Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒаниэль —варовски

   /   

Daniel Swarovski

   /
             
‘отографи€ ƒаниэль —варовски (photo Daniel Swarovski)
   

ƒень рождени€: 24.10.1862 года
ћесто рождени€: √еоргиенталь, јвстри€
ƒата смерти: 23.01.1956 года
ћесто смерти: ¬аттенс, јвстри€
¬озраст: 93 года

√ражданство: јвстри€

–еволюци€ ƒаниел€

Ѕизнесмен, инженер, владельц огромной фабрики

—варовски - эстет, неудавшийс€ скрипач, романтик. ј двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоЄ собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружаетс€ зритель. ¬ имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был €рче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой насто€щий? Ќеизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий.

07.02.2005

«агадочную личность ƒаниел€ —варовски можно квалифицировать очень и очень по-разному. Ќапример, счесть его криминальным де€телем, мошенником и имитатором в духе знаменитого ∆оржа ‘редерика —трасса. Ётот —трасс жил в просвещЄнном восемнадцатом веке и успешно подделывал драгоценные камни. ‘альшивые бриллианты именно в его честь были названы "стразами". Ќо сам ювелир так и осталс€ в истории авантюристом-одиночкой. ¬ отличие от —варовски, преуспевающего и законопослушного бизнесмена, инженера, владельца огромной фабрики.

ƒаниэль —варовски фотографи€
ƒаниэль —варовски фотографи€

≈сть и другой подход. —варовски - эстет, неудавшийс€ скрипач, романтик. ј двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоЄ собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружаетс€ зритель. ¬ имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был €рче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой насто€щий? Ќеизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий.

ћожно говорить о —варовски как о предвестнике китча или о человеке, вписавшем в промышленную революцию европейский фольклор, поставившем его на конвейер. ќб основателе семейного бизнеса. ќб инженере-оптике. ќ чехе, ставшем тирольцем...  онцепций, как видите, можно построить немало. ‘акты же таковы.

ƒаниель —варовски родилс€ в 1862 году на севере јвстро-¬енгерской империи, в горах Ѕогемии. Ётот край известен не столько "Ѕогемской рапсодией" группы Queen, сколько знаменитым богемским стеклом, которое здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. Ќе знаю, как сейчас, а тогда в доме у каждого уважающего себ€ богемца работала стекольна€ мастерска€. Ќе был исключением и отец ƒаниел€, но особым размахом предпри€тие его €вно не отличалось. »з стекла он изготавливал бижутерию, заколки дл€ волос и прочие аксессуары. ¬сЄ это дл€ домашних нужд и розничной торговли, не больше. —варовски-младший несколько лет трудилс€ в семейном бизнесе, играл в свободное врем€ на скрипке, а потом заскучал. “есна ему стала богемска€ деревушка. Ѕольшие дела, решил он, делаютс€ в больших городах. Ќапример, в ѕариже.

»менно туда отправилс€ ƒаниель изучать химию, физику, механику и другие необходимые дл€ инженера науки. ј изучив их, поехал на ¬семирную электротехническую выставку. “ам, среди таинственных механизмов и не менее таинственных господ-изобретателей, он задумалс€: нельз€ ли приспособить электрический ток дл€ шлифовки стекла? ќказалось, что можно. ¬ 1891 году после долгих раздумий и прикидок он смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок. Ёта машина позвол€ла обрабатывать камни и хрусталь в солидном количестве и с отменным качеством. ѕублика пока ещЄ не сообразила, что, собственно, произошло. „тобы оповестить еЄ об этом, —варовски нужно было открыть массовое производство. »наче говор€, выйти на рынок. “ут ƒаниель схитрил. –ешив не конкурировать с богемскими умельцами, он перебралс€ в јвстрию и там, в тирольском местечке ¬аттенс, стал штамповать хрусталь, имитирующий драгоценные камни.

‘акт имитации —варовски не скрывал, так как считал свой бизнес вполне законным. ≈го хрусталь выгл€дел так же, как бриллианты, а значит, мог выполн€ть ту же социальную функцию. ѕроще говор€, —варовски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируютс€ у людей с драгоценными камушками. √овор€т, что насто€щий, природный бриллиант сам выбирает, на чьЄм пальце ему красоватьс€. Ќо врем€ элитарности стремительно проходило, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене или интимной подруге элегантную хрустальную штучку (чем не драгоценность!), не будучи заподозрен в растрате. ѕоговорка "Ќе всЄ то золото, что блестит" была опровергнута. Ѕлеск оказалс€ важнее.

‘абрику —варовски завалили заказами. ≈му пришлось расширить помещени€ и нан€ть 200 рабочих. “огда-то фирма и получила название Swarovski, ведь товар на рынке не может быть безым€нным. «а несколько лет —варовски вместе с образовавшимис€ к тому времени сыновь€ми довел технологию огранки и шлифовки кристаллов до совершенства. ќказалось, что во всЄм мире только он знает, как добитьс€ сверхъестественной прозрачности хрустал€. √лавные конкуренты хитрого ƒаниел€, знаменитые стекл€нные заводы ¬енеции, оказались на грани разорени€. ƒа что там ¬енеци€! —делать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. ƒаже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земл€ка. ѕромышленной огранкой пробовали заниматьс€ многие. “огда-то и вы€снилось, что сила —варовски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал дл€ варки своего хрустал€.

ћодницы ѕарижа и —анкт-ѕетербурга, куда ƒаниель отправил образцы украшений, пришли в полный восторг. ѕройдут годы, и хрустальна€ бижутери€ станет элементом вечерних нар€дов ћарлен ƒитрих, сценических костюмов ћайкла ƒжексона, Ѕрайана ‘ерри и “ины “Єрнер. Ўанель,  ристиан ƒиор, »в —ен-Ћоран и по сей день обшивают хрусталЄм свои плать€. ¬о врем€ ¬торой мировой войны, когда модные дома ≈вропы потерпели крах, хитрый —варовски умудрилс€ наладить сбыт своей кристальной продукции в —Ўј.

Ћучшие дн€

√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:19201
√алина ѕрозуменщикова
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11205
Ѕрайан ћэй
¬асилий Ћиванов: Ћегенда советского кино
ѕосетило:9501
¬асилий Ћиванов

ƒолго ли, коротко ли, а в 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. –овно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием Silver Crystal. ѕервой с этой линии сошла мышка, собранна€ из подвесок дл€ люстры. «а мышкой последовали Єжик, черепашка, оленЄнок, носорог, лебедь... ¬ общем, целый зоопарк из стекла. ¬сем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. ÷ена на эти фигурки колеблетс€ сейчас от 30 до 600 долларов.

¬скоре был создан и клуб коллекционеров изделий от —варовски, в котором состо€т около полумиллиона человек со всего мира.  аждому из них раз в год дизайнеры преподнос€т фигурку, сделанную по специальным эскизам. Ќастолько специальным, что все инструменты, использованные дл€ производства фигурок, и сами эскизы безжалостно уничтожаютс€.

 онспираци€ объ€снима. ¬едь секрет хрустал€ —варовски - главный капитал этой почтенной фирмы. Ќо было бы глупо не выставл€ть, допустим, —езанна, опаса€сь, что какие-нибудь ловкачи скопируют манеру художника и вытесн€т его с рынка. ћежду —езанном и —варовски не така€ уж громадна€ разница: хрусталь - тоже искусство. ѕоэтому издели€ от —варовски никто не пр€чет от мира. Ќапротив, вокруг них создаЄтс€ культ. ≈сть и место поклонени€ хрусталю, апофеоз этого культа. я имею в виду музей —варовски, созданный в 1995 году к столетию фирмы. ќн представл€ет собой огромную подземную пещеру и находитс€ примерно в часе езды от »нсбрука, столицы “ирол€. ≈сли бы тирольцы не устроили в пещере музей, здесь наверн€ка поселились бы местные гномы. Ћабиринт из семи комнат, св€занных лестницами и узкими коридорами, пришЄлс€ бы им по вкусу.

¬ход в пещеру охран€ет вросший в холм великан с гор€щими глазами. »зо рта его низвергаетс€ водопад. ¬ свете прожекторов кажетс€, что вода тоже сделана из хрустал€. ѕод землю ведЄт стекл€нный тоннель. Ќа стенах выгравированы строки Ўекспира, Ћорки, √Єте, в которых есть слово "crystal" - хрусталь.

«десь выставлены самый маленький и самый большой из хрустальных кристаллов —варовски, вошедшие в  нигу рекордов √иннесса. ¬ес гиганта - 310000 карат (примерно 62 килограмма), диаметр - 40 сантиметров. —то граней кристалла отливают то россыпью гранатовых огоньков, то холодным серебр€ным блеском, просвечивающим сквозь темноту. —амый маленький кристалл можно увидеть только в микроскоп. ≈го диаметр всего 0,8 миллиметра. —реди экспонатов "м€гкие" часы —альвадора ƒали, сделанные из хрустал€, убранство кон€ индийского магараджи, хрустальна€ стена высотой одиннадцать метров.

¬ следующий зал ведЄт дорожка метр в ширину, дес€ть в длину. ќна, как детский калейдоскоп, посто€нно мен€ет цвет. ¬ трЄхмерном пространстве стекл€нного неба мерцают ночные звЄзды. «емл€ покрываетс€ голубым светом океанов, по€вл€ютс€ материки. ”скоренна€ в миллионы раз эволюци€ насел€ет океаны рыбами, рЄв €щеров смен€етс€ пением птиц...

Ќа секунду ослепнув от света, обнаруживаешь себ€ как бы внутри кристалла. 590 треугольных зеркал создают эту иллюзию, и не веритс€, что высота хрустального потолка всего п€ть метров. —верху, снизу и сбоку чуд€тс€ стекл€нные бездны. ћен€етс€ цветова€ палитра, мен€ютс€ ощущени€.  ажетс€, что голоса, отража€сь от стен, сплетаютс€ в нескончаемый аккорд.  стати, бывший скрипач —варовски требовал от своих подчинЄнных, чтобы в хрустале была слышна музыка. ћузыка хрустал€.

ѕарадоксально, но в этом музее нечасто задумываешьс€ об основателе фирмы. ¬сЄ внимание сосредоточено на вибраци€х звука и света, на атмосфере, которую создают хрустальные отражени€. ѕодобный эффект достигаетс€ в стереокинотеатрах, где ты чувствуешь себ€ зрителем и одновременно героем фильма. »ли во врем€ интерактивной игры. „то и говорить, острые ощущени€.

«а годы существовани€ компьютера мы успели привыкнуть к путешестви€м по виртуальным мирам. —ам факт попадани€ в другую реальность нас уже не смущает. ћы редко задумываемс€ о том, как соотноситс€ втора€ реальность с первой. ќ том, кто навевает нам сны и создаЄт иллюзии. ¬ отличие от большинства из нас, ƒаниель —варовски, родившийс€ в докомпьютерную эпоху, понимал, что гораздо интересней быть мастером иллюзий, чем их потребителем.

¬осхищение
√ромова 09.09.2006 12:00:10
я восхищаюсь и преклон€юсь —варовски!

cvarovski
larisa 02.01.2007 09:39:50
avanturist, no talantliv

√рустно
Borkum 15.08.2008 01:30:01
почему-то в моем маленьком родном городе каждый подвальный швейный магазин хочет привлечь внимание стразами —варовски. ѕолностью уверенна, что сделавшие из самоклеющейс€ бумаги "баннеры" люди не знают даже имени —варовски. √рустно.
 ак и где приобрести издели€ —варовски будучи уверенной в их подлинности?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—офь€ ћуратова. Ѕиографи€
ѕосетило:9891
—офь€ ћуратова
јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10612
јнна ÷уканова- отт
ѕокоритель полюсов
ѕосетило:11297
–уаль јмундсен

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru