Людибиографии, истории, факты, фотографии

Архип Люлька

   /   

Arhip Liulka

   /
             
Фотография Архип Люлька (photo Arhip Liulka)
   

День рождения: 23.03.1908 года
Возраст: 76 лет
Место рождения: с. Саварка, Россия
Дата смерти: 01.06.1984 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Биография

Российский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР

Советский учёный и конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР, руководитель ОКБ «Сатурн». Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии. Член ВКП(б) с 1947 года.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

25.11.2006

Архип Люлька родился 10 (23 марта) 1908 года в селе Саварка, Каневского уезда, Киевской губернии, Российской империи (ныне это Богуславский район Киевской области Украины). Окончил Киевский политехнический институт в 1931 году. Работал на Харьковском турбогенераторном заводе.

В 1929 г., в возрасте 21 год, опубликовал в журнале «Техника воздушного флота» статью, в которой впервые представил теорию работы турбореактивного двигателя со всеми его основными элементами: воздухозаборником, компрессором, камерой сгорания («котлом» по терминологии Люльки), турбиной и соплом.

Реклама:

В 1933—1939 годах — преподаватель Харьковского авиационного института, работа над проектом ТРД с центробежным компрессором.

В 1939—1941 годах разработал конструктивную схему ТРДД (двухконтурного турбореактивного двигателя), явившуюся прототипом ныне существующих схем, спроектировал опытный образец ТРД с осевым компрессором.

В 1941—1942 годах работал на танковом заводе в Челябинске, а с 1943 года продолжил работы по созданию первого отечественного ТРД.

Совместно с начальником ОКБ-301 М. И. Гудковым в марте 1943 года предложили руководству СССР проект нового штурмовика с ВРД (ТРД) — Гу-ВРД. Однако, отечественные специалисты были не готовы принять это предложение, несмотря на убеждённость разработчиков в реальности воплощения этого проекта.

С 1946 года является главным конструктором опытного завода. Под руководством Люльки создан первый советский ТРД, прошедший в феврале 1947 года государственные испытания. В последующие годы под руководством Люльки был создан ряд ТРД, применявшихся на самолётах П. О. Сухого, С. В. Ильюшина, Г. М. Бериева, А. Н. Туполева.

В 1950—1960 годах — преподаватель в МАИ (с 1954 профессор). С 1957 года — генеральный конструктор ОКБ-165. В июле 1957 года присвоено звание Героя социалистического труда.

Лучшие дня


Живой идол эстрады
Посетило:166
Тамара Гвердцители
Большой успех в проекте 'Солдаты'
Посетило:162
Александр Лымарев
Танцующий с лисичками
Посетило:116
Кевин Костнер

В 1967—1984 годах — председатель Комиссии АН СССР по газовым турбинам.

А. М. Люлька умер 1 июня 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Память

Именем А. М. Люльки названы площадь и опытно-конструкторское бюро, расположенные в Алексеевском районе Москвы, на территории ОКБ им. А. М. Люльки установлен бронзовый бюст.

На доме № 6 в Протопоповском преулке г. Москвы, где А. М. Люлька жил с 1974 по 1984 год, установлена мемориальная доска.

Награды и звания

академик АН СССР (1968; член-корреспондент с 1960)

Герой Социалистического Труда (1957).

три ордена Ленина

орден Октябрьской Революции (1971)

два ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1975)

Ленинская премия (1976)

Сталинская премия (1948, 1951)

медали




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Орландо Блум: 'Хочу карьеру, как у Джонни Деппа'
Посетило:395
Орландо Блум
Удивительный малыш
Посетило:576
Харли Лейн
Легендарный песняр ХХ века
Посетило:375
Владимир Мулявин

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history