Советский летчик-испытатель, генерал-майор авиации (1940).
18.01.2025
Родился 18 января 1903 года в семье кондуктора Савёловской железной дороги. В 1916 году окончил 4-е Бутырское мужское начальное училище, а спустя два года поступил в Московский электротехнический техникум, который позже стал институтом.
Карьерный путь Филина был насыщен испытательной работой и полётами на различных типах самолётов. Его вклад в совершенствование авиационной техники заключался в успешных испытаниях первых серийных боевых самолётов с убирающимся шасси и разработке методик для лётных испытаний самолётов с мощными двигателями. Среди его достижений — испытания истребителей И-14, И-16, а также разработка инструкций по выходу из штопора для самолётов И-5 и И-15.
Филин участвовал в дальних перелётах, включая исторический маршрут Москва—Минеральные Воды на самолёте АИР-3 и рекордный перелёт по маршруту Москва—Рязань—Харьков на самолёте АНТ-25.
Изучив опыт воздушных сражений в Испании, Китае и Монголии, Филин разработал концепцию, по которой успешное выполнение боевой задачи на 50% зависит от самолёта и на 50% от оснащения его современными приборами. Это видение нашло подтверждение при испытаниях немецких самолётов, приобретённых СССР в 1940 году, что привело к пересмотру требований к конструкции самолётов.
7 мая 1941 года Филин выступил с докладом о работе НИИ ВВС в Кремле. В своём выступлении он указал на недостатки в работе авиационной промышленности, что привело к острой полемике с И. В. Сталиным. Последствия оказались трагическими.
Испытания самолёта МиГ-3 выявили недостижение заявленной дальности. Этот факт привёл к тому, что Филина обвинили в занижении показателей и отправили под суд. Он был арестован в мае 1941 года, а в феврале 1942 года приговорён к расстрелу. Филин был реабилитирован 26 марта 1955 года.
История Филина остаётся важным свидетельством о трудностях и несправедливостях, с которыми сталкивались авиаконструкторы и испытатели в годы перед Великой Отечественной войной.