ј - базового управлени€ с прот€женностью от “увы до —еверного Ћедовитого океана, с такими крупными центрами, как  расно€рск, Ќорильск. «аместителем начальника управлени€, в котором было более 20 тыс€ч работающих, он стал в 36 лет.

¬есной 1968 года пролетом на ƒальний ¬осток в  расно€рске остановилс€ тогдашний министр √ражданской авиации ≈.‘. Ћогинов. ѕосле непродолжительного общени€ с ним ».‘. ¬асин получил предложение перейти на работу в ћоскву. ƒл€ молодого руководител€ эта было знаком довери€ и уважени€. ќднако тогда его переманил к себе первым заместителем начальник ”правлени€ пол€рной авиации ћарк »ванович Ўевелев - легендарна€ личность, √ерой —оветского —оюза. Ёто была очень важна€ и сложна€ работа: большой парк авиационной техники (56 самолетов јн-12, »л-18), около 22 тыс€ч работающих.

ѕод руководством ».‘. ¬асина проводились высокоширотные экспедиции, посадки разнообразной летной техники на лед. Ќа дрейфующем льду возникали целые городки: базировались самолеты Ћи-2, јн-2, вертолеты, персонал - около 400 человек! ¬ интересах народного хоз€йства и армии осуществл€лись исследовательские работы, высадки научных экспедиций на —еверном полюсе. ¬первые тогда был произведен замер глубин на —еверном Ћедовитом океане. ѕол€рна€ авиаци€ решала вопросы освоени€ также и ёжного полюса...

¬ 1970 году ”правление пол€рной авиации было расформировано. ¬сю јрктику расчленили по секторам, обслуживание которых передали территориальным управлени€м. ѕеред авиаторами ставилс€ широкий спектр задач, св€занных с мореходством на —еверном Ћедовитом океане, обеспечением населени€ национальных округов всем необходимым. ¬ том же 1970 году ”казом ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– ».‘. ¬асину было присвоено звание «аслуженного пилота ———–.

¬ течение 2 последующих лет »ван ‘едотович работал начальником ”правлени€ летной службы ћинистерства гражданской авиации. Ёто означало личное участие во всем - от внедрени€ новой авиационной техники до решени€ широкого спектра вопросов безопасности полетов, включа€ расследование чрезвычайных происшествий.

ќднако позже по заключению медиков с чисто летной работой »вану ‘едотовичу пришлось расстатьс€.   тому моменту ¬ысшее авиационное училище в Ћенинграде получило статус академии, и в 1972 году ».‘. ¬асин стал ее первым начальником.

‘актически академию надо было еще создавать, делать ее головным учебным заведением отрасли, готов€щим в первую очередь командные кадры. ќдновременно сто€ла задача обеспечить статус вуза как ведущего в плане научной работы. ѕри ¬асине были разработаны важнейшие методологические основы преподавани€, внедрено пон€тие "модель специалиста", что стимулировало научную де€тельность по определению параметров профессиональных навыков и принципов психофизического отбора кадров.

¬ том же году ».‘. ¬асин разработал спецкурс по безопасности полетов, включавший изучение основ надежности авиатехники, методов предупреждени€ авиационных происшествий и данных по их расследованию, опыта зарубежных авиакомпаний и др.  урс был рассчитан на 300 учебных часов. — р€дом усовершенствований он существует в академии и поныне.

«а 8,5 лет нахождени€ »вана ‘едотовича в этой должности академи€, отстроенна€ на территории в 22 гектара, выпустила 8 тыс€ч специалистов. ћногие из тех, кто сегодн€ управл€ет ведущими авиакомпани€ми, - выпускники этого образцового учебного заведени€: ¬.ћ. ќкулов, ¬.¬. Ѕабаскин и другие. јкадеми€ при ».‘. ¬асине пользовалась авторитетом, имела превосходную учебную базу, техническое оснащение, тренажерные системы, свой летный отр€д...

Ѕез преувеличени€ можно сказать, что работа в академии стала дл€ ».‘. ¬асина делом жизни. ¬се направлени€, все кафедры (сам он руководил кафедрой безопасности полетов) и факультеты - его детище. Ќе случайно в 1973 году руководитель главного вуза отрасли был награжден орденом Ћенина.

¬ свою бытность начальником академии ¬.‘. ¬асину пришлось полетать и на иностранных машинах. ¬ 1973 году делегаци€ из ———– в составе 28 человек прилетела в —Ўј изучать заокеанскую авиационную промышленность. »ван ‘едотович входил в состав делегации от √ражданской авиации, в которой были директора заводов, главные и генеральные конструкторы.

»ван ‘едотович вспоминает: "¬ —иэттле (здесь находитс€ фирма "Ѕоинг") с нами на разговор вначале вышли специалисты среднего звена. ј нам ведь нужно было изучать опыт, заводы смотреть! Ќаш посол в —Ўј ƒобрынин подсказал - поручите ».‘. ¬асину облетать их самолет "Ѕоинг-747". јмериканцы согласились. я сидел за штурвалом в левом кресле, их пилот-инструктор - в правом. —зади - наш генеральный конструктор √.¬. Ќовожилов. ¬се прошло хорошо; потом мы облетали самолеты еще нескольких американских компаний: "ћакдональд ƒуглас" (широкофюзел€жный самолет ƒ—-10), "Ћокхид" ("Ћокхид-10-11") - тоже "с левого кресла". ¬ общем - в гр€зь лицом не ударили!.. ѕосле этого за мес€ц мы смогли все посмотреть".

»ван ‘едотович успел, что называетс€, прикипеть душой к академии и несколько раз отклон€л предложение ѕ.Ѕ. Ѕугаева вернутьс€ в ћоскву в качестве заместител€ министра √ражданской авиации по летной службе. —огласитс€ он только в 1980 году.

Ётот ответственный пост ».‘. ¬асин занимал до 1988 года, в том числе 7 лет он работал под началом Ѕ.ѕ. Ѕугаева. ѕриходилось отвечать за все, что св€зано с безопасностью полетов: летна€ служба, управление воздушным движением, радиолокационные, аэронавигационные средства обеспечени€ полетов. ќтвечал даже за авиационную медицину - в отрасли работало более 22 тыс€ч медиков.

ѕриходилось много участвовать в спорных вопросах по итогам расследовани€ авиационных происшествий и на уровне ÷ентрального  омитета партии, и в —овете ћинистров. —порить, защищать интересы отрасли, летного состава. —лова самого »вана ‘едотовича дают исчерпывающее представление о том, насколько сложные ситуации приходилось порой распутывать: " ак, например, € мог допустить, чтобы обвинили погибшего пилота, если он не виноват! я был председателем государственной комиссии по расследованию катастрофы в ”чкудуке, унесшей жизни 202 человек. Ёкипаж не справилс€? Ќет. ƒоказали, что нельз€ поднимать самолет на 11 тыс€ч при такой полетной массе без учета состо€ни€ атмосферы.  омисси€ мен€ поддержала.

«аботились не о себе, а о том, чтобы никто никогда больше не погиб..."

¬ 1988 году, в возрасте 59 лет, ».‘. ¬асин почувствовал, что максимум возможной пользы на летной работе он уже принес, да и просто подустал. “огда »ван ‘едотович согласилс€ на предложение поработать представителем ———– в ћеждународной организации √ражданской авиации (» јќ). —огласование кандидатуры и вопроса "выездной-невыездной" проходило на самом высшем уровне. ¬ » јќ ».‘. ¬асин проработал 5 лет: 3 с половиной года как представитель ———–, а после развала —оюза - полтора года как представитель –оссийской ‘едерации.

¬ –оссию ».‘. ¬асин вернулс€ в 1993 году. ќт предложени€ работать в аппарате „ерномырдина отказалс€, решил трудитьс€ на отрасль и на себ€: на прот€жении 4 лет в должности генерального директора он возглавл€л совместное российско-канадское предпри€тие "јэроимп".

¬ 69 лет вышел на пенсию - но не на покой. ¬остребованность бесценного опыта ».‘. ¬асина дала импульс созданию совместно с другими ветеранами отрасли  луба ветеранов высшего руковод€щего состава √ј "ќпыт". ¬ его составе - представители так называемой 14-й по рангу категории: генералы отрасли, начина€ с начальников управлений до министров. ¬сего таких в –оссийской ‘едерации примерно около 230 человек, и все €вл€ютс€ членами этого официально зарегистрированного  луба.

”чредителем  луба €вл€етс€ ћј–јѕ. ¬ состав —овета, председателем которого €вл€етс€ »ван ‘едотович, вход€т 17 человек. ¬ поле зрени€  луба находитс€ широкий круг аспектов работы отрасли, по каждому из которых ветераны готовы помочь советом - ведь они, несмотр€ на почтенный возраст, остаютс€ мастерами высшего класса в своем деле.

јвиаци€ дл€ ».‘. ¬асина - это его жизнь.  ак он сам говорит, "€ сросс€ с авиацией пуповиной. Ѕез нее € себ€ не представл€ю!" » что-либо добавить к этому сложно.

»ван ‘едотович ¬асин - заместитель министра √ражданской авиации ———– (1980-88), ѕредседатель —овета  луба ветеранов высшего руковод€щего состава √ражданской авиации "ќпыт", «аслуженный пилот ———–, кандидат технических наук, профессор, лауреат премии "»кар". ≈го именем ("¬асин") названа аэронавигационна€ точка, расположенна€ между ¬ладивостоком и “окио, вход€ща€ в об€зательный доклад экипажей при ее пролете.

Ќагражден орденами Ћенина (1973), ќкт€брьской –еволюции (1983), ƒружбы народов (1979), болгарским орденом  ирилла и ћефоди€ (1983), медал€ми и почетными знаками.

ќдним из самых главных событий в своей судьбе »ван ‘едотович считает совместную жизнь со своей супругой в любви и согласии на прот€жении вот уже 53 лет. ќн очень мечтает, чтобы шестеро его внуков, когда вырастут, стали достойными сыновь€ми –одины.

∆ивет и работает в ћоскве




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7869
≈катерина ћельник
—амый высокий на планете
ѕосетило:20006
—ултан  есен
Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:9014
Ћюдмила –уденко

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru