Людибиографии, истории, факты, фотографии

Валерий Чкалов

   /   

Valery Chkalov

   /
             
Фотография Валерий Чкалов (photo Valery Chkalov)
   

День рождения: 02.02.1904 года
Возраст: 34 года
Место рождения: с. Василёво, Россия
Дата смерти: 15.12.1938 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Валерий Чкалов: Ушедший в легенду

Летчик-испытатель, Герой Советского Союза

Имя летчика Валерия Чкалова стало легендой не только отечественной, но и мировой авиации. Он считался символом бесстрашия и вызова опасности, и во время войны многие из советских пилотов брали в полет 'на удачу' его фотографии. И, что интересно, такие же фотографии были и у многих немецких асов.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

02.02.2020

Валерий Чкалов прославился не только как виртуозный летчик, но и как личность с характером, для которого эпитет 'неординарный' был бы слишком мягким. Однако неординарностью отличалась вся его семья. Прадед известного летчика, Михаил, был первым силачом среди волжских бурлаков, его дед, Григорий – первым среди волжских грузчиков. Павел Григорьевич Чкалов, отец Валерия, выучился на мастера-котельщика и стал работать в казенных мастерских села Васильева (ныне город Чкаловск) Нижегородской губернии. Он считался лучшим специалистом, и его личное клеймо до недавнего времени можно было встретить на речных пароходах. В семье было трое детей – Алексей, Софья и Валериан, по- домашнему Аверьян (позднее летчик несколько изменил свое имя). Аверьян, родившийся 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года, рос очень сильным и бесстрашным: в восемь лет он помог отцу выиграть спор на его долг у купца Колчина. Будущий воздушный ас бежал на лыжах за купеческой тройкой и сумел обогнать ее, спрыгнув на лыжах с волжского обрыва.

Валерий Чкалов фотография
Валерий Чкалов фотография

После окончания начальной школы в Василькове Валериан поступил учиться в Череповецкое техническое училище (ныне это техникум, носящий имя знаменитого летчика). В 1918 году, после закрытия училища, мальчик возвратился домой и стал помогать отцу, затем работал молотобойцем в кузнице, а с началом навигации устроился кочегаром. В 1919 году он впервые увидел самолет. Сразу же после этого будущий воздушный ас уволился с парохода 'Баян', на котором тогда ходил, и отправился служить в Красную Армию. Ему удалось попасть в расположенный под Нижним Новгородом авиационный парк, где он стал слесарем-сборщиком. Едва Чкалову исполнилось 17 лет, он добился направления в Егорьевскую школу ВВС. В 1922 году, после ее окончания, он продолжил обучение в Борисоглебской школе военных летчиков, в 1923 году стал обучаться в Московской авиационной школе высшего пилотажа, а после нее был направлен в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя.



Реклама:

В 1924 году Валерий Чкалов был направлен служить в Ленинградскую авиаэскадрилью им. Нестерова, базировавшуюся на Комендантском аэродроме. Уже через неделю он оказался на гауптвахте за то, что стал выполнять фигуры высшего пилотажа на стареньком и не приспособленным для этого самолете. Дальнейшая служба Валерия Чкалова представляла собой череду безрассудных поступков, в которых он неизменно оказывался на высоте, вызывая у своего руководства смешанное чувство ярости и восхищения. Летчик накручивал рекордное количество мертвых петель, пролетал между деревьями и под Троицким мостом. За изобретенные им фигуры восходящего штопора и полета вверх колесами он отсидел положенный срок на гауптвахте, а после продемонстрировал их на параде в Москве, за что получил денежную премию. Зимой 1925 года Валерий Чкалов познакомился со студенткой педагогического института Ольгой Ореховой, которая вместе с однокурсницами в порядке шефской помощи организовала драмкружок в клубе эскадрильи. Два года общения в драмкружке завершились свадьбой в 1927 году, а в 1928 году у Чкаловых родился сын Игорь, впоследствии инженер-полковник ВВС.

Валерий Чкалов фотография
Валерий Чкалов фотография

Нельзя сказать, что семейная жизнь Ольги Эразмовны протекала безмятежно. Валерий Чкалов имел репутацию отъявленного ловеласа и сумел приударить даже за Марлен Дитрих. К тому же список его дисциплинарных нарушений возрастал. В 1928 году, уже после перевода в Брянскую эскадрилью, Чкалов перегонял самолеты из Гомеля в Брянск. Желая показать молодым летчикам, как можно прижиматься к земле на бреющем полете, он пролетел под телеграфными проводами , с чем остальные летчики справиться не смогли. Результатом стали поврежденные лини связи и судебное разбирательство, в результате которого воздушный ас получил год заключения и был лишен всех воинских званий. Однако по особому распоряжению ЦИК СССР и лично М.И.Калинина Чкалов был освобожден через 19 дней с увольнением запас.

Валерий Павлович стал работать инструктором Ленинградского авиаклуба ОСОВИАХИМ, и через год его восстановили в воинском звании и зачислили в штат Московского НИИ ВВС на должность летчика-испытателя. В его послужном списке – испытания 30 типов новой авиатехники, в том числе и так называемой 'авиаматки' - тяжелого бомбардировщика, который мог переносить до пяти самолетов-истребителей. В 1932 году при перебазировании НИИ ВВС в Подмосковье Чкалов устроил вошедший в историю парад над Красной площадью, пролетев на своем бомбардировщике впереди колонны из 45 самолетов, державших строй по три машины в ряд.

Валерий Чкалов фотография
Валерий Чкалов фотография

В январе 1933 года Валерий Чкалов был снова уволен в запас и переведен на должность летчика-испытателя при Московском авиационном заводе. Он стал испытывать машины знаменитого авиаконструктора Николая Поликарпова, в числе которых были истребители И-15 и И-16, тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-2, истребители танков ВИТ-1 и ВИТ-2. В 1935 году Поликарпов и Чкалов были награждены орденами Ленина. Однако испытательные полеты и награды за них не были пределом мечтаний знаменитого летчика. Он переживал, что в 1934 году, во время спасения челюскинцев, Поликарпов не дал согласия на его участие в этой экспедиции. В январе 1935 года Сигизмунд Леваневский организовал перелет в США через Северный полюс – и снова Чкалов не принимал в этом участия. Экспедиция Леваневского закончилась неудачей, однако летом 1936 года Чкалов вместе с летчиками Байдуковым и Беляковым успешно совершил беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский. По результатам этого перелета весь экипаж получил звание Героев Советского Союза, а в распоряжение Чкалова был предоставлен личный самолет У-2.

Новой легендой с участием Валерия Чкалова стал его беспосадочный перелет с Байдуковым и Беляковым по маршруту Москва-Ванкувер через Северный полюс (1937), после которого экипаж был награжден орденами Красного знамени. Знаменитый пилот уже начал говорить о том, что готов 'махнуть вокруг шарика', однако судьба распорядилась иначе. 15 декабря 1938 года при совершении Чкаловым испытательного полета истребителя И-180 у самолета при заходе на посадку остановился двигатель и легендарный летчик погиб. Обстоятельства крушения самолета выглядят очень странными, поскольку ни Поликарпов, ни представитель главного конструктора Е.Гинзбург разрешения на этот полет не давали. Сын Чкалова Игорь и его дочь Валерия (1935 года рождения) впоследствии открыто заявляли, что эта авария была организована с целью устранения воздушного аса, имевшего слишком большое влияние на Сталина. Место захоронения Валерия Чкалова – Кремлевская стена. Младшая дочь легендарного воздушного аса, Ольга, родилась через полгода после его гибели.

Валерий Чкалов фотография
Валерий Чкалов фотография
Generic placeholder image
Андрей Пуминов
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


'Американская Венера'
Посетило:355
Одри Мэнсон
Децебал
Посетило:628
  Децебал
Самый титулованный в истории страны
Посетило:454
Евгений Кафельников

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history