Людибиографии, истории, факты, фотографии

Валерий Чкалов: Ушедший в легенду

Летчик-испытатель, Герой Советского Союза

Имя летчика Валерия Чкалова стало легендой не только отечественной, но и мировой авиации. Он считался символом бесстрашия и вызова опасности, и во время войны многие из советских пилотов брали в полет 'на удачу' его фотографии. И, что интересно, такие же фотографии были и у многих немецких асов.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

29.03.2017

Валерий Чкалов прославился не только как виртуозный летчик, но и как личность с характером, для которого эпитет 'неординарный' был бы слишком мягким. Однако неординарностью отличалась вся его семья. Прадед известного летчика, Михаил, был первым силачом среди волжских бурлаков, его дед, Григорий – первым среди волжских грузчиков. Павел Григорьевич Чкалов, отец Валерия, выучился на мастера-котельщика и стал работать в казенных мастерских села Васильева (ныне город Чкаловск) Нижегородской губернии. Он считался лучшим специалистом, и его личное клеймо до недавнего времени можно было встретить на речных пароходах. В семье было трое детей – Алексей, Софья и Валериан, по- домашнему Аверьян (позднее летчик несколько изменил свое имя). Аверьян, родившийся 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года, рос очень сильным и бесстрашным: в восемь лет он помог отцу выиграть спор на его долг у купца Колчина. Будущий воздушный ас бежал на лыжах за купеческой тройкой и сумел обогнать ее, спрыгнув на лыжах с волжского обрыва.

фотография Валерий Чкалов
фотография Валерий Чкалов

После окончания начальной школы в Василькове Валериан поступил учиться в Череповецкое техническое училище (ныне это техникум, носящий имя знаменитого летчика). В 1918 году, после закрытия училища, мальчик возвратился домой и стал помогать отцу, затем работал молотобойцем в кузнице, а с началом навигации устроился кочегаром. В 1919 году он впервые увидел самолет. Сразу же после этого будущий воздушный ас уволился с парохода 'Баян', на котором тогда ходил, и отправился служить в Красную Армию. Ему удалось попасть в расположенный под Нижним Новгородом авиационный парк, где он стал слесарем-сборщиком. Едва Чкалову исполнилось 17 лет, он добился направления в Егорьевскую школу ВВС. В 1922 году, после ее окончания, он продолжил обучение в Борисоглебской школе военных летчиков, в 1923 году стал обучаться в Московской авиационной школе высшего пилотажа, а после нее был направлен в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя.



Реклама:

В 1924 году Валерий Чкалов был направлен служить в Ленинградскую авиаэскадрилью им. Нестерова, базировавшуюся на Комендантском аэродроме. Уже через неделю он оказался на гауптвахте за то, что стал выполнять фигуры высшего пилотажа на стареньком и не приспособленным для этого самолете. Дальнейшая служба Валерия Чкалова представляла собой череду безрассудных поступков, в которых он неизменно оказывался на высоте, вызывая у своего руководства смешанное чувство ярости и восхищения. Летчик накручивал рекордное количество мертвых петель, пролетал между деревьями и под Троицким мостом. За изобретенные им фигуры восходящего штопора и полета вверх колесами он отсидел положенный срок на гауптвахте, а после продемонстрировал их на параде в Москве, за что получил денежную премию. Зимой 1925 года Валерий Чкалов познакомился со студенткой педагогического института Ольгой Ореховой, которая вместе с однокурсницами в порядке шефской помощи организовала драмкружок в клубе эскадрильи. Два года общения в драмкружке завершились свадьбой в 1927 году, а в 1928 году у Чкаловых родился сын Игорь, впоследствии инженер-полковник ВВС.

Нельзя сказать, что семейная жизнь Ольги Эразмовны протекала безмятежно. Валерий Чкалов имел репутацию отъявленного ловеласа и сумел приударить даже за Марлен Дитрих. К тому же список его дисциплинарных нарушений возрастал. В 1928 году, уже после перевода в Брянскую эскадрилью, Чкалов перегонял самолеты из Гомеля в Брянск. Желая показать молодым летчикам, как можно прижиматься к земле на бреющем полете, он пролетел под телеграфными проводами , с чем остальные летчики справиться не смогли. Результатом стали поврежденные лини связи и судебное разбирательство, в результате которого воздушный ас получил год заключения и был лишен всех воинских званий. Однако по особому распоряжению ЦИК СССР и лично М.И.Калинина Чкалов был освобожден через 19 дней с увольнением запас.

Валерий Павлович стал работать инструктором Ленинградского авиаклуба ОСОВИАХИМ, и через год его восстановили в воинском звании и зачислили в штат Московского НИИ ВВС на должность летчика-испытателя. В его послужном списке – испытания 30 типов новой авиатехники, в том числе и так называемой 'авиаматки' - тяжелого бомбардировщика, который мог переносить до пяти самолетов-истребителей. В 1932 году при перебазировании НИИ ВВС в Подмосковье Чкалов устроил вошедший в историю парад над Красной площадью, пролетев на своем бомбардировщике впереди колонны из 45 самолетов, державших строй по три машины в ряд.

В январе 1933 года Валерий Чкалов был снова уволен в запас и переведен на должность летчика-испытателя при Московском авиационном заводе. Он стал испытывать машины знаменитого авиаконструктора Николая Поликарпова, в числе которых были истребители И-15 и И-16, тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-2, истребители танков ВИТ-1 и ВИТ-2. В 1935 году Поликарпов и Чкалов были награждены орденами Ленина. Однако испытательные полеты и награды за них не были пределом мечтаний знаменитого летчика. Он переживал, что в 1934 году, во время спасения челюскинцев, Поликарпов не дал согласия на его участие в этой экспедиции. В январе 1935 года Сигизмунд Леваневский организовал перелет в США через Северный полюс – и снова Чкалов не принимал в этом участия. Экспедиция Леваневского закончилась неудачей, однако летом 1936 года Чкалов вместе с летчиками Байдуковым и Беляковым успешно совершил беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский. По результатам этого перелета весь экипаж получил звание Героев Советского Союза, а в распоряжение Чкалова был предоставлен личный самолет У-2.

Реклама:

Новой легендой с участием Валерия Чкалова стал его беспосадочный перелет с Байдуковым и Беляковым по маршруту Москва-Ванкувер через Северный полюс (1937), после которого экипаж был награжден орденами Красного знамени. Знаменитый пилот уже начал говорить о том, что готов 'махнуть вокруг шарика', однако судьба распорядилась иначе. 15 декабря 1938 года при совершении Чкаловым испытательного полета истребителя И-180 у самолета при заходе на посадку остановился двигатель и легендарный летчик погиб. Обстоятельства крушения самолета выглядят очень странными, поскольку ни Поликарпов, ни представитель главного конструктора Е.Гинзбург разрешения на этот полет не давали. Сын Чкалова Игорь и его дочь Валерия (1935 года рождения) впоследствии открыто заявляли, что эта авария была организована с целью устранения воздушного аса, имевшего слишком большое влияние на Сталина. Место захоронения Валерия Чкалова – Кремлевская стена. Младшая дочь легендарного воздушного аса, Ольга, родилась через полгода после его гибели.

Generic placeholder image
Андрей Пуминов
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Барбара Космаль
Посетило:843
Барбара Космаль
Магдалена Мельцаж
Посетило:2909
Магдалена Мельцаж
Смерть как внезапный удар молнии
Посетило:451
Жан Габен

Добавьте свою новость

Здесь
history