Авиаконструктор СССР, член-корреспондент Академии наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской премии… На протяжении долгих лет подробности жизни Семена Лавочкина скрывались от общественности – таковы были требования времени к профессии конструктора самолетов.
09.06.2024
Семён Алексеевич Лавочкин родился (29 августа) 11 сентября 1900 года в еврейской семье в Смоленске. Согласно нормам того времени, число гимназистов-евреев не должно было превышать пять процентов. Но Лавочкин с юных лет обладал трудолюбием и талантом, и в 1917 году ему удалось окончить гимназию в Курске с золотой медалью.
Юноша мечтал об институте, но пришлось идти в армию. Однако в 1920 году он поступил в Московское высшее техническое училище и после его окончания получил квалификацию инженера-аэромеханика.
Работать будущий авиаконструктор начал на авиационном заводе в Филях, а уже через 2 года пришел в конструкторское бюро французского инженера Ришара. Впоследствии в Бюро новых конструкций Лавочкин занялся конструкцией и компоновкой самолета. С тех пор и на всю жизнь авиаконструктор полюбил свое дело и стал создавать самолеты-истребители.
Талант Лавочкина заметил Туполев, он и пригласил его в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП). В 1939 году Лавочкин стал главным конструктором по самолётостроению, в 1956-м – генеральным конструктором. В 1940 году совместно с М.И. Гудковым и В.П. Горбуновым авиаконструктор создал истребитель ЛаГГ-1, используя новый прочный материал – дельта-древесину.
В сентябре 1942 года первые серийные Ла-5, созданные Лавочкиным, были переброшены в Сталинград. Во время Великой Отечественной войны широко применялись истребители Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7. Именно на истребителях конструкции Лавочкина лучший ас СССР Иван Кожедуб сбил 62 фашистских самолёта.
После войны под руководством авиаконструктора были созданы первый отечественный самолёт со стреловидным крылом Ла-160 и Ла-176, на котором была достигнута скорость полёта, равная скорости звука. Последним серийным самолетом Лавочкина стал истребитель Ла-15.
Лавочкин способствовал также созданию ракет. В 1954-56-х годах им была разработана сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета «Буря». Такого аппарата, способного к длительному полету в атмосфере в Советском Союзе еще не было.
Советский авиаконструктор трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР, был награжден тремя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова, медалью «За боевые заслуги».
Быкова убили завистники Посетило:13206 |
Проделавший более 40 экспедиций и восхождений Посетило:10873 |
Композитор, написавший лучшие песни нашего детства Посетило:9610 |
Скончался выдающийся конструктор Семён Алексеевич Лавочкин от сердечного приступа 9 июня 1960 года, во время испытаний его ракеты на полигоне Сары-Шаган в Карагандинской области. Был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Имя Лавочкина носит НПО в Химках (Подмосковье), образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Также его именем названы улицы в Москве и Смоленске, там установлены бронзовые бюсты.
Проделавший более 40 экспедиций и восхождений Посетило:10873 |
Джим Моррисон: За пределами реальности Посетило:20178 |
Юрий Темирканов: дирижер, возвысивший музыку Посетило:30867 |