Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–оберт Ѕартини

   /   

Robert Bartini

   /
             
‘отографи€ –оберт Ѕартини (photo Robert Bartini)
   

ƒень рождени€: 14.05.1897 года
–осси€
ƒата смерти: 06.12.1974 года
–осси€
¬озраст: 77 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


–оберт Ѕартини. Ѕиографи€

јвиаконструктор

¬сего же на счету –оберта Ѕартини более 60 законченных проектов самолетов.

15.05.2023

–одилс€ в ‘иуме (–иека, ёгослави€). ”частник ѕервой мировой войны, в 1916 году окончил офицерскую школу. Ќа фронте был вз€т в плен казаками генерала ј.ј. Ѕрусилова. ¬ 1920 году возвратилс€ в »талию, в 1921 году окончил летную школу в –име, в 1922 году - ћиланский политехнический институт. ¬ 1921 году стал членом »таль€нской коммунистической партии (» ѕ). ѕосле установлени€ в »талии фашистского режима решением ÷  » ѕ нелегально отправлен в ———– как авиационный инженер.

–оберт Ѕартини фотографи€
–оберт Ѕартини фотографи€

¬ ћоскве Ѕартини зачислили на работу на Ќаучно-опытный (ныне „каловский) аэродром на ’одынке лаборантом-фотограммистом, потом он стал экспертом технического бюро. ќценив подготовку италь€нского авиаинженера, начальство перевело его в ”правление ¬¬— „ерного мор€. «десь, в —евастополе, начав инженером-механиком авиаминоносной эскадры, он быстро дослужилс€ до старшего инспектора по эксплуатации материальной части (1927 г.), то есть всех боевых самолетов, а на его петлицах по€вились ромбы комбрига (по современному генерал-майора).

«а успешную подготовку морской части трансконтинентального перелета самолета јЌ“-4 Ђ—трана —оветовї в 1929 г. из ћосквы в Ќью-…орк Ѕартини был награжден грамотой ¬сесоюзного ÷ентрального исполнительного комитета ———–.

–оберт Ѕартини фотографи€
–оберт Ѕартини фотографи€

¬скоре Ѕартини вернули в ћоскву и назначили членом Ќаучно-технического комитета ¬¬—. ¬ нем он подготовил свои первые проекты гидросамолетов, в частности, т€желой летающей лодки - 40-тонного морского бомбардировщика ћ“Ѕ-2. —пециалисты сразу отметили оригинальность предложенного им технического решени€ - разместить четыре мотора попарно в крыль€х, вынес€ пропеллеры вперед на удлиненных валах, что позволило бы улучшить аэродинамику машины. ѕосле этого Ѕартини вновь перевели, теперь в јвиатрест, а затем в ќпытный отдел-3 (ќѕќ-3) - ведущую организацию, занимавшуюс€ морским самолетостроением. ≈е возглавл€л выдающийс€ авиаконструктор ƒ.ѕ.√ригорович, а в самом ќтделе трудились молодые инженеры —.ѕ. оролев, —.ј.Ћавочкин, ».ѕ.ќстославский, ».ј.Ѕерлин, ».¬.„етвериков. Ќа новом месте Ѕартини продолжил заниматьс€ гидропланами разного назначени€, однако вскоре ему стало тесновато в пределах одной тематики и он переключилс€ на проработку экспериментального истребител€ Ё».

» тут ему внезапно поручили возглавить ќѕќ-3 вместо арестованного в 1928 г. по пресловутому Ђделу ѕромпартииї √ригоровича. ѕод его руководством было создано несколько проектов гидросамолетов, материалы которых были использованы при создании самолетов ћЅ–-2, ћƒ–-3, ћ -1.

–оберт Ѕартини фотографи€
–оберт Ѕартини фотографи€

¬ марте 1930 его группа вошла в состав ÷ Ѕ-39. «а докладную записку, направленную Ѕартини в ÷  ¬ ѕ(б), в которой он объ€сн€л бессмысленность "коллективизации" в конструировании самолетов, группу Ѕартини распустили, а самого уволили.

¬ том же году начальник √лавного управлени€ √ражданского воздушного флота (√¬‘) ј.3.√ольцман по рекомендации ћ.Ќ.“ухачевского и я.јлксниса предоставил –оберту Ћюдвиговичу конструкторский отдел в подведомственном самолетном Ќ»» √¬‘. ѕозднее Ѕартини - главный конструктор этого небольшого  Ѕ, образованного на заводе опытных конструкций √¬‘ (є22). ќдновременно –.Ћ.Ѕартини был и начальником Ќќј - научно-опытного аэродрома.

–оберт Ѕартини фотографи€
–оберт Ѕартини фотографи€

’от€ боевые машины не входили в компетенцию Ќ»», √ольцман разрешил постройку Ё» под фирменным названием Ђ—таль-6ї. ¬ 1933 году на Ђ—таль-6ї был установлен мировой рекорд скорости - 420 км/ч. Ќа базе рекордной машины был спроектирован истребитель Ђ—таль-8ї, но проект закрыли в конце 1934 как не соответствующий тематике гражданского института.

Ћучшие дн€

Ўаварш  арапет€н. Ѕиографи€
ѕосетило:17312
Ўаварш   арапет€н
 олин „епмен. Ѕиографи€
ѕосетило:7131
 олин „епмен
ѕредставитель Ђпослевагнеровской п€теркиї
ѕосетило:6401
√устав ћалер

¬ конце 1935 был построен дальний арктический разведчик ƒј–, который мог садитьс€ на лед и воду. Ќесмотр€ на заказ ѕол€рной авиации, в серию ƒј– не пошел. √лавным образом, из-за отсутстви€ у промышленности нужных оснастки и оборудовани€.

–оберт Ѕартини фотографи€
–оберт Ѕартини фотографи€

ќсенью 1935 был создан 12-местный пассажирский самолет Ђ—таль-7ї с крылом Ђобратна€ чайкаї. ¬ 1936 году он экспонировалс€ на ћеждународной выставке в ѕариже, а в августе 1939 на нем был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км - 405 км/ч.

¬ 1937 году –оберт Ћюдвигович был арестован. ≈му было предъ€влено обвинение в св€з€х с "врагом народа" “ухачевским, а также в шпионаже в пользу ћуссолини (от которого он когда-то бежал !). ≈го приговорили к 10 годам лагерей и п€ти - "поражени€ в правах". ƒо 1947 он работал в заключении, сначала в ÷ Ѕ-29 Ќ ¬ƒ, где в —“ќ-103 прин€л участие в проектировании “у-2. ¬скоре Ѕартини по его просьбе перевод€т в бюро Ђ101ї ƒ.Ћ.“омашевича, где проектировали истребитель. Ёто сыграло злую шутку - в 1941 г. трудившихс€ с “уполевым освободили, а сотрудники Ђ101ї вышли на свободу только после войны.

¬ ќмске, куда было эвакуировано ÷ Ѕ-29, –.Ћ.Ѕартини выполн€ет задание Ћ.ѕ.Ѕери€ на разработку реактивных перехватчиков. »м было разработано два проекта. Ђ–ї - сверхзвуковой одноместный истребитель типа Ђлетающее крылої с крылом малого удлинени€ с большой переменной по размаху стреловидностью передней кромки, с двухкилевым вертикальным оперением на концах крыла и комбинированной жидкостно-пр€моточной силовой установкой (1941 г.). –-114 - зенитный истребитель-перехватчик с четырьм€ ∆–ƒ ¬.ѕ.√лушко по 300 кгс т€ги, со стреловидным крылом (33∞ по передней кромке), имеющим управление пограничным слоем дл€ увеличени€ аэродинамического качества крыла. –-114 должен был развивать невиданную дл€ 1942 скорость ћ=2! Ќо построить такие самолеты не удалось. ќсенью 1943 г. группа, руководима€ –.Ћ.Ѕартини, была реорганизована и передана в другие подразделени€.

¬ 1944-1946 –.Ћ.Ѕартини выполн€ет рабочее проектирование и строительство транспортных самолетов. “-107 (1945) с двум€ двигател€ми јЎ-82 - пассажирский самолет - среднеплан с двухэтажным герметизированным фюзел€жем и трехкилевым оперением. Ќе строилс€, поскольку уже был прин€т »л-12. “-108 (1945) - легкий транспортный самолет с двум€ дизел€ми по 340 л.с., двухбалочный высокоплан с грузовой кабиной и неубираемым шасси. “акже не строилс€.

“-117-магистральный транспортный самолет с двум€ двигател€ми јЎ-73 по 2300/2600 л.с. Ёто был первый самолет, позвол€вший перевозить танки и грузовики. Ѕыли также пассажирский и санитарный варианты с герметическим фюзел€жем. ѕроект самолета был готов уже осенью 1944, а весной 1946 представлен в ћјѕ. ѕосле положительных заключений ¬¬— и √¬‘, после ходатайств и писем р€да выдающихс€ де€телей авиации (ћ.¬. ’руничева, √.‘. Ѕайдукова, ј.ƒ. јлексеева, ».ѕ. ћазурука и др.) был утвержден, и в июле 1946 была начата постройка самолета на заводе им.ƒимитрова в “аганроге, где вновь было организовано ќ Ѕ-86 Ѕартини. ¬ июне 1948 г. постройка почти готового (на 80 %) самолета была прекращена, поскольку —талин посчитал использование двигателей јЎ-73, необходимых дл€ стратегического “у-4, непозволительной роскошью и уже имелс€ самолет »л-12.

“-200 - специальный т€желый военно-транспортный и десантный самолет, высокоплан с фюзел€жем большой емкости, обводы которого образованы крыльевым профилем, а задн€€ кромка, раскрыва€сь вверх и вниз, между двум€ хвостовыми балками, образовывала проход шириной 5 м и высотой 3 м дл€ крупногабаритных грузов. —илова€ установка - комбинированна€: два поршневых звездообразных четырехр€дных двигател€ јЎ по 2800 л.с. (будущих) и два турбореактивных –ƒ-45 по 2270 кгс т€ги. ѕредусматривалось управление пограничным слоем крыла, хорда которого - 5,5 м (вариант “-210). ѕроект разрабатывалс€ в 1947 г., был утвержден, и самолет в том же году рекомендован к постройке, однако он не строилс€ из-за закрыти€ ќ Ѕ. ¬последствии эти наработки были использованы при создании транспортных самолетов јнтонова.

ѕосле освобождени€, с 1948 по 1952 год Ѕартини - главный конструктор по гидроавиации в ќ Ѕ ћ— главного конструктора √.ћ.Ѕериева. –азрабатывал проекты транспортных и боевых самолетов, которые по р€ду причин не были реализованы. ¬ 1950 году по заданию ƒќ—јј‘ под руководством –.Ћ.Ѕартини разрабатывалс€ проект рекордного самолета дл€ беспосадочного полета ћосква-—еверный полюс-ёжный полюс-ћосква прот€женностью 40 тыс€ч километров.

¬ 1952 г. Ѕартини был откомандирован в Ќовосибирск и назначен начальником отдела перспективных схем —ибирского научно-исследовательского института авиации им.—.ј.„аплыгина (—ибЌ»ј). «десь производились исследовани€ по профил€м, по управлению пограничным слоем на дозвуковых и сверхзвуковых скорост€х, по теории пограничного сло€, по регенерации пограничного сло€ силовой установкой самолета, сверхзвукового крыла с самосбалансированием его при переходе на сверхзвук. ” крыла этого типа балансировка достигалась без потерь в аэродинамическом качестве. Ѕудучи великолепным математиком, Ѕартини буквально вычислил такое крыло без особенно дорогих продувок и существенных затрат. Ќа основании этих исследований он создает проект самолета “-203. ѕроект –.Ћ.Ѕартини, представленный в 1955, планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика ј-55. ѕервоначально проект был отклонен, т.к. за€вленные характеристики посчитали нереальными. ѕомогло обращение в —.ѕ. оролеву, который помог обосновать проект экспериментально. Ѕыло продуто свыше 40 моделей, написано до 40 томов отчетов.

¬ 1956 Ѕартини был реабилитирован, а в в апреле 1957 г. откомандирован из —ибЌ»ј в ќ Ѕ— ћјѕ в Ћюберцах (ѕодмосковье) дл€ продолжени€ работы над проектом ј-57. «десь группой конструкторов в  Ѕ на базе авиазавода є938 (”¬«) под руководством Ѕартини до 1961 было разработано 5 проектов самолетов полетной массой от 30 до 320 т разного назначени€ (проекты Ђ‘ї, Ђ–ї, Ђ–-јЋї, Ђ≈ї и Ђјї). Ђ—тратегические треуголкиї помимо прекрасных летных характеристик, должны были оснащатьс€ Ѕ–Ёќ, бывшим по тем временам верхом совершенства.  омисси€ ћјѕ, в работе которой прин€ли участие представители ÷ј√», ÷»јћ, Ќ»»-1, ќ Ѕ-156 (ј.Ќ.“уполева) и ќ Ѕ-23 (¬.ћ.ћ€сищева), дала положительное заключение по проекту, однако правительственное решение о постройке самолета так и не было прин€то. ¬ 1961 г. конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика с €дерной силовой установкой –-57-јЋ - развити€ ј-57.

¬ последующие годы –.Ћ.Ѕартини вел разработку проекта сверхзвукового пассажирского самолета среднего веса на 70 мест и рассматривал вопрос организации пассажирских перевозок сверхзвуковым транспортом.

— 1963 по 1974 год Ѕартини - главный конструктор “аганрогского машиностроительного завода. ќ Ѕ-86 было вновь создано на заводе им. ƒимитрова в 1963 году и работало до 1968 года, когда было расформировано в св€зи с отсутствием в нем морских разработок. —отрудники ќ Ѕ вместе с работой передаютс€ в ќ Ѕ гидроавиации (ныне - “јЌ“  им. √.ћ.Ѕериева), которое возглавл€ет ј. онстантинов.

¬ этот период у Ѕартини рождаетс€ еще одна выдающа€с€ иде€: создание крупного самолета-амфибии вертикального взлета и посадки, который позволил бы охватить транспортными операци€ми большую часть поверхности «емли, включа€ вечные льды и пустыни, мор€ и океаны. ¬ведутс€ работы по использованию экранного эффекта дл€ улучшени€ взлетно-посадочных характеристик самолетов. –азрабатываютс€ проекты —¬¬ѕ-2500 с взлетной массой 2500 т и —¬¬ѕ корабельного базировани€  ор.—¬¬ѕ-70.

–еализацией идей –.Ћ.Ѕартини стал проект противолодочного —¬¬ѕ-амфибии ¬¬ј-14 (Ђ¬ертикально взлетающа€ амфиби€ї), разработка которого началась по постановлению правительства в но€бре 1965 г. на ”хтомском вертолетном заводе (”¬«), а затем была продолжена в ќ Ѕ √.ћ.Ѕериева в “аганроге, куда коллектив –.Ћ.Ѕартини из ѕодмосковь€ переезжает в 1968 г. «десь в 1972 были построены два противолодочных самолета ¬¬ј-14 (ћ-62). ¬ 1976 г. один из этих аппаратов был преобразован в экраноплан. ќн получил обозначение 14ћ1ѕ. „ерез некоторое врем€ после смерти –.Ћ.Ѕартини в 1974 г. работы над этими летательными аппаратами были прекращены ввиду загруженности “јЌ“  им.Ѕериева, работавшего над летающими лодками ј-40 и ј-42.

ќсновные труды в области авиационных материалов, технологии, аэродинамики и динамики полета.

ЌаграждЄн орденом Ћенина (1967), ќкт€брьской –еволюции, медал€ми.

14 ма€ 1997, в день 100-лети€ со дн€ рождени€, в фойе ќ Ѕ “јЌ“  им.Ѕериева по€вилась мемориальна€ доска –.Ћ.Ѕартини.

Bartini
Vic 24.04.2006 01:17:36
—пасибо за информацию! »м€ Ѕартини € впервые услышал в “¬-фильме с мес€ц назад, был потр€сен силой личности, величием творческого духа! »нтересно ¬аше мнение о фильме.
»звините, о ¬аших "неполадках": это слово пишетс€ ¬ћ≈—“≈, как и слово Ќ≈Ќќ–ћј“»¬Ќјя (лексика)

ќ –оберте Ѕартини
ѕетрович 08.04.2007 04:51:22
”дивительный человек. ’отелось бы узнать побольше о его жизни в ———–, его семье, близких люд€х. — уважением, ѕетрович

гениальный человек и необыкновенна€ скромность
виктор 04.01.2009 12:16:55
¬1968 г. мне судьба подарила возможность работать в  Ѕ –.Ћ.Ѕартини в качестве конструктора по силовым установкам. акой это был коллектив!–абота над —¬¬ѕ была проникнута небывалым энтузиазмом, а то что мы работали под руководством –.Ћ.Ѕартини придавало нам двойную энергию. Ёто был выдающийс€ конструктор при этом не только никакой мании величи€ но поразительна€ скромность во всем.Ёто был образец благородства,высокого воспитани€,энцеклопедических знаний. я очень горжусь тем, что работал под руководством –.Ћ.Ѕартини.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ўаварш  арапет€н. Ѕиографи€
ѕосетило:17312
Ўаварш   арапет€н
ќльга Ѕерггольц. Ѕиографи€
ѕосетило:16023
ќльга Ѕерггольц
¬еличайшие авиаконструкторы
ѕосетило:18822
 Ѕрать€ –айт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru