Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай Ѕунге

   /   

Nikolaj Bunge

   /
             
‘отографи€ Ќиколай Ѕунге (photo Nikolaj Bunge)
   

ƒень рождени€: 11.11.1823 года
ћесто рождени€:  иев, ”краина
ƒата смерти: 03.06.1895 года
ћесто смерти: ÷арское —ело, ”краина
¬озраст: 71 год

√ражданство: ”краина

Ѕиографи€

√осударственный де€тель, финансист и экономист.

Ѕунге, Ќиколай ’ристианович - финансист, экономист и государственный де€тель (1823 - 95), происходит из двор€н евангелического исповедани€, родилс€ в  иеве, где отец его считалс€ опытным медиком по детским болезн€м; образование получил в 1-ой киевской гимназии и в университете св€того ¬ладимира, где окончил курс в 1845 г.

20.06.2007

Ѕунге, Ќиколай ’ристианович - финансист, экономист и государственный де€тель (1823 - 95), происходит из двор€н евангелического исповедани€, родилс€ в  иеве, где отец его считалс€ опытным медиком по детским болезн€м; образование получил в 1-ой киевской гимназии и в университете св€того ¬ладимира, где окончил курс в 1845 г. “огда же Ѕунге был определен преподавателем лице€ кн€з€ Ѕезбородко , а по защите в 1847 г. магистерской диссертации "»сследование начал торгового законодательства ѕетра ¬еликого" ("ќтечественные «аписки", 1850) был утвержден профессором лице€. ¬ темном нежинском захолустье он €вилс€ гор€чим миссионером европейской науки и гражданственности; как профессор, он де€тельно заботилс€ о подн€тии уровн€ развити€ своих слушателей: чтобы сделать доступными дл€ избранных им студентов сокровища европейской науки, Ѕунге давал в своей квартире уроки по иностранным €зыкам. Ёту редкую и симпатичную черту - любить все молодое и чу€ть в молодом все даровитое - Ѕунге сохранил и впоследствии, когда (в 1850 г.) сделалс€ профессором в университете св€того ¬ладимира, и в этом лежит разгадка чрезвычайного успеха его университетских лекций. ¬ 1852 г. Ѕунге был удостоен  иевским университетом степени доктора политических наук за диссертацию "“еори€ кредита" ( иев, 1852). ¬ 1869 г. переменил кафедру политической экономии и статистики на кафедру полицейского права. ѕолицейское право не представл€етс€ Ѕунге цельной наукой; в учении о безопасности (законы благочини€) он видит часть государственного права, а в учении о благососто€нии (законы благоустройства) - прикладную часть политической экономии. —ообразно с этим, в его курсе "ѕолицейского права" ( иев, 1873 - 77), который осталс€ неоконченным, и в котором он успел изложить некоторые отделы благоустройства, преобладает экономическа€ точка зрени€. ѕолицейское право Ѕунге соответствует тому, что в насто€щее врем€ известно под названием экономической политики. ѕри изложении теории экономической политики автор не ограничиваетс€ одними общими началами, так как, по его мнению, изучение одних общих законов без св€зи с фактами, в которых этих законы обнаруживаютс€, легко вырождаетс€ в сухую и отвлеченную схоластику, могущую иметь интерес дл€ специалистов, но бессильную разрешить жизненные вопросы. Ѕунге издал еще дл€ своих слушателей " урс статистики" ( иев, 1865; 2-е изд., 1876) и "ќсновани€ политической экономии" (ib., 1870). ¬ трудные дни университетской жизни, когда университеты лишались самоуправлени€, Ѕунге в должности ректора по назначению (с 1859 - 1862 г.) с достоинством сто€л во главе  иевского университета. Ќо и по возвращении университетам избирательного права Ѕунке дважды был избираем ректором того же  иевского университета и состо€л в этой должности с 1871 по 1875 г. и с 1878 по 1880 г. ¬ 1880 г. он оставил университет. Ѕунге принадлежал к числу тех профессоров, которые не замыкаютс€ в глухие стены своего кабинета. ќблада€ светлым и обширным умом, он не мог не отзыватьс€ на общественные вопросы, которые жизнь ставила на очередь. –езультатом был целый р€д статей, помещенных им в разных периодических издани€х, начина€ с 1852 г. “аковы статьи, относ€щиес€ к ожидавшейс€ тогда кресть€нской реформе (в "ќтечественных «аписках", 1858, и в "–усском ¬естнике" 1859 г., є 2 и 8), к распростран€вшемус€ новому виду промышленных предпри€тий в форме акционерных обществ (в "∆урнале дл€ акционеров", 1855 и 1858) и многие другие, между которыми нельз€ не отметить его замечаний об устройстве учебной части в университетах (в "–усском ¬естнике" 1858 г., т. XVII) и банковой политике (в "—борнике √осударственный «наний", т. I, 1874). ¬ажное практическое значение имело и его исследование "“оварные склады и варранты" ( иев, 1871); но особое внимание обратили на себ€ исследовани€ Ѕунге о способах восстановлени€ у нас правильного денежного обращени€, потр€сенного чрезмерным выпуском бумажных денег. —юда относ€тс€ труды: "ќ восстановлении металлического обращени€ в –оссии" ( иев, 1877); "ќ восстановлении посто€нной денежной единицы в –оссии" ( иев, 1878) и статьи в "—борнике √осударственных «наний", т.

Ќиколай Ѕунге фотографи€
Ќиколай Ѕунге фотографи€

VI, 1878, и т. XIII, 1880 г. Ѕунге также перевел и дополнил сочинение ј. ¬агнера "–усские бумажные деньги" ( иев, 1871). ¬ 1859 г., когда созревала кресть€нска€ реформа, Ѕунге был приглашен к участию в финансовой комиссии, имевшей своим назначением приискание оснований и способов окончательного разрешени€ кресть€нского вопроса посредством выкупа наделов при содействии правительства. —нова призванный в ѕетербург дл€ участи€ в обсуждении нового университетского устава (1863), Ѕунге получил поручение преподавать науку финансов и политической экономии наследнику цесаревичу Ќиколаю јлександровичу . ¬ основу этих лекций Ѕунге положил переведенную им на русский €зык книгу  арла фон √ока "Ќалоги и государственные долги" ( иев, 1865). ѕо возвращении в  иев, Ѕунге, не оставл€€ университетских зан€тий, прин€л должность управл€ющего киевскою конторою государственного банка. —то€, таким образом, у самого источника кредитных операций, Ѕунге получил возможность на практике провер€ть указани€ теории финансов. — этого времени голос его приобретает решающее значение в вопросах финансовых. ¬ступление Ѕунге в 1880 г. в должность товарища министра финансов и вскоре затем в 1881 г. и министра финансов встречено было с сочувствием и большими надеждами. - Ѕунге - министр финансов. Ѕунге пришлось вступить в управление министерством при весьма т€желых обсто€тельствах. Ќаступивша€ после 1 марта 1881 г. реакци€ отразилась и на финансовом состо€нии страны.   тому же два года ср€ду - 1884 г. и особенно 1885 г. - ознаменовались почти повсеместным неурожаем, и это вызвало неблагопри€тные последстви€ дл€ промышленности и торговли. ѕервый бюджет 1881 г. Ѕунге пришлось свести с дефицитом на сумму свыше 50 миллионов рублей. —умма государственного долга на 1 €нвар€ 1881 г. достигла свыше 6 миллиардов, и неизбежно было заключение целого р€да новых займов. ќдним из первых действий Ѕунге €вилс€ выпуск золотой 6%-ой ренты 1883 г., встретивший, в виду чрезвычайно высокого процента, недоброжелательное отношение в обществе. —осто€ние курса кредитного рубл€ было весьма неудовлетворительно. ¬ 1881 г. средн€€ цена рубл€ составл€ла 65,8 копеек золотом, в 1886 г. - 58,9; платежный баланс был чрезвычайно неблагопри€тен, и на заграничных биржах, особенно берлинской, производилась спекул€ци€ с русскими фондами и кредитными рубл€ми, против которой Ѕунге, руководству€сь системой невмешательства в биржевые отношени€, не принимал надлежащих мер. ¬ одном из своих первых всеподданнейших докладов (1883) Ѕунге следующим образом определил свою финансовую программу: "¬нимательное изучение слабых сторон нашего государственного стро€ указывает на необходимость обеспечить правильный рост промышленности достаточным дл€ нее покровительством: укрепить кредитные учреждени€ на началах, проверенных опытом, способству€ притом удешевлению кредита; усилить в интересах народа и государства доходность железнодорожных предпри€тий, установив над ними надлежащий контроль; упрочить кредитное денежное обращение совокупностью направленных к достижению этой цели постепенно проводимых мер, ввести преобразовани€ в системе налогов, сообразные со строгой справедливостью и обещающие приращение доходов без обременени€ плательщиков податей; наконец, восстановить превышение доходов над расходами (без чего улучшение финансов немыслимо) ограничением сверхсметных кредитов и соблюдением разумной бережливости во всех отрасл€х управлени€". »з этой программы Ѕунге безусловно не удалось выполнить превышени€ доходов над расходами, вследствие значительных расходов на срочное погашение государственных займов. ¬о всем же остальном врем€ управлени€ Ѕунге €вилось, действительно, выдающейс€ эпохой в истории русских финансов. ќдним из первых финансовых меропри€тий €вилось понижение выкупных платежей, которое Ѕунге считал необходимым дл€ улучшени€ благососто€ни€ сельского населени€, и которое насто€тельно вызывалось тем, что в общем с кресть€н взыскивалось больше, нежели уплачивалось по об€зательствам выкупной операции. ѕонижение было произведено в размере 1 рубл€ с каждого обложенного выкупными платежами душевого надела в в

еликорусских местност€х и на 16 копеек с рубл€ в малороссийских местност€х. ќбща€ сумма понижени€ составила до 12 миллионов рублей в год. ¬ 1885 г. Ѕунге вошел в государственный совет с представлением о повсеместной (кроме —ибири) отмене с 1 €нвар€ 1886 г. подушной подати, составл€вшей со времени ѕетра ¬еликого краеугольный камень нашей финансовой системы. Ёта мера должна была уменьшить ресурсы государственного казначейства на 57 миллионов рублей, часть которых предполагалось возместить увеличением налога на спирт (до 9 копеек за градус), а часть - увеличением оброчной подати с государственных кресть€н (от повышени€ которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет). √осударственный совет, однако, решил перевести государственных кресть€н на выкуп, который представл€л собой в действительности не что иное, как замаскированное увеличение оброчной подати. «аконом 12 июн€ 1886 г. был установлен об€зательный выкуп дл€ государственных кресть€н. ќтмена подушной подати должна была повлечь за собой и отмену круговой поруки. » в 1885 г. Ѕунге в своем представлении государственному совету, указыва€ на разорительные последстви€ такого способа взыскани€ налогов, вызывающего, с одной стороны, "прикрепление кресть€н к земле паспортной системой", с другой - "стремление самовольной отлучки дл€ приискани€ лучших заработков", высказывалс€ в пользу отмены круговой поруки. √осударственный совет не согласилс€ с доводами Ѕунге, и кругова€ порука была оставлена дл€ налогов, заменивших подушную подать. ¬о вс€ком случае, уничтожением подушной подати и понижением выкупных платежей помещичьих кресть€н мы об€заны исключительно Ѕунге, который совершил чрезвычайно смелый шаг, отказавшись от доходов до 70 миллионов рублей в то врем€, когда бюджет давал дефицит. Ёто значительное уменьшение доходов заставило Ѕунге обратитьс€ к другим источникам и - прежде всего - к увеличению налогов. “ак, при Ѕунге были увеличены налоги, кроме налога на спирт (сперва до 8 копеек по закону 19 ма€ 1881 г., затем до 9 копеек за градус, по закону 18 ма€ 1885 г.), на сахар (12 ма€ 1881 г.), на табак (18 ма€ 1882 г.); повышен гербовый сбор (19 €нвар€ 1882 г.), повышены таможенные ставки на многие предметы ввоза, и закрыт транзит через «акавказье; введен налог на золотопромышленность, установлены дополнительные и раскладочные сборы с торгово-промышленных предпри€тий (законы 5 июл€ 1884 г. и 5 €нвар€ 1885 г.), возвышен налог с недвижимых имуществ в городах (13 ма€ 1883 г.), и увеличен налог поземельный, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на переход имуществ безмездными способами (налог на дарени€ и наследства), повышены налоги на заграничные паспорта, регулирована продажа питей. ¬месте с этими податными реформами Ѕунге заботилс€ о введении института податных инспекторов, который должен был обеспечить более правильное поступление налогов. ќгромное значение дл€ дальнейшего экономического развити€ –оссии имели учрежденные при Ѕунге новые государственные кредитные установлени€. »сход€ из той точки зрени€, что хоз€йственное расстройство кресть€н происходит, главным образом, вследствие недостаточности и малой производительности их земельных наделов, причем приобретение других земель в собственность представл€етс€ дл€ кресть€н крайне затруднительным в виду невозможности пользоватьс€ долгосрочным кредитом, Ѕунге выработал проект государственного ипотечного банка дл€ содействи€ кресть€нам в приобретении ими земли. ”став банка был ¬ысочайше утвержден 18 ма€ 1882 г. —суды должны были выдаватьс€ 51/2% закладными листами, получившими название 51/2% государственных свидетельств кресть€нского поземельного банка. ѕо самому своему уставу банк должен был €вл€тьс€ лишь посредником между кресть€нами и землевладельцами, уже совершающими сделку по собственной инициативе. » с самого начала назначение банка, как гласили мотивы государственного совета, должно было состо€ть в содействии зажиточным и имеющим некоторый достаток кресть€нам, но не малоземельным. Ѕанк начал свои действи€ 10 апрел€ 1883 г., и к концу министерства Ѕунге, к 1886 г., имел в своем распор€жении запасный капита

л в 467,7 тыс€ч рублей. Ќар€ду с этим банком был открыт также и двор€нский банк, который был учрежден специально "дл€ помощи двор€нству". ѕо идее Ѕунге банк должен был выдавать ссуды лишь тем двор€нам-землевладельцам, которые сами хоз€йничают на своей земле. Ќо государственный совет прин€л проект Ѕунге, устранив вс€кое ограничение. ѕри Ѕунге сильное расширение получило сооружение казенных железных дорог. ƒл€ этой цели при Ѕунге было израсходовано до 133,6 миллионов рублей; казною сооружено железных дорог всего прот€жением в 3461 версту.  роме того, приобретено в казну несколько линий частных обществ. Ѕунге сам сомневалс€ в том, чтобы "обращение железных дорог в государственную собственность сразу обогатило казначейство", но видел, что "со временем железные дороги могут сделатьс€ такою же отраслью государственного хоз€йства, как почта и телеграфы". Ќесмотр€ на отсутствие плана в выкупе частных дорог и государственного железнодорожного строительства и на огромные дефициты от эксплуатации железных дорог, все же именно Ѕунге много содействовал упор€дочению нашей железнодорожной политики, а вместе с ней и вообще русских финансов. ”правление Ѕунге министерством финансов ознаменовалось торжеством протекционизма. ƒе€тельность Ѕунге совпала с националистическим курсом внутренней политики. »деал независимости национального хоз€йства, освобождени€ его от иноземного господства, проповедовавшийс€ с особенной энергией "ћосковскими ¬едомост€ми", а затем ћенделеевым , приводил к требовани€м повышени€ пошлин. »звестное вли€ние на протекционистское направление политики внешней торговли при Ѕунге оказал общий подъем таможенно-охранительной волны, прокатившейс€ по всей ≈вропе и в частности в √ермании вызвавшей в 1879 г. значительные перемены в тарифной системе. ¬ 1881 г. была произведена надбавка на 10% на весь тариф. 16 июн€ 1884 г. последовало повышение пошлины на чугун, к которому затем присоединились соответственные повышени€ на вальцевое железо, сталь, машины и т. п. ¬ 1884 г. была также установлена обща€ пошлина на уголь с дифференциональным обложением угл€, ввозимого через черноморские порты и западную сухопутную границу. ќдной из крупных заслуг Ѕунге как министра финансов €вл€етс€ его стремление к введению у нас подоходного налога. ќстра€ финансова€ нужда в конце 70-х и начале 80-х годов, вызванна€ отчасти турецкой войной, отчасти сокращением целого р€да государственных ресурсов в виду податных реформ, отчасти вообще дурным финансовым управлением, поставила на очередь коренную реформу налогового обложени€. ¬ своем всеподданнейшем докладе на 1884 г. Ѕунге в категорической и определенной форме признал подоходный налог наиболее целесообразным и справедливым способом обложени€. Ќо, опаса€сь сильной ломки хоз€йственных отношений, он не решилс€ сразу приступить к введению подоходного налога и на первое врем€ установил р€д частных налогов, имевших значение мер, подготовл€вших введение одного подоходного налога. ¬ числе реформ Ѕунге необходимо указать еще первый шаг на пути регламентации фабричного труда, выразившийс€ в законе 1 июн€ 1882 г., начало более правильного устройства городских и частных банков, положенное правилами 26 апрел€ 1883 г., и питейную реформу 1885 г. Ќемногим министрам пришлось вынести столько нападений со стороны печати, в особенности "ћосковских ¬едомостей", и немногие относились к ним столь спокойно, не прибега€ к защите карательной администрации и ограничива€сь официальными опровержени€ми строго фактического характера. ¬ €нваре 1887 г. Ѕунге оставил пост министра финансов и назначен был председателем комитета министров. Ѕунге был избран в почетные члены различных обществ, университетов: ѕетербургского, Ќовороссийского, —в€того ¬ладимира и јкадемии Ќаук; в 1890 г. избран ординарным академиком по политической экономии и издал книгу "√осударственное счетоводство и финансова€ отчетность в јнглии" (—ѕб., 1890), котора€ €вл€етс€ интересным материалом дл€ изучени€ бюджетного права. ѕри составлении этой книги автор пользовалс€ целым р€дом практических сведений, доставленных ему нашими финансовыми агентами в ѕариже и Ћондон

е. - Ѕунге - экономист. √лавным фактором экономической жизни Ѕунге считал соперничество. Ќе соглаша€сь вполне ни с одним из классиков и наход€ значительные неправильности в воззрени€х как јд. —мита, –икардо, ћальтуса, ћилл€, так и  эри и Ѕастиа, он придерживалс€ эклектической точки зрени€, преимущественно примыка€ к теори€м ћальтуса и ћилл€. √лавным регул€тором экономических €влений он считал спрос и предложение и ими объ€сн€л почти все экономические €влени€. Ётому взгл€ду вполне соответствовали и социально-политические воззрени€ Ѕунге. «а соперничеством Ѕунге признавал огромное благотворное вли€ние. Ѕез соперничества наступил бы громадный упадок сил. —оперничество оказываетс€ гибельным, когда вступают в борьбу силы неравные, с одной стороны, сплоченные, поддерживаемые монополи€ми, привилеги€ми, громадным капиталом, а с другой - раздробленные, лишенные вс€кой поддержки и необеспеченные в своей де€тельности. «ло заключаетс€, по мнению Ѕунге, не в соперничестве, а в недостаточном его уравновешении. “ем не менее, в покупке живой рабочей силы, т. е. в найме труда, Ѕунге не видел ничего порабощающего и унизительного, ибо эта покупка соединена с обоюдной выгодой. ¬мешательство государства в экономическую жизнь Ѕунге допускал лишь в небольших размерах и в крайних случа€х. Ёта точка зрени€ не мешала, однако, Ѕунге признавать целесообразность государственного вмешательства в области торговой политики и в области "мер, относ€щихс€ к упрочению благососто€ни€ фабричных рабочих". ѕрактические меропри€ти€ Ѕунге в бытность его министром финансов установили за ним славу строгого протекциониста. ¬ своих теоретических воззрени€х, изложенных им в курсе "ѕолицейского ѕрава", Ѕунге не €вл€етс€, однако, безусловным протекционистом. ѕо мнению Ѕунге, таможенные пошлины составл€ют налог и должны быть рассматриваемы, главным образом, как подать. ќни должны как можно меньше зависеть от торговых договоров, должны быть соображены с общею системою налогов, с вли€нием их на производство, на торговлю и на потребление. ѕоощрение промышленности может и должно иметь место. Ќо покровительственный тариф и льготы, общие дл€ всех лиц, дают поощрение без вс€кого разбора и потому не всегда желательны. ѕособи€ часто свидетельствуют о нерасчетливости в государственном хоз€йстве. Ћиберальный таможенный тариф способствует усилению потреблени€, но низкие таможенные пошлины при высоких налогах нежелательны. „то касаетс€ законов относительно рабочих, то, именно исход€ из признани€ благотворного вли€ни€ соперничества, Ѕунге считал, что свобода сделок была бы нарушена, если бы рабочие не имели права входить между собою в соглашени€ относительно установлени€ заработной платы. Ќе соглаша€сь с представител€ми либеральной школы, возражавшими против пользы стачек, Ѕунге, тем не менее, не видел в союзах рабочих задатков дл€ правильного развити€ общественной жизни и считал трэд-юнионы шагом назад по сравнению со средневековыми цехами. —чита€ задачей законодательства в области экономической жизни охранение свободы сделок, Ѕунге не допускал никакого ограничени€ прав частной собственности. ѕо его мнению, несправедливость первоначального приобретени€ с течением времени сгладилась, ибо собственник влагает в землю свой труд, свой капитал и платит налоги от земли. ’оз€йственна€ свобода не только способствовала подн€тию человечества на высшую ступень благососто€ни€, но и в будущем должна служить непременным фактором развити€.  апиталистическое производство, господство соперничества дают человеку надежду на лучшее будущее и делают его свободным. ѕо своим методологическим взгл€дам Ѕунге примыкал к историко-статистическому направлению в политической экономии, но вносил в него целый р€д ограничений. Ќе соглаша€сь с –ошером, Ѕунге считал, что историческое направление может внести в науку и в практическую жизнь беспринципный "оппортунизм"; он находил опасным отсутствие каких бы то ни было начал, оснований, правил и прин€тие в руководство исторических примеров, с попыткою следовать им в случа€х, ошибочно признаваемых однородными с уже прожитыми человечеством. “ребу€ большой осторожности в п

рименении дедуктивного метода, Ѕунге настаивал на усвоении политической экономией метода положительных знаний, наблюдений и опыта.  роме "»сторического очерка экономических учений", напечатанного впервые в 1868 г. и дающего краткое изложение учений наиболее выдающихс€ экономических мыслителей, начина€ от меркантилистов и конча€ исторической школой, Ѕунге дал подробное изложение в обширных стать€х специально учений  эри ("“еори€ согласи€ частных интересов - первое политико-экономическое учение  эри", 1858) и ƒж.-—т. ћилл€ ("ƒж.-—т. ћилль, как экономист", 1868). Ёти статьи вместе с небольшим извлечением из статей Ўмоллера о ћенгере присоединены к "»сторическому очерку экономических учений" и со значительными критическими добавлени€ми, изменени€ми и поправками изданы в 1895 г. под общим заглавием "ќчерки политико-экономической литературы". Ёто был последний труд Ѕунге. - —р.: ѕ. ћигулин , "–усский государственный кредит" (I т., ’арьков, 1899);  овалько, "√лавнейшие реформы, проведенные Ќ.’. Ѕунге в финансовой системе –оссии" ( иев, 1901); ». “абурно, "Ёскизный обзор финансово-экономического состо€ни€ –оссии за последние 20 лет (1882 - 1901)" (—ѕб., 1904); ћ. —оболев , "»стори€ таможенной политики –оссии" (—ѕб., 1911); "»сторическа€ справка по вопросу о введении подоходного налога" (официальное издание); Ўульце-√еверниц , "ќчерки общественного хоз€йства и экономической политики –оссии" (1901). —. «агорский.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий на планете
ѕосетило:21429
—ултан  есен
—амый высокий актер
ѕосетило:19477
ѕитер ћейхью
ƒвукратный обладатель  убка ћира
ѕосетило:10730
ћарсель ’иршер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru