Крупнейший пражский раввин, мудрец и один из самых авторитетных ученых и религиозных теоретиков XVI века. Несмотря на то, что до наших дней дошло почти полное собрание сочинений Бецалеля, история его жизни и научно-религиозной деятельности обросла мифами и легендами, которые, впрочем, были обоснованы его интересом к каббале и тайным учениям; точно реконструировать можно лишь некоторые даты и события, в остальном же историки ориентируются на пражские легенды.
15.05.2013
Родился Йехуда Лёв бен Бецалель в Познани (Poznań), на территории современной Польши, в еврейской семье. Некоторые исследователи считают, что его семья была очень религиозной, а его дядя и вовсе был видным раввином в стране, однако факт о том, что сам Йехуда получал какое-либо религиозное образование, до сих пор остается неподтвержденным. Тем не менее, в 1553-м году он переехал в Моравию (Moravia), где на протяжении 20 лет занимал пост главного раввина. После этого Йехуда переехал в Прагу (Prague), на это время и пришелся расцвет его научной и духовной деятельности; с 1597-го года и до смерти в 1609-м году он занимал пост главного раввина Праги.
Впрочем, намного интереснее посмотреть на личность Бецалеля в свете легенд, которые до сих пор ходят о нем в Праге, и благодаря которым его имя даже спустя несколько веков осталось в истории. Как известно, пожары были самым страшным бичом средневековых городов, и во время одного из них Йехуда сумел, рискуя жизнью, спасти библиотеку короля Рудольфа Второго (Rudolf II). Вскоре на одном из парадов раввин усмирил взбесившегося коня императора, чем окончательно завоевал его доверие и вошел в его ближайшее окружение. Несмотря на то, что каббала является одной из составляющих иудаизма, практическая каббала, которая связана с магией и сверхъестественными силами, никогда не поощрялась раввинами. Сам же Йехуда, как гласят легенды, с помощью тайных знаний создал легендарного пражского голема, персонажа, образ которого стал прототипом Франкенштейна, поколения роботов Чапека и многих других запоминающихся образов в мировой литературе. Голем был создан для защиты еврейского населения Праги от антисемитского движения, однако с течением времени в еврейских районах голем стал символом защитника еврейского района Праги и главной реликвией, местонахождение которой тщательно скрывалось не только от властей, но и от большей части еврейской общины. Говорят, что во времена Второй мировой войны голем был тайно вывезен из Праги; впоследствии это событие было обыграно в книге 'Приключения Кавалера и Клея' (The Amazing Adventures of Kavalier and Clay) писателя Майкла Чабона (Michael Chabon).
Его литературное наследие составляют десятки книг как духовной, так и светской тематики. Особого внимания стоит его комментарий к Торе (Моисееву Пятикнижию), который во многом обогнал философскую мысль того времени. Немаловажными являются работы по каббале и философии иудаизма, которые обозначили дальнейшее развитие еврейской этической мысли. Прирожденный педагог, Бецалель уделял особое внимание воспитанию детей и пытался уже в 16 веке найти компромисс между религиозным и светским образованием, доказывая, что ни одна точная наука не развратит душу юного существа, а, наоборот, укрепит ее и создаст почву для дальнейшего образования.
Поистине уникальным является то, что всю свою жизнь Махараль был сторонником свободы слова и мысли, а также принимал активное участие в идеологических спорах и стал предвестником европейских революций, которые, однако, произошли гораздо позже. Рассматривая наследие Бецалеля, нельзя сказать, как сильно его влияние на современное состояние иудаизма в мире: некоторые называют его основателем хасидизма, другие уверены, что он открыл миру таинства каббалы; третьи видят в нем гуманиста и борца за свободу человека как такового, без учета его религиозных убеждений.
Бецалель не создал вокруг себя школы, а идеи, высказанные им, были развиты уже гораздо позднее, так как его современники не могли оценить глубину его мыслей. Умер он в 1609-м году и был похоронен на Старом еврейском кладбище в Праге. Авторитет среди евреев Праги быстро сделал место его захоронения сакральным для жителей города, а с течением времени оно начало привлекать и приезжих. На сегодняшний день могила Йехуды и синагога неподалеку имеют особое значение в культуре иудаизма.
Несмотря на то, что первая работа Махараля была опубликована, когда ему было 66 лет, он на сегодняшний день является предшественником большинства движений в иудаизме.
Франц Беккенбауэр. Биография Посетило:18129 |
Лысый по прозвищу Моби Посетило:16632 |
Сергей Иваненко. Биогафия Посетило:13655 |