Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

“омас ћор

   /   

Thomas More

   /
             
‘отографи€ “омас ћор (photo Thomas More)
   

ƒень рождени€: 07.02.1478 года
ћесто рождени€: Ћондон, ¬еликобритани€
ƒата смерти: 06.07.1535 года
ћесто смерти: Ћондон,  анада
¬озраст: 57 лет

√ражданство: ¬еликобритани€
—оцсети:


Ѕиографи€

англ. гуманист, гос. де€тель и писатель; один из основоположников утопического социализма

»менуемый также св. “омасом ћором, английский государственный де€тель, писатель и мученик, знаменитый более всего своей ”топией , в которой описано идеальное государство.

15.11.2007

–одилс€ в Ћондоне 6 феврал€ 1478 (возможна также дата 7 феврал€ 1477), его отец ƒжон ћор (ок. 1450Ц1530) был известным юристом, судьей королевской скамьи, удостоившимс€ двор€нского титула в царствование Ёдуарда IV (ум. 1483). ћор училс€ в лучшей в то врем€ в Ћондоне школе св. јнтони€, в 12-летнем возрасте поступил в качестве пажа (такова была тогда распространенна€ в јнглии практика) в дом кардинала ћортона, архиепископа  ентерберийского и лорда-канцлера. ¬еличайшее уважение, которое испытывал ћор к своему покровителю-кардиналу, впоследствии нашло выражение в его сочинени€х ”топи€ (Utopia ) и »стори€ –ичарда III . » действительно, трудно переоценить роль ћортона в воспитании и образовании юноши. ћортон в полной мере оценил даровани€ юного пажа, и, веро€тно, именно под его вли€нием ок. 1492 ћор поступил в  ентербери-колледж ќксфордского университета. ћор пробыл здесь около двух лет, но был вынужден прервать учебу, поскольку отец настаивал на том, чтобы сын продолжил его дело. —начала “омас определилс€ в ЂЌью »ннї (одну из лондонских адвокатских корпораций), а в феврале 1496 был прин€т в имевшую более высокий статус ЂЋинкольнз »ннї.

¬ ќксфорде ћор познакомилс€ с ”.√роцином, “.Ћинакром и ƒж. олетом, игравшими важную роль в возрождении классического образовани€, которое начало тогда распростран€тьс€ в јнглии. »зуча€ в Ћондоне юриспруденцию, ћор углубл€л также свои познани€ в латыни и греческом.   этому времени относитс€ его перва€ публикаци€: два латинских стихотворени€, соответственно в начале и конце школьного учебника грамматики ƒж.’олта. »спытыва€ сильное вли€ние  олета, ћор какое-то врем€ склон€лс€ к тому, чтобы посв€тить себ€ церковному служению. ќднако, провед€ около четырех лет (веро€тно, с 1500 по 1504) в картузианском монастыре в Ћондоне, он все же решил остатьс€ в миру. “ем не менее ћор никогда не оставл€л привычек, приобретенных в обители: раннее пробуждение, длительные молитвы, посты, ношение влас€ницы, самобичевани€. ¬ 1504 он женилс€ на ƒжейн  оулт из Ќезерхолла (графство Ёссекс), и у них родились четверо детей Ц ћаргарет, Ёлизабет, —есили и ƒжон.  огда в 1511 ƒжейн умерла, ћор, не жела€, чтобы дети оставались без матери, почти сразу женилс€ на вдове јлисе ћидлтон, котора€ была старше его на 7 лет.

¬ 1499 ћор познакомилс€ с Ёразмом –оттердамским во врем€ его первого визита в јнглию, и они сразу же сделались близкими друзь€ми. ¬ эти плодотворные годы они много работали вместе, переводили Ћукиана (1506) и поддерживали друг друга в своих литературных замыслах. ¬ 1509 именно в доме ћора Ёразм написал знаменитую ѕохвалу глупости (Encomium moriae , обыграв им€ друга в названии). ћор, а также  олет безусловно оказали вли€ние на Ёразма, нацелив его на великие задачи, библеистику и изучение отцов церкви, что и стало главным делом его жизни. »менно Ёразм впервые опубликовал латинские стихи ћора (1518); он посто€нно сокрушалс€, что ћор, этот Ђединственный гений јнглииї, вынужден посв€щать значительную часть времени праву, что оставл€ет очень мало возможностей дл€ литературных зан€тий.

ƒействительно, слава ћора как юриста росла. ¬ 1510 он был избран помощником лондонского шерифа и стал известен не только красноречием, которое обнаруживал в ходе слушаний, но и справедливостью и честностью, про€вленными при отстаивании интересов клиентов. √енрих VIII, вступление которого на престол ћор воспел в цикле из€щных латинских стихотворений, вскоре приметил талантливого лондонца и в мае 1515 направил его во ‘ландрию в составе посольства, которое должно было разрешить торговый конфликт. —огласно Ёразму, на континенте ћор написал вторую книгу ”топии , а в но€бре, вернувшись в јнглию, присоединил к ней первую. ¬ эти годы ћор находил врем€ и дл€ других видов литературной де€тельности. ≈ще в 1506 он перевел с латинского €зыка ∆изнь ѕико делла ћирандолы (Life of Pico della Mirandola ), написанную плем€нником италь€нского философа, попробовал силы в сочинении английских стихов, а ок. 1513 занималс€ написанием блест€щей по стилю, хот€, возможно, не слишком объективной »стории –ичарда III (в двух вариантах Ц на латыни и английском €зыке). ≈сли добавить к этому списку латинские стихи, пространные письма, содержащие полемику по схоластическим вопросам, прежде всего адресованные ћартину ƒорпу (1515), ќксфордскому университету (1518) и Ђћонахуї (1520), а также благочестивый трактат „етыре последние вещи (The Four Last Things , 1522), перед нашими глазами предстает в высшей степени необычный образ молодого юриста, пребывающего в неустанном духовном поиске.

¬ 1518 ћор прин€л предложение поступить на королевскую службу. ¬ 1521 ћор стал помощником казначе€ королевства и был посв€щен в рыцарское звание, а в 1523 его избрали спикером палаты общин. ¬о многих случа€х ћор принимал иностранных посланников, а в 1520 сопровождал √енриха в ходе его знаменитого свидани€ с ‘ранциском I в т.н. ЂЋагере «олотой парчиї. ѕоследн€€ встреча ћора с Ёразмом состо€лась в Ѕрюгге в 1521.

ћежду тем ћор продолжал также и литературную де€тельность, хот€ теперь ей было придано новое направление. ¬ 1520 он помогал √енриху VIII в написании направленного против Ћютера трактата ”тверждение семи таинств (Assertio septem sacramentorum ), благодар€ которому тот получил от папы Ћьва ’ титул Ђзащитника верыї (Fidei Defensor, √енрих и последующие английские короли сохранили этот титул, даже перестав быть католиками).  огда Ћютер ответил √енриху неистовой диатрибой, король поручил ћору выступить с опровержением, и тогда возник не менее ругательный ќтвет Ћютеру (Responsio ad Lutherum , 1523). “ак началс€ период выступлений ћора в защиту католической веры, что почти полностью поглощало его усили€ в литературной области на прот€жении последующих 10 лет.  огда епископ Ћондонский вознамерилс€ усилить натиск на протестантские публикации, он предложил своему другу ћору выступить с их опровержением по-английски. ћор согласилс€, и в 1529 по€вилс€ первый и лучший из целой серии трактатов ƒиалог о ерес€х (Dialogue Concerning Heresies ), направленный против ”иль€ма “индела. ƒалее последовали: ћоление душ (Supplication of Souls , 1529) против нападок —аймона ‘иша на духовенство и отрицани€ им чистилища, ќпровержение ответа “индела (Confutation of Tyndale's Answer , в двух част€х, 1532Ц1533), јпологи€ (Apology , 1533) и ѕокорение —элема и Ѕизенса (Debellation of Salem and Bizance , 1533) против двух работ юриста  ристофера —ен-∆ермена. Ќаконец, по€вилс€ трактат ќтвет на отравленную книгу (Answer to a Poisoned Book , конец 1533) против анонимной работы ¬ечер€ √осподн€ (The Supper of the Lord ), приписывавшейс€ долгое врем€ “инделу (в действительности автором был ƒжордж ƒжой).  роме того, ћор написал два важных полемических письма Ц »оанну Ѕугенхагену (ок. 1526) и ƒжону ‘рису (1533).

Ќо к тому времени, когда полемические английские сочинени€ ћора начали одно за другим выходить из печати, как в јнглии, так и на континенте по€вились признаки перемен. ¬ 1527 √енрих VIII обратилс€ к ћору за советом в св€зи с его предполагаемым разводом с ≈катериной јрагонской, однако после детального изучени€ этой проблемы тот за€вил королю, что не может его поддержать. “огда √енрих пообещал, что прибегнет к услугам других юристов дл€ разрешени€ Ђего дела первостепенной важностиї (как стали тогда называть вопрос о королевском разводе). ¬нешне же все выгл€дело так, словно позиции ћора и его слава по-прежнему были на подъеме. ¬ 1524 он стал распор€дителем ќксфордского университета, а в 1525 Ц  ембриджского университета, в том же 1525 его назначили канцлером герцогства Ћанкастерского. ќколо 1527 ’анс √ольбейн, которому покровительствовал ћор (какое-то врем€ художник даже жил в его доме), написал большой портрет своего благодетел€. ¬ 1527 ћор сопровождал лорда-канцлера “омаса ”олси в его обставленной с необычайной пышностью миссии во ‘ранцию, а летом 1529 представл€л корол€ на церемонии подписани€ мирного договора в  амбре, благодар€ которому јнгли€ не знала войн на прот€жении последующих 13 лет. 25 окт€бр€, через два мес€ца после возвращени€ в јнглию, ћор стал лордом-канцлером (небывалый случай в истории јнглии, ведь он не был высшим церковным иерархом и не принадлежал к высшей аристократии), сменив на этом посту ”олси.

Ѕудучи лордом-канцлером, ћор отвечал за наказание еретиков, однако выдвинутые против него обвинени€ в жестокости и нетерпимости следует признать несосто€тельными. ќн неуклонно противодействовал ерес€м, будучи убежден в том, что это отвечает высшим общественным интересам, но его никак нельз€ обвинить в изуверстве или непомерной жестокости. Ѕолее того, биограф ћора ”иль€м –опер отмечает, что пока тот был судьей, ни одно из дел не было перенесено слушанием в суд лорда-канцлера Ц столь скорыми и справедливыми были его приговоры. Ѕольша€ часть властных полномочий ћора как лорда-канцлера была скорее формальной, нежели действительной, поскольку склон€вшийс€ к –еформации парламент проводил свой курс и делалось все более несомненным, что в случае женитьбы на јнне Ѕолейн √енрих должен будет порвать с –имом. ¬ такой ситуации король все реже и реже обращалс€ к ћору за советом. 15 ма€ 1532 английское духовенство объ€вило о полной покорности королю, а на следущий день, сославшись на нездоровье (он и в самом деле был болен), ћор подал прошение об оставке.

Ћучшие дн€

¬семирна€ истори€ шпионажа
ѕосетило:16059
 арл √устав ћаннергейм
“игран ѕетрос€н. Ѕиографи€
ѕосетило:15447
“игран ѕетрос€н
 этрин Ѕартлетт: —ама€ сильна€ женщина Ѕритании
ѕосетило:7253
 этрин Ѕартлетт

ѕо крайней мере на прот€жении года ћор скромно жил в „елси, продолжа€ работу над полемическими трудами и посв€тив себ€ аскетической практике, к которой всегда испытывал склонность. 1 июн€ 1533 он не €вилс€ на коронацию јнны Ѕолейн. ¬скоре двор стал требовать от ћора, чтобы он смирилс€ с новым титулом корол€ как главы церкви. Ќовый министр корол€ “омас  ромвель попыталс€ обвинить ћора в государственной измене (он €кобы поддержал известную монахиню-пророчицу, предрекавшую королю гибель в случае женитьбы на јнне Ѕолейн), но обвинение удалось опровергнуть. » тогда 12 апрел€ 1534 ему повелели предстать наутро в Ћамбетском дворце перед специальной комиссией, чтобы принести прис€гу по јкту о наследовании и дать  л€тву о верховенстве английского корол€ над церковью. ћор принес прис€гу, но не кл€тву, поскольку последн€€ означала отказ от признани€ верховенства папы в религиозных вопросах. 17 апрел€ ћор был снова вызван на комиссию, и когда он вновь отказалс€ кл€стьс€, его заключили в “ауэр.

“еперь против ћора началс€ процесс, хот€ пр€мые следственные действи€ были предприн€ты лишь в апреле 1535. ћор последовательно отрицал, что действовал злонамеренно, отказыва€сь принести кл€тву, и утверждал, что причины, по которым он так поступил, всецело относ€тс€ к сфере его совести и он никому их не откроет. —нова и снова предпринимались попытки склонить его к покорности или поймать в ловушку, заставив произнести слова, которые можно было бы истолковать как измену. Ќаконец, 1 июл€ 1535 на основании лжесвидетельства –ичарда –ича, приспешника  ромвел€, ћор был признан виновным в государственной измене. “еперь, когда приговор был оглашен, ћор мог высказатьс€ открыто. ќн произнес пространную речь и в ней провозгласил, что решение, к которому его побудила совесть, поддерживают все христианские соборы, а не собор одного-единственного королевства. 6 июл€ близ “ауэра ћор был обезглавлен. ѕодход€ к плахе, он сказал, что Ђумирает как добрый слуга корол€, но в первую очередь Ц Ѕогаї.

ѕоследний год жизни ћора, когда он находилс€ в “ауэре, был заполнен литературной работой. ѕомимо многочисленных писем, адресованных семье (часть из них написана углем, поскольку 12 июн€ 1535 у него отобрали книги, бумаги и письменные принадлежности), он продолжал начатый еще до заключени€ “рактат о страст€х (Treatise on the Passion ). Ёту работу ћор оставил незаконченной, но вз€лс€ за ту же тему снова, на этот раз по-латыни, в »зложении страстей (Expositio passions ), в высшей степени €рких размышлени€х о последних часах земной жизни ’риста. »менно в “ауэре он написал свое наиболее совершенное в литературном отношении сочинение на английском €зыке ƒиалог об утешении среди невзгод (Dialogue of Comfort Against Tribulation ). ѕосле смерти ћора все эти сочинени€ перешли к его дочери ћаргарет –опер (ум. 1544), а от нее Ц к его плем€ннику ”иль€му –астеллу, который в 1557 (во врем€ правлени€ королевы-католички ћарии) опубликовал английские сочинени€ ћора. Ћатинские сочинени€ были частично опубликованы в Ѕазеле в 1563, более полное издание вышло в Ћувене в 1565Ц1566.

—мерть ћора оплакивали по всей ≈вропе, след, оставленный его личностью, был столь глубоким, что по€вилась цела€ школа биографов во главе с его з€тем ”иль€мом –опером, усили€ми которой к концу 16 в. было создано несколько биографий ћора. ѕредставители этой школы нередко открыто провозглашали св€тость ћора, с чем не€вно соглашались и другие, однако причисление его к лику блаженных произошло лишь в 1886, объ€вление же его св€тым Ц в 1935. ƒаже те, кого эта загадочна€ и непроста€ личность ставила в тупик, неизменно в той или иной мере признавали его св€тость. —оциалисты и либералы неизменно адресовались к пророческим положени€м его ”топии , а в ———– его провозглашали одним из провозвестников т.н. Ђнаучного социализмаї.

”топи€ написана ћором по-латыни в 1515Ц1516. Ќазвание сочинени€ (озаглавленного по имени фантастического острова) произведено из двух греческих слов Ђуї (отрицание) и Ђтопосї (Ђместої), так что его можно перевести как ЂЌигде€ї. «а первым изданием (Ћувен, 1516) последовало второе (ѕариж, 1517), а затем еще два (Ѕазель, март и но€брь 1518). Ќаилучший текст содержит мартовское издание 1518, где были учтены сделанные ћором исправлени€.   1750 работа выдержала 44 издани€, в том числе переводы на немецкий (1524), италь€нский (1548), французский (1550), английский (–альф –обинсон, 1551) и испанский (1637) €зыки. ¬ 1789 вышел и русский перевод, сделанный с французского €зыка.

Ѕолее всего известна втора€ книга ”топии , где описываетс€ идеальное общество, в котором нет частной собственности. » все же литературные достоинства труда в значительной мере св€заны с взаимным соотношением, существующим между двум€ книгами. ¬ первой книге ћор в художественной форме воспроизводит беседу, котора€ €кобы имела место в доме его друга ѕетра Ёгиди€ из јнтверпена при участии хоз€ина, самого ћора и необычного путешественника, вернувшегос€ из дальних стран, некоего –афаэл€ √итлоде€. —обеседники, прежде всего на примере јнглии, обсуждают экономические и социальные проблемы, причем автор вкладывает в уста √итлоде€ уничтожающе сатирическое, но в то же врем€ поразительно точное описание €зв, поражающих современное общество.  огда же √итлоде€ спрашивают, как улучшить положение, он отвечает, что помочь может только одно: чтобы люди начали жить по законам разума, подобно тому, как это делают обитатели ”топии.

¬тора€ книга посв€щена описанию идеального общественного стро€ ”топии, преимущества которого подчеркиваютс€ и оттен€ютс€ бедстви€ми, описанными в первой книге. √итлодей за€вл€ет, что посетил ”топию, странству€ по Ќовому —вету. ѕо его словам, в периметре остров составл€ет 800 км, на нем располагаютс€ 54 прекрасно спроектированных города. ¬се на острове находитс€ в общей собственности, численность населени€ поддерживаетс€ на посто€нном уровне, сельскохоз€йственное производство пользуетс€ преимущественным вниманием, причем все члены общества привлекаютс€ к нему по очереди, а продукты распредел€ютс€ через общественные рынки и столовые. ѕоскольку потребности каждого гражданина в достаточной мере удовлетворены и благодар€ воспитанию все способны усмир€ть свою гордыню и алчность, на ”топии нет ни денег, ни роскоши. ¬се островит€не обучаютс€ как сельскому хоз€йству, так и ремеслу, шестичасовой рабочий день оставл€ет достаточно времени дл€ умеренного отдыха и совместного образовани€. ѕравители избираютс€ из числа ученых людей, отбор в которые происходит в соответствии со способност€ми. «аконов мало, и их формулировки настолько четки, что в юристах нет нужды. ¬озможен развод по причине супружеской измены или невыносимости совместной жизни. ¬ойны с другими государствами ведутс€ лишь в цел€х самозащиты или освобождени€ угнетенных. ¬ ”топии допускаютс€ различные религии, однако те, кто не верит в бессмертие души и божественное провидение, не могут избиратьс€ на общественные должности. ¬ысшим наказанием практически за сколь угодно т€жкое преступление служит обращение в рабство. “аким образом, население ”топии живет в соответствии с законами природы, полага€, что удовольствие, доставл€емое разумной жизнью, есть наивысшее благо дл€ человека.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬елика€ певица народных песен
ѕосетило:10479
Ћюдмила «ыкина
јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:10500
јлексей Ѕаталов
–азработчик пистолета ““ и винтовки —¬“
ѕосетило:9384
‘едор “окарев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru