Людибиографии, истории, факты, фотографии

Мордехай Каплан

   /   

Mordecai Kaplan

   /
             
Фотография Мордехай Каплан (photo Mordecai Kaplan)
   

День рождения: 11.06.1881 года
Место рождения: Свенцяны, Литва
Дата смерти: 08.11.1983 года
Место смерти: Нью-Йорк, США
Возраст: 102 года

Гражданство: США

Мордехай Каплан

Американский раввин, педагог и религиозный философ, основатель реконструктивизма

Американский раввин, педагог и религиозный философ, основатель реконструктивизма.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

02.04.2020

Был привезен родителями в США в возрасте девяти лет. Получил начальное религиозное образование в духе ортодоксального иудаизма, однако уже в средней школе заинтересовался неортодоксальными представлениями о Библии и религии. Окончил Еврейскую теологическую семинарию; в 1909 г. начал там же преподавательскую деятельность, продолжавшуюся около 50 лет и оказавшую влияние на формирование поколений представителей консервативного иудаизма. В январе 1922 г. основал Общество по распространению иудаизма — главный центр движения реконструктивизма. Рупором идей Каплана является журнал «Реконстракшнист» (издается с 1935 г.).

Мордехай Каплан фотография
Мордехай Каплан фотография

Работа и жизнь

Реклама:

В своей преподавательской деятельности всегда подчеркивал необходимость интеллектуальной честности перед лицом вызова, который современная научная и философская мысль бросает традиционным еврейским верованиям и обычаям. В исследовании мидраша и различных течений религиозной философии Каплан соединял глубокую эрудицию с творческим использованием наследия иудаизма в решении актуальных проблем современности. Созданный Капланом реконструктивизм дал американскому еврейству некоторые из его самых плодотворных теоретических и практических идей. Каплан внес также значительный вклад в изучение истории еврейской мысли (М. Х. Луццатто, Г. Коген, современные идейные течения в еврействе).

Мордехай Каплан фотография
Мордехай Каплан фотография

В основе мировоззрения Каплана лежит представление об иудаизме как о развивающейся религиозной цивилизации, которая изменяется в зависимости от условий, места и времени. Согласно Каплану, религиозный характер иудаизма как цивилизации более всего проявляется в раскрытии ею смысла и ценности человеческого существования, в «борьбе с Богом» (который мыслится в неличных категориях) и в её ритуальном аспекте, проявляющемся в семье, в синагоге и в общине. Религиозная концепция Каплана натуралистична: Бог выступает в ней как космическая сила, служащая залогом реализации моральных ценностей и идеалов человека. Согласно Каплану, еврейская религия является самым возвышенным выражением культурного гения еврейства, вечно стремящегося к моральному усовершенствованию: она не отрицает светских элементов цивилизации, составляющих ценную и неотъемлемую часть духовного облика еврейства. Отношение Каплана к иудаизму — историко-прагматическое: он видит в иудаизме средство, служащее благу евреев, и отрицает всякие попытки его обоснования с помощью метафизических аргументов и ссылок на историческое откровение. Согласно Каплану, традиция должна указывать путь, но не связывать свободу выбора. Евреи должны не только мириться с существованием различных течений в иудаизме, но и научиться ценить это разнообразие.

Религиозно-философское учение Каплана сформировалось под влиянием традиционного иудаизма, трудов мыслителей Хаскалы и философии американского прагматизма. Оно является продуктом своеобразных условий жизни американского еврейства, выражая его духовные искания. В Иерусалиме существует синагога последователей Каплана, носящая характерное название «Мевакшей дерех» (`взыскующие пути`). Будучи убежденным сионистом, Каплан в то же время положительно оценивает сохранение еврейской диаспоры и выступает за упрочение связей между различными общинами еврейского народа.

Главные произведения Каплана: «Иудаизм как цивилизация» (1934); «Значение Бога в современной еврейской религии» (1937); «Вера и мораль» (1954); «Новый сионизм» (1955); «Иудаизм без сверхъестественного» (1958); «Назначение и смысл еврейского существования» (1964); «Религия этического национализма» (1970).

Критики Каплана считают, что его теология носит чрезмерно абстрактный и безличный характер и подрывает веру в историческое откровение. Идеи Каплана несовместимы с верой в неизменность форм ритуала и религиозной организации. Согласно Каплану, идея Бога соотносительна с идеей человека, человеческие представления о Боге неразрывно связаны с тем, как понимает человек мир и своё место в нём.

Умер в 1983 от сердечного приступа.

Лучшие дня

Ирина Безрукова. Биография
Посетило:34667
Ирина Безрукова
Первый прыжок из космоса
Посетило:12165
Джозеф Киттингер
Эмиль Кио: Легенда советского цирка
Посетило:6401
Эмиль Кио




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

В плену иллюзий
Посетило:13145
Говард Хьюз
Надежда Грановская. Биография
Посетило:18519
Надежда Грановская
Энни Смит Пек. Биография
Посетило:7268
Энни Смит Пек

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history