Людибиографии, истории, факты, фотографии

Владимир Мюллер

   /   

Vladimir Muller

   /
             
Фотография Владимир Мюллер (photo Vladimir Muller)
   

День рождения: 24.05.1880 года
Возраст: 61 год
Место рождения: Санкт-Петербург, Мичиган, Россия
Год смерти: 1941
Место смерти: Ленинград, Россия

Гражданство: Россия

Автор и составитель англо-русских словарей

Российский и советский лексикограф, шекспировед, переводчик.

Преподавал в Ленинградском университете (академик Д. С. Лихачёв позже называл Мюллера одним из немногих своих учителей, наряду с Жирмунским и Шишмарёвым[1]), а также во втором Московском университете и в Твери. Зачинатель театроведческого изучения Шекспира в Советском Союзе работой «Драма и театр эпохи Шекспира» (1925). Получил известность как автор и составитель одного из наиболее популярных в СССР и современной России англо-русских словарей, выдержавшего в общей сложности более шестидесяти изданий. Несмотря на то, что его словарь многократно дополнялся и переиздавался, принципы его создания и использования остались прежними и почти все российские словари, в конечном итоге, вольно или невольно копируются с него.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

03.02.2017

О жизни Мюллера известно немного, и имеющиеся сведения о нём зачастую отрывочны и бессистемны. Первое систематизированное жизнеописание В. К. Мюллера было составлено санкт-петербургской переводчицей и лексикографом Л. А. Девель. Известно, что по окончании Московского университета он переехал в Санкт-Петербург. Мюллер прекрасно владел английским языком и преподавал его, кроме того он был также литературоведом, специализировался по средневековой драматургии, в частности по Шекспиру. Жил и работал он, главным образом, в Санкт-Петербурге, хотя на протяжении длительного времени после выпуска он работал и в Москве, и в Петербурге. В Петербурге он проживал по адресу Лесной проспект, д. 50, кв. 5. Однако в архивах города не удалось отыскать никаких официальных документов о его жизни и творчестве. Официальные документы сохранились лишь о А. П. Мюллер — искусствоведе, его ученице и жене, которая работала в Государственной Публичной библиотеке. Точная дата его смерти пока не установлена, имеющиеся сведения дают основания полагать, что профессор скончался во время блокады Ленинграда.

Владимир Мюллер фотография
Владимир Мюллер фотография

Согласно убеждениям Мюллера, одного лишь знания лингвистики для хорошего лексикографа недостаточно: требуются знания литературы как родного, так и иностранного языков, а также опыт переводческой и преподавательской работы. Лексикографическая работа занимала значительную часть его жизни. По имеющимся лексикографическим справочникам и статьям можно установить, что довоенный англо-русский словарь В. К. Мюллера и С. К. Боянуса получил широкое признание за рубежом, как ни один другой отечественный словарь, за его основу был взят известный, авторитетный и популярный в довоенное время словарь Уайльда.

Реклама:

Исследования английского театра эпохи Возрождения

В. К. Мюллер относится к пионерам российских исследований средневековой драматургии, и в частности, английского театра эпохи Шекспира. Занимаясь исследованиями театральной истории эпохи Возрождения, Мюллер написал ряд самостоятельных работ на эту тему. Во вступлении к своей книге «Драма и театр эпохи Шекспира», изданной в 1925 г., он пишет, что пытается «охватить всю эпоху», подразумевая не только хронологические рамки, но и исторические особенности эпохи. Мюллер увязывает расцвет драматического театра с экономическим и политическим подъёмом в Англии XVI—XVII вв., а также с непреодолимой врождённой тягой англичан к разного рода увеселительным зрелищам и представлениям, процессиям и парадам, и даже обыкновенным дракам. А сами пьесы драматургов, по мнению Мюллера, полны параллелей с жизнью англичан в эпоху Ренессанса. В своих рассуждениях о развитии английского театра периода правления Елизаветы, Мюллер приходит к выводу о развитии двух ветвей театрального представления, которые содержательно повествуют о социальном расслоении общества и его идеологической направленности. Первая ветвь, согласно Мюллеру — это так называемая «народная школа», к которой и относятся Шекспир и Марло. Вторая — придворно-академическая, которая начала активно развиваться с середины XVI в., ведь Елизавета была большой поклонницей театральных представлений, пантомимы, живых картин и драматических спектаклей, которые сопровождали её в дороге, куда бы она ни отправилась. Кроме собственных исследований, Мюллер не забывал следить за работой молодых учёных. Так, под научным руководством Мюллера издавал свои труды другой известный шекспировед А. С. Булгаков.

Англо-русский словарь Мюллера

Работа над большим англо-русским словарём стала magnum opus Мюллера. До этого выходил средний англо-русский словарь в соавторстве с проф. Семёном Карловичем Боянусом в 1928 году в издательстве АО «Советская энциклопедия». В дальнейшем словарь был переработан и явился наиболее издаваемым и переиздаваемым англо-русским словарем на протяжении свыше полувека, и, согласно исследованиям Л. А. Девель, превратился в своего рода «бренд», образчик качества. Девель обращает внимание на точку зрения В. К. Мюллера на лексикографию как на научную дисциплину, высказанную до появления известной лексикографической статьи Л. В. Щербы в 1940 г. Она также выделяет показатели качественного англо-русского словаря для В. К. Мюллера: правильность определений и толкований на родном языке; четкость организационной структуры словаря; «важность» слов (что позже называет статистической значимостью слов) как ведущий критерий для отбора вокабул в словник; точность, сжатость и выразительность формулировок в словаре; хорошее расположение материала и, самое главное, чтобы словарь было интересно читать. Примечателен тот факт, что словарь с дополнениями и исправлениями выдержал по меньшей мере 64 издания (не считая изданий на другие языки республик СССР, помимо русского) и продолжает переиздаваться в наши дни.

История написания и публикации

В монографии Л. А. Девель «Секрет англо-русского словаря Мюллера» 2009 г. приводится оригинал общей инструкции в виде записки В. К. Мюллера «Основные принципы и методы составления англо-русского словаря» (которую далее рассматривают как статью), трактуется как первое теоретическое изложение составления двуязычного англо-родного словаря, квалифицируется как работа в определенном смысле основополагающая. Довести до широкого читателя оригинальную позицию В. К. Мюллера на составление англо-русского словаря имеет большое значение в связи с появлением псевдо-мюллеровских словарей. Доктор филологических наук, профессор кафедры перевода английского языка МГЛУ Дм. Ермолович, в своём историко-филологическом очерке «Открывая Мюллера» отмечает, что конфликты Мюллера и Боянуса с редакцией дошли до главного редактора словарной секции издательства «Советская энциклопедия», коим в те годы являлся известный учёный Отто Юльевич Шмидт. Шмидт был одним из основателей и главным редактором Большой Советской энциклопедии, а её выпускало то же самое Государственное словарно-энциклопедическое издательство, что и все советские словари.

Лучшие дня


Вторая солистка группы «Комбинация»
Посетило:14
Алена Апина
'Черная мамба' баскетбола
Посетило:10
Коби Брайант
Игорь Петренко: Свой путь к звездным вершинам
Посетило:4
Игорь Петренко

В архивах сохранился интереснейший документ: письмо О. Ю. Шмидта в редакцию иностранных словарей от 10 июня 1932 года. Шмидт написал его в ответ на прямое обращение к нему Мюллера и Боянуса, пожаловавшихся, что редакция самовольно вносит дополнения в текст их «Русско-английского словаря», а что-то исключает из него, даже не спрашивая авторов. В частности, они протестовали против исключения из словаря слов денщик, незаконнорожденный, некоторых фразеологизмов. Редакторами были вычеркнуты из словника идиомы, которые с точки зрения сегодняшнего обывателя «не имеют никакого отношения к политике, но в тех условиях они были исключены именно по политическим соображениям как якобы противоречащие облику советского человека». «Отто Юльевич, — справедливо замечает Д. И. Ермолович, — вероятно, понимал ограниченность своих познаний в области филологии, но должность и ситуация ставили его в положение высшего судьи в таких спорах». В ответе Шмидта на письмо Мюллера и Боянуса досталось и редакторам, и авторам. Лексикографы получили следующее большевистское предупреждение: «Под протестом авторов против несогласованного прибавления иных слов может скрываться нежелание их или недостаточное желание обновить словник. С этим необходима решительная борьба, без уступок».

Псевдо-Мюллер

Девель Л. А. отмечает, что словарь Мюллера превратился в узнаваемый бренд для многих пользователей. При этом современное поколение «словарей Мюллера» может иметь отдаленное отношение к собственно к оригиналу словаря В. К. Мюллера и к принципам его структурирования. В этой связи произведенное Девель Л. А. монографическое исследование актуально. Д. И. Ермолович также сообщает, что многие современные издания словаря, составленного В. К. Мюллером, зачастую делаются простым сканированием старых изданий с добавлением каких-либо фрагментов из других, менее старых словарей. Об этом говорит хотя бы такой факт, что в них, как правило, отсутствует английская фонетическая транскрипция, знаки ударения над гласными в русских словах (OCR такие знаки не распознаёт). По той же причине нет даже точек над «ё», что противоречит всем правилам современной научной лексикографии По этому поводу, в среде профессиональных переводчиков, ходит расхожая шутка, в которой проводится аналогия между российским лексикографом В. К. Мюллером и знаменитым персонажем «Семнадцати мгновений весны», всезнающим и всемогущим Генрихом Мюллером: "Все наши переводчики до сих пор «сидят под колпаком у Мюллера».




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Кашель как симптом рака кишечника
Посетило:331
Тревор Уокер
Камбоджийская девочка с лицом старушки
Посетило:442
Бо Ракчин
Автор музыки первого Гимна космонавтики России
Посетило:454
Владимир Мигуля

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history