Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей »льюшин

   /   

Sergey Iliyushin

   /
             
‘отографи€ —ергей »льюшин (photo Sergey Iliyushin)
   

ƒень рождени€: 30.03.1894 года
ћесто рождени€: ƒил€лево, –осси€
ƒата смерти: 09.02.1977 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 82 года

√ражданство: ———–

—ергей »льюшин. Ѕиографи€

—оветский авиаконструктор

¬ 1926 г. — ¬. »льюшин закончил академию и был назначен руководителем секции научно-технического комитета (Ќ“ ) ¬оенно-воздушных сил. ¬ этом же комитете, только значительно позже, работали его однокурсники ¬. —. ѕышнов и Ќ. ј. ∆емчужин. ќни занимались определением типажа самолетов и разработкой требований к ним дл€ военной авиации, а также участвовали в работе различного рода комиссий, которые в период строительства и испытаний самолетов контролируют соответствие заданных и реализованных данных дл€ той или иной машины.

31.03.2024

—ергей ¬ладимирович »льюшин (1894-1976) - советский авиаконструктор, академик јЌ ———– (1968), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), трижды √ерой —оциалистического “руда (1941, 1957, 1974).

—ергей »льюшин. ‘ото из открытых источников
—ергей »льюшин. ‘ото из открытых источников

ƒе€тельность академика члена  оммунистической партии с 1918 г. —ерге€ ¬ладимировича »льюшина на поприще авиации началась в годы первой мировой войны, когда он служил в авиационных част€х. ¬ 1919 г. »льюшин был назначен начальником авиационного поезда  авказского фронта. ¬ период учебы в ¬оенно-воздушной академии, именовавшейс€ в то врем€ »нститутом инженеров  расного ¬оздушного ‘лота им. Ќ. ≈. ∆уковского, —ергей »льюшин с энтузиазмом постигал премудрости науки под руководством известных профессоров и преподавателей. ћолодое учебное заведение старалось предоставл€ть слушател€м возможность работать над планерами собственной конструкции. ќдин из них, носивший название Ђћаст€жартї, построил —ергей »льюшин в содружестве с коллективом мастерских т€желой артиллерии. ѕланер был представлен на первом планерном слете в  рыму.  роме —. ¬. »льюшина в слете участвовали еще два слушател€ академии Ч ¬. —. ѕышнов и ћ.  . “ихонравов, также представившие свои планеры.

¬торым планером конструкции »льюшина был Ђ–абфаковецї (1924), который строилс€ студентами рабочего факультета »нститута инженеров путей сообщени€. ѕланер участвовал в соревновани€х и был одним из лучших дл€ учебных целей. Ќаконец, уже будучи слушателем четвертого курса, »льюшин построил рекордный планер Ђћоскваї, который не сост€зани€х в √ермании получил первый приз за продолжительность полета.

—ергей »льюшин фотографи€
—ергей »льюшин фотографи€

¬ 1926 г. — ¬. »льюшин закончил академию и был назначен руководителем секции научно-технического комитета (Ќ“ ) ¬оенно-воздушных сил. ¬ этом же комитете, только значительно позже, работали его однокурсники ¬. —. ѕышнов и Ќ. ј. ∆емчужин. ќни занимались определением типажа самолетов и разработкой требований к ним дл€ военной авиации, а также участвовали в работе различного рода комиссий, которые в период строительства и испытаний самолетов контролируют соответствие заданных и реализованных данных дл€ той или иной машины.

„етырехлетн€€ работа в комитете много дала »льюшину и положительно сказалась на его будущей конструкторской де€тельности.  огда он уже сам создавал самолеты, представител€м ¬¬— было при€тно иметь с ним дело. ¬з€в на себ€ определенные об€зательства, он выполн€л их всегда точно и в срок, хот€ перед утверждением задани€ случались бурные объ€снени€. ¬оенные требуют всегда Ђпо максимумуї, а конструкторы стараютс€ оставить себе некоторый резерв, а может быть, и запас. ѕри этом часто мнение бывших однокашников ¬. —. ѕышнова и Ќ. ј. ∆емчужина Ч заказчиков не совпадало с мнением —. ¬. »льюшина Ч конструктора, особенно в период определени€ Ђлицаї самолета, тем не менее эти споры были плодотворными и полезными дл€ создани€ будущего самолета.

–аботу в Ќ“  ¬¬— —. ¬. »льюшин сочетал с активным сотрудничеством в журнале Ђ—амолетї, который €вл€лс€ в те годы основным печатным органом, освещавшим вопросы конструировани€ летательных аппаратов, главным образом легкомоторной авиации. ѕозже —ергей ¬ладимирович работал на научно-испытательном аэродроме ¬¬—, в 1931 г. перешел в ÷ј√», который к тому времени стал ведущей научной и экспериментальной организацией, определ€вшей основные направлени€ и перспективы развити€ авиационной техники и помогавшей конструкторским бюро в создании самолетов определенных типов. ¬ институте рассчитывались и провер€лись исходные данные будущих летательных аппаратов.

¬ 1933 г. было образовано ÷ентральное конструкторское бюро (÷ Ѕ), отдельные бригады в котором возглавили —. ¬. »льюшин, Ќ. Ќ. ѕоликарпов, ƒ. ѕ. √ригорович и другие конструкторы. —ергей ¬ладимирович занималс€ в этом бюро и решением административных вопросов, фактически €вл€€сь его руководителем.

ѕерва€ половина тридцатых годов характеризовалась осложнением международной обстановки и приходом к власти фашистов в √ермании и »талии. ¬опросы укреплени€ обороноспособности страны и оснащени€ ¬ооруженных —ил совершенной боевой техникой имели дл€ молодого —оветского государства первостепенное значение. ¬ св€зи с этим необходимость создани€ первоклассных бомбардировщиков приобретала особую актуальность. ѕравительство прин€ло решение помимо самолетов этого типа, разрабатываемых в конструкторском бюро ј. Ќ. “уполева, поручить создание подобного самолета ÷ Ѕ, в частности бригаде —. ¬. »льюшина. ¬ 1936 г. был выпущен самолет ÷ Ѕ-26, а затем группой молодых специалистов под руководством »льюшина создаетс€ более совершенна€ модификаци€ этой машины Ч ƒЅ-3. Ётот усовершенствованный самолет был прин€т на вооружение ¬оенно-воздушных сил и запущен в серийное производство. ¬ 1937 г. на нем удалось установить несколько рекордов высоты полета с различными грузами, а в 1938 и 1939гг. были совершены рекордные перелеты. «а один из них прот€женностью 8000 км из ћосквы в —еверную јмерику ‘ј… наградила летчика ¬.  .  оккинаки бриль€нтовым ожерельем как первооткрывател€ трансатлантической трассы. ћодификаци€ машины ƒЅ-3 под наименованием »л-4 имела дальность полета 3800 км, потолок 9700 м и максимальную скорость полета 430 км/ч. Ќа »л-4 устанавливались два двигател€ воздушного охлаждени€ ћ-88, которые были разработаны группой советских специалистов под руководством ¬. я.  лимова по лицензии, полученной от французской фирмы. —пециально доработанные двигатели имели мало общего со своим прототипом, а по мощности значительно превосходили его (1100 л. с. против 750 л. с.). Ќадежность их, обусловленна€ отсутствием жидкостной системы охлаждени€, и неу€звимость дл€ зенитной артиллерии противника оказались очень высокими. —амолет мог поднимать до 2500 кг бомб и в годы ¬еликой ќтечественной войны примен€лс€ дл€ нанесени€ ударов по оперативно-стратегическим объектам в тылу противника. ¬ начале войны »л-4 совершал бомбовые налеты на Ѕерлин, ƒрезден, Ўтеттин,  енигсберг, ƒанциг и другие города фашистской √ермании, а также использовалс€ в качестве фронтового бомбардировщика дл€ уничтожени€ живой силы и боевой техники противника. ћассовое производство самолетов типа »л-4, имевших высокие боевые качества, превысило п€ть тыс€ч единиц.

Ћучшие дн€

ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:10081
–идли —котт
ёрий –оманенко - самый опытный космонавт
ѕосетило:6489
ёрий –оманенко
Ѕескрайний космос и Ђ«вездные войныї
ѕосетило:5798
ƒжон ”иль€мс

¬ период ¬еликой ќтечественной войны руководимое —. ¬. »льюшиным конструкторское бюро разработало и построило самолет »л-6, который в качестве силовой установки имел двенадцатицилиндровые дизельные двигатели ј„-3ќЅ. ќсобенностью их €вл€лс€ малый расход топлива, к тому же это был не бензин, а т€желое дизельное топливо (менее пожароопасное и менее дефицитное), количество которого вследствие его большой плотности увеличивалось при тех же емкост€х самолета. »л-6, больший по размерам, чем »л-4, имел на борту мощное оборонительное вооружение Ч п€ть пушек. ƒальность полета достигала 4000 км при скорости 465 км/ч. ќднако при столь высоких характеристиках недоведенность и трудность освоени€ двигателей преп€тствовали запуску самолета в серийное производство и применению в боевых услови€х.

≈ще до начала войны ќ Ѕ »льюшина приступило к проектированию самолета-штурмовика{3}. Ёто был широко известный в военные годы »л-2,  онструктору удалось найти нужное сочетание аэродинамической компоновки, устойчивости и управл€емости с достаточным запасом мощности двигател€ и рациональной схемой бронировани€ всех жизненно важных частей самолета.

—очетание скорости и маневренности, дальности и бомбовой нагрузки, огневой мощи наступательного оружи€, средств защиты и неу€звимости Ч такова была задача при создании самолета-штурмовика, —. ¬. »льюшину удалось создать самолет, отвечающий наиболее оптимально этим противоречивым требовани€м.

 ак это часто бывает в технике, проектирование штурмовика, который должен был удовлетвор€ть предъ€вл€емым к нему требовани€м, началось на основе опыта, накопленного при создании и летных испытани€х ранее выпущенных бомбардировщиков, а самолетов Ч истребителей танков еще не было. ƒл€ самолета подобного типа главным €вл€лось бронирование жизненно важных частей машины, поэтому брон€ (разной толщины на разных участках) была включена в силовую схему планера самолета, заменив каркас и обшивку всей носовой и средней частей фюзел€жа. ¬ ее контуры были вписаны силова€ установка, кабина экипажа, радиаторы и бензиновые баки. Ѕольшие трудности представл€ло обеспечение широкого диапазона скоростей и достаточной маневренности (особенно при полетах на максимальной скорости), которые необходимы на малых высотах при поддержке наземных войск пулеметным, пушечным, ракетным и бомбардировочным вооружением.

—амолет »л-2, построенный в 1939 г., довольно быстро прошел испытани€ и уже в 1940 г. был готов к запуску в серийное производство. ќднако из-за недооценки некоторыми специалистами летных и боевых характеристик этого самолета »л-2 выпускалс€ небольшими парти€ми.  роме того, спорным оставалс€ вопрос о количестве членов экипажа, поэтому вначале в производство была запущена одноместна€ машина. ќднако практика применени€ самолета и его участие в первых же боевых действи€х в начале войны доказали необходимость иметь второго члена экипажа (стрелка) дл€ защиты самолета. ¬скоре производство самолетов увеличилось, и уже зимой 1941 г. при контрнаступлении под ћосквой штурмовики »л-2 способствовали разгрому танковых соединений противника. ¬ 1942 г. двухместна€ схема самолета полностью определилась. Ќа нем был установлен также двигатель ј. ј. ћикулина, но более мощный (1760 л. с.), взлетна€ масса самолета составл€ла 6360 кг, вооружение состо€ло из двух пушек калибра 37 мм (один из вариантов).

¬ период ¬еликой ќтечественной войны было построено более 41000 самолетов »л-2 и его модификаций, выпуск их производилс€ на многих заводах страны.

¬ истории боевой авиации »л-2 €вилс€ родоначальником нового класса боевых машин, определив новую тактику их применени€, ¬ св€зи с этим —. ¬. »льюшин писал в годы войны, что в нашей стране теори€ генерала ƒуэ{4} отвергалась как необоснованна€ и ошибочна€. —оветские специалисты считали, что ¬оенно-воздушные силы имеют большое значение как род оружи€, взаимодействующий с наземными войсками, и предназначены дл€ выполнени€ самосто€тельных операций. “ем не менее ¬оенно-воздушные силы не в состо€нии самосто€тельно решить исход войны. ќпыт второй мировой войны подтвердил правильность этой точки зрени€. »сход военных действий решают многомиллионные армии, оснащенные всеми видами современной техники, в том числе и авиационной. »де€ оперативного взаимодействи€ штурмовой авиации с наземными войсками дл€ поражени€ живой силы противника, его боевой техники и средств транспорта и €вилась отправным моментом в ходе создани€ самолета такого типа, в значительной степени определив поиск оптимального решени€.

—амолет был грозным оружием. ¬ед€ огонь из пушек и пулеметов, примен€€ реактивные снар€ды и бомбы, штурмовики уничтожали живую силу и технику противника, се€ли страх и см€тение в стане врага. ¬ гитлеровской армии эти машины называли Ђчерной смертьюї.

ѕомимо превосходных летных и боевых качеств самолет »л-2 отличалс€ исключительной надежностью и живучестью. ќдна из машин, совершивша€ более 150 вылетов, получила за врем€ боевых действий около шестисот пробоин, серьезные повреждени€ крыла, хвостовой части фюзел€жа, оперени€, однако неизменно возвращалась на свой аэродром.

ѕопытка гитлеровских специалистов спроектировать и построить бронированный штурмовик, подобный самолету »л-2, не увенчалась успехом.

Ћетчики, воевавшие на штурмовиках »л-2, говорили: Ђ≈сть самолеты, представл€ющие собой удивительное творение человеческого разума, воплотившие в своей конструкции все, что требует современный бой, самолеты-универсалы, на которых можно выполн€ть самые разнохарактерные задани€, самолеты, обладающие высокими боевыми качествами. »менно к таким машинам в первую очередь можно отнести »л-2ї. —амолет оправдал свое назначение штурмовика. Ќе только равных, но даже подобных ему не было ни в одной другой армии. »л-2 оказалс€ лучшим и в наступательных, и в оборонительных операци€х, добива€сь высоких результатов в борьбе с танками и подавлении разного рода узких и точечных целей.

—амолет »л-2 использовалс€ дл€ преследовани€ и уничтожени€ вражеских бомбардировщиков, а при окружении немецких группировок Ч и дл€ патрульной службы. ќн уничтожал немецкие т€желые танки Ђтигрї и Ђпантераї с трехдюймовой броней. ¬ июле 1943 г. тесть штурмовых самолетов под командованием летчика ¬итрука одним заходом на вражескую колонну вывели из стро€ 15 танков. Ђ¬еликий труженик войныї, которым по праву считалс€ самолет »л-2, €вл€лс€ великолепным оружием переднего кра€ и не имел себе равных среди боевых самолетов этого класса.

Ќе случайно под ћосквой на высоком берегу реки »стры воздвигнут пам€тник самолету »л-2, увековечивший труд его создателей и героизм советских летчиков-штурмовиков.

ƒальнейшие работы конструкторского бюро по созданию штурмовиков заключались в установке на них более мощных двигателей, лучшего вооружени€ и получении более высоких скоростей и дальностей полета. ћодификаци€ми »л-2 €вились самолеты »л-8 и »л-10. ѕоследний имел скорость до 550 км/ч и был оснащен более совершенным пушечным вооружением. ”же после войны выпускаютс€ »л-16 и »л-20. ƒл€ повышени€ точности ведени€ прицельного огн€ по наземным цел€м в самолете »л-20 был улучшен обзор и в св€зи с этим изменена компоновка кабины штурмовика. ѕроектируема€ скорость составл€ла 515 км/ч, но с поршневыми двигател€ми достигнуть ее было очень трудно. ѕоэтому по заданию ¬¬— коллектив, возглавл€емый —. ¬. »льюшиным, приступил к разработке самолета пол€ бо€ с турбореактивными двигател€ми, получившего наименование »л-40.  онструированием этой машины закончилс€ этап создани€ самолетов пол€ бо€.

Ќужно сказать, что еще в конце войны конструкторское бюро приступило к работе над экспериментальным самолетом »л-22 с четырьм€ турбореактивными двигател€ми “–-1 конструкции ј. ћ. Ћюльки. ѕостройка реактивного самолета, да еще такого большого, €вл€лась в тот период задачей со многими неизвестными. » вот в июле 1947 г. неутомимый исследователь, летчик-испытатель ¬.  .  оккинаки подн€л в воздух этот самолет. ¬се присутствовавшие на аэродроме были очень взволнованы, так как происходило опробование не только самолета, но и установленных на нем турбореактивных двигателей. ѕервый полет закончилс€ успешно. “огда же было решено подготовить самолет к воздушному параду в “ушино. »ностранна€ печать, своеобразно оценива€ советский бомбардировщик, сообщала, что »л-22, задуманный с самого начала как самолет с реактивной силовой установкой, был чисто экспериментальным самолетом с относительно недолгой карьерой, на долю которого выпал Ђчас славыї в “ушино. ќднако независимо от летных данных этой машины (а они были достаточно высокими по тому времени) она €вилась заметным этапом в работе конструкторского бюро, которому вскоре было поручено, как и нескольким другим ќ Ѕ, создание фронтового бомбардировщика.

¬ первый период работы над самолетами-бомбардировщиками с турбореактивными двигател€ми шли длительные и острые дискуссии об оборонительном вооружении такого самолета, поскольку установка оборонительного вооружени€ влечет за собой увеличение экипажа, массы самолета, а возможно, и ухудшение его аэродинамических форм.

“рудность решени€ вопроса об установке оборонительного вооружени€ объ€сн€лась и тем, что в мировой авиационной науке не было единого мнени€ по этому вопросу. Ќапример, английские конструкторы, опира€сь на успех боевых действий своего бомбардировщика времен второй мировой войны (самолет Ђћоскитої превосходил истребители противника по скорости и, име€ только неподвижное пушечное вооружение со стрельбой вперед, успешно вел бой благодар€ скорости), не имевшего турельных установок дл€ защиты задней полусферы, придерживались этого принципа и на реактивных бомбардировщиках, — точки зрени€ советских специалистов, концепци€ неподвижного пушечного вооружени€ и ориентации на превосходство в скорости, котора€ может и исчезнуть, представл€лась спорной, тем более что по€вившиес€ в то врем€ радиолокационные прицелы могли обнаруживать цель на больших рассто€ни€х, чем оптические средства, использовавшиес€ в прошлом.

»менно поэтому на основном отечественном фронтовом бомбардировщике »л-28 была установлена кормова€ турельна€ установка, кабина стрелка располагалась также в кормовой части фюзел€жа. ѕри этом сиденье стрелка катапультировалось вниз. ћасса пустого самолета с турельной установкой увеличилась на 1100 кг. ¬ дальнейшем по согласованию с требовани€ми представителей ¬¬— наличие задней турельной установки дл€ обороны бомбардировщика считалось необходимым условием и дл€ других машин этого типа.

¬думчивый анализ вопросов тактики и детальное изучение особенностей боевого применени€ проектируемого самолета привод€т, как показал опыт, к созданию самолетов Ђбольшой авиацииї. Ќельз€ не согласитьс€ с корреспондентом газеты Ђѕравдаї Ѕорисом јгаповым, который писал в свое врем€, что самолет »льюшина Ч не только достижение авиационной науки, но и замечательное тактическое открытие. ¬ его основе лежит иде€ глубока€ и точна€. Ёто определение можно применить ко многим боевым самолетам, созданным под руководством »льюшина. —ергей ¬ладимирович, человек пунктуальный и верный своему слову, часто говорил: Ђ¬ыданное мне задание, если € возьмусь за него, будет выполнено с теми данными, которые заданыї.

«адание на создание фронтового бомбардировщика с двум€ турбореактивными двигател€ми было дано нескольким конструкторским бюро, с тем чтобы по результатам испытаний выбрать лучший и наиболее полно удовлетвор€ющий требовани€м заказчика. “аким самолетом стал »л-28.  ак и на машинах периода ¬еликой ќтечественной войны, выпущенных этим конструкторским бюро, на »л-28 серьезное внимание было уделено защите экипажа. ћеталлическа€ брон€ и прозрачна€ брон€ защищали кабину стрелка, а также кабину летчика и штурмана. —амолет имел скорость 900 км/ч, бомбовую нагрузку 3000 кг и дальность 2400 км.   периоду создани€ »л-28 по€вилс€ еще один самолет аналогичного назначени€ “у-14, построенный в  Ѕ ј. Ќ. “уполева, и тогда было решено поручить различным экипажам испытать эти машины и доложить свое заключение правительству. –езультаты оказались в пользу »л-28, и на воздушном параде 1 ма€ 1950 г. над  расной площадью летели уже дес€тки самолетов этого типа.

 оличество намеченных к выпуску самолетов »л-28 представл€лось по тому времени значительным, хот€ было очевидно, что машина в первый период эксплуатации в строевых част€х потребует доводки.

Ѕыстрому освоению этого самолета промышленностью способствовали особенности технологии его изготовлени€, объ€сн€вшиес€ новшеством, которое —. ¬. »льюшин ввел в конструкцию: фюзел€ж, крыло и стабилизатор разнимались вдоль осей. Ёто открывало доступ к любой детали при сборке, позвол€ло монтировать сложные узлы вне машины, расшир€€ таким образом фронт работы. —амолет выпускалс€ промышленностью долгое врем€ и имел варианты разведчика, учебного самолета и торпедоносца, а после выработки ресурса Ч и летающей мишени. ѕрактически с поступлением его в войска началось перевооружение нашей фронтовой бомбардировочной авиации на реактивную.

»л-28 был Ђтруженикомї фронтовой бомбардировочной авиации в течение многих послевоенных лет. Ѕлагодар€ достаточно совершенному пилотажно-навигационному оборудованию этот самолет мог эксплуатироватьс€ в любое врем€ суток и в сложных метеорологических услови€х. Ќа нем проходили обучение и тренировку в учебно-боевых полетах летчики-бомбардировщики не одного поколени€. » конструктору было при€тно узнавать о хороших отзывах летного состава об этом самолете.

ƒл€ достижени€ еще большей дальности полета в ќ Ѕ »льюшина был выпущен реактивный самолет »л-46 с нестреловидным крылом, который предназначалс€ дл€ замены поршневого самолета дальней авиации “у-4. –азрабатывалс€ он на базе хорошо зарекомендовавшего себ€ »л-28 и был много больше его, имел два двигател€ јЋ-5 с т€гой по 5000 кгс каждый, дальность полета 5000 км и потолок 12300 м. ¬ооружение его состо€ло из сдвоенной пушки калибра 23 мм в хвостовой части и двух пушек калибра 20мм в носовой части.

ќднако к этому времени в ќ Ѕ “уполева был создан самолет со стреловидным крылом, вошедший в серию под названием “у-16, который имел преимущество перед »л-46 по скорости, и вследствие этого »л-46 не был прин€т на вооружение.

¬ 1956 г. на одном из подмосковных аэродромов специалистам демонстрировалс€ другой т€желый самолет ќ Ѕ »льюшина Ч трехместный бомбардировщик »л-54. Ёто был высокоплан с крылом большой (55∞) стреловидности, до этого не примен€вшимс€ в самолетах такого типа. ѕринципиально новыми в нем были аэродинамическа€ компоновка и устройство шасси на основе Ђвелосипеднойї схемы с далеко отсто€щими одна от другой главными ногами (боковые вспомогательные стойки с небольшими колесами убирались в обтекатели крыла). √ондолы двигателей подвешивались на пилонах под крылом. Ѕлагодар€ хорошим аэродинамическим данным и мощным двигател€м (два јƒ-7) на самолете удалось достигнуть максимальной скорости 1150 км/ч (ћ = 0,93), что по тому времени представл€лось весьма значительным, »л-54 €витс€ прототипом сверхзвукового бомбардировщика.

ƒругим направлением в де€тельности  Ѕ —. ¬. »льюшина было создание пассажирских самолетов.

¬ конструировании военных и пассажирских самолетов нет принципиальных различий, однако разработка пассажирского самолета имеет свои особенности, обусловленные главным образом необходимостью обеспечени€ безопасности полета, надежности, экономичности, самолет должен быть комфортабелен, прост в эксплуатации.

»стори€ развити€ пассажирского самолетостроени€ в ———– начинаетс€ с конца двадцатых годов. ¬ ту пору в распор€жении гражданской авиации насчитывалс€ 81% иностранных самолетов и 39% советских.   1935 г. иностранные машины были полностью заменены отечественными (это самолеты ѕ—-9 (јѕ“-9),  -5 и ѕ-5). ¬ конце первой п€тилетки серийно выпускалс€ самолет Ђ—таль-2ї из нержавеющей с га ли, созданный под руководством ј. ». ѕутилова.

Ќаибольшее распространение в гражданской авиации получил пассажирский самолет  -5 конструктора  . ј.  алинина. ѕрактически 200 машин этого типа в течение дес€ти лет составл€ли основной парк гражданской авиации.

ѕервые самолеты  онстантина јлексеевича (в прошлом боевого летчика, имевшего награды за доблесть, про€вленную в первую мировую войну) строили на киевском заводе Ђ–емвоздухї, конструкторское бюро которого помимо  . ј,  алинина состо€ло из техника, двух чертежников и двух студентов-практикантов. “ем не менее в 1923 г. разработанный проект пассажирского самолета  -1 был утвержден в Ќаучно-техническом комитете ¬¬—. ¬ июле 1925 г. самолет совершил свой первый полет. ќн представл€л собой подкосный моноплан с высоким расположением крыла. Ќа  -1 устанавливалс€ двигатель вод€ного охлаждени€ с звездообразным расположением цилиндров мощностью 160 л. с.  абина экипажа, состо€щего из двух человек, была закрыта прозрачным фонарем, что €вл€лось новшеством по тому времени. ¬ пассажирском варианте на самолете имелись два кресла и диванчик.

 аркас крыла и фюзел€жа был обт€нут полотном. ѕри испытани€х самолет  -1 достиг скорости 140 км/ч.

ѕосле успешных испытаний вновь созданного самолета в соответствии с решением правительства  алинин организовал в ’арькове конструкторское бюро дл€ строительства отечественных самолетов. ¬ это врем€ в мастерских, где должно было быть организовано производство самолетов вновь созданного конструкторского бюро, ремонтировались самолеты немецкой фирмы Ђƒорньеї, которые эксплуатировались в нашей стране. Ќесмотр€ на большую рекламную шумиху со стороны немецкой фирмы, было прин€то решение об отказе закупать самолеты за границей дл€ Ђ”крвоздухпутиї.

ћолодое конструкторское бюро занималось как постройкой, так и проектированием новых самолетов. Ќа воздушные линии в 1928 г. стали выходить вначале шестиместные самолеты  -4, затем  -5, имевшие восемь пассажиров на борту. ѕо свидетельству очевидцев,  алинин был прекрасным инженером, €вл€лс€ новатором многих идей, занималс€ общественной де€тельностью.

—амолет  -4 в свое врем€ был лучшим дл€ выполнени€ картографических работ, и на одном из них был выполнен рекордный дл€ того времени перелет.

ѕродолжа€ конструирование самолетов дл€ гражданской авиации, конструкторское бюро в 1929 г. создало дес€тиместный  -5, на котором мы, будучи слушател€ми академии, проходили практику на ÷ентральном аэродроме, где базировались не только военные, но и гражданские самолеты. Ќа  -5 были установлены двигатели воздушного охлаждени€ мощностью 480 л. с. ¬ дальнейшем на этот самолет пытались установить двигатели вод€ного охлаждени€ мощностью 680 л. с. Ќо это привело к ут€желению самолета. ѕоэтому строительство  -5 продолжалось с двигател€ми воздушного охлаждени€.

¬ 1930 Ч 1933 гг. были выпущены новые типы самолетов:  -6,  -9,  -10 и. наконец, т€желый самолет  -7, который имел металлическое крыло толстого профил€.

Ќа  -7 устанавливалось семь двигателей вод€ного охлаждени€ јћ-34 мощностью по 750 л. с. каждый. —амолет был рассчитан на 120 пассажиров € 12 человек экипажа при нормальной взлетной массе 38 т. »мелс€ проект этого самолета и военном варианте с четырьм€ пушками, восемью пулеметами на борту и соответствующей бомбовой нагрузкой.  рыло в центральной части имело высоту профил€ около 2,33 м. ¬ центроплане размещались баки с горючим и кабины. »мелась даже кают-компани€ на 24 человека. Ётот гигантский по тому времени самолет подн€лс€ в воздух в 1933 г. ѕервый взлет ?го проходил в торжественной обстановке. ћесто летчика зан€л главный конструктор. «а полетом наблюдали ѕ. ». Ѕаранов и командующий войсками ”краинского военного округа ». Ё. якир.

ќдной из последних конструкций  . ј.  алинина был самолет  -12, представл€вший собой моноплан бесхвостой схемы, дл€ выполнени€ задач фронтового бомбардировщика.   преимуществам этой схемы относ€тс€ небольша€ масса и возможность размещени€ в кормовой части фюзел€жа огневой точки. ќднако в дальнейшем самолет был перет€желен и летные данные его были занижены. Ќа воздушном параде в “ушино в августе 1937 г, был совершен первый полет бесхвостого самолета-бомбардировщика.

÷ельнометаллический фронтовой бомбардировщик  -13 €вл€лс€ уже самолетом с обычным оперением. Ёкипаж самолета состо€л из трех человек. »спытани€ самолета не были еще закончены, а его автор в пору творческой зрелости 1 апрел€ 1938 г. внезапно скончалс€. “аков был творческий путь конструктора-новатора отечественных самолетов, вложившего весь свой талант и энергию в создание фундамента отечественной авиации. ќсоба€ роль принадлежит ему в создании отечественных самолетов дл€ гражданской авиации.

÷ельнометаллический самолет јЌ“-9 с трем€ двигател€ми воздушного охлаждени€, построенный под руководством ј. ј. јрхангельского, предназначалс€ дл€ перевозки дес€ти пассажиров. ќн был выпущен в количестве 90 единиц и использовалс€ в начале ¬еликой ќтечественной войны в транспортном и санитарном вариантах.

Ќесколько позже был построен самолет с п€тью двигател€ми воздушного охлаждени€ јЌ“-14, который поднимал 36 пассажиров при п€ти членах экипажа и €вл€лс€ самым крупным пассажирским самолетом того времени Ќо в св€зи с тем что объем пассажирских перевозок в нашей стране оставалс€ небольшим, самолет в серийном производстве не строилс€. ≈динственный экземпл€р его стал флагманом агитационной эскадрильи имени ћаксима √орького. ¬ 1935 г. под руководством ј. ј. јрхангельского создаетс€ самолет јЌ“-35 (ѕ—-35), который имел дальность полета 2 Ч 3 тыс. км и мог прин€ть на борт 10 пассажиров. Ёто был цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимс€ в полете шасси. —иловую установку составл€ли два звездообразных двигател€ воздушного охлаждени€, максимальна€ горизонтальна€ скорость его достигала 400 км/ч. ѕри проектировании самолета особое внимание удел€лось обеспечению комфортабельности: удобства размещени€ пассажиров, звуко- и теплоизол€ции кабины, отоплени€, вентил€ции и индивидуального электрического освещени€, чего не было на ранее построенных пассажирских самолетах. јЌ“-33 был оборудован автопилотом, св€зной радиостанцией и радиополукомпасом, что также €вл€лось новинкой. ќднако недостаточна€ вместимость машины и низка€ платна€ нагрузка стали причиной того, что широка€ эксплуатаци€ самолета представл€лась экономически нецелесообразной. ¬ этот же период но заказу —оветского правительства был построен пассажирский самолет ѕ—-89, спроектированный французским конструктором ј. Ћавилем. ќбладавший невысокими летно-техническими данными, он также не нашел применени€. ќдним из скоростных пассажирских самолетов, имевших высокие летные данные, был самолет Ђ—таль-7ї, построенный –. Ћ. Ѕартини. Ќа одной из машин, подготовленных к сверхдальнему кругосветному перелету, в 1939 г. был совершен беспосадочный перелет прот€женностью 5068 км со средней скоростью 404,94 км/ч. Ёто стало мировым достижением. Ќо некоторые организационные сложности и необходимость длительной доводки самолета не позволили внедрить его в эксплуатацию в отечественной гражданской авиации. Ќа прот€жении двадцати лет основным типом самолета гражданской пассажирской и транспортной авиации в нашей стране €вл€лс€ Ћи-2 (вариант американского пассажирского самолета Ђƒуглас ƒ—-3ї).

¬ 1946 г. на смену Ћи-2 пришел самолет »л-12. ќн строилс€ в пассажирском € грузовом вариантах, имел два поршневых двигател€ мощностью по 1850 л. с., перевозил до 3500 кг различных грузов, а в случае необходимости мог производить наземное и парашютное десантирование живой силы и легкой военной техники.

ƒл€ линий гражданской авиации средней и малой прот€женности вскоре был построен самолет »л-14, схожий по схеме с первенцем гражданского самолетостроени€ этого конструкторского бюро, но с более мощными (звездообразными, как и на »л-12) двигател€ми воздушного охлаждени€. ƒо середины п€тидес€тых годов »л-14 оставалс€ основным самолетом в пассажирском, десантно-транспортном а даже служебном вариантах (дл€ перевозок различных делегаций не только в нашей стране, но и в »ндии, Ѕирме, јфганистане). ¬споминаетс€, что полеты эти оставл€ли впечатление комфортабельности, надежности и, что самое главное, быстроты, хот€ крейсерска€ скорость самолета »л-14 составл€ла всего 350 км/ч при дальности 2150 Ч 2550 км. ѕростота эксплуатации и ремонта, заложенна€ в конструкции, также способствовала закреплению доброй репутации самолета у тех, кто на нем летал.

¬опрос о создании самолета с большей, чем у »л-14, вместимостью пассажиров решалс€ в два этапа. ѕосле войны был создан самолет »л-18 с четырьм€ поршневыми двигател€ми јЎ-73. —амолет имел большую дальность полета Ч до 6000 км, крейсерскую скорость 500 км/ч и вместимость пассажирской кабины до 60 человек. ќднако машина с подобной силовой установкой и такой скоростью полета уже не устраивала јэрофлот, поскольку к тому времени по€вились более совершенные двигатели Ч турбовинтовые, сочетавшие качества поршневых (главным образом, по расходу топлива) и реактивных (по возможности иметь большую скорость полета). Ќовый самолет »л-18 с четырьм€ турбовинтовыми двигател€ми ј. √. »вченко €вл€лс€ одним из самых массовых в нашей гражданской авиации. ¬ отличие от своих предшественников, выпускаемых серийно, »л-18 имел герметическую кабину, поскольку полет проходил на высотах до 8 Ч 9 тыс. м при крейсерской скорости до 650 км/ч. ≈го полетна€ масса, составл€вша€ вначале около 60 т, достигла затем 64 т, а число пассажирских мест было увеличено с 75 до 120. —амолет был легким и вместе с тем надежным, имел более совершенное пилотажно-навигационное оборудование, и в первую очередь радиолокатор, который позвол€л обходить зоны грозовой де€тельности и избегать разр€дов молний. ћашина могла эксплуатироватьс€ не менее двадцати лет. Ќа последних модификаци€х самолета была установлена аппаратура, позвол€юща€ совершать автоматическую посадку в сложных метеорологических услови€х. ƒовольно трудной оказалась проблема снижени€ уровн€ шума в пассажирской кабине, который превышал допустимый (его создавали огромные воздушные винты, вращавшиес€ от двигателей мощностью 4000 л. с. каждый). ¬ начальный период эксплуатации некоторые осложнени€ были св€заны с двигател€ми ј»-20, что могло поставить под вопрос существование самолета в целом, так как надежность и безопасность полета Ч основные требовани€, которым должен удовлетвор€ть пассажирский самолет. Ќо недостатки удалось устранить и, видимо, нет в нашей стране другого пассажирского лайнера, который перевез бы такое количество пассажиров не только у нас, но и за рубежом и посетил бы столько городов и населенных пунктов на всей планете. —амолет »л-18 был на ёжном и —еверном полюсе, доставл€€ туда научные и исследовательские экспедиции, широко эксплуатировалс€ в р€де зарубежных стран и предназначалс€ специально дл€ перевозки глав правительств различных государств.

Ѕольшую € серьезную помощь в работе в ад машиной оказал в период ее испытаний и доводки ¬ладимир  оккинаки, который часто вместе с генеральным конструктором на борту осваивал наиболее типовые трассы полета этого самолета. ≈го энерги€ и убежденность, спокойствие и грез-вый расчет способствовали успешному проведению испытаний. Ќесколько мировых рекордов (в 1956, а затем в 1960 г.) установил ¬.  оккинаки при полетах с различными грузами (от 1 до 10 т) и со скоростью 719,496 км/ч на дальность 2000 км. –екорды высоты 12000 Ч 13274 м с нагрузкой от 5 до 20 т также €вл€лись достижением этого самолета и его летчика-испытател€.

—ергей ¬ладимирович »льюшин, выросший на берегу  убенского озера в ¬ологодской губернии, любил природу. ≈го часто можно было встретить на рыбной ловле где-нибудь в ѕодмосковье, и он об€зательно расхваливал свое родное озеро, где в тишине хорошо было отдыхать, набира€сь творческих сил дл€ работы над следующим поколением самолетов.

“аким новым поколением современной гражданской авиации €вились самолеты-лайнеры с турбовентил€торными двигател€ми, сочетающими преимущества турбореактивного и турбовинтового двигателей, но в отличие от последнего не имеющие в своей конструкции таких сложных и т€желых агрегатов, как редуктор передачи мощности от двигател€ к винту и собственно винт Ч т€желый, сложный, многолопастный, вращающийс€ с огромной скоростью и создающий большой шум и вибрации. Ќовые самолеты должны были отвечать следующим требовани€м; иметь значительные скорости и дальности, вмещать большое число пассажиров, обеспечива€ достаточный комфорт при длительных многочасовых полетах, характерных дл€ трансатлантических рейсов.  роме того, необходимо было уменьшить создаваемый машиной шум в кабинах и на земле.

–азработка такого самолета значительно отличалась от предшествовавших работ как по аэродинамической компоновке, так и по массовым характеристикам. ќсобое внимание при конструировании самолетов, предназначенных дл€ полетов на больших высотах, удел€етс€ проблеме устойчивости на больших углах атаки в услови€х турбулентной атмосферы. —ерьезных исследований требовали вопросы положени€ горизонтального оперени€ и его размеров, так как двигатели в отличие от прошлых машин размещались в хвостовой части фюзел€жа (главным образом дл€ того, чтобы уменьшить шум внутри пассажирской кабины). ѕомимо этого, уровень шума на земле также не должен был превышать определенных величин, установленных международными стандартами.  омплекс пилотажно-навигационного оборудовани€, радиотехнических и радиолокационных средств отрабатывалс€ заново, осуществл€лась автоматизаци€ полета но всей траектории Ч от взлета до посадки. “рудность заключалась в обеспечении полета машины в сложных метеорологических услови€х, что объ€сн€етс€ дальностью маршрутов, а следовательно, и многократным изменением метеообстановки в пути.

Ќе меньшего внимани€ требовали разработка и установка турбовентил€торных двигателей с т€гой 10 Ч 12 тс конструкции Ќ. ƒ.  узнецова, расположенных по два с обеих сторон в хвостовой части фюзел€жа. ≈сли при конструировании самолетов прошлых лет вопросы центровки определ€лись многолетней практикой, то теперь их решение требовало большого € кропотливого труда. –асположение двигателей в хвостовой части самолета вызвало изменени€ в схеме расположени€ шасси, чтобы при загрузке самолета на сто€нке, при посадке и выходе пассажиров он не опрокидывалс€ на хвост, ближе к которому расположен центр т€жести машины.

¬ период окончательной доводки самолета —ергей ¬ладимирович »льюшин с группой специалистов посетил јнглию и побывал на заводе, где строилс€ английский самолет с аналогичным расположением двигателей. Ќадо было видеть, как внимательно и с каким интересом рассматривал —ергей ¬ладимирович сто€вший в сборочном цехе самолет, сравнива€ его со своим. ќсобый интерес конструктора вызвали размещение кресел летчиков, расположение приборов на доске перед членами экипажа, средства пожарной безопасности и их размещение. —. ¬. »льюшин задавал множество вопросов своим английским коллегам, в чем ему активно помогал его заместитель √. ¬. Ќовожилов, хорошо знающий английский €зык. «наком€сь с производством на этом заводе, —ергей ¬ладимирович с большим интересом отнесс€ к новым технологическим методам, позвол€вшим значительно экономить металл при серийном изготовлении самолетов, а также к испытательным стендам, которые давали возможность провер€ть отдельные агрегаты машины перед их установкой на самолет.

¬ 1965 г. новый лайнер —. ¬. »льюшина »л-62 демонстрировалс€ на ѕарижской авиационной выставке, а несколько позже Ч на выставке в “урине, где он неизменно привлекал многочисленных зрителей, которые очень лестно отзывались об этой современной и комфортабельной машине. ѕо€вление нашего самолета в “урине вызвало множество откликов в мировой печати. ќтмечалось, в частности, что »л-62 стабилен в полете, как скала, и не про€вл€ет тенденции к каким-либо колебани€м, шум от двигателей почти не слышен. –уководитель воздушного парада в “урине призналс€: Ђ¬осхищен могучим кораблемї.

Ѕольшой успех выпал на долю самолета »л-62, когда группа советских специалистов, журналистов, представителей »нтуриста по приглашению американской компании воздушных сообщений Ђѕан америкэнї посетила —Ўј. Ёто был один из первых межконтинентальных полетов »л-62, проходивший над ледниками √ренландии и просторами јтлантического океана, ¬ полете самолет зарекомендовал себ€ комфортабельным и малошумным. Ћишь урчание двигателей напоминало об их мощности. ѕри попадании машины в неспокойные слои атмосферы пассажиры не ощущали никакой тр€ски, так как гибкое крыло воспринимало значительные нагрузки, возникающие в турбулентной атмосфере.

—ледует заметить, что получение разрешени€ американских властей на полеты в —Ўј, и в частности в Ќью-…орк, Ч дело весьма деликатное, сопр€женное с выполнением р€да формальностей. јмериканские специалисты тщательно изучают данные самолета, результаты его летных испытаний, характеристики шума, создаваемого машиной в аэропорту и его окрестност€х, и многое другое. “олько после этого выдаетс€ сертификат на право полетов в —Ўј. —амолет »л-62 получил такой сертификат, свидетельствующий о том, что машина соответствует Ѕританским национальным нормам годности самолетов гражданской авиации. ѕрилет в Ќью-…орк, как обычно, началс€ пребыванием в Ђзоне ожидани€ї, но никто из находившихс€ в самолете не предполагал, что там придетс€ провести больше часа и пройти даже не одну, а несколько таких Ђзонї. ќднако даже после нескольких часов полета »л-62 имел достаточный запас топлива дл€ этого ожидани€. ¬ аэровокзале собралось много людей, желавших посмотреть на советский воздушный лайнер. —амолет, летавший на границе стратосферы со скоростью около 900 км/ч и имевший взлетную массу более 160 т, привлекал любознательных своими из€щными формами, а специалистов Ч хорошей массовой отдачей и отличными взлетно-посадочными характеристиками. ƒес€тки корреспондентов, про€вивших большой интерес к нашей машине, с различными средствами фото-, кино-, радио- и телетехники осаждали как экипаж, так и пассажиров самолета.

«абавным происшествием закончилось пребывание »л-62 в Ќью-…орке.  огда перед отлетом пассажиры € экипаж зан€ли свои места, к самолету подошел желтого цвета т€гач, чтобы отбуксировать самолет на взлетную полосу. ќднако, к общему удивлению, мощность буксировочного устройства оказалась недостаточной дл€ нашего лайнера. Ќа лицах провожающих застыло недоумение, что же делать? „то будет дальше! Ёкипаж советского самолета попросил руководител€ полетов отогнать т€гач от самолета, запустил двигатели и на глазах у всех дал задний ход, вызвав нескрываемое восхищение присутствующих. —амолет самосто€тельно подошел к взлетной полосе, использу€ обратную (реверсивную) т€гу двигателей.

ќткрытие пр€мого воздушного сообщени€ ћосква Ч Ќью-…орк продемонстрировало способность јэрофлота конкурировать с международными авиакомпани€ми на дальних трассах. Ѕезусловно, создание реактивного пассажирского самолета »л-62 €вилось качественно новым достижением, которое по достоинству было оценено за рубежом, в частности в Ќью-…орке.

Ќа воздушном параде в 1967 г. в ƒомодедово »л-62 замыкал колонну самолетов гражданской авиации, продемонстрировав отличные взлетно-посадочные характеристики и свой знаменитый Ђзадний ходї.

¬ последующие годы конструкторское бюро —. ¬. »льюшина работало над повышением дальности и скорости полета »л-62 дл€ использовани€ его на лини€х большой прот€женности. Ќаиболее рациональным €вилось применение новой силовой установки с лучшими характеристиками и увеличение запаса топлива на борту. Ќа самолете был установлен более совершенный двухконтурный двигатель конструкции ѕ. ј. —оловьева со взлетной т€гой 11000 кгс и меньшим, чем на базовом самолете, расходом топлива. ”становка этих двигателей, имеющих большой диаметр, потребовала усовершенствовани€ аэродинамических форм гондол, что благопри€тно сказалось на крейсерских режимах полета.

¬ результате усовершенствовани€ силовой установки, увеличени€ запаса топлива на 5000 л в дополнительном баке, размещенном в киле, улучшени€ формы обтекател€ стабилизатора и кил€, а также частичной замены приборно-навигационного оборудовани€ по€вилась нова€ модификаци€ самолета Ч »л-62ћ. ѕри полете с максимальной нагрузкой (23 т) дальность возросла с 6950 до 7900 км, а при наличии ста пассажиров (10 т) Ч с 8800 до 10000 км.  рейсерска€ скорость увеличилась с 830 до 870 км/ч. “аким образом, самолет »л-62ћ €вилс€ более экономичной машиной благодар€ увеличению коммерческой нагрузки в сочетании с большей скоростью полета.

¬ коллективе ќ Ѕ, отметившем в 1971 г. 40 лет своей де€тельности, создан крайне необходимый јэрофлоту реактивный грузовой самолет »л-76“, который перевозит огромное количество разнообразных грузов по необъ€тным просторам нашей –одины. —амолет имеет герметическую кабину, обладает большой грузоподъемностью.

—ергей ¬ладимирович »льюшин передал эстафету своих дел младшему поколению, своим сыновь€м, старший из которых ¬ладимир, окончив ¬оенно-воздушную инженерную академию им. Ќ. ≈. ∆уковского, стал инженером и летчиком, научившись летать Ђбез отрыва от производстваї. √енерал ¬. —. »льюшин Ч заслуженный летчик-испытатель, √ерой —оветского —оюза Ч много лет работал с истребител€ми и установил на самолетах этого типа несколько мировых рекордов.

—ергей ¬ладимирович был в большой дружбе со многими авиационными конструкторами, и один из них, јртем »ванович ћико€н, говорил, что »льюшин Ч цела€ эпоха в гражданском послевоенном самолетостроении, эпоха, вобравша€ все современные качества авиации Ч скорость, высоту, [129] простоту конструкции, надежность в эксплуатации, комфорт. ќн дружно работал с руководител€ми ÷ј√», академиками ј. ». ћакаревским, ¬. ¬. —труминским, “. ѕ. —вищевым и √. —. Ѕюшгенсом.

¬ своей конструкторской де€тельности »льюшин опиралс€ на достижени€ науки, на ÷ј√», работал совместно с летно-исследовательским институтом, много времени проводил в конструкторских группах. —вой самолет знал в совершенстве. ќн любил говорить о работе конструктора: ЂЌадо делать так, чтобы любой самый опытный и придирчивый специалист мог сказать: лучше не сделаешьї.

¬ заключение можно отметить, что в общей сложности построено около 60 000 боевых и пассажирских самолетов типа »л. —амолеты этой марки были одними из основных в годы минувшей войны. ќни и в наши дни €вл€ютс€ наиболее распространенными машинами √ражданского ¬оздушного ‘лота ———– и р€да зарубежных стран.

—трана высоко оценила заслуги создател€ новой техники. —. ¬. »льюшин был избран действительным членом јкадемии наук ———–, €вл€лс€ лауреатом Ћенинской и нескольких √осударственных премий, трижды награжден золотой медалью √еро€ —оциалистического “руда. ќт солдата старой армии до генерал-полковника-инженера, от рабочего аэродромной команды до генерального конструктора, от планера к межконтинентальному воздушному лайнеру Ч таков путь —ерге€ ¬ладимировича »льюшина.

 онструктор и ученый, инженер и творец, талантливый русский человек, —. ¬. »льюшин обладал деловитостью, целеустремленностью, упорством и настойчивостью и, что особенно важно, даром научного предвидени€. Ђ огда говор€т о самолетах конструкции —. ¬. »льюшина, на пам€ть приходит цела€ вереница выдающихс€ по своему техническому совершенству летательных аппаратов, каждый из которых Ч веха в истории советской авиацииї Ч это мнение академика ¬. ¬. —труминского, и оно соответствует истине.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

”частник легендарных Raspberries
ѕосетило:14699
Ёрик  армен
 оролева льда, королева теней
ѕосетило:13689
—он€ ’ени
ѕорфирий »ванов. Ѕиографи€
ѕосетило:17014
ѕорфирий »ванов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru