Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јрсений ћацеевич

   /   

Arseniy Matseevich

   /
             
‘отографи€ јрсений ћацеевич (photo Arseniy Matseevich)
   

ƒень рождени€: 01.01.1697 года
–осси€
ƒата смерти: 10.03.1772 года
–осси€
¬озраст: 75 лет

√ражданство: –осси€

ѕоследнее прокл€тие

ќднин из столпов отечественного православи€

»сторики знают: легенда сильнее, вли€тельнее факта. ѕоэтому внимательны к народным сказани€м о чудесах, видени€х, €влени€х сверхъестественных. ƒа и то сказать: много ли мы поймЄм в нашем прошлом, если не примем всерьЄз массовые веровани€ и представлени€ предков? ¬ы можете сами сколько угодно сомневатьс€ в существовании домовых или в €сновидении юродивых, но если в это верили люди прежних времЄн, то примите хот€ бы их веру как реальность.

29.03.2003

ѕочти три века тому назад факт и легенда неразделимо переплелись в биографии одного из столпов отечественного православи€.

јрсений ћацеевич фотографи€
јрсений ћацеевич фотографи€

—реди сотен праведников и страстотерпцев, совсем недавно причисленных к лику св€тых –усской православной церковью, значитс€ и јрсений ћацеевич. ƒореволюционные и советские историки не жаловали его особым вниманием. ѕри самодержавии не любили вспоминать о лицах, открыто выступавших против российского монарха. ƒа и в советское врем€ уважительное внимание распростран€лось лишь на тех противников царизма, что заботились о народных массах и Ц как считалось Ц приближали власть коммунистов. Ќичего этого в биографии ћацеевича нет. —транно, как еЄ фрагменты вообще сохранились за два века с лишним.

ћеньше чем за столетие до конфликта ћацеевича с начальством никонианска€ церковь отучала верующих от сомнений и лишних вопросов Ц на  расной площади сто€ли "срубы" (вроде колодцев-поленниц), в которых медленно сжигали (точнее, коптили) приверженцев старой веры. »х непростительной виной было сомнение: надо ли переиначивать церковные обр€ды, при которых русские освободились от монгольского ига, от немецких захватчиков и польско-шведских интервентов? — ћацеевичем, помимо прочего, св€заны событи€, которые и сегодн€ бы назвали чудесными. Ќо ÷ерковь не каждому даЄт право считатьс€ свидетелем чуда, а уж его соучастником тем более.

јрсений ћацеевич фотографи€
јрсений ћацеевич фотографи€

јрсений (в миру јлександр) ћацеевич, по происхождению польский шл€хтич, родилс€ 305 лет назад, в 1697 г., во ¬ладимире-¬олынском. —ын украинского св€щенника, он окончил  иевскую духовную академию. ѕосле этого отправилс€ в долгое путешествие по –усскому —еверу, чтобы в диспутах переубеждать старообр€дцев ("раскольников").

¬ 1742 году јрсений ћацеевич стал митрополитом –остовским и ярославским Ц чин примерно соответствует секретарю обкома по идеологии. ќдновременно ћацеевича сделали членом —в. синода. –езиденцией ћацеевича стал великолепный кремль в –остове ¬еликом.

ѕредшественники ћацеевича на этом посту завершали свой жизненный путь плохо. ћитрополит ƒосифей (√лебов), причастный к заговору в пользу первой супруги ѕетра I, колесован.  огда царь-плотник склонилс€ над истерзанным митрополитом, тот плюнул в него и скончалс€. —ледующий ростовский митрополит √еоргий (ƒашков) был вице-президентом —в€тейшего синода, которым ѕЄтр I заменил патриаршество. √еорги€ обвинили в умысле вернуть его и самому сделатьс€ патриархом, то есть духовным лидером, не подвластным императору. «а это √еорги€ лишили духовного сана и отправили в ссылку.

—овременники ћацеевича считали его "человеком, богато одарЄнным, образованным, а главное Ц пламенно верившим в правоту своего дела".   этому надо прибавить фантастически сильный дар предвидени€ и, видимо, способность к массовому гипнозу.  ипучую церковную де€тельность ћацеевич ухитр€лс€ совмещать с участием в грандиозном мирском меропри€тии. ѕоработав на ћосковскую епархию, он в 1734Ц1736 гг. путешествовал в  амчатской экспедиции. «атем его заподозрили в причастности к злоупотреблени€м, арестовали, но скоро выпустили. ≈сли бы сомнени€ в его безгрешности оставались, церковна€ карьера ћацеевича мигом зашла бы в тупик. ќднако ещЄ до –остова ¬еликого ћацеевич побыл недолгое врем€ “обольским (то есть сибирским) митрополитом. ¬ “обольске он защищал крещЄных инородцев от произвола воевод, а местное духовенство Ц от вмешательства светского суда.

¬о главе –остовской митрополии ћацеевич про€вил себ€ и как практичный эпикуреец. ќн любил лошадей и довЄл личный табун до шестисот голов. ѕрисматрива€ за конными заводами, он не брезговал самой черновой работой, €вно недостойной его сана.

Ћучшие дн€

јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:25757
јлександр ƒавыдов
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:10468
ћаркиз ƒе —ад
јарон –оджерс. Ѕиографи€
ѕосетило:4551
јарон –оджерс

ћацеевичу ещЄ как-то сошЄл с рук отказ принести прис€гу императрице, обоснованный тем, что земной монарх ниже ÷ар€ Ќебесного. Ќо €рость, с которой он встретил указы ѕетра III и ≈катерины II о секул€ризации церковных земель, то есть об их передаче в светскую собственность, вызвала решительные ответные шаги императрицы. ≈катерина потребовала, чтобы —инод судил его "за превратные и возмутительные толковани€ —в. ѕисани€ и пос€гательство на спокойствие подданных". —троптивость –остовского митрополита давно навлекала на него непри€знь ѕетербурга. ћацеевич отказалс€ размещать инвалидов-нахлебников по монастыр€м своей епархии, требовал очистить —инод от светских лиц, призывал к восстановлению патриаршества, а в феврале 1763 г. публично предал анафеме "насильствующих и обид€щих св€тые Ѕожие церкви и монастыри".

¬ечером накануне ареста, который был устроен втайне, ћацеевич сказал келейнику, чтобы тот не запирал на ночь двери Ц будут гости. “ак оно и вышло. Ќочью прибыл офицер, державшийс€ поначалу вполне дружелюбно и почтительно. ћацеевич сам прервал т€гучий дипломатичный диалог, сказав, что понимает ещЄ не названную цель визита и готов к отправке.

ћацеевича под конвоем привезли в ћоскву дл€ суда и разоблачени€. Ётот термин, укоренившийс€ в жизни советских людей сталинской эпохи, пришЄл из церковной практики. Ќизвергаемое духовное лицо в буквальном смысле разоблачали Ц его коллеги поочерЄдно срывали с осуждЄнного элементы его архиерейского облачени€. јрсений ћацеевич опережал своих разоблачителей и сам передавал им атрибуты духовной власти, сопровожда€ эти действи€ провидческими репликами.

—н€ть клобук поручили митрополиту ѕетербургскому и Ќовгородскому ƒмитрию (—еченову). ћацеевич сам обнажил голову и, передава€ ƒмитрию клобук, сказал: "язык твой дл€ мен€ был острее меча, им задохнЄшьс€ и умрЄшь!" „ерез некоторое врем€ ƒмитри€ постигла странна€ и страшна€ смерть: "от паралича €зык его выт€нулс€ на четверть аршина, и вид его представл€л страшное зрелище; от этого неестественного состо€ни€ €зыка, от длины его и толщины он мучительно кончил жизнь свою".

Ѕывший при€тель ћацеевича архиепископ ѕсковский јмвросий подошЄл, чтобы сн€ть омофор, и услышал от ћацеевича: "... как вол, ножом заклан будешь". ¬ 1771 г. (ещЄ при жизни ћацеевича) в ћоскве вспыхнул чумной бунт. јмвросий попыталс€ скрытьс€ от толпы в ƒонском монастыре, но в воротах обители какой-то м€сник зарезал его.

јрхиепископ Ѕолховский јфанасий, смен€вший ћацеевича на ростовской кафедре, должен был сн€ть с него панагию и получил такой прогноз: "язык твой велеречив был на мен€, как у јри€; ты и умрЄшь, как умер јрий". Ћегендарный јрий "кончил жизнь исходом вон всех своих внутренностей", и јфанасий повторил его смерть.

ѕетербургскому викарию √авриилу надлежало забрать архиерейский посох ћацеевича. “от обратилс€ к истории »оанна ѕредтечи, которому, по наущению развратной царицы »родиады, отсекли голову в подарок еЄ дочке-пл€сунье, и пообещал: "«а »родиаду твою соперник задушит теб€, зане пл€савши с ней осудил м€ еси". ¬икарий √авриил позднее отбил у своего келейника любовницу, и тот задушил хоз€ина пуховиком.

 рутицкий архиепископ √едеон, который вознамерилс€ сн€ть с ћацеевича мантию, получил от него такую характеристику: "“ы еси гроб позлащенный, полный смрада и разных непотребств, зато не увидишь более престола своего". ƒействительно, жизнелюбивые шалости √едеона вскоре стали известны ≈катерине II, он был с позором отстранЄн от должности и умер, следу€ под домашний арест.

ћисаил, архимандрит Ќовоспасского монастыр€ в ћоскве, должен был завершить обр€д разоблачени€, сн€в с ћацеевича последнюю одежду под его мантией, и получил от него такое напутствие: "—коро испек еси хлеб, уготованный мне, за то и сам, как хлеб, испечешьс€ в печи". ѕозднее ћисаил основательно заболел, обратилс€ к знахарю, по его совету влез в протопленную печь, где внезапно умер.

Ќа суде присутствовала и ≈катерина II с трем€ сановными клевретами. ћацеевич поход€ предсказал ей бесславную кончину в нужнике (что потом и свершилось). Ѕезжалостные и оскорбительные речи ћацеевича так возмутили ≈катерину, что она "зажала себе уши, а ему закл€пили рот". ≈щЄ до суда ≈катерина хотела тайком взгл€нуть на опального митрополита. ќн сидел на скамеечке в саду, спиной к любопытной царице, но, когда та бесшумно выгл€нула из аллеи, ћацеевич, не оборачива€сь, точно назвал свою противницу. ѕо еЄ указанию ћацеевича отправили в заточение под кличкой "јндрей-враль", запретив строго-настрого называть его истинное им€ и былые должности. Ќо эта мера, предвосхитивша€ приЄмы сталинской эпохи, была прин€та намного позднее. ј пока что, в завершение семидневного суда, на ћацеевича надели простую одежду монаха, запретили ему участвовать в богослужени€х и под военным конвоем отправили в ‘ерапонтов монастырь. Ќо разоблачЄнный митрополит и после этого продолжал портить настроение своим св€тейшим судь€м и их преемникам. ¬ церкви, где проходил суд над ћацеевичем, "безо вс€кой причины обрушились своды". ¬ 1788 г. была упразднена –остовска€ митрополи€, просуществовавша€ сотни лет. "ѕеренос кафедры сопровождалс€ беспримерным расхищением митрополичьей ризницы".

≈щЄ позднее в –остовском кремле пришлось разобрать скоротечно обветшавшую  расную палату дл€ парадных приЄмов (в брежневское врем€ еЄ воссоздали заново и устроили в ней очаг весЄлого разврата под вывеской пансионата ÷ентральной комсомольской школы). ¬ 1818 г. инженер-архитектор ј. Ѕетанкур (автор уникальных конструкций московского ћанежа) предложил соорудить на месте ростовского јрхиерейского дома "гостино-€рмарочный двор".  ак ни странно, —инод и местный архиерей поддержали это диковатое предложение. ярмарка приносила хороший доход, хот€ до этого размещалась на льду озера Ќеро (р€дом с кремлЄм), "что содействовало его неверо€тному загр€знению".

ƒолгий путь законспирированного арестанта захватил пасхальные дни. ƒо самой революции подконвойным разрешалось зайти в храм на пасхальное богослужение. Ёто правило не стали нарушать и конвоиры ћацеевича. ¬ арестантском рубище он вошЄл в церковь на этапе, и местные прихожане тут же расступились. ќни увидели в вошедшем не каторжника, а архиепископа в богатом праздничном оде€нии. ћацеевич уверенно прошЄл к амвону, провЄл пасхальное богослужение и покинул храм снова в арестантском обличье.

—кончалс€ ћацеевич 230 лет назад, 28 феврал€ (10 марта по новому стилю) 1772 г. в –евельской (“аллинской) крепости. ѕеред смертью к нему направили св€щенника. ќн с трудом втиснулс€ в каменный чулан, где п€ть лет мучилс€ ћацеевич, и тут же отпр€нул в коридор каземата. Ќа вопрос стражи, почему св€щенник не приступает к предсмертному напутствию, тот растер€нно ответил, что не имеет права соборовать духовное лицо столь высокого ранга. ¬ безмолвном страдальце, одетом в арестантские лохмоть€, св€щенник увидел владыку в ризах митрополита Ц как когда-то прихожане маленькой церкви на глухом арестантском тракте.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:113930
јлександр ќрлов
ћаксим јверин:  ритичный, но очень душевный человек
ѕосетило:11467
ћаксим јверин
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72730
Ѕрюс Ћи

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru