Людибиографии, истории, факты, фотографии

Михаил Новосёлов

   /   

Mihael Novoselov

   /
             
Фотография Михаил Новосёлов (photo Mihael Novoselov)
   

День рождения: 01.07.1864 года
Россия
Дата смерти: 17.01.1938 года
Россия
Возраст: 73 года

Гражданство: Россия

Биография

российский богослов, духовный писатель.

Российский богослов, духовный писатель. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

28.09.2008

Родился в дворянской семье.

Михаил Новосёлов фотография
Михаил Новосёлов фотография

* Отец — Александр Григорьевич (1834—1887), сын священника села Заборовье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии Григория Алексеевича Новоселова. Окончил Санкт-Петербургский университет, был директором тульской, а затем четвёртой московской классической гимназии.

Реклама:

* Мать — Капитолина Михайловна, урождённая Зашигранская, дочь священника Михаила Васильевича Зашигранского.

Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1886). В молодости был увлечён идеями Л. Н. Толстого, был активным толстовцем, находился в переписке с Толстым. В конце 1887 был арестован за издание брошюры Толстого «Николай Палкин», но после заступничества Толстого в феврале 1888 освобождён под гласный надзор полиции с запрещением проживать в столицах. Получив наследство после смерти отца, в 1888 основал в селе Дугино Тверской губернии «толстовскую» земледельческую общину, которая просуществовала два года из-за того, что её участникам-интеллигентам было трудно и непривычно заниматься физической работой.

Однако в 1892 пересмотрел свои взгляды, став приверженцем православной церкви. Автор «Открытого письма» Толстому, в котором, в частности, говорилось:

Служить вы хотите не Господу, Которого знает и признает вселенское христианство… а какому-то неведомому безличному началу, столь чуждому душе человеческой, что она не может прибегать к нему ни в скорбные, ни в радостные минуты бытия своего.

Был близок к протоиерею Иоанну Кронштадтскому, к старцам Оптиной и Зосимовой пустынь. Автор работ на церковные темы, публиковался в «Миссионерском обозрении» и «Церковных ведомостях». Участвовал в Религиозно-философских собраниях 1901—1903. В 1902—1917 был издателем «Религиозно-философской библиотеки» (РФБ), в которой публиковались многие известные российские православные мыслители (многие из книг серии был написаны самим Новосёловым или при его участии). Серия вначале издавалась в Вышнем Волочке, а затем в Москве и в Сергиевом Посаде. Всего вышло 39 выпусков РФБ; около 20 отдельных непронумерованных книг и более 80 «Листков РФБ» (изданий, в которых публиковались труды святых отцов и религиозные размышления выдающихся русских писателей и учёных).

В 1905 выступал противником планов поспешного избрания Патриарха, сторонником проведения собора Русской православной церкви, а для его подготовки — образования Соборного подготовительного совещания из нескольких епископов, представителей духовенства и мирян. В 1905—1918 участвовал в работе Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва.

Лучшие дня

Фабио Капелло. Биография
Посетило:15795
Фабио Капелло
Максим Галкин: Юмор интеллектуала
Посетило:4772
Максим Галкин
Новый король Западного побережья
Посетило:4306
Кендрик Ламар

В 1907 организовал в Москве строго православный «Кружок ищущих христианского просвещения», заседания которого проходили на его квартире (так называемые «новосёловские четверги»). В состав кружка входили священники Павел Флоренский и Иосиф Фудель, а также Ф. Д. Самарин, В. А. Кожевников, С. Н. Булгаков, П. Б. и С. Б. Мансуровы, Н. Д. Кузнецов, Ф. К. Андреев. По словам В. В. Розанова,

суть связи этого кружка — личная и нравственная; высшее его качество — не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше. Но взамен этого — чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью, или — почти общею. Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними, Мих. Ал. Новосёлова, «авва Михаил». И хотя некоторые из них неизмеримо превосходят почтенного и милого М. А. Новосёлова учёностью и вообще «умными качествами», но, тем не менее, чтут его, «яко отца», за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только выслушивают его, но и почти слушаются его.

Резко негативно относился к деятельности Григория Распутина, выпустил в своём издательстве брошюру «Григорий Распутин и мистическое распутство» (М, 1912), которая была запрещена и конфискована в типографии. Газета «Голос Москвы» была оштрафована за публикацию выдержек из неё. В 1912 был избран почётным членом Московской духовной академии за свою деятельность в области духовного просвещения и христианской апологетики. Являлся членом Училищного совета при Святейшем Синоде. Автор работ в защиту имяславия — учения об имени Божием, сторонники которого были изгнаны с Афона и подвергались другим преследованиям.

Преподавал классическую филологию в Московском университете.

В 1918 входил в состав отдела о духовно-учебных заведениях Поместного собора Русской православной церкви 1917—1918. В 1918 был членом Временного Совета объединенных приходов города Москвы. Предоставил свою квартиру для занятий созданных весной 1918 по благословению Патриарха Тихона Богословских курсов, преподавал на этих курсах.

В 1922 был членом Братства ревнителей Православия. Против него 11 июля 1922 было возбуждено уголовное дело по обвинению в антисоветской агитации, в ночь на 12 июля того же года в его квартире был произведён обыск. Сам Михаил Новосёлов в это время находился в Оптиной пустыни, поэтому ему удалось избежать ареста. Был арестован 12 августа 1922 и до 19 марта 1923 находился под арестом. Дело против него было прекращено 19 марта 1923 в связи с чем, при обыске не было найдено ничего компрометирующего (был изъят лишь орден святого Станислава). После этого уехал в Вышний Волочёк, где и поселился, жил на нелегальном положении.

В 1922—1927 написал своё основное сочинение — «Письма к друзьям», посвящённые актуальным вопросам церковной жизни. В нём он резко критиковал обновленческое движение, рассуждал о причинах гонений на церковь в России, рассматривался вопрос о конечных судьбах церкви и мира (значительное внимание уделялось эсхатологическим рассуждениям), анализировал различия между православием, католицизмом и протестантизмом, отдавая безусловное предпочтение первому. Принадлежал к традиции мистического богословия. В 1970—1980-е годы отдельные «Письма к друзьям», ранее распространявшиеся в самиздате, были опубликованы в зарубежном «Вестнике РХД» и в нелегально издававшемся альманахе «Надежда» (1984).

Был видным деятелем «иосифлянского» движения, сторонником создания катакомбной церкви, вместе с протоиереем Фёдором Андреевым составил обращение к Заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с предложением изменить церковно-политический курс.

В марте 1929 был арестован в Москве как «руководитель антисоветских церковников, ведущий их к переходу на нелегальное положение, распространяющий своеобразные циркуляры идеологического антисоветского характера с призывом к „мученичеству“». 23 мая 1929 был приговорён к трём годам лишения свободы, отбывал наказание в Суздальском политизоляторе.

В 1930 был перевезён в Москву, находился в Бутырской тюрьме, проходил по делу Всесоюзного Центра «Истинное Православие», обвинён в том, что играл решающую роль в идеологическом объединении духовенства, оппозиционного митрополиту Сергию (Страгородскому). 3 сентября 1931 приговорён к 8 годам лишения свободы, срок заключения отбывал в Ярославском политизоляторе. Существует информация, что, находясь в изоляторе, Новосёлов обратил в православие одного из заключённых, турка Ахмета Ихсана. По воспоминаниям Ихсана, Новосёлов пользовался уважением узников, которые называли его аввой и богословом (хотя сам он возражал против того, чтобы его именовали богословом).

7 февраля 1937 получил очередной тюремный срок, был приговорён к трём годам заключения, 29 июня 1937 был перевезён в Вологодскую тюрьму.

В Вологде против него было возбуждено уголовное дело за «систематическое распространение среди сокамерников клеветнических сведений по адресу руководителей ВКПб и Советского Правительства с целью вызвать недовольство и организованные действия против установленных тюремных правил и [за продолжение] борьбы в условиях тюрьмы». 17 января 1938 приговорён к расстрелу постановлением Вологодского УНКВД; в тот же день расстрелян.

Михаил Новосёлов был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Существует версия, что в 1920 Михаил Новосёлов был пострижен в монашество с именем Марк, а в 1923 тайно хиротонисан во епископа Сергиевского: архиепископом Феодором (Поздеевским), епископами Арсением (Жадановским) и Серафимом (Звездинским). Однако она документально не подтверждена и официально не принята церковью, Архиерейский собор которой канонизировал Михаила Новосёлова как мирянина. То же относится и к участию Новосёлова в так называемом «кочующем соборе», объективные доказательства проведения которого отсутствуют (все данные о соборе основаны на информации Амвросия (Сиверса)).

Труды

* Забытый путь опытного богопознания (в связи с вопросом о характере православной миссии). Вышний Волочёк, 1901; 2-е издание: Вышний Волочёк, 1903, 3-е издание: М., 1912.

* Психологическое оправдание христианства (Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве). М., 1912.

* Беседы о жизни. М., 1913.

* Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения. М., 1912.

* Григорий Распутин и мистическое распутство. М., 1912.

* За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьёв? М., 1913.

* Письма к друзьям. М. 1994




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Самый известный силач прошлого века
Посетило:27594
Джозеф Гринштейн
Каганский Максим Евгеньевич
Посетило:15163
Максим Каганский
Всемирная история шпионажа
Посетило:11991
Карл Густав Маннергейм

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history