Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћитрофан ¬оронежский

   /   

Mitrofan Voronezhskliy

   /
             
‘отографи€ ћитрофан ¬оронежский (photo Mitrofan Voronezhskliy)
   

ƒень рождени€: 06.11.1623 года
ћесто рождени€: с. јнтилохово, –осси€
ƒата смерти: 23.11.1703 года
ћесто смерти: ¬оронеж, –осси€
¬озраст: 80 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

≈пископ ¬оронежский

¬ св€том крещении Ч ћихаил. ≈го родители принадлежали к духовному званию, по словам самого св€тител€, Ђ€ родилс€ в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии ¬осточной ÷еркви, в православной вереї. Ѕыл женат, имел сына, служил приходским св€щенником в селе —идоровское близ города Ўу€.

24.09.2008

Ќа сороковом году жизни овдовел, и в 1663 был пострижен в монашество с именем ћитрофан в «олотниковской пустыни в честь ”спени€ Ѕожией ћатери. Ѕыл известен строгой монашеской жизнью, и уже в 1665 по просьбе братии яхромского  осмина монастыр€ был поставлен игуменом этой обители. ¬ врем€ его насто€тельства в монастыре был построен новый —пасский храм, который был снабжЄн всей необходимой церковной утварью. — 1675 Ч игумен ”нженского “роицкого монастыр€, которой покровительствовал царствующий дом –омановых. ѕод его руководством и в этой обители был сооружЄн новый храм Ч каменный Ѕлаговещенский с трапезною и колокольней Ч осв€щЄнный в 1680. ¬ 1677 по поручению ѕатриарха »оакима игумен ћитрофан обследовал церкви в ветлужских сЄлах, а также замен€л в храмах √алича и ёрьевца ѕовольского с уездами старопечатные богослужебные книги на новые. ¬ 1680, одновременно с насто€тельством в ”нженском монастыре, он был назначен дес€тильником Ч управл€ющим ”нжненской дес€тиной, в состав которой входили 94 храма.

ћитрофан ¬оронежский фотографи€
ћитрофан ¬оронежский фотографи€

2 апрел€ 1682 назначен епископом ¬оронежским, был первым архиереем на вновь учреждЄнной кафедре. –анее она входила в состав –€занской епархии, однако тамошние архиереи не посещали ¬оронеж и его окрестности, находившиес€ на глубокой периферии их обширной епархии. ћногие местные жители не испытывали уважени€ к религии, образовательный уровень пастырей был крайне низок, в регионе было велико вли€ние старообр€дчества, представители которого бежали на тогдашнюю окраину –оссии от гонений. Ќа территории епархии было лишь 182 храма, что не соответствовало еЄ масштабам и посто€нно увеличивавшемус€ количеству населени€. ћонастырска€ жизнь находилась в упадке, во внутреннюю жизнь монастырей часто вмешивались жертвователи-мир€не. ѕо словам владыки ћитрофана, Ђу нас место украинское и вс€кого чину люди обвыкли жить неподвластно, по своей волеї (украинское в данном случае означало окраинное).

¬ конце авгута 1682 епископ прибыл в свою епархию. ¬ житии св€тител€ ћитрофана даЄтс€ така€ оценка его де€тельности в качестве прав€щего архиере€:

 ак опытный хоз€ин, радеющий об имуществе церковном, он стремилс€ к тому, чтобы увеличить средства своей небогатой епархии и заботливо упор€дочивал ее внешний, церковно-хоз€йственный обиход. Ќо главные заботы св€тител€ сосредоточивались на пастырском попечении о спасении душ вверенного ему √осподом словесного стада. —в€той ћитрофан €вилс€ истинным пастырем, со страхом Ѕожиим он свершал свое служение: с любовию и милосердием вспахивал св€титель ниву сердец человеческих, чтобы посе€ть на них спасительные семена слова Ѕожиего; лишь в крайних случа€х дл€ искоренени€ пороков обращалс€ он к суровым карательным мерам.

¬ бытность владыки ћитрофана епископом ¬оронежским были окончательно определены и расширены границы епархии. ¬месте ветхого Ѕлаговещенского собора в ¬оронеже был построен новый, каменный п€тиглавый, также осв€щЄнный к 1692 в честь Ѕлаговещени€ ѕресв€той Ѕогородицы и ставший в то врем€ самым большим зданием города. „исло храмов в епархии увеличилось до 239. Ѕыли основаны два новых монастыр€, один скит преобразован в монастырь. ќбители епархии были подчинены архиерейскому надзору, в них была налажена финансова€ дисциплина. ≈пископ принимал меры к повышению нравственного уровн€ как монашествующих, так и белого духовенства, заботилс€ об их авторитете, защищал св€щенников от притеснений со стороны мир€н. Ѕыл строгим, но справедливым архипастырем. јктивно боролс€ с вли€нием старообр€дчества, много проповедовал, открывал в сЄлах школы, в которых преподавали знавшие грамоту переселенцы из ћалороссии. ћного занималс€ благотворительностью, по словам биографа владыки, Ђдом его архиерейский был домом прибежища всем скорб€щим, странникам гостиница, бол€щим врачебница, убогим место упокоени€ї.

≈пископ ћитрофан оказывал поддержку ѕетру I, который организовал в ¬оронеже корабельную верфь дл€ строительства флота, участвовавшего в походе на јзов в 1696. ¬ своих проповед€х он поддерживал это начинание цар€, как прав€щий архиерей содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с «апада технические знани€. ÷арь, в свою очередь, с уважением относилс€ к св€тителю, дл€ некоторых воронежских обителей им по ходатайству епископа ћитрофана были уменьшены государственные повинности (что было нехарактерно дл€ ѕетра I, но объ€сн€лось его хорошими отношени€ми с владыкой).

¬ то же врем€ активна€ политика вестернизации различных сторон жизни встречала непри€тие со стороны св€тител€, который не бо€лс€ возражать царю, когда речь шла о принципиальных вопросах. ¬ житии св€тител€ описан его конфликт с ѕетром I во врем€ одной из поездок цар€ в ¬оронеж:

√осударь пожелал видеть у себ€ св€того ћитрофана и велел ему €витьс€ во дворец. —в€титель тотчас же отправилс€ к царю пешком. Ќо, войд€ во двор, ведущий ко дворцу, он увидел статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшени€ по царскому приказанию. —в€титель сейчас же повернулс€ и пошел домой. ќб этом доложили императору, который, не зна€, почему св€той ћитрофан возвратилс€ обратно, вторично отправил к нему посланного с приказанием €витьс€. Ќо св€титель ответил: Ђѕока государь не прикажет сн€ть идолов, соблазн€ющих весь народ, € не могу войти в его дворецї. –азгневанный такими словами ѕетр приказал передать св€тому: Ђ≈сли он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себ€ смертной казниї. Ќа эту угрозу епископ ћитрофан отвечал: Ђ¬ жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить €зыческих идолов и тем соблазн€ть простые сердцаї.

Ћучшие дн€

Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13651
Ѕобби ћур
ѕокор€юща€ пол€рные льды
ѕосетило:5000
јнна ўетинина
ћишель Ћегран. Ѕиографи€
ѕосетило:4335
ћишель Ћегран

 онфликт завершилс€ примирением Ч царь простил епископа и приказал убрать статуи, после чего владыка €вилс€ во дворец благодарить государ€. ¬ последующем он не изменил своЄ негативное отношение к европейским обыча€м и включил в своЄ духовное завещание резкое предостережение патриарха »оакима против сближени€ с иноземцами. Ќесмотр€ на это, он до самой смерти пользовалс€ расположением цар€, с которым в последний раз встречалс€ в 1702.

¬ августе 1703 епископ ћитрофан т€жело заболел. 10 августа был пострижен в схиму с именем ћакарий, в честь преподобного ћакари€ ”нженского, основател€ монастыр€, в котором был игуменом до своей архиерейской хиротонии. ¬ своЄм завещании, в частности, писал: Ђј келейных денег у мен€ нетЕ не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешнойї.

23 но€бр€ 1703 св€титель ћитрофан скончалс€, при его погребении 4 декабр€ того же года присутствовал царь ѕЄтр I, который планировал посетить воронежскую верфь, но ускорил свой приезд, узнав о кончине епископа. ÷арь лично нЄс гроб владыки, а после похорон, обратившись к приближЄнным, сказал: ЂЌе осталось у мен€ такого св€того старцаї. ¬ладыка ћитрофан был похоронен в Ѕлаговещенском соборе ¬оронежа.

Ќародное почитание владыки сопровождалось многочисленными чудесами. ¬ 1832 епископ ћитрофан был причислен к лику св€тых. ƒни пам€ти (по юлианскому календарю): 7 августа (ќбретение мощей), 4 сент€бр€ (¬торое обретение мощей и —обор ¬оронежских св€тых), 23 но€бр€.

“ропарь, глас 4. ѕравило веры и образ кротости, словом и житием, пастве твоей, отче смиренномудре ћитрофане, был еси. “емже и во светлостех св€тых солнца светлейше возси€л еси, венцем нетлени€ и славы украшаем, моли ’риста Ѕога всей державе нашей и граду твоему в мире спастис€.

 ондак, глас 8. ¬оздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворив, св€тительскою оде€лс€ еси одеждою, €ко венец св€щенства; и ныне, всех ¬ладыце предсто€, моли, всеблаженне ћитрофане, умирити и спасти души наша.

¬ ћоскве существуют храм ћитрофана ¬оронежского, построенный в 1895 при детском приюте великой кн€гини ≈лизаветы ‘Єдоровны в ѕетровском парке, и часовн€ во им€ св€тител€, расположенна€ на ѕавелецком вокзале (с которого направл€ютс€ поезда до ¬оронежа) и осв€щЄнна€ в 2001. ¬ ѕетербурге в 1847 на территории “ентелевского кладбища была построена церковь ћитрофана ¬оронежского (снесена в 1929), в св€зи с чем и само кладбище стало именоватьс€ ћитрофаньевским. Ќа территории  арелии на берегу ¬ажозера находитс€ ћитрофаниевска€ пустынь ѕетрозаводской и  арельской епархии, основанна€ (как скит) в 1904 и возрождЄнна€ в 2000. ¬ ѕсковской епархии в селе Ћосицы (ѕлюсское благочиние) в 1856 был осв€щЄн храм ћитрофана ¬оронежского. ¬ 2003 был построен храм во им€ св€тител€ на территории ¬оронежского института ћ¬ƒ –оссии.

¬ 2003 в ¬оронеже был установлен пам€тник св€тителю ћитрофану, дл€ сбора пожертвований на строительство кафедрального Ѕлаговещенского собора в ¬оронеже основан ‘онд св€тител€ ћитрофана ¬оронежского. ¬ городе действует ѕравославна€ гимнази€ во им€ св€тител€ ћитрофана ¬оронежского. ¬ сент€бре 2007 на базе исторического факультета ¬оронежского государственного университета прошла межрегиональна€ научно-практическа€ конференци€ Ђ175-летие прославлени€ св€тител€ ћитрофана ¬оронежского Ч выдающегос€ церковного и государственного де€тел€ї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:12336
‘рэнк ‘ариан
—оздатель лучшей снайперской винтовки
ѕосетило:10590
≈вгений ƒрагунов
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7728
≈катерина ћельник

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru