Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘еофан ѕрокопович

   /   

Pheofan Prokopovich

   /
             
‘отографи€ ‘еофан ѕрокопович (photo Pheofan Prokopovich)
   

ƒень рождени€: 18.06.1681 года
ћесто рождени€:  иев, ”краина
ƒата смерти: 19.09.1736 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 55 лет

√ражданство: –осси€

ј–’»≈ѕ»— ќѕ ‘≈ќ‘јЌ ѕ–ќ ќѕќ¬»„

государственный и церковный де€тель эпохи петровских реформ

‘еофан ѕрокопович - один из могучих людей своей страны и своего века, но его де€тельность выразилась, главным образом, в посто€нной борьбе с тайными и €вными врагами и соперниками. ‘еофан всегда выходил победителем и безжалостно уничтожал все, что только отваживалось за€вл€ть против него вражду.

28.01.2005

¬ XVIII веке из лиц духовного звани€ не было никого, кто бы имел такое важное значение, не только в сфере церкви, но и во всем политическом строе государства, как ‘еофан ѕрокопович. — его именем тесно соедин€ютс€: важнейшее дело - основание —в€тейшего —инода и перва€ истори€ этого учреждени€.

‘еофан ѕрокопович фотографи€
‘еофан ѕрокопович фотографи€

‘еофан ѕрокопович родилс€ в  иеве, в 1681 году, от бедного местного купца, который умер, оставивши жену и малолетнего сына ≈леазара в крайней нищете. ¬дова его скоро за ним последовала в могилу. ≈леазар, оставшись круглым сиротою, был прин€т на попечение д€ди, ректора киевской коллегии, ‘еофана ѕрокоповича, а после кончины д€ди его прютил у себ€ какой-то киевский мещанин. ≈леазар училс€ в киевской коллегии и, отлича€сь счастливою пам€тью и живою пон€тливостью, стал лучшим учеником.  огда ему исполнилось семнадцать лет, он отправилс€ дл€ окончани€ своего учени€ в польское училище; там он скоро был совращен с православи€, прин€л унию и постригс€ в монахи, под именем ≈лисе€. ”ниатский владимирский епископ «аленский увидел в нем необыкновенные способности, и, при его покровительстве, молодой монах ≈лисей ѕрокопович был отправлен в –им, в коллегию —в. јфанаси€, учрежденную со специальною целью распростран€ть католичество между последовател€ми восточного православи€ в √реции и в слав€нских земл€х. ¬ –име ≈лисей, наход€сь под вли€нием наставника иезуита, познакомилс€ со всею мудростью схоластического богослови€, но изучал с большим прилежанием и древних классиков, как греческих, так и латинских. «десь он присмотрелс€ к строю римской церкви, однако не усвоил папистической нетерпимости и, как после сам сознавалс€, уже тогда внутренне насмехалс€ над прокл€ти€ми, которые папа »нокентий XII публично сыпал на всех, не принадлежащих к западной церкви и не признающих верховной папской власти. ¬ 1702 году ≈лисей возвращалс€ уже в отечество через Ўвейцарию. ѕрибыв в ѕочаевский монастырь, а по другим извести€м в  иев, он постригс€ в православное монашество, отрекс€ от папизма и переменил им€, назвавшись из ≈лисе€ ‘еофаном в пам€ть покойного д€ди. —делавшись православным, ‘еофан как будто хотел загладить свое прежнее отступничество непри€зненным отношением к католичеству, в особенности меткими обличени€ми лукавства и фальшивости иезуитов. ¬ 1705 году он получил место преподавател€ пиитики в киевской академии, а в следующем году перешел на кафедру риторики. ѕреподава€ то и другое, ‘еофан составил курсы пиитики и риторики и написал трагикомедию "¬ладимир", котора€, несмотр€ на т€желый стих и нечистый польско-русский €зык, не лишена положительных поэтических достоинств и в особенности замечательна по свободомыслию и присутствию таких идей, которые были выше своего века. ‘еофан писал и говорил проповеди, отличавшиес€ тем, что в них не было ни тогдашней школьной рутины, ни утомительной длинноты. ќдну из таких проповедей сказал он 5 июн€ 1706 года в ѕечерском монастыре в присутствии приехавшего в  иев ѕетра ¬еликого. √осударь тогда заметил проповедника, но так как был сильно зан€т военными и политическими делами, то и не сделал никакого распор€жени€ об изменении скромной судьбы киевского профессора. ‘еофан оставалс€ еще три года в академии, преподава€ философию, физику и математику, и сделалс€ известным киевскому губернатору кн€зю ƒмитрию √олицыну. ѕосле полтавской победы ѕетр прибыл в  иев, и ‘еофан оп€ть произносил в присутствии цар€ проповедь в —офийском соборе, рассыпа€ в этой проповеди восхвалени€ ѕетру по поводу одержанной победы; однако и на этот раз ѕетр не показал к нему особой милости. Ѕолее выиграл ‘еофан перед царским любимцем ћеншиковым, когда в декабре 1709 же года произнес при нем в церкви Ѕратского монастыр€ речь, в которой просил светлейшего кн€з€ не отказать в покровительстве академии. ћеншиков вспомнил ‘еофана, веро€тно, по его насто€нию, вспомнил о нем ѕетр и во врем€ турецкого похода потребовал к себе в ћолдавию; когда ѕетр находилс€ в яссах и праздновал там воспоминание полтавской победы, ‘еофан говорил проповедь, котора€ понравилась государю. ѕо окончании несчастной прутской войны, ‘еофан был отпущен в  иев, назначен, по желанию государ€, ректором академии и профессором богослови€. ¬ этом звании пробыл он до 1715 года и оставил по себе пам€ть полезными преобразовани€ми, а в преподавание богослови€ ввел более живой метод. ¬ это врем€ сблизилс€ он с богатой малорусской фамилией ћарковичей и подружилс€ с одним из них, яковом

јндреевичем, бывшим своим воспитанником в академии, вскоре женившимс€ на дочери черниговского полковника ѕавла ѕолуботка. ‘еофан много лет поддерживал с этим человеком дружбу и вел с ним посто€нную переписку, сообща€ ему о своих ученых работах. ¬ 1715 году ѕетр вызвал ‘еофана в ѕетербург, но болезнь задержала его до осени 1716 года. ѕризыв государ€ заранее сочтен был знаком скорого посв€щени€ ‘еофана в епископы. —обира€сь в ѕетербург, ‘еофан писал своему другу ћарковичу: "√овор€т, что мен€ вызывают дл€ епископства; эта почесть привлекает мен€ так, как бы мен€ приговорили бросить на съедение звер€м. «авидую митрам, саккосам, посохам, свечам и другим украшени€м! ѕрибавьте к этому больших и вкусных рыб! ≈сли € интересуюсь этим, если ищу этого, то пусть Ѕог покарает мен€ чем-нибудь еще худшим... ”потреблю все усили€, чтоб отклонить от себ€ эту честь и поскорее возвратитьс€ к вам!" ѕриехавши в ѕетербург в конце 1716 года, ‘еофан не застал там государ€, бывшего за границей, но был ласково прин€т ћеншиковым, оставлен в ѕетербурге и занималс€ произнесением проповедей, которые печатались и отсылались государю. ¬ этих проповед€х ‘еофан разъ€сн€л современные политические дела, стара€сь угождать точке зрени€ ѕетра, и составил родословную таблицу русских государей, котора€ была послана царю, а потом напечатана на отдельном листе с лицевыми изображени€ми царствовавших в –оссии лиц. ѕо возвращении государ€ из-за границы, 10 окт€бр€ 1717 года, ‘еофан составил от лица маленьких царских детей поздравительную речь на день именин ≈катерины, сказал в честь ее похвальное слово, и это очень понравилось государю. ¬ начале 1718 года ѕетр назначил ‘еофана псковским архиереем. ”же в это врем€ ѕeтp отметил этого человека как незаменимого в деле церковных преобразований и народного просвещени€. ѕетр нашел в нем давно желанного работника дл€ исполнени€ своих планов: поставить государственную власть выше церковной и совершенно подчинить себе церковь наравне с другими ветв€ми государственного стро€. ѕетр знал, что духовенство не расположено к нему, что центр церковного противодействи€ находилс€ главным образом в ћоскве, притом ѕетр знал, что не только в р€ду приверженцев старины, но и между более образованными духовными царь мог встретить недоброжелателей своим видам. —тефан яворский, блюститель патриаршего престола, главный духовный сановник в государстве, при всей своей кротости и покорности, при всем уважении, которое к нему оказывал государь, не вполне расположен был слепо идти за ѕетром и не раз за€вл€л, где только можно было, такое нерасположение. ћежду прочим, яворский еще в 1712 году в своих проповед€х осмелилс€ критиковать учреждение фискалов. ѕри своем несомненном православии, —тефан был несколько наклонен к духу римского католичества, по крайней мере, по отношению к идее самосто€тельности церкви и независимости ее от светского произвола; то же направление видно было и в других сановниках церкви, воспитанниках киевской академии, перешедших в ћоскву; таковы были, между прочими, ‘еофилакт Ћопатинский, —тефан ѕрибылович, √едеон ¬ишневский. ¬се они, наравне со —тефаном яворским, были противники протестантских идей, которые вторгались тогда понемногу в –оссию. ¬ 1713 году возникло знаменитое дело об »ване ћаксимове и ƒмитрие “веритинове; первый был ученик слав€но-латинской школы в ћоскве и распростран€л между своими товарищами протестантское учение о непочитании св€тых мощей и икон, не признавал пресуществлени€ в таинстве евхаристии и проч. ѕреданный пытке в московском ѕатриаршем приказе, он оговорил лекар€ ƒмитри€ “веритинова, его двоюродного брата, цирюльника ‘ому »ванова, фискала ћихаила јндреева и двух торговых людей, Ќикиту ћартынова и ћихаила ћинина. ¬сех вз€ли в ѕетербург: допрошенные в сенате, эти лица не были признаны еретиками и в июне 1714 года отправлены в ћоскву, к —тефану, чтобы освидетельствовать их духовно и принудить принести публичное исповедание веры. Ќо —тефан, пользу€сь тем, что ему дали право духовно освидетельствовать присланных, старалс€, при помощи разных доносителей, обвин€ть их, а главным образом “веритинова, у которог

о найдены были составленные им сочинени€ в духе, противном православию. ќбвиненные сидели в оковах, но пускались в церковь. ¬ одно из таких посещений церкви, 5 окт€бр€ 1714 года, ‘ома »ванов перерубил ножом по лицу образ св€того јлексе€ митрополита, чтобы всенародно показать свой еретический дух. ƒело кончилось не ранее феврал€ 1716 года. ‘анатик ‘ома »ванов был казнен, а прочие, принесшие пока€ние, были разосланы под надзор архиереев. ¬след за ересью “веритинова, в 1717 году, судим был в ѕреображенском приказе другой кружок вольнодумцев мужского и женского пола, обвиненных в проповедовании противных православию толков о непоклонении иконам и вс€ким св€щенным вещам и об отрицании церковных преданий. √лавными лицами в этом кружке был »ван «има, с женой своей Ќастасьей. ¬сех прикосновенных к этому делу подвергали пытке кнутом, заставили повинитьс€ и пока€тьс€. ÷арь признавал необходимым, дл€ прочности и спокойстви€ государства, охран€ть единство официальной религии, но лично питал склонность к протестантству и много раз выражал ее непочтением к старорусским суевери€м и предрассудкам, глубоко вошедшим во внутренность русской церкви; более всего, что нравилось государю в протестантстве, - было учение о верховности государственной власти над церковью. ћосковским духовным, получившим киевское образование, не по душе было расположение государ€ к протестантству, и тем сильнее примыкали они к началам римского католичества; их, кроме того, соблазн€ли разгульные выходки ѕетра и его кощунские насмешки над духовенством, выражаемые в вакхических празднествах всепь€нейшего собора. ‘еофан с первого же раза поставил себ€ иначе и, готов€сь к посв€щению в епископы, сумел подделатьс€ к ѕетру, произнес€ проповедь о власти и чести царской. ¬ этой проповеди он делал €вные намеки на московских духовных, укор€вших ѕетра за разгульную жизнь и проповедовавших самосто€тельность духовного класса. "≈сть люди, - говорил ‘еофан, - которым кажетс€ все грешным и скверным, что только чудно, весело, велико и славно: они самого счасть€ не люб€т; кого увид€т здорового и хорошо живущего, тот у них не св€т; хотели бы они, чтобы все люди были злообразны, горбаты, темны, неблагополучны... ћногие думают, что не все люди об€заны одинаким долгом, что св€щенники и монахи от этого исключаютс€, - вот поистине змеиное жало, папежский дух, не знаю каким путем достигший и коснувшийс€ нас!" ѕетру пришлось очень по душе такое направление, но духовные не простили его ‘еофану и подн€ли против него целую бурю; они старались обвинить ‘еофана в неправославии и не допустить до епископства; к ним пристали и знаменитые своей ученостью брать€ греки, Ћихуды. —тефан яворский, вместе с Ћопатинским и ¬ишневским, подбивали других епископов протестовать против посв€щени€ ‘еофана и просить государ€ отложить его рукоположение, пока ‘еофан не отречетс€ от своих неправославных мнений. Ќо они ничего не могли сделать против воли ѕетра: царь удовольствовалс€ письменным ответом ‘еофана, в котором последний опровергал воздвигнутые против него толковани€; в доказательство своего расположени€ ѕетр обедал у ‘еофана со своим любимцем ћеншиковым, а потом, вызванный в ѕетербург, —тефан яворский принужден был отказатьс€ от обвинени€ и просить у ‘еофана прощени€. ќба соперника облобызались, и дело сложилось так, как будто между ними наступило братское примирение, но на самом деле осталось у них друг к другу взаимное нерасположение.

‘еофан сделалс€ епископом, и с тех пор, при вс€ком удобном случае, старалс€ нравитьс€ ѕетру; так, говор€ проповедь в день јлександра Ќевского, он очень ловко восхвалил цар€: "“ы един показал еси дело превысокого сана царского быти собрание всех трудов и попечений... ты €вл€еши нам в царе и простого воина, и многодельнаго мастера, и многоим€нитаго делател€, и где бы довлело повелевати подданным должное, ты повеление твое собственными труды твоими предвар€ешь и утверждаешь... јще бы всех кн€зей наших и царей цела€ к нам пришла истори€, была бы то мала€ книжица противо повести о тебе едином". Ѕлагодар€ своей большой начитанности и учености, ‘еофан, по воле государ€, написал "јпостольскую географию", " раткую книгу дл€ учени€ отрокам" и знаменитый "ƒуховный регламент". ≈го книга дл€ учени€ отроков вооружила против себ€ молдавского господар€ ƒмитри€  антемира, написавшего без своего имени возражени€, в которых указывалась неправославность некоторых выражений ‘еофана. “аким образом,  антемир нашел, что ‘еофан, изъ€сн€€ вторую заповедь, причисл€ет почитание икон к идолослужению, выразившись, что тот есть идолослужитель, кто поклон€етс€ какому-нибудь изображению, боитс€ его и надеетс€ на него, как на имеющего некоторую удивительную силу. Ќе понравилс€ возражателю намек ‘еофана и на то, что нередко, под покровом св€тости, обманщики, ради прибытка, утверждают простых людей в почитании ложных мощей, млека ѕресв€тые Ѕогородицы, крови »исуса ’риста и волос бороды ≈го. Ќо никакие возражени€ подобного рода не могли иметь силы, когда все, что ставили в вину ‘еофану, до чрезвычайности было согласно со взгл€дами и намерени€ми государ€. Ќе менее в духе ѕетра было тогда же написано сочинение ‘еофана "ќ мученичестве", где автор обличал тех фанатиков, которые, будучи недовольны государем за введение иностранной одежды и за бритье бород, сами добровольно отваживались на поступки, которые влекли за собой царский гнев, а нередко и казнь. »з всех русских архиереев, ‘еофану мог быть один только соперник - ‘еодосий яновский, архимандрит Ќевского монастыр€, потом возведенный ѕетром в сан новгородского епископа. ќн был близок к государю, совершал с ним и с ≈катериной путешествие за границу почти в продолжение трех лет и, не менее ‘еофана, усвоил искусство подделыватьс€ к ѕетру; он при вс€ком удобном случае служил видам цар€, и за это его недолюбливали духовные. ‘еофан, впоследствии погубивший этого человека, при ѕетре старалс€ оказывать ему уважение как старшему, и во всем отдавал ему наружное преимущество. ¬ €нваре 1721 года учреждена была духовна€ коллеги€, вскоре в том же году переименованна€ в —в€тейший правительствующий —инод. Ёто учреждение руководилось регламентом, сочиненным ‘еофаном. ѕредседателем —инода по старшинству, с титулом президента, назначен был —тефан яворский, но на деле более вли€тельными были два вице-президента: первым был ‘еодосий, вторым - ‘еофан; последний был всех ученее и искуснее в умении угадывать волю государ€, а потому он собственно и заправл€л всеми важными делами. Ќа первых же порах своего существовани€ —инод посылал распор€жени€ за распор€жени€ми: они клонились к уничтожению всех тех обычаев, какие только можно было отмен€ть без нарушени€ сущности православной веры. —тефан внутренне на многое смотрел иначе, но должен был соглашатьс€, не отважива€сь идти против воли государ€. “олько по поводу вопроса "о возношении имени восточных патриархов в церковном богослужении" —тефан за€вил было протест. ѕо проекту, написанному ‘еофаном, —инод определил не упоминать в богослужении имен восточных патриархов, так как после учреждени€ —в€тейшего —инода русска€ церковь в иерархическом отношении обособилась от греческой. —тефан, жела€ сохранить единство вселенской церкви и независимость ее от вс€ких национальных видов, сочинил против этого распор€жени€ вопросо-ответы; но государь не терпел нигде и никогда противоречий своим воззрени€м: он приказал —иноду отвергнуть эти вопросо-ответы "€ко зело вредные и возмутительные" и послать к —тефану указ, чтоб он никому их не сообщал и не объ€вл€л, "опаса€сь не без трудного перед его царского

величества ответа". —тефан проглотил эту непри€тную пилюлю и, зна€, что всему виною ‘еофан, хотел во что бы то ни стало удалить его из —инода. ”празднилось место киевского митрополита; —тефан предлагал —в€тейшему —иноду назначить на это место ‘еофана, но ѕетр не поддалс€ на эту уловку. —тефан видел, что ему ничто не удаетс€: еще со времени смелой проповеди против фискальства ѕетр невзлюбил его, и хот€ не делал ему решительного зла, но всегда почти обращалс€ с ним холодно, отвергал вс€кие его за€влени€ и делал все наперекор ему. ¬ июле 1722 года —тефан письмом к царю просил прощени€ за все, в чем царь считал его виновным, и по-прежнему желал, чтоб его уволили на покой. ≈му не отвечали. ќсенью в том же году —тефан скончалс€. —инод осталс€ без президента с двум€ вице-президентами.

«начение ‘еофана все более и более усиливалось; ловкий архиерей всегда умел кстати представл€ть перо свое к услугам государ€, сообразно текущим обсто€тельствам.  огда ѕетр издал знаменитый указ 5 феврал€ 1722 года о престолонаследии, ‘еофан вз€лс€, по царской воле, защищать, всею силою научных доводов, справедливость и полезность такого закона и напечатал книгу "ѕравда воли монаршей". ѕотака€ давнему и посто€нному стремлению ѕетра быть фактическим господином и правителем русской церкви, ‘еофан написал и напечатал "–озыск исторический", в котором доказывал, что христианский государь имеет право управл€ть делами церкви, хот€ ему неприлично отправл€ть богослужение. ѕетра, по соответствию с событи€ми его собственной жизни, занимал вопрос о браках; ‘еофан написал два рассуждени€: одно - "ќ браках правоверных с иноверными", другое - "ќ правильном разводе мужа с женою". ¬ последнем - ‘еофан полагает, что в случае развода, совершившегос€ по вине одного из супругов, можно дозволить вступать в новый брак не только невинному лицу, но и виновному, потому что супруг прелюбодейный в первом супружестве может быть верным во втором. ‘еофан, по воле государ€, составл€л небольшие увещани€ к раскольникам, которые публиковались в виде указов от —в€тейшего —инода; между прочим, им были написаны: увещание о том, чтобы раскольники безбо€зненно €вл€лись в —инод дл€ рассуждений о своих сомнени€х, сочинение: "ќ продерзател€х, нерассудно на мучение дерзающих", которое —в€тейший —инод предписал читать два раза в мес€ц, и сочинение: "ќ поливательном крещении", где доказывалось, что поливательное крещение имеет такую же силу, как и крещение с погружением. ѕоследнее сочинение навлекло на ‘еофана укоры не только от раскольников, но и от православного духовенства.

¬ своих проповед€х ‘еофан посто€нно касалс€ современных событий и при вс€ком случае восхвал€л де€ни€ ѕетра, так что его "—лова и речи", изданные при ≈катерине II, могут считатьс€ скорее не церковными проповед€ми, а политическими руковод€щими стать€ми. ¬ своих восхвалени€х ѕетру ‘еофан мало пускалс€ в праздную риторику, но всегда касалс€ практической стороны и полезности дл€ государства меропри€тий государ€. ¬се тогдашние уставы, касавшиес€ церковного управлени€, писаны были ‘еофаном. ќн составил устав семинарии или духовной академии, которую ѕетр предположил завести дл€ приготовлени€ пастырей церкви. ‘еофан составил духовный штат, не приведенный в исполнение при жизни ѕетра. Ќаконец, в €нваре 1724 года, ‘еофан, сообража€сь с видами государ€, по его приказанию, написал указ об устроении монашества, указ, которым предполагалось поставить монастыри по древнейшему образцу на такую степень, чтобы иноческое житье отнюдь не было бесполезным и монастыри не делались притоном ленивцев, но приносили бы свою пользу обществу, как и все другие общественные учреждени€. “руды ‘еофана не ограничивались сферою церкви.  ак человек, владевший хорошо пером, он, по поручению ѕетра, писал уставы и законоположени€, относившиес€ к другим сферам государственного пор€дка; так, им написано было предисловие к морскому регламенту. ¬еро€тно, и в других случа€х употребл€л его ѕетр: между прочим известно, что в 1722 году ‘еофан получил поручение от государ€ пополнить историю ѕетра, написанную неизвестно кем, быть может, самим ѕетром; она в значительной степени была исправлена и выглажена ‘еофаном, а напечатана была уже при ≈катерине II. Ёта истори€ обнимает первую половину царствовани€ ѕетра до ѕолтавской битвы.

Ћучшие дн€

”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:113829
јлександр ќрлов
¬уди јллен: интеллектуал и неисправимый романтик
ѕосетило:7681
¬уди јллен
ѕрыжок с самого высокого небоскреба мира
ѕосетило:5741
‘ред ‘уген

Ќесмотр€ на близость ‘еофана к государю, любимец ѕетра не получил материальных богатств, как бы следовало ожидать, и посто€нно жаловалс€ на скудость. √осударь пожаловал ему два подмосковных села, но, по свидетельству ‘еофана, по причине хлебных недородов, они приносили ему на первых порах убыток вместо пользы. ≈го псковска€ епархи€ была бедна и не доставл€ла ему надлежащих средств дл€ прожити€ в ѕетербурге; царь поддерживал его своими частными подачками.

ѕетр ¬еликий скончалс€; псковский архиерей вместе с тверским присутствовали при его смертном одре. ¬озник важный вопрос о наследстве. ‘еофан много способствовал возведению на престол ≈катерины и, со свойственной ему убедительностью, доказывал, что хот€ покойный государь не оставил завещани€, но достаточно указал на свою волю, короновавши императрицу ≈катерину. ќн припомнил, как ѕетр, накануне ее короновани€, говорил своим верным слугам, что коронует ее с тою целью, дабы она по смерти его стала во главе государства. ѕо предложению ‘еофана, акт провозглашени€ ≈катерины императрицею положили назвать не избранием, а только объ€влением в том смысле, что еще при жизни своего супруга она была избрана править по его кончине государством, а теперь только объ€вл€етс€ об этом во всенародное сведение. ≈катерина была признана и в значительной степени была об€зана своим воцарением ловкости ‘еофана. ѕри погребении ѕетра ‘еофан произнес речь, считающуюс€ лучшею из говоренных им в своей жизни речей.

ѕри ѕетре ‘еофан действовал как один из вернейших исполнителей, пособников и, так сказать, угадывателей воли ѕетра; он действовал преимущественно в литературной сфере и старалс€ всегда примен€тьс€ к текущим событи€м своего времени. ѕосле ѕетра ‘еофан вращаетс€ в государственной сфере; он - один из могучих людей своей страны и своего века, но его де€тельность выразилась, главным образом, в посто€нной борьбе с тайными и €вными врагами и соперниками. ‘еофан всегда выходил победителем и безжалостно уничтожал все, что только отваживалось за€вл€ть против него вражду. ѕервою жертвою его был человек, которому некогда он старалс€ угождать - новгородский архиепископ ‘еодосий. Ётот сановник, зазнавшись своим значением, позволил себе неосторожные выходки, которыми тотчас воспользовались те, которые могли на его погибели устроить свое собственное возвышение. Ќе пропущенный во дворец через мост караульным солдатом, ‘еодосий, маха€ палкой, сказал: "я лучше светлейшего кн€з€!" Ётим он раздражил ћеншикова, которому не преминули донести о выходке архиере€. „ерез несколько дней после того, наход€сь в синодальной палате в кругу духовных, ‘еодосий в разговоре с ними жаловалс€, что в его врем€ нет доброжелательства к духовному сословию, и по этому поводу угрожал гневом Ѕожиим и междоусобною бранью. ћногие духовные уже прежде не любили ‘еодоси€ за его высокомерие и заносчивость. ‘еофан и с ним трое архимандритов, заседавших в —иноде, подали императрице донос в том, что ‘еодосий произнес "слова противные и молчани€ не терп€щие". √осударын€ 24 апрел€ дала повеление арестовать ‘еодоси€ и допросить. Ќа другой день после этого ареста спрошены были другие синодальные члены. “верской епископ ‘еофилакт Ћопатинский показал, что преосв€щенный ‘еодосий бранил весь российский народ "безумными, нехристианами, горшими турков и вс€ких варваров, атеистами и идолопоклонниками, говорил, что над церковью совершаютс€ тиранства, толковал, что болезнь государю ѕетру пришла смертельна€ от безмерного женонеистовства и от Ѕожи€ отмщени€ за его пос€жку на духовный и монашеский чин", что "излишн€€ его охота к следованию тайных дел показывает мучительское его сердце, жаждущее крови человеческой". ƒругие члены также не добром пом€нули ‘еодоси€ в своих ответах, когда им задавали вопросы. Ќовгородский архиепископ просил письменно милости и прощени€ у государыни, винилс€ в том, что на мосту назвал часового, не пропустившего его во дворец, дураком, но отрицал приписываемые ему речи, будто бы произнесенные в синодальной палате, и увер€л государыню, что он, по верности своей к ней, прежде других учинил и подписал ей прис€гу. Ќо потом, при вторичных допросах, ‘еодосий созналс€ в некоторых неблаговидных замечани€х, произнесенных перед тверским архиереем о том, что сенаторов пригласили ко столу во дворец, а синодальных членов не пригласили, и что теперь ухаживают за сенаторами, а когда окажетс€ несогласие в народе, тогда начнут ухаживать и за духовенством. ‘еофан не остановилс€ на первом ударе, нанесенном своему сопернику, но пользу€сь тем, что последний начинает сам винитьс€, насто€л, чтобы у ‘еодоси€ забрали всю его переписку и арестовали нескольких монахов из Ќевского монастыр€. 11 ма€ составлен был ‘еофаном указ, подписанный государыней, о ссылке ‘еодоси€ в дальний корельский монастырь, на устье ƒвины. 13 ма€ этот приговор был публично прочитан; вслед за тем ‘еодоси€ отвезли в место заточени€ и поместили в келье, устроенной под церковью. ¬месте с ‘еодосием был осужден и сослан в —оловецкий монастырь за разные неисправности синодальный обер-секретарь ¬арлаам ќвс€нников. ѕотом сделан был допрос другим лицам, арестованным по делу ‘еодоси€; из них один, √ригорий —еменов, думал очернить и самого ‘еофана, но ему не удалось, и, запутавшись в собственном доносе, доносчик был осужден на смерть за то, что, слышавши по собственному сознанию от ‘еодоси€ и ¬арлаама ќвс€нникова "злохулительные слова на царскую особу", воврем€ не донес. ћонахи Ќевского монастыр€, арестованные по делу ‘еодоси€, наговорили на своего опального владыку, что он принуждал их, как своих подчиненных, прис€гать на в

ерность себе, словно царствующей особе. “огда составлено было "объ€вление о ‘еодосии", в котором изложены были вины новгородского архиепископа. ќно было отдано на просмотр ‘еофану. ‘еофан, воспользовавшись этим, двинул дело до того, что —инод, по высочайшему повелению, приказал сн€ть с ‘еодоси€ архиерейский и св€щеннический сан и посадить его в тюрьму с малым оконцем, не допускать к нему близко людей и не давать ему дл€ пропитани€ ничего, кроме хлеба и воды. √раф ѕлатон ћусин-ѕушкин, по царскому повелению, приехал в корельский Ќикольский монастырь и пригласил туда холмогорского архиере€. ѕоследний в церкви сн€л с ‘еодоси€ сан, а потом ‘еодосий был посажен в ту же келью, где сидел прежде, но уже не в архиерейском сане, а в звании простого монаха, под именем чернеца ‘едоса. ¬ его келье заложили большое окно и оставили дл€ света маленькое отверстие в четверть аршина; его тюрьма была с тройною дверью за замками и печат€ми; у двери поставлены были двое солдат.  ак и чем существовал чернец ‘едос в своей тюрьме от половины окт€бр€ до конца €нвар€ 1726 года, - неизвестно, но в конце €нвар€ архангельский губернатор »змайлов приехал в корельский монастырь и приказал перевести узника в другую тюрьму: ‘еодосий был так слаб, что не мог ходить, и его перенесли на руках, а 5 феврал€ караульный фендрих √ригорьев рапортовал губернатору, что чернец ‘едос умер. “ело ‘едоса, по указу тайной канцел€рии, вынули из земли, отвезли в  ирилловский монастырь и там похоронили 12 марта. 25 июн€ того же года императрица сообщила —в€тейшему —иноду, что она соизволила ‘еофана, псковского архиепископа, перевести на новгородскую архиепископию.

“огда началось у ‘еофана небезопасное дл€ него дело с бывшим архимандритом ћаркеллом –одышевским, до того времени находившимс€ прежде в приближении у ‘еофана. Ётот ћаркелл сообщил ‘еофану, что какой-то солдат на улице сделал ему намек о колокольном набатном звоне, за которым должен последовать народный м€теж, с целью погубить духовных, подозреваемых в неправославии и поругании св€тых икон. ‘еофан донес об этом правительству, и так как донесенное ему ћаркеллом касалось народного возмущени€, то ‘еофан сдал ћаркелла в страшный ѕреображенский приказ. “ам ћаркелл начал наговаривать на ‘еофана, показыва€, между прочим, что он дурно отзывалс€ об императрице. Ќемного спуст€, ћаркелл начал сыпать на ‘еофана в 47 пунктах обвинени€ в неправославии, которое, по его объ€снению, высказалось во многих сочинени€х ‘еофана; ћаркелл указывал, будто из этих сочинений видно, что автор их думает, что христианин может оправдатьс€ перед Ѕогом верою, а не делами с верою, что он не признает, как следует, творений св€тых отцов, не почитает икон, называет суеверием водоосв€щение, смеетс€ над акафистами, порочит минеи, прологи и кормчую книгу, держит у себ€ в доме музыку, говорит, что хорошо было бы ввести ее в церквах и прочее. “айна€ канцел€ри€ вз€ла с ‘еофана подробное и письменное опровержение таких обвинений, но кто знает, как бы ‘еофан тогда отделалс€, если бы, на его счастье, не пал скоро ћен-шиков, находившийс€ уже не в дружелюбном отношении к новгородскому архиепископу, и потому мирволивший –одышевскому. — падением ћеншикова, ‘еофан уже смелее и резче прежнего опровергал своего противника –одышевского, освобожденного из ѕреображенского приказа по распор€жению верховного тайного совета и проживавшего в Ќевском монастыре. ¬ €нваре 1728 года ћаркелл бежал оттуда в ћоскву, был пойман по распор€жению ‘еофана и привезен в —инод, но тут объ€вил за собой "государево слово" и был снова вз€т в ѕреображенский приказ, где продолжал писать на ‘еофана доносы; потом его отпустили в —имонов монастырь и приказали содержать под караулом, но караул этот не был строг.   этому времени двор переехал в ћоскву, совершилась коронаци€ ѕетра II, затем - его смерть, призвание на престол јнны »вановны. ѕотр€сени€, происходившие тогда одно за другим, многих погубили, но ‘еофан только пользовалс€ ими, чтобы крепче утвердитьс€. Ћовкий и проницательный, он смекнул, что затеи членов верховного тайного совета ограничить самодержавие со вступлением јнны на престол не осуществ€тс€, что самодержавие слишком приросло к общественной русской жизни, и, несмотр€ на все свои подписки и обещани€, јнна возвратит русскому престолу известную форму, от которой ее принуждали отречьс€. ‘еофан стал на сторону противников верховного совета; не сме€ пока открыто действовать против него, ‘еофан молчал, когда нужно было еще молчать, втайне сме€лс€ над верховниками и побудил, прежде совершени€ прис€ги в смысле нового образа правительства, прочитать публично форму этой прис€ги. ¬ерховники, не сме€, со своей стороны, резко за€вить своих намерений, создали тогда такую форму прис€ги, которую прис€гавшие не вполне, так сказать, раскусили. ‘еофану этого и было нужно, чтобы потом была возможность толковать, что дело понималось совсем не так, как его хотели представить сторонники ограничени€ царской власти.

 огда јнна была встречаема в ћоскве, ‘еофан не посмел высказать ей публично того, что было бы ей при€тно, но в своей речи, которую произносил перед нею, вставил несколько двусмысленных выражений, на которые впоследствии можно было указать, как на свидетельство его верности самодержавию. ≈сть известие (неизвестно - верно ли), что ‘еофан подарил јнне столовые часы, в которых под доскою государын€ могла найти начертанное ‘еофаном наставление, как поступать ей. Ќе долго пришлось ‘еофану таитьс€ и вил€ть. ѕо просьбе, представленной разом несколькими стами человек из шл€хетства, јнна отреклась от условий, на которых принуждена была прин€ть престол от верховного совета, разорвала их публично, и самодержавна€ власть государ€ была восстановлена в –оссии на прежних, стародавних основах. ‘еофан спешил и в речах и в стихах прославить это событие, подсмеива€сь над неудавшимис€ зате€ми и угрожа€ тем, которые бы когда-нибудь вздумали повторить подобные затеи:

¬с€к, кто ни мыслит вводить строй отманный,

Ѕойс€ самодержавной, прелестницы, јнны:

 ак она€ бумажка вси твои подлоги.

–астерзанные, падут под царские ноги.

¬ наступившее царствование, ‘еофану оп€ть, до самой своей смерти, пришлось боротьс€ с козн€ми своих врагов.

–одышевский, прожива€ в —имоновом монастыре, сошелс€ с духовником государыни, троицким архимандритом ¬арлаамом, с бывшим директором типографии јврамовым, занимавшимс€ при ѕетре писанием истории, и с другими лицами. Ѕыло намерение повредить ‘еофану через посредство духовника государыни. Ќо все козни не удались. –одышевский написал житие ‘еофана, стара€сь выставить в самом дурном свете своего противника, а главное - обвинить его в неправославии. “от же неугомонный –одышевский составил огромную критику на духовный регламент и на объ€вление о монашестве; –одышевский силилс€ разбить взгл€д ѕетра на монашество, выраженный в указе, в котором излагалс€ проект нового преобразовани€ монастырей. ћаркелл пр€мо называл эти документы сочинением ‘еофана. ‘еофан, со своей стороны, написал ответ, защища€ новый взгл€д на монашество, но ћаркелл не расчел того, что, поража€ ‘еофана за такие сочинени€, которые были изданы не от его имени, а как правительственные документы, он вызывал на борьбу с собой уже не ‘еофана, а правительство, и потому в €нваре 1732 года ему поставили это в вину и, по высочайшему повелению, сослали в заточение в  ирилло-Ѕелозерский монастырь, разом с ним отправили јврамова и еще двоих лиц в монастыри. ¬арлаам успел в пору увернутьс€.

«ато в 1732 году ‘еофан низложил своего злейшего врага ƒашкова, который, будучи членом —инода и энергическим приверженцем старины, давно уже думал сделать вред ‘еофану, тем более, что у него были в душе честолюбивые мечты сделатьс€ патриархом. —лучилось, что —инод должен был судить воронежского архиере€ Ћьва ёрлова за то, что, уже после вступлени€ на престол јнны »вановны, этот архиерей, вместо нее, поминал при богослужении мать ѕетра II, ≈вдокию ‘еодоровну, объ€сн€€ это впоследствии тем, что не получил указа от —инода о вступлении на престол новой государыни.  огда в —иноде собирались составить указ о том, чтобы воронежского архиере€ арестовать и везти в ѕетербург, √еоргий ƒашков советовал помедлить, подождать нового доношени€ от воронежского губернатора по этому делу, а когда привезли Ћьва в ѕетербург, то последний показал, что он просил заступничества у √еорги€ ƒашкова. Ћьва лишили сана и предали гражданскому суду, но и √еорги€, как уличенного заступника его, удалили из синода в монастырь. “огда ‘еофан подн€л против √еорги€ дело о вз€тках в ростовской епархии; это дело решилось не в пользу √еорги€, и ‘еофан испросил у государыни построже наказани€ виновному: его лишили сана и сослали в  аменный вологодский монастырь.

ѕользу€сь большим почетом у императрицы јнны, ‘еофан употребл€л свое положение дл€ того, чтобы вредить своим врагам и преследовать даже тогда, когда они находились в совершенном падении; ‘еофан был безжалостен не только к своим врагам, но не прощал и тем, которые оказывали сострадание к его бессильным врагам. Ѕывший некогда коломенским митрополитом, »гнатий —мола, сторонник ƒашкова и давний недоброжелатель ‘еофана, был сослан в —ви€жский монастырь за нерешительность в деле осуждени€ Ћьва. ≈го прин€л радушно казанский митрополит —ильвестр ’олмский. «а это, по насто€нию ‘еофана, »гнати€ выслали подалее на берег —еверного мор€, в Ќикольский корельский монастырь, дл€ содержани€ под крепким караулом, а —ильвестра, у которого при обыске в бумагах нашли доказательства, что и он не менее »гнати€ и √еорги€ питал злобу к ‘еофану, сослали в  рипецкий монастырь близ ѕскова. —ильвестр объ€вил за собою "слово и дело" и привезен был в ћоскву; там он запуталс€ в показани€х: тогда его лишили сана и сослали в заточение в ¬ыборг. ƒашков, сосланный в вологодский  аменный монастырь, прин€л схиму под именем √едеона, но ‘еофан узнал, что его держат в монастыре с послаблением, и отправил секретно синодского обер-секретар€ ƒудина узнать об этом подробно. ќказалось, что монастырское начальство действительно обращалось с заточенным ласково. ѕо этому поводу вз€ли под арест каменского архимандрита и казначе€, привезли обоих в ѕетербург к суду —инода. јрхимандрит, страшась пытки, умер в тюрьме; по показанию казначе€, прит€нули к делу вологодского архиере€ јфанаси€  ондоиди, за то, что он переменил у √еорги€ ƒашкова караульных служителей. јфанасий как-то отделалс€ от беды и, воротившись в свою епархию, начал содержать ƒашкова уже с такою строгостью, что даже сам —инод приказал сделать послабление осужденному. ƒашков от тоски за€вил, что у него есть "государево слово и дело", но —инод, руководимый ‘еофаном, не обратил внимани€ на это за€вление низложенного архиере€ и приказал сослать его в Ќерчинский монастырь в той надежде, что, наход€сь в такой дали, он уже не будет беспокоить правительство.

≈ще —тефан яворский написал книгу " амень веры", направленную, главным образом, против лютеранства; она была издана уже после смерти автора, в 1728 году, под наблюдением тверского архиепископа ‘еофилакта Ћопатинского. ¬след за тем в Ћейпциге €вилось на латинском €зыке опровержение этой книги, сочиненное Ѕуддеем, человеком в свое врем€ знаменитым по учености. –ецензент обвин€л яворского в угодничестве католичеству и предостерегал русских от его книги. “огда в –оссии по€вилось сочинение в защиту яворского, составленное доминиканцем –ибейра, находившемс€ при испанском посланнике герцоге ƒелири€, а потом сам ‘еофилакт написал "¬озражение на письмо Ѕудде€", но не добилс€ у правительства дозволени€ издать свое сочинение. “огда как ‘еофилакту не дозволили писать сочинение в защиту яворского, книга –ибейры была переведена на русский €зык двум€ духовными лицами, архимандритами и членами —инода: ≈вфимием  оллети и ѕлатоном ћалиновским. ѕротив " амн€ веры" написан был "ћолоток на  амень веры", сочинение в протестантском духе. ‘еофан, и прежде расположенный к протестантству, увидел, что открыто стать на протестантскую сторону теперь будет выгодно, потому что, с могуществом любимца императрицы јнны, Ѕирона, немцы-лютеране подн€ли голову и получили первенствующее значение в –оссии. ‘еофан прит€нул в тайную канцел€рию переводчиков книги –ибейры и написал кабинетным министрам записку, в которой старалс€ льстить протестантам, наводнившим тогда служебные сферы в –оссии. "»ностранных в –оссии мужей, - выражалс€ ‘еофан о –ибейре, - ругательно нарицает человечками или людишками и предает, что русское государство их питает, а церковный закон оным гнушаетс€...презуса петербургской академии,злодейством опорочив, предает сию речь: и то не дивно понеже вси лютеране суть, что такова€ их правда и вера в делах гражданских. ¬сех сплошь протестантов, из которых многое число честные особы и при дворе, и в воинском и в гражданском чинах рангами высокими почтены служат, неправдою и неверностью помарал, из чего великопочтенным особам не малое учинил огорчение".

ѕротивники ‘еофана не дозвол€ли ему торжествовать, и, при невозможности ратовать против него открыто, стали писать подметные письма. ¬ одном из таких писем обвин€ли ‘еофана даже в наклонности к папизму. јвтор укрылс€, но ‘еофану хотелось во что бы то ни стало сыскать его, и подозрение упало прежде всего на одного из давних его врагов, јврамова, содержавшегос€ в »верском монастыре. ѕо насто€нию ‘еофана, произведено было над јврамовым следствие, но оно ничего не открыло. “огда ‘еофан прин€лс€ за ≈вфими€  оллети и ѕлатона ћалиновского, принимавших участие в переводе книги –ибейры на русский €зык; с ними были арестованы еще несколько лиц духовного звани€. ‘еофан старалс€ представл€ть императрице, что в этой полемике, подн€той против него в защиту —тефанова сочинени€, видны иностранные, враждебные –оссии, происки. » ≈вфимий, и ѕлатон в 1734 году были исключены из числа членов —инода; у них отн€ты были монастыри, которыми они управл€ли, а в июне 1735 года ≈вфимий  оллети был лишен св€щенства и монашества и переименован в прежнее мирское им€ ≈левфери€. ѕосле расстрижени€, его подвергли допросам и пыткам.   делу привлекли директора московской синодальной типографии Ѕарсова и с ним типографских рабочих: было подозрение, что сама€ книга –ибейры в подлиннике печаталась тайно не за границею, а где-нибудь в –оссии. Ќо розыск по этому вопросу не привел ни к чему, кроме догадок. ќтыскива€ составител€ подметного письма, ‘еофан ухватилс€, между прочим, за секретар€ придворной конторы яковлева, сосланного по делу јлексе€ ѕетровича в —ибирь и возвращенного ≈катериной I. яковлев, под страшной пыткой, наговорил на другого яковлева, учител€ греческого €зыка; у последнего нашли проповеди, с приписками в виде примечаний, давнего ‘еофанова врага ћаркелла –одышевского, жившего в заточении в  ирилловском монастыре. ‘еофан приказал привезти ћаркелла в ѕетербург, - но на след сочинител€ подметного письма не напали. ‘еофан возбудил подозрение на »осифа –ешилова, который, бывши прежде в расколе, по прин€тии православи€ употребл€лс€ —инодом в разных поручени€х по раскольничьим делам и находилс€ в св€зи с ‘еофилактом Ћопатинским. ¬з€тый в тайную канцел€рию, –ешилов в своих показани€х прит€нул к делу кал€зинского архимандрита »оасафа ћаевского. «а ним начали таскать в тайную канцел€рию других духовных, и наконец тверского архиере€ ‘еофилакта Ћопатинского. ƒопрашива€ ‘еофилакта, старались запутать его в дело о произнесении разных сомнительных слов о престолонаследии и держали под стражей. ”часть его была решена уже по смерти ‘еофана.

Ќо в то врем€, когда ‘еофан беспощадно старалс€ отыскать автора подметного письма, сильно раздразнившего его, по€вилс€ другой пасквиль на ‘еофана и вместе на государыню, пасквиль, присланный, вместо доношени€, из новгородской губернской канцел€рии. ѕодь€чие этой канцел€рии были наказаны кнутом, виновника же не нашли. ћного лиц прит€нуто было к делу о подметных письмах; много людей сидело в тюрьмах и подверглось страшным пыткам. Ўли мес€цы за мес€цами, пошел новый 1736 год; наконец 8 сент€бр€ этого года, в половине п€того часа пополудни, ‘еофан скончалс€. ќ смерти его сохранилось известие, что, чувству€ приближение кончины, он приставил ко лбу указательный палец и сказал: "ќ главо, главо, разуму упившись, куда с€ приклонишь". “ело его отправлено было вод€ным путем в Ќовгород и погребено в —офийском соборе. »з завещани€ его видно, что, кроме деревень, приписанных к его сану, которые после его смерти были вз€ты в казну государыни, у него было несколько дерев€нных и каменных домов в ѕетербурге и ћоскве, библиотека, стоивша€ 4500 рублей, и много ценных вещей, между прочим 149 картин, писанных масл€ными красками. ‘еофан был одним из самых ученых и развитых людей своего времени, но вместе с тем резко носил на себе все пороки своего века. ѕока жив был ѕетр, ‘еофан был де€тельным, энергичным и полезным его сотрудником: где только нужна была умственна€ жизнь, ученый труд и свежа€ мысль, обращенна€ к практическим потребност€м времени, там ‘еофан €вл€лс€ пон€тливым и трудолюбивым исполнителем предположений и видов ѕетра, преимущественно в сфере церкви и народного воспитани€. ”мевши приобрести доверие и расположение государ€, он, в то же врем€, умел соблюдать со всеми окружающими доброе согласие и отличалс€ характером благодуши€, украшающего ученого человека. Ќо после кончины своего покровител€, ‘еофан неожиданно очутилс€ в страшном омуте интриг, козней и лукавства. ≈му приходилось: или подвергнутьс€ опасности быть выкинутым из общества, в котором жил, сохранивши за собою пам€ть честного человека, - или, предупрежда€ угрожавшие ему опасности, начать без зазрени€ совести выкидывать всех тех, которые становились ему на дороге и даже могли, по его соображению, сделать ему какое-нибудь зло. ‘еофан, сообразно своей природе, выбрал последний путь, и из мирного ученого времен ѕетра стал, после его кончины, ужасным тираном, не разбиравшим никаких средств, когда приходилось толкать других, мешавших ему на пути, - стал бессердечным эгоистом, безжалостным мучителем, который тешилс€ страдани€ми своих жертв даже и тогда, когда они переставали быть дл€ него опасными.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаксим јверин:  ритичный, но очень душевный человек
ѕосетило:11403
ћаксим јверин
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18358
√алина ѕрозуменщикова
—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:16770
—ергей “анеев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru