Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘едор  арпов

   /   

Fedor Karpov

   /
             
‘отографи€ ‘едор  арпов (photo Fedor Karpov)
   

–осси€
√од смерти: 1545
–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

–усский дипломат, бо€рин, писатель, православный мыслитель.

 арпов ‘едор »ванович (ск. до 1545), дипломат и писатель. ѕроисходил из старинного кн€жеского рода. ¬ 1495 постельничий в поездке »вана III и его внука ƒмитри€ в Ќовгород. — 1508  арпов становитс€ одним из руководителей восточной политики ћосковского государства, занима€сь преимущественно  рымским ханством.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

06.12.2008

 арпов Ч один из руководителей восточной политики –оссии в к. XV Ч 1-й пол. XVI в., при трех государ€х Ч »ване III, ¬асилии III и »ване IV. ¬первые он упом€нут как постельничий »вана III в 1495. ¬ 1529  арпов получил чин окольничего, а в 1537 Ч чин и должность оружничего (один из высших чинов, св€занных с заведованием царским арсеналом).

¬ историю древнерусской литературы  арпов вошел как автор нескольких посланий, из которых до нас дошло четыре: 2 Ч ћаксиму √реку, 1 Ч митр. ƒаниилу и 1 Ч иноку ‘илофею.

 арпов отличалс€ пытливым умом и самыми широкими интересами Ч его волновали проблемы философии, астрологии, богослови€. ѕричем, волновали в буквальном смысле слова, ибо неутолима€ жажда познани€ исходила из самого сердца русского мыслител€. “ак, в одном из посланий к ћаксиму √реку, в котором  арпов просит разъ€снить темные места из “ретьей книги ≈здры, он восклицает: Ђјзъ же ныне изнемогаю умом, во глубину впад сомнени€, прошу и мил с€ дею, да мне нека€ целебнаа присыплеши и мысль мою упокоишиЕї » продолжает: Ђћолчати же утесневаюс€: не премолчитъ бо во мне многопутный мой помыслъ, хощетъ веддати, ему же несть господинъ, и тщитс€ найти, его несть изгубилъ, мыслил чести, его же несть училъ, хощетъ победити, ему же несть победимъї.

—ам  арпов показывает себ€ не только прекрасным знатоком —в€щенного ѕисани€, но и античной философии и литературы. ќб этом свидетельствует его Ђѕослание митрополиту ƒаниилуї, в котором встречаютс€ цитаты из јристотел€ и ќвиди€, упоминаетс€ им€ √омера.  роме того, знал он и католическую литературу.

Ђѕослание митрополиту ƒаниилуї Ч наиболее интересное сочинение русского мыслител€. ќно представл€ет собой ответ на письмо митрополита, в котором ƒаниил призывал своего адресата к Ђтерпениюї.  арпов же, воздав в начале своего ѕослани€ хвалу уму и литературному таланту митрополита, всю вторую часть посв€щает опровержению мнени€ ƒаниила.

¬се опровержени€ стро€тс€, казалось бы, на простой идее Ч Ђтерпениемї следует строить жизнь духовную, но мирское общество не может жить на основе этого принципа. ћысль эта, конечно, не нова€, и каждый реально действующий политик ƒревней –уси с ней был знаком давно на практике. ќднако  арпов выстраивает целую систему возражений, благодар€ чему он, можно сказать, представл€ет митр. ƒаниилу концепцию своеобразного Ђидеального обществаї, в основе которого должны лежать Ђправдаї, Ђзаконї и Ђмилостьї.

 ак показали современные исследовани€, источником столь стройной концепции  арпова послужили труды јристотел€ Ч ЂЌикомахова этикаї ( арпов пр€мо ссылаетс€ на 10-ю книгу этого сочинени€) и Ђѕолитикаї.  арпов был знаком с сочинени€ми јристотел€ в латинском переводе, и в ѕослании встречаютс€ пр€мые переводы на русский €зык многих аристотелевских терминов: Ђдело народноеї Ч Ђres publicaї, Ђначальствої Ч Ђprincipatusї, Ђгражданьствої Ч Ђcivitasї. ¬прочем, естественно, что положени€ аристотелевской теории русский мыслитель рассматривал через призму христианского миросозерцани€.

ѕо убеждению  арпова, терпение должно быть присуще всем христианам Ч Ђовем боле, овем менши по разчинию лицъ, и дела, и времениї. ќднако если Ђтерпениеї становитс€ во главу общественного устройства, то общество погибает: Ђƒолготръпение в людехъ безъ правды и закона общества добро разърушает и дело народное ни во что низводитъ, злыа нравы въ царствехъ вводить и творитъ людей государемъ непослушныхъ за нищетуї.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

—ледовательно, основание вс€кого государства составл€ет Ђправдаї. ¬ толковании  арпова Ђправдаї Ч это справедливость (интересно, что јристотель ставит Ђправдуї даже выше Ђсправедливостиї). ¬ реальной жизни Ђправдаї находит свое выражение в Ђзаконахї.  арпов утверждает: ЂЌужа бе человекомъ во вс€ врем€на под законы житиї. Ѕолее того, Ђзаконї превращаетс€ у русского мыслител€ в оригинальную теорию поэтапного развити€ человечества. ѕервый период, Ђвъ врем€ естестваї, люди жили Ђпод закономъ естественымъї. ¬о второй период, во времена «акона, Ч Ђпод закономъ ћоисейскимї. ¬ третий период, дл€щийс€ до сих пор, Ђво врем€ благодатиї, люди живут Ђпод закономъ ’ристовымъї.

’отелось бы обратить внимание, не провод€ строгих параллелей, что подобна€ периодизаци€ человеческой истории во многом схожа с периодизацией, которую за 300 лет до  арпова, в XII в., предложил  лимент —мол€тич в своем Ђѕослании к ‘омеї.

—праведливые законы позвол€ют устроить справедливое же общество. ѕодданные оказываютс€ защищенными от притеснений со стороны правител€: Ђ“ого ради даны законы, да не кто силне вс€ възможетьї. Ќачальствующие с помощью законов добиваютс€ подчинени€ подданных. ƒобрые люди перестанут страдать от злых: Ђ—его ради закономъ быти нужа бе, да тех страхом человеческа€ дерзость запретитс€, и опасно будеть меж неключимыхъ неповинствї.

¬полне естественно, что законы издаютс€ Ђначальникамиї. Ѕолее того, в понимании  арпова все люди нуждаютс€ во власти царей (Ђимамы жити под цариї), которых он сравнивает с гусл€ми библейского цар€ ƒавида: Ђ¬ъ вс€комъ €зыце и людехъ треба есть быти царем и началникомъ, иже подобають имети подобие гуслей игреца ƒавида в себеї. ¬едь как музыкант, игра€ на гусл€х, создает гармоничную мелодию, так и цари об€заны своими действи€ми создать гармоничное общество.

» здесь на помощь цар€м приходит Ђмилостьї, ибо Ђмилость без правды есть малодушество, а правда без милости есть мучительствої. ¬месте же они и поддерживают гармонию в обществе: Ђћилость, правдою подстрекаема, а правда, милостью укрощаема, сохран€ють цар€ царство въ многоденьствеї. ÷арь же, не соблюдающий справедливости, достоин осуждени€ на —трашном суде: Ђќтветъ въздати велиему —удыи долженъї.

 онечно,  арпов понимал всю теоретическую отвлеченность своих, основанных на јристотеле, рассуждений. ѕоэтому он вс€чески сокрушаетс€ и о несовершенстве мира, и о несовершенстве российской жизни. Ќедаром он писал: Ђѕо апостолу У€ко дние злие сутьФ мню, конци векъ достигошаї. » утверждает: Ђ оль вредными и неугодными стез€ми хромыми ногами, спепыма очима она земна€ власть и все естество человечьска€ ходить нынеї. ј свои горестные рассуждени€ о несовершенстве мира он завершает иллюстраци€ми из поэтических сочинений ќвиди€.

¬прочем, у  арпова наверн€ка были какие-то и более реальные предложени€ изменени€ ситуации в –оссии, найденные им у јристотел€ или же у каких-то иных античных философов. ќднако он €вно не хочет их высказывать, опаса€сь услышать от митр. ƒаниила обвинени€ в Ђ€зычествеї: Ђјще реку множайша, тогда нечто та€ €зычска€ и чюжа быти речешиї.

¬ целом же Ђѕослание митрополиту ƒаниилуї свидетельствует, что  арпов стал одним из первых отечественных мыслителей, кто не просто использовал те или иные отдельные идеи јристотел€, но положил научные разработки античного философа в основание собственного учени€. Ѕолее того,  арпов первым попыталс€ предложить применение аристотелевской теории общественного устройства к реальной жизни –оссии. Ђќ семъ, владыко, прети и моли, да Ѕогу поспешъствующу, сиа исправ€тс€ї, Ч обращалс€ он к митр. ƒаниилу. —толь же новым было и упование  арпова на силу Ђзаконаї, впервые столь €рко выраженное в Ђѕосланииї.

¬ сложной духовной атмосфере 1-й пол. XVI в., наполненной многочисленными спорами и дискусси€ми,  арпов, тем не менее, пользовалс€ всеобщим уважением. » недаром с его мнением считались и ћаксим √рек, и инок ‘илофей, и митр. ƒаниил. Ђ–азумным мужемї называл его и кн. јндрей  урбский.

ѕеревезенцев —.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru